МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Местное самоуправление и муниципальные архивы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 120
индивидуальные консультации 10
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 120 120 120 120
Консультации 10 10 10 10
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н, доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Местное самоуправление и муниципальные архивы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать системные знания об отечественном опыте и современном состоянии местного самоуправления, в т.ч. организации и функционировании аппарата самоуправления; о деятельности муниципальных архивов Российской Федерации, об их взаимодействии с государственныеми и ведомственными архивами для решения задач концентрации, сохранения и использования документов Архивного фонда РФ (АФ РФ) и о проблемах, возникающих в процессе этого взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов
ПК-4.1 Умеет проводить работы по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов.
ПК-4.2 Планирует организацию работы государственных муниципальных архивов, архивов организаций различных форм собственности.
ПК-4.3 Владеет навыками проведения экспертизы ценности документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отечественный опыт и особенности развития муниципальных органов власти России на современном этапе;
компетенцию органов муниципальной власти, способы и методы осуществления функций;
основные аспекты взаимодействия органов государственной и муниципальной власти;
теоретические и методические основы организации и деятельности муниципальных архивов и служб архивного хранения документов в организациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с официальными документами органов муниципальной власти;
работать с правовыми базами данных;
работать с официальными сайтами и Интернет-порталами органов муниципальной власти;
использовать официальную информацию и акты органов муниципальной власти в своей профессиональной деятельности;
проводить работы по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией поиска актов органов мкниципальной власти и иной необходимой официальной информации;
способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной информации;
навыками планирования организации работы муниципальных архивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Муниципальные органы управления на современном этапе.
1.1. Общее определение местного самоуправления. Политико-социальное и функциональное назначение местного самоуправления.Взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления. Лекции 3 2 Л1.1
1.2. Деятельность представительного органа местного самоуправления (на примере Барнаульской городской Думы). Практические 3 2 Л1.1
1.3. Экономическая основа местного самоуправления. Практические 3 2 Л1.1
1.4. Развитие исторических форм местного самоуправления в России. Местное самоуправление в досоветский период.Местные советы в системе органов государственной власти Советского государства (1917—1990 гг.). Сам. работа 3 6 Л1.1
1.5. Правовые основы местного самоуправления местного самоуправления в Российской Федерации. Сам. работа 3 10 Л1.1
1.6. Органы местного самоуправления и основные задачи их деятельности. Сам. работа 3 6 Л1.1
1.7. Муниципальные органы управления и муниципальная служба в Алтайском крае. Сам. работа 3 6 Л1.1
1.8. Устав города Барнаула. Основные направления деятельности главы города и Администрации Барнаула. Деятельность представительного органа местного самоуправления (Барнаульской городской Думы). Сам. работа 3 6 Л1.1
1.9. Устав муниципального образования: понятие, назначение, общее описание, процедура вступления в силу (на примере Устава города Барнаула). Сам. работа 3 22 Л1.1
1.10. Местное самоуправление и государство: тенденции развития, перспективы совершенствования. Сам. работа 3 6 Л1.1
1.11. Муниципальная служба: понятие, основные принципы построения и функционирования. Сам. работа 3 6 Л1.1
1.12. Взаимоотношения государственной власти и органов местного самоуправления. Сам. работа 3 10 Л1.1
1.13. Характеристика направлений деятельности контрольно-счетного органа местного самоуправления (на примере Счетной палаты города Барнаула). Сам. работа 3 6 Л1.1
1.14. Органы местного самоуправления Барнаула и основные задачи их деятельности. Сам. работа 3 6 Л1.1
Раздел 2. Архивная система России на современном этапе. Муниципальные архивы.
2.1. Органы управления архивным делом. Система архивных учреждений. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Правовая база деятельности муниципальных архивов в России. Статус и особенности муниципального архива. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Муниципальные архивы Алтайского края. История, состав и содержание фондов. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
2.4. Особенности комплектования муниципальных архивов. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
2.5. Современное состояние муниципальных архивов России. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
2.6. Архивный отдел администрации г. Барнаула. История и современное состояние. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
2.7. Архивная система России на современном этапе. Муниципальные архивы. Сам. работа 3 6 Л1.1
2.8. Консультации Консультации 3 10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2854

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. На сегодняшний день федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю, оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в этой сфере является …
1. Федеральная архивная служба;
2. Федеральное архивное агентство;
3. Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации;
4. Главное управление архивным делом.
Ответ: 2

Вопрос 2. Исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, политическое, экономическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации и содержащих сведения, необходимые для обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности России, ее внешнеполитической деятельности, эффективного функционирования всех государственных структур, развития отечественной науки и культуры это ….
1. Архивный фонд Российской Федерации;
2. Федеральное архивное хранилище;
3. Федеральный архив;
4. ВНИИДАД
Ответ: 1

Вопрос 3. Укажите наименование органа исполнительной власти в Алтайском крае в области архивного дела, действовавшего в 1996– 2009 гг. Этот орган осуществлял государственное управление архивным делом в Алтайском крае, в том числе выполнял функции по нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом Алтайского края в сфере архивного дела.
1. Управление Алтайского края по культуре и архивному делу;
2. Министерство культуры Алтайского края;
3. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края;
4. Управление архивного дела Алтайского края.
Ответ: 4

Вопрос 4. Укажите наименование органа исполнительной власти в Алтайском крае, осуществлявшего государственное управление архивным делом в регионе в 2010–2018 гг.
1. Управление Алтайского края по культуре и архивному делу;
2. Министерство культуры Алтайского края;
3. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края;
4. Управление архивного дела Алтайского края.
Ответ: 1

Вопрос 5. Для проведения научных исследований в области архивоведения в 1966 г. при Главархиве СССР был создан институт, который занимался и занимается разработкой важнейших теоретических проблем архивоведения. Укажите название.
1. НИЦТД;
2. Московский историко-архивный институт;
3. ВНИИДАД.
Ответ: 3

Вопрос 6. В конце 1990 г. Главархив СССР был ликвидирован. Все его функции были переданы…
1. центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами;
2. Государственному комитету по делам архивов при Совете Министров РСФСР.
Ответ: 2

Вопрос 7. Закон «Об архивном фонде Алтайского края и архивах» был принят законодательным органом Алтайского края
1. в 1993 г.
2. в 1994 г.
3. в 1995 г.
4. в 1996 г.
Ответ: 2

Вопрос 8. Укажите, содержит ли ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» 2004 г указания на традиционное для постсоветской архивной действительности деление Архивного фонда страны на две части?
1. не содержит.
2. да, содержит;
Ответ: 1

Вопрос 9. В каком году был принят ФЗ «О персональных данных»?
1. 2003 г.
2. 2005 г.
3. 2006 г.
4. 2008 г.
Ответ: 3

Вопрос 10. В соответствии с ФЗ «Об архивном деле в РФ» ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок …. лет со дня создания указанных документов.
1. 30 лет;
2. 35 лет;
3. 55 лет;
4. 75 лет.
Ответ: 4


Вопрос 11. Изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации это…
1. экспертиза ценности документов;
2. упорядочение архивных документов;
3. депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации;
4. хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов.
Ответ: 1

Вопрос 12. Применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан называется…
1. экспертизой ценности документов;
2. использованием архивных документов;
3. комплектованием архивных документов;
4. учетом архивных документов.
Ответ: 2

Вопрос 13. В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об Архивном деле в Российской Федерации» ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливаются на срок … лет со дня создания указанных документов. Укажите срок.
1. 30 лет;
2. 75 лет;
3. 100 лет;
4. вечно
Ответ: 2

Вопрос 14.
Архивные документы органов местного самоуправления и муниципальных организаций, а также документы, хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность) – это…
1. архивные документы, относящиеся к федеральной государственной собственности;
2. архивные документы, относящиеся к государственной собственности субъекта РФ;
3. архивные документы, относящиеся к муниципальной собственности;
4. архивные документы, относящиеся к частной собственности.
Ответ: 3

Вопрос 15.
Архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем – это…
1. уникальные документы;
2. документы по личному составу;
3. особо ценные документы;
4. учетные документы архива.
Ответ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Укажите год принятия действующего на сегодняшний день ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Ответ: 2003 г.

Вопрос 2. Входят ли в систему органов государственной власти (согласно Конституции Российской Федерации) органы местного самоуправления
Ответ: не входят

Вопрос 3. Обязан ли муниципальный служащий поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Ответ: да, обязан

Вопрос 4. Должна ли быть предусмотрена уставом муниципального образования в обязательном порядке должность главы муниципального образования.
Ответ: да, должна

Вопрос 5. Согласно Устава г. Барнаула городская Дума состоит из … депутатов. Укажите численность депутатского корпуса.
Ответ: 40 депутатов

Вопрос 6. Укажите название органа внешнего муниципального финансового контроля, образующегося Барнаульской городской Думой.
Ответ: Счетная палата Барнаула

Вопрос 7. Укажите минимальный возраст для поступления на муниципальную службу.
Ответ: 18 лет

Вопрос 8. Укажите сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления.
Ответ: 30 дней

Вопрос 9. Муниципальная служба РФ регулируется ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», принятым … году. Укажите год принятия закона.
Ответ: 2007 г.

Вопрос 10. На должность главы г.Барнаула может быть избран депутат не моложе … Укажите минимальный возраст.
Ответ: 21 года

Вопрос 11. Укажите, имеет право ли заниматься глава местной администрации преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.
Ответ: да, имеет

Вопрос 12. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста … лет. Укажите максимальный возраст.
Ответ: 65 лет

Вопрос 13. Укажите, являются ли муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований.
Ответ: не являются муниципальными служащими

Вопрос 14. Профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) – это…
Ответ: муниципальная служба

Вопрос 15. Правовое регулирование местного самоуправления происходит на федеральном, региональном и … уровнях.
Ответ: муниципальном (местном)

Вопрос 16. Укажите называние исполнительно-распорядительного орган муниципального образования Барнаула.
Ответ: администрация г. Барнаула

Вопрос 17. Должны ли соответствовать Конституция РФ (как Основному Закону государства) муниципальные правовые акты.
Ответ: да, должны.

Вопрос 18. Укажите название контрольно-счетного органа (органа внешнего муниципального финансового контроля), созданного в Барнауле.
Ответ: Счетная палата Барнаула.

Вопрос 19. Укажите, по какой избирательной системе осуществляются выборы в Барнаульскую городскую Думу.
Ответ: по смешанной избирательной системе.

Вопрос 20. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России.
Ответ: народ России

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кирсанов С.А. История местного самоуправления в России: Электронное учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие: учебное пособие Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2010 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Администрации Алтайского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.altairegion22.ru
Э2 Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. Режим доступа: barnaul.org
Э3 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/ –
Э4 – Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э5 - Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э6 Университеская библиотека online http://www.biblioclub.ru -
Э7 Курс в Moodle "История местного самоуправления" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Местное самоуправление и муниципальные архивы» состоит из двух разделов. При изучении вводной части (раздела 1) дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, способов и методов осуществления функций органами местного самоуправления, механизма принятия решений органами и должностными лицами. В целом, в разделе поднимаются основные теоретические вопросы, связанные с функционированием муниципальной власти. В рамках работы с содержательной частью первого раздела следует сосредоточиться на вопросах, посвященных общим закономерностям и тенденциям развития органов местного самоуправления. Следует обратить внимание на особенности становления и развития института местного самоуправления в постсоветское время, формирование его правовых основ. С принятием в 2003 г. федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начинается новый этап в развитии – был осуществлен переход к двухуровневой системе органов местного самоуправления (первый уровень – это сельские и городские поселения, второй – муниципальные районы и городские округа). Следует иметь в виду, что органы местного самоуправления рассматриваются не только с формально-теоретической точки зрения, но и в контексте развития органов власти и муниципальной службы в Алтайском крае. Имеют значение положения законов Алтайского края в обозначенной сфере. Следует учитывать особенности реализация программы «Развитие муниципальной службы в Алтайском крае» на 2009 – 2013 годы. Второй раздел подразумевает изучение актуальных вопросов организации работы муниципальных архивов.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Работа с электронными информационно-образовательными ресурсами важна для профессиональной деятельности.
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно-правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Следует понимать, что основы правовых знаний могут быть использованы в различных сферах дальнейшей деятельности.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.