МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-2020,2019,2018
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 150
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 4 4 10 10
Практические 4 4 8 8 12 12
Сам. работа 58 58 92 92 150 150
Часы на контроль 4 4 4 4 8 8
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Гончаров ю.М.;д.и.н., профессор, Скубневский В.А.;к.и.н., доцент, Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение истории Сибири должно дать студентам понимание исторических процессов на территории региона, вооружить их знанием конкретных исторических фактов региональной истории.
Изучая курс «Истории Сибири», студент должен понять особенности развития Сибири в составе Русского государства, понять причины практически полного отсутствия помещичьего землевладения, специфику социального состава населения и социально-экономических отношений в регионе. Особое внимание следует обратить на уяснение студентами специфики кабинетских горных округов, – Колывано-Воскресенского (Алтайского) и Нерчинского, – собственности российских императоров. Изучая историю Сибири в пореформенный период, студент должен уяснить специфику развития капитализма, социальных отношений, общественно-политической и культурной жизни.
Курс истории Сибири призван развивать у студентов интерес к научным изысканиям на сибирском, алтайском материале, вооружить молодых специалистов навыками для регионоведческой работы. Большое значение в этом отношении имеет подготовка студентами курсовых и дипломных работ на региональном материале. Это осуществляется в рамках специализации по отечественной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные принципы и подходы к исследованию всеобщей и отечественной истории
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в качестве аргумента базовые знания из истории и исторические факты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью анализировать разнородные исторические факты, обобщать значительное число исторических данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История Сибири в XVI - первой половине XIX в.
1.1. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Присоединение Сибири к Русскому госу-дарству в XVII в. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Сам. работа 2 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Заселение Сибири русскими в XVII в. Практические 2 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Хозяйственное освоение Сибири в XVII в. Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Колонизация Сибири русскими в XVIII в. Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Сельское хозяйство и промыслы в XVIII в.Становление сибирской промышленности в XVIII в.Города, торговля и пути сообщения Лекции 2 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Административно-территориальное деле-ние и управление Сибири в XVIII в. Лекции 2 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Социально-экономическое развитие корен-ных народов Сибири в XVIII в. Лекции 2 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Культура Сибири XVII–XVIII вв. Сам. работа 2 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Присоединение и освоение новых террито-рий в первой половине XIX в.Крестьянство Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 2 7 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Население Сибири в первой половине XIX в. Практические 2 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Промышленность Сибири в первой поло-вине XIX в. Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Торговля и пути сообщения Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Города Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Административно-территориальное деление и управление Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Социально-экономическое развитие корен-ных народов Сибири в первой половине XIX в. Практические 2 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Культура Сибири первой половины XIX в. Сам. работа 2 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в Практические 2 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 2 6 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Зачет 2 0 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История Сибири, 1861 - 1990-е гг.
2.1. Промышленность и рабочие Сибири во 2-й половине Х1Х в. Практические 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Социально-экономическое развитие Сибири в Начале ХХ в.Торговля. Города. Формирование буржуазии во 2-й половине Х1Х в. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири в начале ХХ в. Лекции 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Общественно-политическая жизнь Сибири во 2-й пол.Х1Х в Практические 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Социально-экономическое развитие Сибири в Начале ХХ в. Сам. работа 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири в начале ХХ в. Сам. работа 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Культура Сибири во 2-й пол. Х1Х -начале ХХ в. Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Сельское хозяйство в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа. Лекции 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Общественно-политическое движение накануне и в годы первой русской революции Лекции 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Культура Сибири во второй половине XIX – начале XX в. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Сибирь в период между Февральской и Октябрьской революциями. Октябрьская революция в Сибири.Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири Лекции 3 1 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Октябрьская революция в Сибири. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Первые социально-экономические и политические преобразования Советской власти в Сибири Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Сибирь в годы гражданской войны Практические 3 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Сибирь в годы гражданской войны Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. Сибирь в период новой экономической политики Практические 3 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. Сибирь в период новой экономической политики Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.17. Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920-х–1930-е годы Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.19. Сибирь в период Великой Отечественной войны Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.20. Сибирь в период Великой Отечественной войны Практические 3 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Сибири во второй поло-вине 1940-х–1950-е годы Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.22. Сибирь в 1960–1990-е гг. Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.23. Консультация по разделам Сам. работа 3 2 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.24. Зачет 3 4 ПК-1 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Первый период

1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Вопрос о присоединении Сибири в отечественной историографии.
2. Ранние известия о Сибири и начало захвата Западной Сибири Россией в конце XVI в.
3. Поход Ермака и его историческое значение.
4. Присоединение Западной Сибири к Русскому государству.
5. Присоединение Восточной Сибири к Русскому государству.
6. Заселение Сибири русскими в XVII в.
7. Возникновение и развитие русского земледелия в XVII в.
8. Промыслы, ремесло и торговля Сибири XVII в.
9. Народы Сибири в XVII в.
10. Социальные отношения в Сибири XVII в.
11. Управление Сибири XVII в.
12. Заселение Сибири русскими в XVIII в.
13. Сельское хозяйство и крестьянство Сибири XVIII в.
14. Горно-металлургическая промышленность XVIII в.
15. Обрабатывающая промышленность XVIII в.
16. Города Сибири XVIII в.
17. Ремесло и торговля Сибири XVIII в.
18. Управление Сибири XVIII в.
19. Социально-экономическое развитие народов Сибири XVIII в.
20. Культура Сибири XVII–XVIII вв.

УП: 46_03_01-15-1234-2015.plm.xml стр. 12

Второй период
1. Присоединение и освоение новых территорий в первой половине XIX в.
2. Население Сибири в первой половине XIX в.
3. Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в.
4. Крестьянство Сибири в первой половине XIX в.
5. Промышленность Сибири в первой половине XIX в.
6. Торговля и пути сообщения
7. Города Сибири в первой половине XIX в.
8. Социально-экономическое развитие коренных народов Сибири в первой половине XIX в.
9. Административно-территориальное деление и управление
10. Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в.
11. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в
12. Культура Сибири первой половины XIX в.

Третий период
1. Реформа 1861 г. в Сибири.
2. Реформы в Алтайском горном округе.
3. Переселенческое движение во 2-й половине ХIХ в.
4. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве во 2-й половине ХIХ в.
5. Кризис кабинетской горной промышленности в пореформенный период
6. Развитие частной промышленности во 2-й половине ХIХ в.
7. Рабочие на сибирских золотых промыслах.
8. Особенности развития торговли во 2-й половине ХIХ в.
9. Сибирское купечество во 2-й половине ХIХ в.
10. Политическая ссылка во 2-й половине ХIХ в.
11. Сибирское областничество.
12. Строительство Сибирской ж.д.
13. Промышленность Сибири в начале ХХ в.
14. Деятельность российских и иностранных монополий в Сибири.
15. Развитие сельского хозяйства Сибири в начале ХХ в.
16. Аграрная реформа Столыпина и Сибирь.
17. Революционное и рабочее движение в 1895 – 1904 гг.
18. Сибирь в годы первой русской революции.
19. Сибирь в годы реакции (1907-10).
20. Сибирь в годы нового революционного подъема.
21. Народное образование Сибири во 2-й половине ХIХ – начале ХХ в.
22. Архитектура и изобразительное искусство.
23. Досуг горожан.
24. Научные общества, музеи.

1. Сибирь в период двоевластия.
2. Углубление революционного кризиса летом и осенью 1917 г.
3. Расстановка социальных и политических сил в Сибири накануне октября 1917 г.
4. Установление Советской власти в Сибири.
5. Первые политические и социально-экономические преобразования Советской вла-сти в Сибири.
6. Выступление чехословацкого корпуса и временное свержение советской власти.
7. Колчаковский режим в Сибири.
8. Развитие партизанского движения и разгром Колчака.
9. Дальневосточная республика.
10. Сельское хозяйство Сибири в период нэпа
11. Промышленность и транспорт Сибири в условиях нэпа
12. Коллективизация сельского хозяйства Сибири
13. Индустриальное развитие Сибири в годы первых пятилеток
14. Общественно-политическое развитие Сибири в 20–30-е годы
15. Преобразования в сфере культуры в 20–30-е годы
16. Промышленность Сибири в годы Великой Отечественной войны
17. Состояние сельского хозяйства в годы ВОВ
18. Формы материальной помощи населения Сибири фронту
19. Сельское хозяйство Сибири во второй половине 1940-х –1950-е годы. Освоение целинных и залежных земель.
20. Промышленность и рабочий класс Сибири во второй половине 1940-х–1950-е годы
21. Жизненный уровень населения Сибири во второй половине 1940-х–1950-е годы.
22. Хозяйственное освоение Сибири в 1960–1980-е годы.
23. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1960–1980-е годы.
24. Сибирь в 1990-е–нач. 2000-х гг.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

По материалам документа № 9 «Из донесения чиновника по крестьянским делам…» определите, как в сибирских селах проходило формировании крестьянского общественного правления и обобщите особенности этого процесса в своем ответе.
В ходе анализа источников обратите внимание на сроки опубликования манифеста о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости в Томской губернии (документ №1).
Охарактеризуйте процесс освобождения зависимого населения Сибири (документы № 2, № 3, № 4, № 5).
По материалам таблицы документа № 15 определите масштабы переселенческого движения; районы, где процент переселенцев был наиболее высоким. С чем это могло быть связано?
Назовите аграрные новшества, привозимые переселенцами (документ № 16).

Полный перечень практических заданий по дисциплине размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2085
Приложения
Приложение 1.   ФОС История Сибири 3++.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предпринимательство в Сибири: исторический опыт (XVII – начало XX вв.) : учеб. пособие Барнаул : Азбука, 2010 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. Глебов. Регион в истории империи: Исторические эссе о Сибири: М. : Новое издательство, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136766
Л2.2 Бакшеев, А.И. Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа: монография Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363978
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "История Сибири XX в. (1917 - 1990-е гг.)" portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "История Сибири (конец XVI – первая половина XIX вв.)" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в мудл "История Сибири" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Литературная информационно-поисковая система-каталог. Режим доступа: www. ekniga.com.ua|
Алтайский региональный исторический портал // URL: http://new.hist.asu.ru;
Сайт «Сибирь капиталистическая» // URL: history.nse.kapital;
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.