МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектами в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 44
индивидуальные консультации 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 44 44 44 44
Консультации 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Проф, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н, Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление проектами в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основах управления программами и портфелями проектов, процедурах управления проектом на этапах его жизненного цикла с последующим применением полученных знаний и практических навыков в своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен к созданию проектов в области документационного обеспечения и архивного дела
ПК-5.1 Знает специфику и особенности создания и выполнения проектов в области документационного обеспечения и архивного дела.
ПК-5.2 Умеет разрабатывать проекты в области документационного обеспечения и архивного дела.
ПК-5.3 Владеет навыками представления проектов в области документационного обеспечения и архивного дела.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– функциональные области управления проектами, информацию о состоянии и развитии представленных в проектах сфер деятельности на теоретико-методологическом уровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.– определять цели, этапы и программы управления проектами, разрабатывать концепцию проекта в рамках поставленных проблем;
– описывать, анализировать и обобщать проблемы, процессы и явления в сферах документационного обеспечения и архивного дела.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками разработки жизненного цикла управления проектом, мониторингом хода реализации проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление проектами в профессиональной деятельности
1.1. Актуальные концепции управления проектом Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные группы процессов управления проектом Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные подсистемы управления проектом Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Процессы инициации и планирования Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Процессы исполнения Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Процессы мониторинга и контроля Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Процессы завершения Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Управление содержанием и организацией проекта Сам. работа 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Управление продолжительностью проекта Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Управление привходящими моментами (изменения, риски, ошибки) Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Управление ресурсами проекта Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Управление стоимостью проекта Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Управление качеством проекта Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Компьютерные технологии управления проектами Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Изучение литературы по курсу. Сам. работа 4 22 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Консультации по изученным темам Консультации 4 90 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен к созданию проектов в области документационного обеспечения и архивного дела

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Проект отличается от процессной деятельности следующим:
а) процессы в организации регламентируются документально, проекты не требуют документального оформления
б) проект поддерживает неизменность организации, а процессы способствуют ее изменению
в) имеет дату начала и окончания
г) проект является непрерывной деятельностью, а процесс – единоразовым мероприятием
Ответ: в

2. Проект – это:
а) ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с ограничениями расходования средств и со специфической организацией
б) группа элементов (включающих как людей, так и технические элемент, организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей
в) совокупность работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено с целью достижения поставленной цели
е) инженерная, техническая, организационно-правовая документация по реализации запланированного мероприятия
Ответ: а

3. Окружение проекта – это:
а) местоположение реализации проекта и близлежащие районы
б) среда проекта, порождающая совокупность внутренних или внешних сил, которые способствуют или мешают достижению цели проекта
г) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей
д) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта
Ответ: б

4. Наибольшее влияние на проект оказывают следующие факторы:
а) экономические и правовые
б) политические и экономические
в) культурно-социальные
г) экологические факторы и инфраструктура
Ответ: а

5. Предметная область проекта – это:
а) группа элементов (включающих как людей, так и технические элемент, организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей
б) местоположение проектного офиса
в) результаты проекта
г) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта
Ответ: г

6. Фаза проекта – это:
а) полный набор последовательных работ проекта
б) ключевое событие проекта, используемое для осуществления контроля над ходом его реализации
в) набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта
г) связь между основными этапами проекта
Ответ: в

7. Проекты, подверженные наибольшему влиянию внешнего окружения:
а) экономические и инновационные
б) социальные и инвестиционные
в) организационные и экономические
г) организационные и инвестиционные
Ответ: б

8. Функциональная структура – это:
а) совокупность линейно-функциональных подразделений, где каждое подразделение предприятия выполняет определенные функции, характерные для всех направлений деятельности
б) структура, закрепляющая в организационном построении компании два направления руководства – вертикальное (управление функциональными и линейными структурными подразделениями) и горизонтальное (управление проектами)
в) любая структура, выполняющая какие-либо функции
г) временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации)
Ответ: а

9. Организационная структура, при которой возможно перераспределение человеческих ресурсов между проектами без реорганизации существующей структуры:
а) матричная
б) функциональная
в) дивизиональная
г) линейно-функциональная
Ответ: а

10. Участники проекта – это:
а) команда, управляющая проектом
б) конечные потребители результатов проекта
в) физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта
г) заказчик, инвестор, менеджер проекта и команда проекта

11. Сторона, вступающая в отношения с заказчиком и берущая на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту:
а) инвестор
б) спонсор
в) контрактор (подрядчик)
г) конечный потребитель результатов проекта
Ответ: в

12. Особенность социальных проектов:
а) Целью социальных проектов является улучшение экономических показателей системы
б) Количественная и качественная оценка достижения результатов существенно затруднена
г) Основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования технических мощностей
д) Сроки проекта четко определены и не требуют корректировки в процессе реализации
Ответ: б

13. Инновационные проекты отличаются следующими характеристиками:
а) высокой степенью неопределенности и рисков
б) целью проекта является получение прибыли на вложенные средства
в) большим объемом проектной документации
г) необходимостью использовать функциональные организационные структуры
Ответ: а

14. Организационная структура – это …
а) совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений и связей между ними
б) документация, регламентирующая процессы, происходящие в организации
в) организационно-правовая документация предприятия, реализующего проект
г) команда проекта под руководством менеджера проекта
Ответ: а

15. Ключевое преимущество управления проектами
а) возможность осуществить объективную оценку экономической эффективности инвестиционного проекта
б) экономия времени и ресурсов на реализацию проекта за счет применения эффективных методов, технологий и инструментов управления
в) возможность с помощью инструментов планирования смоделировать детально и формализовать реализацию проекта
г) формирование эффективной команды по реализации поставленной цели
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Официальное объявление о начале проекта, поиск заинтересованных сторон, выделение реальных целей проекта, определение коммерческой выгоды – входят в понятие ______________ проекта.
Ответ: инициация
2. Лицо, назначаемое исполняющей организацией ответственным за достижение целей проекта – это _____________ проекта
Ответ: менеджер
3. Набор проектов или программ и других работ, объединённых вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей, называется ____________ проекта
Ответ: портфель
4. Отдельная область менеджмента, предназначенная специально для управления временной деятельностью с уникальными результатами, называется ________________ проектами
Ответ: управление
5. Профессиональные навыки, результативность, личные качества – это важнейшие характеристики _________________ проекта.
Ответ: менеджера
6. Официальный документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, называется ________________.
Ответ: стандарт
7. Подразделение или организация, чья сфера деятельности варьируется от оказания поддержки в управлении проектами до прямого управления проектами – это __________
Проекта.
Ответ: офис
8. Мониторинг проекта, определение производительности участников, сверка с планом проекта входят в понятие _____________ проекта.
Ответ: контроль
9. Определение решаемой задачи, составление плана реализации проекта и его расписания, в котором указано, что и когда нужно сделать, кто будет этим заниматься и во что это обойдется, определение рисков и способы реагирования на них входят в понятие __________________ проекта.
Ответ: планирование
10. Такие характеристики, как завершение проекта в установленные сроки, в рамках выделенного бюджета, при удовлетворении заказчика являются критериями ________________ проекта.
Ответ: успешности
11. Набор последовательных или перекрывающихся фаз (этапов) проекта составляет жизненный ______ проекта.
Ответ: цикл
12. Работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить продукт, услугу или результат с заданными характеристиками, составляют _________________ проекта.
Ответ: содержание
13. Одним из методов хранения корпоративной документации является … …
Ответ: внеофисное хранение.
14. ________ - это заранее упорядоченный иерархически организованный материал. Принцип упорядочения основан на предметном содержании.
Ответ: рубрикатор.
15. Метод ассоциативной интеграции в информационных технологиях, позволяющий связывать тексты по смысловому содержанию – это …
Ответ: гипертекст
16. Какой термин впервые использовал британский журналист Бен Хаммерсли в статье «Звуковая революция» в 2004 году. Тогда все скачивали аудиофайлы на iPod. Объясняя новый тренд, Бен соединил broadcasting (вещание) и iPod в слово podcasting.
Ответ: подкаст
17. Какой термин описывает процесс управления взаимодействием и обменом информацией между участниками проекта и заинтересованными сторонами?
Ответ: коммуникация.
18. Как называется оттиск печати, который воспроизводит собственноручную подпись человека, или цифровое изображение подписи (скан-образ), которое вставляют в электронный документ?
Ответ: факсимильная подпись (факсимиле).
19. _____ — это процесс определения временных рамок и сроков выполнения конкретных задач в рамках проекта.
Ответ: тайминг проекта.
20. _____ — это визуальное представление или отображение списка событий в хронологическом порядке.
Ответ: лента времени (таймлайн).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3E4A8BB0-AF83-41F8-B6C9-D8BD411AA056
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. ; Под общ. ред. Роговой Е.М. Управление проектами : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2024 https://urait.ru/ bcode/535573
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основах управления программами и портфелями проектов, процедурах управления проектом на этапах его жизненного цикла с последующим применением полученных знаний и практических навыков в своей профессиональной деятельности.
Подготовку к практическим занятиям следует начинать с изучения теоретических основ и понятийного аппарата по рассматриваемой теме. Для формирования целостного представления по вопросам дисциплины необходимо изучать литературу, а также периодические издания.
В самостоятельную работу студента входит подготовка к практическим занятиям и зачету, изучение литературы по основным разделам программы.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.