МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Столыпинские реформы на Алтае

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История-2020,2019,2018
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Разгон В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Столыпинские реформы на Алтае

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Столыпинские реформы на Алтае" являются формирование у студентов комплексного представления о специфике аграрной политики правительства П.А. Столыпина на Алтае, а также акцентуация внимания на антроплогических аспектах темы (социокультурная и хозяйственная адаптация).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-5 способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-8 способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.фактологию всеобщей и отечественной истории, важнейшие понятия и термины;примеры насилия в истории и его последствия, роль личности в историческом процессе и конкретные примеры проявления личностного влияния на исторический процесс.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять информационно-поисковую деятельность, составлять историографические обзоры; выявлять причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать причины явлений и процессов; осуществлять критический анализ полученной информации, формулировать собственную позицию по изучаемой проблематике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с историческими источниками и литературой, историографическими трудами; навыками аналитической деятельности, определять место личности в истории; : специально-историческими методами, навыками формулирования самостоятельных выводов по изучаемой проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические вопросы курса
1.1. Источники и историография Столыпинских реформ в Сибири. Лекции 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Источники и историография Столыпинских реформ в Сибири. Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. История переселенческого движения на Алтай в достолыпинский период. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.4. История переселенческого движения на Алтай в достолыпинский период. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.5. Специфика аграрного развития Алтая на рубеже XIX–XX вв. Сам. работа 4 6 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.6. Специфика аграрного развития Алтая на рубеже XIX–XX вв. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Организация миграционного движения в Сибирь в период реализации Столыпинской аграрной реформы
2.1. Организация переезда и правовые аспекты устройства крестьян. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Формирование колонизационного фонда на Алтае. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Динамика и география миграционных потоков начала XX в. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.4. Государственное кредитование миграционного процесса в Сибири. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Хозяйственная и социокультурная адаптация столыпинских мигрантов в Сибири.
3.1. Природно-климатическая адаптации переселенцев на Алтае. Практические 4 2 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.2. Хозяйственное обустройство столыпинских переселенцев в Сибири. Сам. работа 4 8 ПК-1, ПК-5, ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Зачет 4 4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4509

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Начало реализации Столыпинской агарной политик было положено указом...
а) 19 сентября 1906 г.
б) 18 апреля 1907 г.
в) 10 марта 1906 г.
г) 10 января 1909 г.
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 2. Решение о переселении, крестьянин должен был заявить...
а) в городскую думу
б) дворянское собрание
в) земскую управу
г) уездную землеустроительную комиссию
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 3. На бланках какого цвета выдавались ходаческие свидетельства?
а) красного
б) синего
в) зеленого
г) желтого
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 4. Свободное ходачество устанавливалось правилами...
а) 19 сентября 1906 г.
б) 18 апреля 1907 г.
в) 10 марта 1906 г.
г) 10 января 1909 г.
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 5. Положение 13 марта 1908 г. предусматривало...
а) свободу ходачества
б) разрешение ходаческого движения только в определенные переселенческие районы, имевшие земельный запас
в) ходачество только от групп семей
г) запрещение ходчества
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 6. Основополагающий акт аграрной реформы П.А. Столыпина
а) указ 9 ноября 1906 г.
б) 18 апреля 1907 г.
в) 10 марта 1906 г.
г) 10 января 1909 г.
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 7. А. В. Кривошеин возглавлял..
а) Совет министров
б) Переселенческое управление
в) Главное управления землеустройства и земледелия
г) Государственную дума
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 8. В годы столыпинской аграрной реформы крестьяне проезжали в Сибирь преимущественно по ...
а) рекам
б) железной дороге
в) грунтовой дороге
г) морю
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 9. Крупнейший переселенческий пункт в годы САР был создан в...
а) Челябинске
б) Тюмени
в) Новосибирске
г) Екатеринбурге
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 10. В Томской губернии переселенческие участки распределялись по.... районам
а) 25
б) 45
в) 22
г) 10
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 11. Закон, призванный отграничить крестьянское землепользование на Алтае от владений Кабинета, был издан..
а) 9 ноября 1906 г.
б) 29 июня 1899 г.
в) 31 мая 1899 г.
г) 19 февраля 1861 г.
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 12. Прием переселенцев в старожильческие общества осуществлялся на основе выдачи...
а) приемных приговоров
б) проходных свидетельств
в) ходаческих свидетельств
г) удостоверений
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 13. Автор работы "Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа"
а) А.А. Храмков
б) Л.М. Горюшкин
в) В.Г. Тюкавкин
г) И.А. Асалханов
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 14. Что из перечисленного не передавалось в колонизационный фонд на Алтае?
а) земельные излишки, образовавшихся в результате землеустройства старо-жилов по реформе 31 мая 1899 г.
б) оброчные статьи
в) ценные защитные и водоохранные лесные дачи
г) свободные земли
ОТВЕТ:

ВОПРОС 15. Условием для передачи государственной казне кабинетских земель Алтайского округа для нужд переселенческого движения являлось (являлась).
а) введение отработок для населения на оставшихся за Кабинетом землях
б) денежная выплата
в) предоставление Кабинету других земель в Европейской части страны
г) введение налога для переселенцев в пользу Кабинета
ОТВЕТ: Б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. В годы осуществления столыпинской аграрной реформы законным считалось только переселение, которому предшествовало...
ОТВЕТ: ходачество

ВОПРОС 2. В период реализации столыпинской аграрной реформы для переезда в Си-бирь не требовалось получение от общества...
ОТВЕТ: увольнительного приговора

ВОПРОС 3. Согласно сведениям земских организаций, преобладающим способом ликви-ации имущества на родине в годы Столыпинской аграрной реформы являлась...
ОТВЕТ: продажа земли

ВОПРОС 4. Для облегчения переезда переселенцев до мест водворения предусматривалась выдача...
ОТВЕТ: путевых ссуд

ВОПРОС 5. Выплаты на хозяйственное устройство в Сибири назывались...
ОТВЕТ: «домообзаводственные» ссуды

ВОПРОС 6. За передаваемые казне земли Государственное казначейство должно было уплачивать Кабинету ежегодное вознаграждение за десятину в размере...
ОТВЕТ: 22 копейки

ВОПРОС 7. Срок выплаты Государственным казначейством Кабинету за предоставление земель для нужд переселения составлял...
ОТВЕТ: 49 лет

ВОПРОС 8. По предварительным расчетам колонизационная емкость Алтайского округа исчислялась в более...
ОТВЕТ: 7 млн десятин

ВОПРОС 9. В 1907 – 1908 гг. в пределах Алтайского округа земли для нужд переселения отводились прежде всего в этих уездах...
ОТВЕТ: Томский и Барнаульский

ВОПРОС 10. В годы реализации САР неурожайным на Алтае был...
ОТВЕТ: 1911 г.

ВОПРОС 11. В 1910 г. ревизию в Алтайском округе осуществил заведующего земельно-заводским отделом Кабинета
ОТВЕТ: А.П. Половцев

ВОПРОС 12. В 1910 г. обследование Горного Алтая осуществил начальник Алтайского округа...
ОТВЕТ: В.П. Михайлов

ВОПРОС 13. В результате реализации указа 19 сентября 1906 г. в Алтайском округе в ко-лонизационный фонд с 1907 по 1915 г. были переданы... дес.
ОТВЕТ: более 3 млн десятин

ВОПРОС 14. Из земель какого уезда Алтайского округа в колонизационный фонд поступило больше всего десятин ?
ОТВЕТ: Барнаульского

ВОПРОС 15. Как назывались выплаты на удовлетворение первостепенных потребностей крестьянских обществ?
ОТВЕТ: 3. ссуды на «общеполезные надобности»

ВОПРОС 16. Укажите дату издания закона, приведшего к сокращению ссудных выплат мигрантам в Томскую губернию.
ОТВЕТ: 5 июля 1912 г.

ВОПРОС 17. Автор книги "Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы"
ОТВЕТ: Л.Ф, Скляров

ВОПРОС 18. Согласно мнениям исследователей, на что прежде всего расходовали переселенцы средства, выделенные в рамках ссуд на "общеполезные" надобности"?
ОТВЕТ: строительство церквей

ВОПРОС 19. Наряду с оказываемой мигрантами ссудной помощью, переселенцы также получали льготы в виде...
ОТВЕТ: освобождения на пятилетний срок от государственных, земских денежных платежей

ВОПРОС 20. Наиболее популярное у переселенцев орудие для вспашки земли
ОТВЕТ: плуг Сакка


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. К положениям аграрной реформы Столыпина не относится:
а) замена общинного землепользования частным землевладением
б) выход крестьян из общины
в) частичный передел помещичьих земель
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 2. Преимущественно из общины выходили:
а) бедняки и зажиточные крестьяне
б) середняки
в) все категории крестьянских хозяйств в равных долях
г) никто
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 3. Основными территориями переселения были:
а) Крым, Бессарабия
б) Украина, Белоруссия
в) Сибирь, Дальний Восток
г) Кавказ, Урал
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 4. Целью переселенческой политики Столыпина является:
а) развитие общинного землевладения на окраинах России
б) обмен опытом ведения хозяйства
в) уничтожение крестьянского малоземелья без передела помещичьих земель
г) стимулирование развития фермерского хозяйства в Европейской части страны
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 5. Что такое отруб:
а) участок земли, выделенный крестьянину при условии его переселения в Сибирь
б) участок земли, выделенный крестьянину в Сибири
в) участок земли, выделенный крестьянину, вышедшему из общины с сохранением его двора в деревне
г) участок земли в общине
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 6. Столыпин был категорически против идеи принудительного отчуждения части помещичьих земель, так как:
а) считал, что реализация этой идеи приведет к бесконечным переделам собственности
б) по его мнению, эта идея противоречила нормам правового государства
в) сам был крупным помещиком
г) выступал за выкуп земли у помещиков государством
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 7. Аграрную реформу Столыпина поддержала партия:
а) “Союз русского народа”
б) социал – революционеров
в) “Союз 17 октября”
г) Конституционно-демократиическая партия
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 8. Агроном, исследователь природно-климатических и сельскохозяйственных условий на Алтае на рубеже XIX - XX вв.
а) В.Г. Бажаев
б) В.Г. Тюкавкин
в) Л.М. Горюшкин
г) Л.Ф, Скляров
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 9. Террористический акт против Столыпина совершил:
а) Азеф
б) Савинков
в) Богров
г) Блюмкин
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 10. Город, где был смертельно ранен Столыпин:
а) Орёл
б) Киев
в) Москва
г) Славгород
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 11. Город в Алтайском округе, возникший в годы реализации Столыпинской переселенческой политики.
а) Камень-на-Оби
б) Рубцовск
в) Славгород
г) Алейск
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 12. Профессор, осуществивший исследование маловодных пространств Алтайского округа в 1893 г.
а) С.И. Залесский
б) В.Г. Бажаев
в) И.П. Выдрин
г) В.В. Никольский
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 13. Какую реформу Столыпина можно назвать главной среди серии его реформ:
а) аграрную реформу
б) реформу в области просвещения
в) реформу местного самоуправления
г) пенитенциарную реформу
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 14. Политический режим называется третьеиюньским:
а) по началу реализации переселенческой политики
б) по названию обращения Столыпина к депутатам Думы
в) по дате создания нового законодательного органа
г) по дате выпуска нового избирательного закона
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 15. В ходе столыпинской аграрной реформы крестьяне выдвинули такую форму самоорганизации, как:
а) Всероссийский крестьянский союз
б) волостные крестьянские советы
в) сельскохозяйственные кооперативы
г) Всероссийский крестьянский съезд
ОТВЕТ: В

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. За предоставленные для нужд переселения земли денежные средства Кабинету должно было выплатить...
ОТВЕТ: Государственное казначейство

ВОПРОС 2. О степени суровости климата алтайского региона позволяет судить такая его метеорологическая характеристика как...
ОТВЕТ: среднегодовая температура

ВОПРОС 3. Какая часть Алтайского округа являлась самой холодной по своим климатическим условиям?
ОТВЕТ: северная часть, север-запад округа

ВОПРОС 4. Укажите название степи, где в годы Столыпинской аграрной реформы было образовано наибольшее количество переселенческих участков.
ОТВЕТ: Кулундинская

ВОПРОС 5. Черноземы, лежащие на пласте красной глины получили название у крестьян...
ОТВЕТ: «красики»

ВОПРОС 6. Какое количество типов почв были выделены на Алтае почвоведом Губземотдела И.П. Выдриным?
ОТВЕТ: 13 типов почв

ВОПРОС 7. По мере сокращения колонизационного фонда Алтайского округа, значительные массы крестьян были вынуждены водворяться в переселенческих поселках, располагаемых на ...
ОТВЕТ: плакорных (межречных) пространствах

ВОПРОС 8. Наиболее остро на территории Алтайского округа проблема орошения стояла в...
ОТВЕТ: северо-западной и западной частях Барнаульского уезда

ВОПРОС 9. Укажите названия озера в Алтайском округе, из которого Переселенческое управление пыталось получить питьевую воду.
ОТВЕТ: Секачи

ВОПРОС 10. Укажите название метода, который предусматривал удаление с деревьев кольцом часть коры, в результате чего деревья засыхали, и уже затем выкорчевывались
ОТВЕТ: «черчение»

ВОПРОС 11. Ранее обрабатывавшиеся, но в дальнейшем заброшенные земли, находившее-ся под естественной растительностью
ОТВЕТ: залежь

ВОПРОС 12. Ориентиром для получения знаний о готовности почвы служила...
ОТВЕТ: характер растительности

ВОПРОС 13. Поля, свободные от возделывания сельскохозяйственных культур в течение вегетационного периода и поддерживаемые в рыхлом состоянии, свободном от какой-либо растительности
ОТВЕТ: пары

ВОПРОС 14. Какая система земледелия получила распространение в многоземельных степных районах Алтайского округа?
ОТВЕТ: залежная

ВОПРОС 15. Указжите автора монографии "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса".
ОТВЕТ: Милов

ВОПРОС 16. Один из основоположников сибирского областничества, первооткрыватель древнетюркских памятников на реке Орхон, столицы Чингисхана Каракорума, исследователь природы Алтая.
ОТВЕТ: Ядринцев

ВОПРОС 17. В состав какой губернии входил Алтайский округ в годы реализации Столыпинской переселенческой политики?
ОТВЕТ: Томская

ВОПРОС 18. В состав какой государственной структуры входило Переселенческое управление?
ОТВЕТ: Главное управление землеустройства и земледелия

ВОПРОС 19. Какой историк называл крестьянство "жидким элементом российской истории".
ОТВЕТ: Соловьев С.М.

ВОПРОС 20. Укажите источник для создания базы данных «Переселенческие участки (поселки) Алтайского округа, образованные в период Столыпинской реформы (1907–1912 гг.)» (авторы Рзгон В.Н., Колдаков Д.В., Пожарская К.А.).
ОТВЕТ: Книга образования переселенческих участков, 1885 – 1912 гг.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-8: способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Принципиальное отличие домохозяйства от семьи заключалось
а) в том, что в нем проживали только близкие родственники
б) в том, что в состав домохозяйства входили лица, не связанные с остальными членами семьи отношениями родства
в) в том, что в состав домохозяйства входили только брачные пары
г) в том, что в нем проживали только братья и сестры
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 2.Какая из ниже приведенных губерний не относится к числу Приуральских губерний?
а)Смоленская
б)Вятская
в)Пермская
г)Оренбургская
ОТВЕТ: А

ВОПРОС 3. Какая из ниже приведенных губерний не относится к числу новороссийских губерний страны?
а)Екатеринославская
б)Херсонская
в)Таврическая
г)Оренбургская
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 4. С какой из известных фамилии П.А. Столыпин не состоял в родстве?
а)Лермонтовы
б)Суворовы
в)Горчаковы
г)Шуйские
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 5. Не является сорной травой...
а) овсюг
б)гречушка
в)осот
г)мятлик
ОТВЕТ: мятлик

ВОПРОС 6. Не относится к числу органических удобрений
а)торф
б)навоз
в)компост
г)хлорид калия
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 7. Сельскохозяйственное орудие труда, использовавшееся для заготовки сена, при молотьбе зерновых культур и обработке почвы на огороде
а) плуг
б)соха
в) грабли
г) сеялка
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 8.Не относятся к видам сеялок...
а)зернотуковые
б)зернотукотравяные
в)двухзерные
г)однозерновые
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 9. Какой вид из ниже перечисленных не относится к разновидностям плугов?
а) отвальные
б) безотвальные
в) специальные
г) зернотуковые
ОТВЕТ: Г

ВОПРОС 10. Согласно действию какой статьи Основных законов Российской империи П.А. Столыпин смог провести в жизнь свою аграрную реформу?
а)4
б)81
в)87
г)7
ОТВЕТ:В

ВОПРОС 11. Самая большая на Алтае религиозная протестантская община немцев на рубеже веков исповедовала...
а)лютеранство
б)баптизм
в)меннонитство
г)кальвинизм
ОТВЕТ:В

ВОПРОС 12. Не относится к старообрядчеству...
а)беспоповские согласия
б)поповские согласия
в)бурханизм
г)единоверие
ОТВЕТ: В

ВОПРОС 13. Тюркский коренной народ Алтая, включавший разнообразные субэтнические группы, с которым в годы реализации Столыпинской аграрной политики активно контактировали крестьяне-переселенцы в пределах Горного Алтая.
а)казахи
б)алтайцы
в)балты
г)немцы
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 14.Как русские крестьяне, а также делопроизводственные документы начала XX в. называли кочевое население степей Алтайского округа?
а)алтайцы
б) киргизы
в) казахи
г) телеуты
ОТВЕТ: Б

ВОПРОС 15. Единицы учета казахского населения алтайских степей.
а)мужская душа
б)душа мужского пола
в) община
г) кибитка
ОТВЕТ: Г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Процесс, когда общая масса крестьян, до этого пребывавшая в относительно равном положении, начинает разбиваться на классы...
ОТВЕТ: разложение крестьянства

ВОПРОС 2. Толчёная в ступе (традиционно) или смолотая на мельнице (в промышленных условиях) мука, изготовленная из предварительно пропаренных, высушенных, слегка обжаренных и очищенных зёрен злаков...
ОТВЕТ: толокно

ВОПРОС 3. Комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур
ОТВЕТ: мелиорация

ВОПРОС 4. Укажите источник для создания базы данных «Крестьянских хозяйств Алтайской губернии в 1917 г. (авторы Рзгон В.Н., Колдаков Д.В., пожарская К.А.).
ОТВЕТ:Всероссийская сельскхозяйственная перепись населения 1917 г.

ВОПРОС 5. Осуществляемая исследователями Разгон В.Н. и Пожарская К.А. группировка старожильческих и переселенческих домохозяйств по людности опказала, что людность была выше в семьях...
ОТВЕТ: столыпинских переселенцев


ВОПРОС 6. Национальные особенности людности крестьянских домохозяйств, выявленные алтайскими учеными показали, что наиболее людными были домохозяйства...
ОТВЕТ: украинцев

ВОПРОС 7. В среде столыпинских мигрантов преобладали семьи из какого числа поколений?
ОТВЕТ: двухпоколенные

ВОПРОС 8. Укажите автора монографии «Социальная история России».
ОТВЕТ: Миронов Б.Н.

ВОПРОС 9. В каком году состоялась ревизия Алтайского округа заведующим земельно-заводским отделом Кабинета А.П. Половцева?
ОТВЕТ: 1910

ВОПРОС 10. В 1906 г. начальником Алтайского округа был...
ОТВЕТ: Михайлов В.П.

ВОПРОС 11. Важнейшим каналом для распространения агрономических знаний среди крестьян Алтая в начале XX в. был журнал...
ОТВЕТ: «Сибирский земледелец и садовод»

ВОПРОС 12. Какой тип хозяйствования характеризуется поговоркой: «селись, где хочешь, живи, где знаешь, паши, где лучше, паси, где любче, коси, где густо, лесуй, где пушно.»
ОТВЕТ: экстенсивный

ВОПРОС 13. Укажите какая наука изучает болезни растений, вызванных патогенами (инфекционные болезни) и экологическими факторами (физиологические факторы).
ОТВЕТ: фитопатология

ВОПРОС 14.Укажите имя основателя фитосоциологии профессора Томского университета
ОТВЕТ: Крылов П.К.

ВОПРОС 15. Укажите название бессточного солоноватого озера, расположенного в Барабинской низменности на территории Новосибирской области
ОТВЕТ: Чаны

ВОПРОС 16. Согласно известной поговорке, какую траву не ждали крестьяне для того, чтобы вновь приступить к обработке отдохнувшей земли?
ОТВЕТ: ковыль

ВОПРОС 17. Как называют дикорастущие растения, обитающие на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий (огород),влияющие на урожайность и качество сельскохозяйственной продукции.
ОТВЕТ: сорные травы

ВОПРОС 18. Сорные растения классифицируют по особенностям роста, размножения, распространения и возобновления, т.е. по...
ОТВЕТ: биогруппам

ВОПРОС 19. Как называются вещества для питания растений и повышения плодородия почв. Их эффект обусловлен тем, что они предоставляют растениям один или несколько дефицитных химических компонентов, необходимых для их нормального роста и развития.
ОТВЕТ: удобрения

ВОПРОС 20. Укажите как называется неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания в виде различных минеральных солей.
ОТВЕТ: минеральные удобрения




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Храмков Очерки истории крестьянства Сибири начала ХХ в: монография Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/806
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анашкин, А. П.; Демчик, Е. В.; Дьяченко, Ю. С.; Разгон, В. Н.; Храмков, А. А. История России ХХ - начало XXI в.: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Moodle "Столыпинские реформы на Алтае" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Фонд изучения наследия П.А. Столыпина: http://www.stolypin.ru/
Электронная библиотека по истории Алтая: http://new.hist.asu.ru/library/book.html
Сибирь капиталистическая: http://muz.hum.sbras.ru/kapital/project/source.html
Сибиряки вольные и невольные: http://xn--90anbaj9ad0j.xn--80asehdb/.
Российская национальная библиотека (электронная библиотека): http://www.nlr.ru/.
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Столыпинские реформы на Алтае» студентам предстоит сформировать представления о специфике аграрного развития алтайского региона на рубеже XIX - XX вв., о содержании, целях и результатах переселенческой политики, об особенностях адаптации крестьян в Сибири. Дисциплина состоит из 3 разделов, выделенных в соответствии с тематическим принципом.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (2 часа лекционных и 4 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов (62 часа).
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.

Подготовка к практическому занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать:
• умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники;
• логичность построения хода и результатов выполнения работы;
• умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию;
• представление полного ответа на предложенные вопросы;
• умение использовать дополнительные возможности информационных технологий.
Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ. Теоретические аспекты курса также усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая аттестация осуществляется в форме устного зачета.