МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История древнего мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 60
индивидуальные консультации 30
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 60 60 60 60
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Козулин Вячеслав Николаевич

Рецензент(ы):
д.и.н., зав.кафедрой, Чернышов Юрий Георгиевич

Рабочая программа дисциплины
История древнего мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История древнего мира» является формирование у студентов систематических знаний о периоде древнего мира всеобщей истории. К задачами дисциплины относятся приобретение навыков выявления общих и частных аспектов периода истории древнего мира, влияние этого периода на последующие этапы всемирной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По завершению курса студент должен иметь представление об исторических процессах и событиях происходивших в древний период, знать специфики древних обществ и культур.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы;
- уметь ориентироваться в разделах дисциплины;
- знать основные исторические события периода древнего мира;
- знать специфику рабовладельческих обществ древнего мира;
- знать основные механизмы, факторы и тенденции развития первобытных обществ;
- знать основные государственные образования древневосточных обществ и их хронологию.
- знать основных исторических деятелей и правителей Древнего мира

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть навыками:
- научного и сравнительного анализа исторических событий периода истории древнего мира;
- видения особенностей исторических процессов периода древнего мира, повлиявших на формирование мировой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История первобытного общества
1.1. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций. Типы цивилизаций в древности. Первобытная культура. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1
1.2. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. История Древнего Востока
2.1. История Древней Месопотамии. История Древнего Египта. Хеттское царство. Восточное Средиземноморье в древности. История Древних Индии, Китая, Ирана. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1
2.2. История Древней Месопотамии. История Древнего Египта. Хеттское царство. Восточное Средиземноморье в древности. История Древних Индии, Китая, Ирана. Практические 2 2
2.3. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. История Древней Греции
3.1. Древнейшие Эгейские цивилизации. Архаический период истории Древней Греции. Классический период истории Древней Греции. Эпоха эллинизма Лекции 2 2 Л1.2, Л1.1
3.2. Древнейшие Эгейские цивилизации. Архаический период истории Древней Греции. Классический период истории Древней Греции. Эпоха эллинизма Практические 2 2
Раздел 4. История Древнего Рима
4.1. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.2. Источники по истории Древнего Рима. Природа и население Древнего Рима Практические 2 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.3. Возникновение и древнейший период истории Рима. Эпоха Римской республики. Эпоха Римской империи. Эпоха домината. Лекции 2 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.4. Возникновение и древнейший период истории Рима. Эпоха Римской республики. Эпоха Римской империи. Эпоха домината. Практические 2 2 Л1.2, Л1.3, Л1.1
4.5. Подготовка к зачету Сам. работа 2 24 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.6. Консультации 2 30

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=547

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К реформам Солона в Афинах относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Установление Афинской гегемонии
Ответ А.

2. К реформам Клисфена в Афинах относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Замена родовых фил на территориальные
В. Установление демократии
Г. Установление Афинской гегемонии
Ответ Б.

3. К реформам Сервия Туллия в Риме относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Введение имущественного ценза при формировании армии и комиций
Ответ Г.

4. К реформам Гая Гракха в Риме относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Учреждение комиссии по перераспределению народной земли
Ответ Г.

5. К реформам Гая Мария в Риме относится
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Создание профессиональной армии
Ответ Г.

6. Когда в Римской империи были запрещены Олимпийские игры, посвященные Зевсу и с чем это было связано?
А. в IV в. до н.э., с провозглашением Римской республики
Б. в I в. до н.э., с восстанием Спартака
В. в III в. н.э., с началом распада империи и постоянными войнами
Г. в IV в. н.э., с утверждением христианской религии в Риме
Д. в III в. до н.э., с вторжением Ганнибала в Италию
Ответ Г.

7. О каком сражении поэт Эсхил писал, что "под кровью мертвых - скрылась гладь морская"?
А. о Марафонском сражении
Б. о сражении у Трафальгарского мыса
В. о битве за Трою
Г. о битве за Сиракузы
Д. о Саламинском сражении
Ответ Д.

8. Что позволило Риму стать хозяином Западного Средиземноморья?
А. победы Цезаря
Б. походы Помпея
В. победы Рима во II Пунической войне
Г. завоевание Римом Балканского полуострова
Д. походы Траяна
Ответ В.

9. Какой полис являлся лидером Пелопонесского союза?
А. Афины
Б. Спарта
В. Коринф
Г. Фивы
Ответ Б.

10. Что можно отнести к причинам Пелопоннесской войны?
А. Религиозный конфликт
Б. Внутренняя межполисная борьба
В. Изменение экономической политики
Г. Стремление к гегемонии
Ответ Г.


11. Какое государство вышло победителем в Пелопоннесской войне?
А. Афины
Б. Спарта
В. Македония
Г. Фивы
Ответ Б.


12. Какой римский император захватил и уничтожил Иерусалим?
А. Август
Б. Тиберий
В. Нерон
Г. Веспасиан
Ответ Г.

13. Пунические войны охватывают промежуток времени:
А. 264 – 255 гг. до н.э.
Б. 264 – 146 гг. до н.э.
В. 146 – 27 гг. до н.э.
Г. 509 – 264 гг. до н.э.
Ответ: Б

14. На какие цели Афины взымали с союзников взнос форос?
А. Строительство и содержание союзного флота
Б. Оплата Афинам услуг по организации обороны
В. Дань Афинам
Г. Штраф за несоблюдение союзнических обязательств
Ответ: А
15. Сколько древнегреческих полисов известно современным ученым?
А. Около 1000
Б. Около 100
В. Около 20
Г. Около 12000
Ответ. А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какой договор положил конец персидским войнам?
Ответ: Каллиев мир

2. Как называется война италийских племён против Рима (91–88 или 90–88 до н. э.), которая велась за предоставлении союзникам прав римского гражданства?
Ответ: Союзническая война

3. Что такое империя?
Ответ: Империя в широком смысле — это большое государство, которое обычно включает в себя множество, народов и стран под единым правлением или контролем. Империи стремятся к расширению своей власти и влияния за пределами своих исходных границ путем завоевания новых земель.
Империи могут иметь различные формы правления, но тяготеют к монархии. Империи часто характеризуются централизованным управлением, контролем над экономическими ресурсами и культурным влиянием на завоеванные территории. Нередко внутри империи допускается разнообразие форм зависимости и механизмов контроля различных территорий.

4. Что такое войны диадохов?
Ответ: Войны приемников Александра Македонского после его смерти в 323 году до н.э. Эти войны охватили период с 322 по 281 год до н.э.
После смерти Александра, его огромная империя была разделена между его преемниками, такими как Антигон, Кассандр, Птолемей, Селевк и Лисимах, стали правителями различных регионов бывшей империи.
Войны диадохов были серией вооруженных конфликтов и дипломатических маневров за контроль над разными частями империи. Эти войны привели к формированию нескольких новых государств и царств, таких как Птолемеевская Египетская династия в Египте, Селевкидская династия в Сирии, а также Антигонидская династия в Македонии.
Войны диадохов завершились, когда основные государства договорились о разделе сфер влияния и признали друг друга. Формирование новых государств в ходе этих войн в значительной степени определило политическую карту ближневосточного региона на следующие века.

5. Что такое «Великое переселение народов»?
Ответ: «Великое переселение народов» — это массовые миграции и перемещения народов и этнических групп в разных частях Европы и близлежащих территориях. с IV по VII вв. н.э.
6. Как называется объединение городов Лация в центральной Италии VII-IV вв. до н.э., за гегемонию над которым боролся Рим.
Ответ: Латинский союз

7. Как называется собрание представителей греческих полисов, созванное в 338 г. до н.э. Филиппом II Македонским для заключения всеобщего мира и создания панэллинского союза.
Ответ: Коринфский конгресс

8. Как в Древней Греции классического периода называли политическое лидерство полиса в союзном объединении государств?
Ответ: Гегемония

9. Какой статус имели в Риме варварские союзные племена, селившиеся у границ империи и получающие жалование за охрану рубежей?
Ответ: Федераты
10. В чем суть реформ Клисфена?
1.Введение процедуры остракизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет.
2.Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций.
3.Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы. Б
11. На какой срок избирались римские ординарные магистратуры?
Ответ: 1 год.
12. Какие реформы провел Сервий Туллий?
Ответ:
1. Все свободное население поделил на имущественные разряды, в основе деления – размер земельного надела
2. Каждый разряд выставлял определенное количество мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Центурии были не только военной, но и политической организацией =˃ народные собрания по центуриям
3. Деление свободного населения по территориальному принципу (4 городских и 17 сельских территориальных округов).
13. Что такое трибутные комиции?
Ответ: Народное собрание в Древнем Риме, которое собиралось территориальным округам – трибам.
14. Что такое сенат?
Ответ: Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией, контролировал финансы. До реформ Гая Гракха (20-е гг. 2 в. до н. э.) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения.
15. Что такое доминат?
Ответ: Государственный строй Римской империи начиная с Диоклетиана (правил в 284–305 н.э.), когда император стал в полном смысле властителем, или господином (dominus). Также – период римской истории, называемый иногда «поздней империей».
16. Кто такие популяры?
Ответ: Идейно-политическое течение (партия) в поздней Римской республике конца II—I веков до нашей эры, противостоявшее оптиматам и отражавшее интересы плебса.

17. Что такое эллинизм?
Ответ: Термин, обозначающий эпоху в истории античного мира после царствования Александра Македонского. Введён нем. историком И. Г. Дройзеном. Основными чертами эпохи Эллинизма. считаются: возникновение крупных монархиеских государств под властью македонских или, реже, греч. династий на Ближнем и Среднем Востоке; широкое расселение на этих территориях греков и македонян; изменение отношения греков к монархии, которая стала восприниматься как приемлемая форма гос. строя; становление нового типа греч. культуры, в меньшей степени связанного с традицией полиса; широкое взаимодействие и синтез греч. и вост. начал. Условной датой конца эллинистического времени мн. историки называют 30 до н. э., когда Рим присоединил к своим владениям Египет.

18. Что такое принципат?
Ответ: условный термин в исторической литературе, обозначавший сложившуюся в Древнем Риме в период ранней Империи (27 до н. э. — 284) особую форму монархии, совмещавшую в себе монархические и республиканские черты. Обладатели высшей императорской власти, преимущественно, именовались титулом Принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Октавиан Август и его преемники, будучи принцепсами, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую («пожизненный народный трибун») и военную власть. Формально титул императора не был наследственным и продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания, магистратуры (кроме цензоров); но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках принцепса-императора и приближённых к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Также – период римской истории, именуемый иначе «ранняя империя».

19. К какой партии принадлежали сторонники Цезаря?
Ответ: Популяры

20. По какому принципу проводились выборы в суд и совет пятисот в Древних Афинах?
Ответ: По территориальному принципу с помощью жребия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Зачет может приниматься как в устной форме (которая предполагает ответы студентов на теоретические вопросы), так и выставляться по результатам выполнения студентами установленных программой видов работ, включая итоговый тест. Для разных обучающихся учебной группы могут быть определены разные формы сдачи зачета в зависимости от качества их работы в семестре изучения дисциплины. Вопросы к зачету, задания, которые должны выполнить студенты в семестре, (и форму его проведения) студенты получают на первом занятии по дисциплине в данном семестре. Присутствие посторонних лиц в ходе проведения аттестационных испытаний без разрешения ректора или проректора не допускается (за исключением работников университета, выполняющих контролирующие функции в соответствии со своими должностными обязанностями). В случае отсутствия ведущего преподавателя аттестационные испытания проводятся заведующим кафедрой.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, допускаются на устные аттестационные испытания в сопровождении ассистентов-сопровождающих.
Во время аттестационных испытаний обучающиеся могут пользоваться программой учебной дисциплины.
Оценка результатов аттестационного испытания объявляется обучающимся в день его проведения.
Вопросы к зачету:
1. Понятие «история античности»: содержание, хронологические и географические рамки.
2. Природа и население Древней Греции. Периодизация древнегреческой истории.
3. Открытия Г. Шлимана и А. Эванса. История изучения крито-микенской цивилизации.
4. Основные этапы развития крито-микенской цивилизации.
5. Сельское хозяйство, ремесло и обмен в Греции в XI—IX вв. до н. э. Вопрос о «протополисе».
6. Причины, основные направления и особенности Великой греческой колонизации.
7. Ранняя греческая тирания и ее роль в становлении полисного строя.
8. Особенности социальной структуры и политического строя древней Спарты.
9. Обострение социальных противоречий в Аттике в VII—VI вв. до н. э. Реформы Солона.
10. Законодательство Клисфена и его роль в формировании демократического строя в Афинах.
11. Причины и предпосылки Греко-персидских войн. Первые походы персов (до битвы при Марафоне).
12. Поход Ксеркса. Изменение характера войн после битвы при Саламине.
13. Демократические преобразования и государственный строй Афин при Перикле.
14. Причины и поводы Пелопоннесской войны. Соотношение сил и планы враждующих сторон.
15. Основные этапы Пелопоннесской войны. Причины поражения Афин.
16. Основные симптомы кризиса полиса. Политическая история Греции в первой половине IV в. до н. э.
17. Возвышение Македонии. Причины установления македонского господства в Греции.
18. Основные этапы восточного похода Александра Македонского.
19. Держава Александра и ее распад.
20. Понятие «эллинизм». Основные этапы и особенности развития эллинистических государств.
21. Особенности древнегреческой мифологии и религии.
22. Греческий театр и его общественное значение.
23. Архитектура и искусство Греции классического периода.
24. Основные направления греческой философии.
25. Особенности культуры эпохи эллинизма.
26. Природа и население древней Италии. Периодизация римской истории.
27. Этруски и их влияние на римскую цивилизацию.
28. Рим в царский период. Реформы Сервия Туллия.
29. Причины и основные этапы борьбы патрициев и плебеев.
30. Римское общество по данным законов XII таблиц.
31. Государственный строй ранней Римской республики.
32. Покорение Римом Италии и борьба с Пирром. Особенности италийской конфедерации.
33. Карфаген к середине III в. до н. э. и причины его столкновения с Римом. I Пуническая война и ее итоги.
34. Поход Ганнибала в Италию. Причины победы Рима.
35. «Великие завоевания» Римской республики: восточная политика, III Пуническая война, покорение Испании.
36. Особенности перехода к классическому рабству в Риме.
37. Аграрная реформа Тиберия Гракха и начало борьбы «оптиматов» и «популяров».
38. Деятельность Гая Гракха и ее исторические последствия.
39. Особенности кризиса гражданской общины в Риме.
40. Союзническая война и ее роль в процессе перехода от Республики к Империи.
41. Диктатура Суллы и ее историческое значение.
42. Первый триумвират и покорение Цезарем Галлии. Историческое значение диктатуры Цезаря.
43. Второй триумвират и причины победы Октавиана.
44. Принципат Августа: экономические, политические и идеологические основы.
45. Сравнительная характеристика I и II восстаний рабов на Сицилии.
46. Восстание Спартака и его оценки в историографии.
47. Римская империя в I в. н. э. Основные предпосылки возникновения христианства.
48. Вопрос об истоках христианства. Кумранская община. Стадия «актуальной эсхатологии».
49. Римское общество в период II—III вв. Становление христианской церкви.
50. Рим в эпоху домината и причины падения Западной Римской империи.
Критерии оценивания
Выполнение всех видов работ и заданий текущего контроля.
Итоговый тест
За правильный ответ – 1 балл, за неправильный или неуказанный ответ – 0 баллов.
Студент правильно ответил от 50% до 90% вопросов теста.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Кудрявцевой Т.В. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.3 Никишин В.О. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНИЙ РИМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э2 Сайт Государственного Исторического Музея www.shm.ru
Э3 Библиотека текстов Древнего мира и средневековья www.vostlit.info
Э4 Электронный ресурс о Древнем Риме «Римская слава» www.roman-glory.com
Э5 Учебная дисциплина «История древнего мира» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение древней истории в вузе происходит тогда, когда студенты еще только начинают осваивать навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой. Именно в этот момент им особенно необходимо ознакомление с методическими рекомендациями и программами, дающими ответы на важнейшие из возникающих вопросов.
Следует отметить, что методические материалы такого рода уже были разработаны и изданы в различных университетах страны (так, составителем были учтены основные положения следующих изданий: Кузищин В.И, Садовская М.С., Строгецкий В.М. История древнего мира. М., 1984; Кузищин В.И., Соловьева С.С. Программа дисциплины "История древнего мира". М., 1986; Климов О.Ю. Студенческая научная работа по истории древнего мира. Мурманск, 1987; Круглов Е.А. Курсовые работы по истории древнего мира. Уфа, 1988; Пальцева Л.А. История Древней Греции. Л., 1988; Чернышов Ю.Г. Курсовые и контрольные работы по истории Древней Греции и Рима. Барнаул, 1990). Необходимость появления данного издания вызвана тем, что вышеназванные пособия давно уже стали библиографической редкостью. Кроме того, в них далеко не всегда отражены те подходы, которые стали преобладающими в исторической науке в последние годы. Наконец, в настоящем издании учтены новейшие публикации по истории и культуре античного мира.
Итак, что в первую очередь должны учитывать студенты, приступающие к изучению истории Древней Греции и Рима? Опыт показывает, что зачастую доклады начинающих студентов на семинарских занятиях, а также курсовые работы носят во многом компилятивный характер, в них еще не наблюдается ни полного охвата имеющихся материалов, ни попыток их самостоятельного анализа. Для того, чтобы быстрее избавиться от этих "детских болезней", более рационально использовать время и добиться лучших результатов по освоению какой-либо конкретной темы, рекомендуется построить работу по заранее намеченному плану, который может включать следующие действия.
Первое. Вначале следует посвятить время общему ознакомлению с темой. Лучше всего для этого прочитать соответствующие разделы в новейшей учебной литературе, обращая внимание на характеристики эпохи, общий контекст исторических событий. Среди существующих изданий для этого можно порекомендовать последние издания учебников под редакцией В.И.Кузищина, а также трехтомную "Историю древнего мира" (см. список литературы). Необходимо добиться "вживания" в тему, чтобы правильно представлять общую ситуацию, последовательность событий, а также знать важнейшие имена и даты. Обязательно следует также изучить исторические карты соответствующего периода.
Второе. После этого можно переходить к составлению библиографии. Чтобы легче ориентироваться в массе литературы или, напротив, отыскать немногочисленные исследования по какой-либо узкой теме, можно обратиться к специальным библиографическим изданиям. Но начинать лучше с обращения к общедоступным справочным и энциклопедическим изданиям (например, "Советской исторической энциклопедии", где при каждой статье приводится список важнейшей литературы), а также с просмотра предметного и алфавитного каталогов в библиотеках.
Аннотации на важнейшие работы содержатся в указателях Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН): "Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография", "Новая иностранная литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография". Сведения об иностранных книгах, поступавших в библиотеки страны, содержатся в указателе: "Сводный бюллетень новых иностранных книг в библиотеках СССР. Общественные науки". Кроме того, в ИНИОН издавались выпуски реферативных журналов, содержащих библиографические описания и краткое изложение содержания важнейших новых исследований. См.: "Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия 5. История".
Издания трудов античных авторов на русском языке перечислены в книгах: Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981, а также в учебных пособиях по истории античной литературы, написанных С.И. Радцигом, Н.А. Чистяковой, Н.В. Вулих, А.А. Тахо-Годи, И.М. Тронским и др.). Указанные издания имеются в краевой и университетской библиотеках.
При сборе библиографической информации следует обязательно выписывать полные библиографические данные нужных работ: это потребуется при оформлении ссылок и списка использованной литературы. Для статьи полное библиографическое описание включает фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или сборника, в котором помещена статья, год, номер и страницы (для журнала) или место выхода, издательство, год выхода и страницы (для сборника). Полное библиографическое описание книги включает те же элементы, что и описание сборника, плюс общее количество страниц.
Третье. Непременным условием всякого самостоятельного исторического исследования является знакомство с источниками. Именно в источниках содержится та "первичная информация", которая лишь интерпретируется позднейшими авторами. Вместе с тем при работе с произведениями античных авторов студент должен научиться критически оценивать получаемые сведения и при возможности проверять их через сопоставление с данными иных (в том числе не только письменных) источников. Необходимо учитывать, что многим античным авторам присущи субъективизм, недостаточная информированность, использование непроверенных сведений, вера в разного рода "знамения" и т.п. Бывает весьма полезно изучить биографию автора, его социальное положение, его приверженность той или иной философии и т.д. Следует также обязательно учитывать специфику жанра: степень достоверности информации во многом зависит от того, в каком произведении она содержится - например, в комедии, в лирическом стихотворении, панегирике или научном трактате.
Цитирование античных авторов в научной литературе имеет своеобразную и вполне оправданную традицию, согласно которой в сноске указывается не номер страницы того или иного издания, а номер книги (или песни), главы, строки (или стиха), на которые делится во всех изданиях текст данного прозаического или поэтического произведения.
Обычно сноски на античных авторов приводятся в круглых скобках, сокращенно, по-латински, непосредственно в тексте работы. Так, например, приводя оценку Аппианом реформ братьев Гракхов, в сноске достаточно указать: (Арр., В.С., I,11). Допускается и упрощенный вариант, который можно рекомендовать студентам, недостаточно уверенным в своей латыни: сноска делается внизу страницы, а имя автора и название произведения пишутся по- русски, например: Аппиан. Гражданские войны, I,11. Следует, однако, напомнить, что в списке использованных источников и литературы необходимо приводить полное библиографическое описание использованного издания, например: Аппиан. Гражданские войны / Пер. с греч. под ред. С.А.Жебелева и О.О.Крюгера. Л.: ОГИЗ, 1935. 351 с. В случае, если свидетельство античного автора было использовано "из вторых рук" и не проверено, в сноске нужно указать, из какой именно книги заимствована цитата, например: Цицерон. Письма к Аттику, II,1,8. Цит. по: Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 193.
Четвертое. Необходимо как можно более полно изучить доступную научную литературу по теме. Такое изучение целесообразнее начинать с наиболее солидных исследований обобщающего характера, а уже затем переходить к статьям, посвященным углубленному изучению частных вопросов. Следует обращать особое внимание на расхождения в оценках, встречающиеся в разных работах. В таких случаях, прежде чем встать на чью-то сторону, следует досконально изучить аргументацию каждого автора. Опыт показывает, что начинающие исследователи нередко впадают в одну из двух крайностей: либо некритично воспроизводят выводы какого-либо исследователя, либо, наоборот, резко отвергают их, не особенно обременяя себя серьезной аргументацией. Между тем культура научной дискуссии предполагает не только критичное, но и максимально уважительное отношение к мнению оппонента. Даже критикуя чье-либо мнение, ни в коем случае не следует переходить "на личности", обвинять человека в "фальсификации", "ангажированности" и т.п. Гораздо лучше будет доказывать свою правоту, основываясь на профессиональном знании фактов.
При конспектировании научной литературы рекомендуется выписывать не только оценочные суждения, но и ссылки на еще не известные автору источники и исследования, а также на факты, которые могут быть использованы для более полного раскрытия темы. При этом необходимо либо сохранять в неизменности авторский текст, беря его в кавычки, либо сокращенно излагать его своими словами (в последнем случае нельзя будет использовать выписку как цитату, поскольку в цитате не допускаются какие- либо изменения авторского текста, за исключением его сокращения).
Выписки лучше делать на отдельных листах стандартного размера и писать только с одной стороны листа, оставляя по бокам поля. На полях нужно обязательно указывать номера страниц, на которых находятся выписанные отрывки (без этого не удастся потом правильно сделать сноски). Рекомендуется также сразу записывать на полях конспекта возникшие при чтении собственные замечания, догадки - вернувшись к ним впоследствии, можно будет при необходимости выстроить из них предположение или гипотезу.
Пятое. Завершив в основном изучение источников и литературы, необходимо, прежде чем садиться за написание текста, попытаться хотя бы предварительно выстроить изученный материал в систему. Следует еще раз продумать формулировку темы и выстроить информационные блоки так, чтобы в комплексе они максимально полно раскрывали эту тему.
Любой доклад или письменная работа состоят обычно из трех основных частей: введения, основной части (в письменных работах слова "основная часть" не пишутся: обычно эта часть работы разделена на главы и параграфы) и заключения. Во введении дается постановка проблемы, характеризуются источники и историография (обязательно применительно к конкретной теме), определяются цели и задачи работы, обосновываются метод и логика исследования. В основной части рассматривается фактический материал, на основании анализа которого делаются выводы (в письменных работах каждая глава должна представлять собой как бы небольшое самостоятельное исследование, т.е. включать название, введение, основную часть и заключение). В заключении необходимо суммировать все те выводы, которые были сделаны в основной части, а также дать исчерпывающие ответы на все те вопросы, которые были поставлены во введении.
Учитывая вышесказанное, следует перед написанием текста попытаться составить развернутый план-проспект работы или доклада, отразив в нем предполагаемую структуру работы и основные выводы. Рекомендуется обсудить такой план с преподавателем (научным руководителем), чтобы при необходимости своевременно внести поправки.
Шестое. Имея четко продуманный план-проспект работы, можно переходить к ее написанию. Рекомендуется сначала написать черновик основной части, а уже затем переходить к введению и заключению. Необходимо вести изложение собственными словами, ни в коем случае не прибегая к заимствованию кусков текста у других авторов (в научном мире это расценивается как плагиат). Работа не должна выглядеть как простой пересказ материала: необходимо сопоставлять разные версии источников, различные оценки исследователей, аргументированно отстаивая собственное мнение.
Цитирование и ссылки на специальную литературу следует применять главным образом тогда, когда в этих изданиях приводятся какие-либо малоизвестные факты, или же оригинальные оценки, суждения. Не следует злоупотреблять цитированием; иногда бывает достаточно коротко изложить суть позиции автора. Но в любом случае необходимо комментировать цитаты и ссылки в тексте работы (например: "И.Д.Амусин делает вывод: "... в кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуальным", или: "Как подчеркивает И.Д.Амусин, у кумранитов играет особую роль идея индивидуального избранничества").
Рекомендуется обратить особое внимание на стиль изложения. Не стоит делать слишком длинные предложения, нагромождая придаточные предложения и деепричастные обороты. Вместе с тем следует избегать использования "бытовой" лексики. Академический стиль изложения предполагает использование выражений типа "думается", "представляется более обоснованным", "по-видимому", "как нам кажется". Нежелательно писать или говорить "я считаю", "я опровергну" и т.п. Вообще, не принято привлекать излишнее внимание к собственной персоне, приводя автобиографические данные, когда это не связано прямо с темой исследования. Наилучшее впечатление оставляет четкий и лаконичный стиль работы, не лишенный в то же время некоторых художественных достоинств.
Седьмое. Очень многое зависит не только от качества содержания, но и от формы подачи материала. Как правило, они соответствуют друг другу, но иногда плохая форма подачи наносит огромный ущерб неплохому содержанию.
Если говорить о сообщении на семинаре или докладе на конференции, то здесь следует обратить особое внимание на то, чтобы аудитория легко и с интересом воспринимала информацию. Для этого бывает полезно использовать хотя бы некоторые из приемов ораторского искусства (четкое и достаточно громкое произношение, актуализирующие жесты и т.д.). Устное сообщение не должно быть загромождено обилием фактов и цифр. В нем следует особенно четко обозначить основную проблему. Необходимо также учитывать степень информированности аудитории, опираясь на уже известные ей факты и приводя новые. Не стоит злоупотреблять частым приведением малоизвестных греческих и латинских терминов. Завершая выступление, необходимо еще раз акцентировать внимание на основной идее доклада. Кроме этого, выступающий должен быть готов дать аргументированные и корректные ответы на возможные вопросы.
Оформление письменной работы по истории Древней Греции и Рима в целом соответствует действующим общим правилам и требованиям, предъявляемым к такого рода работам. От студента требуется лишь приучить себя неотступно следовать этим правилам, проявляя максимальную аккуратность и даже педантизм при оформлении работы. Особое внимание следует обратить на оформление сносок, а также списка использованных источников и литературы. По аккуратности оформления часто судят об отношении автора к своей работе.