МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 74
индивидуальные консультации 20
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 74 74 74 74
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, О.Н. Тихонова

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, О.П. Морозова

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессионально-педагогической направленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к планированию и осуществлению педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, к использованию и апробации специальных подходов к обучению истории и обществознанию
ПК-2.1 Знает базовый материал основных учебных дисциплин; нормативную базу, регулирующую деятельность образовательных учреждений; методику преподавания курса истории и обществознания в общеобразовательных организациях
ПК-2.2 Умеет проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, планировать их реализацию
ПК-2.3 Владеет основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курсов истории и обществознания в общеобразовательной школе
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения и развития образования в России и за рубежом;
современные тенденции развития образования;
общее представление о педагогике как науке;
объект, предмет и функции педагогики;
цели и задачи педагогического образования;
категориальный аппарат педагогики;
методологию педагогической науки;
аксиологические основы педагогики;
сущность развития, социализации и воспитания личности;
сущность педагогического процесса как целостного явления.
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить педагогические цели и определять задачи учебного занятия;
структурировать учебный материал в соответствии с педагогическими целями и задачами;
выстраивать педагогический процесс на основе субъект-субъектных отношений;
осуществлять анализ педагогических ситуаций и находить адекватный способ их разрешения;
адекватно подбирать формы и методы обучения и воспитания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом педагогики;
коммуникативной компетентностью;
методами обучения и воспитания;
современными инновационными технологиями в педагогической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
1.2. Профессионально-педагогическая культура учителя. Профессиональное становление и развитие педагога. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
1.3. Консультации Консультации 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
2.2. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
2.3. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Практические 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.6. Консультации Консультации 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 3. Теория обучения. Теория и методика воспитания.
3.1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.2. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности. Общие методы воспитания. Практические 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.3. Содержание образования как основа базовой культуры личности Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.4. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.5. Консультации Консультации 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 4. Педагогические технологии и управление образовательными системами
4.1. Педагогические технологии и мастерство учителя. Технология конструирования педагогического процесса. Технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогическогг общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
4.2. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Развитие професионально-педагогической культуры учителей. Сам. работа 4 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
4.3. Консультации Консультации 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
4.4. Зачёт Зачет 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина Педагогика: учебник М. : Академия, 2011, 10 шт. 10
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2011
Л2.2 И. Ю. Кулагина Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М.: Трикста, 2011
Л2.3 Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2010
Л2.4 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающегося обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова): учеб. пособие для вузо Гардарики, 2002
Л2.5 под ред. З. И. Васильевой. История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования М. : Академия, 10 шт., 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.