МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственных учреждений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 173
индивидуальные консультации 20
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 173 173 173 173
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История государственных учреждений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам системные знания о процессе возникновения и эволюции государственного аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности; показать сущность проблем, стоящих на пути совершенствования российского государственного механизма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов
ПК-2 Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды и особенности развития государственного аппарата на каждом из них;
основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения
специфику научно-исследовательской работы в сфере архивного дела
специфику научно-исследовательской работы в сфере архивного дела

3.2.Уметь:
3.2.1.планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников
вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики
вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований
применения возможностей научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности
применения возможностей научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственные учреждения досоветской России
1.1. Предмет, место и значение курса "История государственных учреждений России" Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Государственный строй русских княжеств и Московского государства в IХ-ХVII вв. Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Государственный аппарат Московского царства в ХV- XVII вв.: становление самодержавия Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Государственный аппарат России в XVIII-первой половине XIX вв.: создание империи и развитие самодержавной монархии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Управление Сибирью в конце XVI – XVIII вв. Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Коллегиальная система управления в России в первой четверти XVIII в. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Деятельность государственных учреждений Российской империи в XVIII в. Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Реформы местного управления в Российской Империи в 1770-1780-х гг. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в.: вершина развития самодержавной монархии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Государственный аппарат Российской империи в 1861- 1917 гг.: приспособление государственного управления к нуждам капиталистической модернизации и крушение империи Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Государственный аппарат Российской Империи в начале XX в. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Государственный аппарат Московского царства и РИ в ХV – начале XX вв. Сам. работа 2 57 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Государственный аппарат советской России и СССР
2.1. Государственный аппарат Советской России в 1917-1922 гг.: создание административно-командной системы управления. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Становление и оформление административно-командной системы управления в масштабах союзного государства Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Становление и оформление административной системы в 1923-1936 гг. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Общие черты и различия в системе государственного устройства по Конституциям СССР 1924 и 1936 гг. Практические 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Центральные и местные органы власти и управления советской России и СССР в 1917-1937 гг. Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Государственный аппарат СССР в 1936 – первой половине 1980-х гг. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Центральные органы управления в СССР в 1937 - 80-е гг. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Общие черты и различия в системе государственного устройства в военное и послевоенное время Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Конституции СССР 1977 г.: история принятия, основные черты, сущность Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Общие черты и различия в системе сосударственного учтройства по Конституциям 1936 и 1977 гг. Сам. работа 2 2 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Начало демонтажа административно-командной системы управления во второй половине 1980–х гг.- 1991 г. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.12. Государственный аппарат СССР и РСФСР во второй половине 1980–х гг.- 1991 г. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.13. Конституции СССР: история принятия, основные черты, сущность Сам. работа 2 40 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.14. Изучение литературы по крсу Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.15. Конмультации по изученным темам Консультации 2 20 ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену:
Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОСОВЕТСКОЙ РОССИИ
1. Объект, предмет, задачи и источники «Истории государственных учреждений дореволюционной России».
2. Государство: понятие, признаки, атрибуты. Государственный аппарат: понятие, принципы формирования и деятельности.
3. Древнерусское государство и его учреждения: представления об институциональных воплощениях вечевого, боярского, княжеского начал государственной власти на Руси.
4. Боярская дума на Руси в X-XVII вв. Земские соборы в Московском государстве XVI - первой половины XVII в.
5. Приказная система государственного управления в России: причины неэффективности приказной системы управления, вскрывшиеся во второй половине XVII в.
6. Высшие государственные учреждения России конца XVII - первой четверти XVIII в.
7. Центральные государственные учреждения Российской империи XVIII в.
8. Реформирование местного управления России в последней четверти XVIII в.: административно-территориальное деление Российской империи и организация государственного управления на местах к концу века.
9. Высшие государственные учреждения Российской империи второй четверти – конца XVIII в.
10. Реформирование местного управления Российской империи в последней четверти XVIII в.
11. Проекты государственных реформ Российской империи начала XIX в.: предпосылки, цели, конкретные организационные формы; осуществленное; нереализованное.
12. Высшие государственные учреждения Российской империи в первой четверти XIX в.
13. Внедрение министерского начала в систему государственного управления Российской империи.
14. Государственные учреждения Российской империи во второй четверти XIX в.
15. Основные изменения, внесенные в устройство государственного аппарата Российской империи в ходе реформ 1860–1870-х годов.
16. Центральные государственные учреждения пореформенной России.
17. Земские и городские реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.
18. Государственная Дума Российской империи (1-4-го созывов): правовая регламентация устройства; внутренняя структура; цель и сущность последовательных изменений механизма формирования; основные направления деятельности; особенности функционирования в годы Первой мировой войны.
19. Государственный совет Российской империи во второй половине XIX – начале XX в.
20. Местный аппарат управления и самоуправления Российской империи в начале XX в.
21. Высшие государственные учреждения Российской империи периода Первой мировой войны.
22. Государственные учреждения России в феврале–октябре 1917 г.

Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (НОЯБРЬ 1917 – ДЕКАБРЬ 1991 гг.)
1. Первые преобразования советской власти в области органов государственного управления. Деятельность чрезвычайных органов. Конституция РСФСР 1918 г.
2. Нэповская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса.
3. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Изменения в управление государственным аппаратом.
4. Высшие органы государственной власти и управления (1917 – 1936 гг.).
5. Центральные органы управления народным хозяйством в 1917 – 1936 гг. (управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, внутренней и внешней торговлей, транспортом и связью, управление планированием и статистикой, финансами и кредитом).
6. Центральные административно-политические органы, органы суда, юстиции и прокуратуры в 1917 – 1936 гг. (управление обороной страны, иностранными делами, управление в области охраны государственной безопасности и общественного порядка, государственного контроля и национально-государственным строительством, юстиция, суд, прокуратура).
7. Местные органы государственной власти и управления в 1917 – 1936 гг. (административно-территориальное устройство, местные органы государственной власти, местные органы управления).
8. Центральные органы управления социально-культурным строительством в 1917 – 1936 гг. (управление в области охраны труда и регулирования его условий, управление социальным обеспечением, здравоохранением, просвещением, наукой и искусством).
9. Высшие органы государственной власти и управления (1936 – конец 1950 гг.).
10. Центральные органы управления народным хозяйством в 1936 – 1950 гг. (управление промышленностью, строительством, сельским хозяйством, внутренней и внешней торговлей, транспортом и связью, управление геологией и охраной недр, планированием и статистикой, финансами и кредитом).
11. Центральные административно-политические органы, органы суда, юстиции и прокуратуры в 1936 – 1950 гг. (управление обороной страны, иностранными делами, управление в области охраны государственной безопасности и общественного порядка, органы государственного контроля, юстиция, суд, прокуратура).
12. Местные органы государственной власти и управления в 1936 – 1950 гг. (административно-территориальное устройство, местные органы государственной власти, местные органы управления).
13. Центральные органы управления социально-культурным строительством в 1936 – 1950 гг. (управление социальным обеспечением, здравоохранением, народным образованием, наукой и искусством).
14. Органы управления страной в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
15. Особенности государственного управления в послевоенные годы
16. Развитие системы управления в советском государстве во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг.
17. Образование и деятельность Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
18. Эволюция и стагнация системы государственного управления в СССР (конец 60-х – середина 80-х гг.)
19. Конституция СССР 1977г. Изменения в управление государственным аппаратом.
20. Аппарат коммунистической партии в системе управления государством.
21. Форма территориального устройства советского государства.
22. Центральные органы управления народным хозяйством в 1960 – 1980 гг. (управление промышленностью, сельским хозяйством, внутренней и внешней торговлей, транспортом и связью, управление геологией и охраной недр, планированием и статистикой, жилищно-коммунальным хозяйством).
23. Центральные административно-политические органы, органы суда, юстиции и прокуратуры в 1960 – 1980 гг. (управление обороной страны, иностранными делами, управление в области охраны государственной безопасности и общественного порядка, органы народного контроля, органы юстиции, суд, прокуратура).
24. Местные органы государственной власти и управления в 1960 – 1980 гг. (административно-территориальное устройство, местные органы государственной власти, местные органы управления).
25. Центральные органы управления социально-культурным строительством в 1960 – 1980 гг. (управление охраной труда и социальным обеспечением, управление здравоохранением, народным образованием, наукой и научными учреждениями, управление культурой и искусством).
26. «Перестройка»: попытки совершенствования системы органов государственного управления 1985-1991 гг.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Раздел I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИИ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.
1. Государственный совет в XIX в.: механизм функционирования.
2. Правительствующий Сенат в первой половине XIX в.
3. Государственная Дума 1-4-го созывов (конкретно): механизм формирования, состав, организация деятельности.
4. Комитет министров на рубеже XIX–XX вв.
5. Совет Министров в 1906–1914 гг.
6. Совет государственной обороны.
7. Основные тенденции развития министерской системы управления в первой половине XIX в. и второй половине XIX - начале XX в.
8. Правовые основы взаимоотношений военной и гражданской администрации в годы Первой мировой войны.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (НОЯБРЬ 1917 – ДЕКАБРЬ 1991 гг.)
1. Механизм советской избирательной системы образца 1918 г.: конституционная схема и реальность.
2. Разработка и принятие Конституции СССР 1924 г.
3. Съезды Советов СССР (I - VII) как органы государственной власти.
4. Местные Советы РСФСР в 1923-1936 гг.
5. Политотделы МТС как чрезвычайные органы власти на местах в 1930-х годах.
6. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.
7. Конституция СССР 1936 г. в отечественной и зарубежной историографии.
8. Реорганизация аппарата военного управления СССР в ходе военной реформы 1923-1925 гг.
9. Органы государственной безопасности СССР второй половины 1930-1970-х годов в освещении отечественной историографии.
10. Местные Советы РСФСР в 1937-1970-х годах как органы власти и управления.
11. Аппарат военного управления в СССР в 1939-1945 гг.
12. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г.
13. Застойные явления в организации деятельности советского аппарата власти и управления 1970-1980-х годов в освещении историографии.
14. Попытки административных реформ 1980-х годов в сфере управления промышленностью и агропромышленным комплексом СССР.
15. Местные Советы РСФСР в 1970-1980-х годах (на конкретных примерах).
16. Съезд народных депутатов СССР как орган государственной власти.
17. Верховный Совет СССР в 1989-1991 гг.
18. Кризис государственного управления и введение института президентства в СССР.
19. Правительство СССР в 1989-1991 гг.: новые условия формирования и деятельности.
20. Кризис государственного устройства СССР: «парад суверенитетов» союзных республик и проблема «обновления Союза».
21. Съезд народных депутатов РСФСР как орган государственной власти.
22. Верховный Совет РСФСР в 1989-1991 гг.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС представлен в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сарафанов Д.Е. История государственности Российской Федерации: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сарафанов Д. Е. Организация государственных учреждений России: учеб.-метод. комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э2 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э5 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э6 Российская государственная публичная библиотека elibrary.rsl.ru
Э7 Государственная публичная историческая библиотека России www.shpl.ru
Э8 Российское образование: федеральный образовательный портал. Библиотека window.edu.ru
Э9 Курс в Moodle "История государственных учреждений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «История государственных учреждений» состоит из двух разделов. При освоении вводной части дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов и периодизации курса. В частности, происходит знакомство обучающихся с такими понятиями как «государство» (определение, признаки, атрибуты, теории возникновения), «государственное управление» и «государственная служба» и пр., анализируются этапы формирования российской государственности в IX–XXI вв.
При изучении первого раздела дисциплины следует обратить внимание на вопросы, связанные с историей возникновения российской государственности в IX в. Важно знать закономерности и тенденции развития звеньев государственного аппарата и системы органов государственной власти в рамках дореволюционного периода отечественной истории, вклад конкретных государственных деятелей и правителей России.
При изучении второго раздела дисциплины, следует обратить внимание на раскрытие основных особенностей становления и устройства государственного аппарата Советской России–СССР (1917–1991), послужившего организационной базой современного государственного строительства Российской Федерации. Отдельно следует упомянуть о том, что в 1988-1990 гг. в Конституцию СССР были внесены существенные изменения: осуществлен переход к трехступенчатой системе органов представительной власти (Съезды народных депутатов, Верховный Совет, Президент СССР). Формируется многопартийная система. Законы РСФСР, аналогичные союзным, были приняты 27 октября 1989 г. Они определили систему органов власти до принятия новой Конституции. В июне 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Перечень органов при Президенте России был непостоянным и имел тенденцию к росту.
В апреле 1991 г. в Ново-Огарево был выработан проект нового союзного договора (преобразование СССР в Союз суверенных государств). 19–21 августа 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота (создание ГКЧП). 8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины подписали соглашение о прекращении действия союзного договора и создании СНГ.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet- ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно- правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Учебно-методические материалы по вопросам курса представлены на платформе Moodle – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1468.