Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z46_03_01_История-2020,2019,2018 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Данный спецкурс посвящен изучению гендерных отношений, а именно месту женщины в социальной истории России. Особое внимание уделено вопросу о влиянии взаимодействия традиционности и современности на изменение гендерных ролей и гендерных стереотипов мышления. Так как спецкурс читается учащимся исторического факультета, значительное внимание отводится также историческим аспектам изучаемой проблемы. В значительной степени материал является новым для студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2 |
ПК-1 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании; особенности социального познания гендерных отношений; получить развернутые представления о роли гендера и места женщины в эволюции общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи; самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах, а также вопросы связаннные с местом женщины в истории |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Женские и гендерные исследования. Цели и задачи курса | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 2. Женщины Допетровской Руси | ||||||
2.1. | Правовое положение женщины в Древней Руси | Лекции | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Правовое положение женщины в Древней Руси | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.3. | Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.4. | Женщина в древнерусской и средневековой семье (IX – XVI вв.). | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.5. | Повседневный быт женщины: работа и досуг. | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.6. | Повседневный быт женщины: работа и досуг. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
2.7. | Одежда и украшения древнерусских женщин. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 3. Женщины конца XVII – первой половины XIX в. | ||||||
3.1. | Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Социокультурные факторы изменения положения женщины в XVII – XVIII вв. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Женщины и власть в России: опыт XVIII в. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.4. | Женский вопрос в России в первой половине XIX в. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.5. | Повседневный быт женщин разных социальных слоев в XVIII -начале XIX в. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
3.6. | Женский вопрос в России в первой половине XIX в. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 4. Женщины во второй половине XIX – начале XX в. | ||||||
4.1. | Женщина в семье | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.2. | Женское образование в России во второй половине XIX – начале XX вв. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.3. | Женское движение | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.4. | Одежда русских женщин XIX — начала XX века | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
4.5. | Женщины фронтира: сибирячки в региональном социуме XIX – начала XX в. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
Раздел 5. Женщины в период социальных потрясений начала XX в. | ||||||
5.1. | Женщина в революции и советском обществе (1917–1930-е гг.) | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.2. | Женщина в советской семье в 1920–1930-х гг. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.3. | Зачет | 4 | 4 | ПК-1, ПК-8 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Гендерные отношения – теория и практика Феминизм как направление теоретической мысли Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах Женщины в русской истории IX – XIX вв. Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв. Гендерные отношения в современном российском обществе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Большакова О.В. | История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. | М. : РАН ИНИОН, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Кислицина И.Г. | Гендерология : учебное пособие | Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гончаров Ю.М.. Скубневский В.А. | Города Западной Сибири во 2-й половине XIX – начале XX веков: Население. Экономика. Застройка и благоустройство: монография | ИП Колмогоров И.А., , 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Женщина в социальной истории России" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего. Приступая к изучению дисциплины "Политология" необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно. В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток). Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития. Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия: - имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий; - электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий; - аудитории для самотестирования; - вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть; - на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии; - студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем. |