МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 84
индивидуальные консультации 14
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 84 84 84 84
Консультации 14 14 14 14
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины "Профессиональная этика" должно способствовать реализации следующих целей:
Способствовать адаптации студентов первого курса в новой для них профессиональной среде, ознакомлению их с основами современной исторической науки, ее ведущими тенденциями развития, формированию системного мышления, аналитических способностей и приобщению к элементам профессиональной деятельности будущего историка-исследователя.
Ознакомить студентов с основополагающими документами, регламентирующими ход учебного процесса в университете, охарактеризовать основные этапы обучения в рамках направления «история», определить возможные перспективы применения полученных результатов обучения в профессиональной деятельности после окончания вуза.
Раскрыть социальную роль и значимость познания истории для общества и вклад в этот процесс профессиональных историков.
Мотивировать интерес к анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки.
Способствовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, научной литературой, критически воспринимать различные историографические концепции, участвовать в исследовательских процедурах и грамотно излагать мысли в устном и письменном виде.
Формировать культуру мышления, восприимчивость к теоретической и конкретно-исторической информации, способность к ее анализу, систематизации, обобщению.
Создать условия для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-11 Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
ОПК-1 Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-2 Способен применять знание основных проблем и концепций в области отечественной и всеобщей истории; заниматься интерпретацией прошлого в историографической теории и практике;
ПК-1 Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика курса «Профессиональная этика» и его ориентация на основные виды социальной и профессиональной деятельности студентов
1.1. Характеристика курса «Профессиональная этика" и его роль в адаптации студентов к системе вузовского обучения на историческом факультете. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципиальные изменения в российской системе вузовского образования за последние два десятилетия и утвердившаяся в результате реформ модель организации обучения в высшей школе Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Характеристика курса «Профессиональная этика» и его ориентация на основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра истории. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социальная деятельность, ее организация и самообразование, возможности их использования в научной деятельности.
2.1. Понятие и основные составляющие социальной деятельности. Вилы социальной деятельности Сам. работа 2 4 УК-10, УК-11, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Самоорганизация и организация в коллективе при работе с документами Сам. работа 2 4 УК-10, УК-11, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Самоорганизация и организация в коллективе при работе с документами Консультации 2 2 УК-10, УК-11, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Толератность как основное условие осуществление социальной деятельности в современном обществе Сам. работа 2 4 УК-10, УК-11, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Роль человека в истории. Практические 2 2 УК-10, УК-11, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Роль человека в истории. Консультации 2 2 УК-10, УК-11, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Социальные силы, факторы и закономерности в истории
3.1. Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Соотношение насильственных и ненасильственных способов разрешения проблем в истории, причины и следствия их использования. Консультации 2 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Проблема повторяемости и закономерности в истории Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Своеобразие исторического познания
4.1. Наука как особая форма знания, род человеческой деятельности и социальный институт. Сам. работа 2 6 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Своеобразие источниковой базы исторической науки Консультации 2 2 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Источниковая база исторической науки Практические 2 2 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.4. Источниковая база исторической науки Сам. работа 2 6 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.5. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы Сам. работа 2 6 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.6. Роль методологии и историографии в исторических исследованиях, практическая ценность внеисточникового знания. Сам. работа 2 6 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.7. Этапы и основные элементы исторического исследования Сам. работа 2 6 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.8. Историческое исследование: стратегия, логика, этапы. Консультации 2 2 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.9. История и искусство Сам. работа 2 6 УК-10, ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. История в системе наук
5.1. Взаимоотношения истории с другими науками. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Взаимоотношения истории с естествознанием и другими гуманитарными науками. Консультации 2 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. История и общество
6.1. Историческое сознание общества и историческая наука Сам. работа 2 4 УК-10, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Взаимосвязь исторической науки и исторического сознания общества. Причины высоких требований, предъявляемых обществом к исторической науке. Консультации 2 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.4. История и политика. Сам. работа 2 2 УК-11, ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Список теоретических вопросов:
• История как наука, общий взгляд на проблему. Функции истории как науки
• Важнейшие теоретические аспекты исторического процесса и истории как науки
• Различные подходы к проблеме познаваемости истории и исторического процесса
• Природно-географический фактор и его влияние на протекание исторического процесса
• Производственно-технологический фактор (производственные и технологические революции) в историческом процессе
• Социально-демографический фактор и проблема роли личности в истории
• Сущность насилия и ненасилия, их взаимовлияние в контексте исторического процесса. Насилие в истории: причины и влияние на ход событий
• Профессиональная этика ученого: общие представления, подходы, требования и их специфика
• Научная коммуникация: виды, принципы и практики осуществления
• Научные мероприятия: определение и виды
• Общие представления об исторических источниках. Внешняя и внутренняя критика источников. Типы исторических источников
• Разновидности письменных источников
• Соотношение истории с другими науками. Проблема междисциплинарности в исторической науке
• История и искусство
• Вызовы современной исторической науки

Список афоризмов и высказываний:

• Историческая правда состоит из молчания мертвых (Э. Рей)
• То, что люди не учатся на ошибках истории – самый главный урок истории (О. Хаксли)
• В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений (В.О. Ключевский)
• История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися
(Э. Бёрк)
• Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю (В. Швебель)
• История пишется для установления строгой истины (Плиний Младший)
• Превосходные умы – суть истинные герои истории (Н.М. Карамзин)
• Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования (П.Я. Чаадаев)
• Повествовательная история всегда страдает неточностью, но она есть портрет. Статистическая же история всегда будет лишь механическим оттиском (А. Франс)
• История повторяется. Это один из ее недостатков. (К. Дарроу)
• Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство (А. Камю)
• История – картинная галерея, где мало оригиналов и много копий (А. Токвиль)
• Исторические заблуждения долговечнее исторических фактов (М.Л. Уимс)
• Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину (Э. Ренан)
• Источник для историка представляет собой бездонный колодец, но спуститься в него можно лишь с удавкой на шее
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ.

1. Историческая правда состоит из молчания мертвых (Э. Рей).
2. То, что люди не учатся на ошибках истории – самый главный урок истории (О. Хаксли).
3. В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений (В.О. Ключевский).
4. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков (В.О. Ключевский).
5. Источник для историка представляет собой бездонный колодец, но спуститься в него можно лишь с удавкой на шее.
6. История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися
(Э. Бёрк).
7. Кто много говорит о неповторимости, тот плохо знает историю (В. Швебель).
8. История пишется для установления строгой истины (Плиний Младший).
9. Превосходные умы – суть истинные герои истории (Н.М. Карамзин).
10. Вся наша история – продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел. Это она рассеяла нас во всех направлениях и разбросала в пространстве с первых дней нашего существования (П.Я. Чаадаев).
11. Повествовательная история всегда страдает неточностью, но она есть портрет. Статистическая же история всегда будет лишь механическим оттиском (А. Франс).
12. История повторяется. Это один из ее недостатков. (К. Дарроу)
13. История неизбежно вбирает в себя фазы насилия и ненасилия, а вот их последовательность и период протекания устанавливает только человек

Темы рефератов

1. Понятия этики.
2. Соотношение этики и профессиональной этики
3. Области использования этики в современных социальных взаимодействиях
4. Виды деятельности человека
5. Возникновение и основное содержание концепции толерантности
6. Социальная дифференциация в современном мире: единство противоречий
7. Понятие самообразования
8. Алгоритмы самообразования
9. Алгоритмы социального проектирования
10. Место и роль историка в системе современной социально-гуманитарной деятельности
11. Управление знанием: теоретические аспекты
12. Управление знанием в современном мире
13. Социальное проектирование и управление знанием: соотношение и различие понятий
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.
Приложения
Приложение 1.   ФОСы. Проф. этика 3++.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход: М. : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.Г. Чернышов Региональные конфликты и их урегулирование: учебное пособие: , 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle «Профессиональная этика» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиографическая база данных / Научная электронная библиотека "eLIBRARY.RU". Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Профессиональная этика» нацелен на способствование адаптации студентов первого курса в новой для них социальной и профессиональной среде, создание условий для кооперации с сокурсниками при выработке целевой направленности предстоящей деятельности, выборе путей и средств достижения замысла. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, работы с историческим документом/исторической задачей в группах. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний. Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Работа в группах подразумевает коллективное взаимодействие в формате малых групп, нацеленное на формулировку предложений по разрешению поставленной исторической проблемы, поиск информации в источнике, обработку исторических сведений для выработки аналитических суждений. За работу каждая группа может набрать до 6 баллов, оценки группам не градируются и не находятся в прямой связи с результатами работ других коллективов. Оценка, полученная группой студентов, дублируется всем участникам этой группы.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5 пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные аспекты социального взаимодействия людей и функционирования исторической науки. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных или исторических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 15 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 30 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.