МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 187
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к. иск., доцент, Г.Д. Булгаева

Рецензент(ы):
к. иск. , доцент, И. В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Изучить основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии
2. Рассмотреть художественное своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства;
ОПК-3.1 Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.3 Владеет: навыками анализа и интерпретации произведения искусства
ОПК-4Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры;
ОПК-4.1 Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.2 Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.3 Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этапы развития раннехристианского искусства и искусства Византии, художественную специфику и своеобразие раннехристианского искусства и искусства Византии
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владения основной терминологией по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии,методами анализа художественного своеобразия по истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии,

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные проблемы изучения курса истории развития раннехристианского искусства и искусства Византии
1.1. Историография изучения раннехристианского искусства Практические 2 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Эстетика раннехристианского искусства Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Византии V-VI веков
2.1. Технология византийской мозаики. Мозаики Равенны Сам. работа 2 24 Л1.1, Л2.1
2.2. Декоративно-прикладное искусство Византии V - VI веков Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Искусство Византии VII - VIII веков
3.1. Иконоборческий период в развитии искусства Византии Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Живопись эпохи иконоборчества Сам. работа 2 60 Л1.1, Л2.1
3.3. Светские сюжеты в искусстве Византии Сам. работа 2 22 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Искусство Византии IX - X веков
4.1. Монументальная живопись Византии IX - X веков Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Развитие архитектуры Византии IX - X веках Лекции 2 10 Л1.1, Л2.1
4.3. Декоративно-прикладное искусство Византии IX - X веков Сам. работа 2 20 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Искусство Византии XI - XII веков
5.1. Монументальная живопись Византии XI - XII вв. Сам. работа 2 21 Л1.1, Л2.1
5.2. Экзамен 2 9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Хронологические рамки раннего христианства?
а) I-IV вв.; б) III-V вв.; в) I-X вв.; г) V-X вв.
Ответ: а.
2 Храмы Раннехристианского периода, которые в плане имели прямоугольную форму.
а) Базилики; б) Крестовокупольные; в) Центричные.
Ответ: а.
3 Когда появляется нимб в изображениях Иисуса Христа?
а) с самых первых изображений; б) IV в.; в) Х в.
Ответ: б.
4 Раннехристианское искусство было преимущественно…
а) реалистичным; б) иллюстративны: в) символистским.
Ответ: в.
5 Символ Христа в Раннехристианском искусстве?
а) Лев; б) Рыба; в) Голубь.
Ответ: б.
6 Какого сюжета с изображением Богоматери не было в Раннехристианском искусстве?
а) Благовещение; б) Рождество Христово; в) Поклонение волхвов; г) Всем скорбящим радость.
Ответ: г.
7 Когда начались полномасштабные исследования Раннехристианских катакомб?
а) во времена Ренессанса; б) после Первой мировой войны; в) в XIX веке.
Ответ: в.
8 Самый распространенный тип Раннехристианской скульптуры?
а) монументальные статуи; б) портреты; в) рельефы саркофагов.
Ответ: в.
9 Какое влияние на Раннехристианское искусство оказала античная культура?
а) существенное; б) не оказала никакого влияния; в) оказала несущественное влияние.
Ответ: а.
10 Что символизирует изображение якоря в искусстве христианских катакомб?
а) твердость веры; б) святость; в) надежда.
Ответ: в.
11 Что символизирует изображение голубя в искусстве христианских катакомб?
а) торжество христианства; б) Святой Дух; в) символ Христа.
Ответ: б.
12 Что символизирует изображение павлина в искусстве христианских катакомб?
а) бессмертие; б) гордыня; в) власть.
Ответ: а.
13 Какой из перечисленных символов имеет не эллинское, а восточное происхождение?
а) якорь; б) голубь; в) павлин; г) рыба.
Ответ: г.
14 Какой иконографический тип Богородицы встречается в искусстве христианских катакомб?
а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса.
Ответ: б.
15 Один из распространенных сюжетов искусства христианских катакомб, заключающийся в изображении групп верующих, собравшихся для молитвы и вкушения пищи.
а) Агапа; б) Тайная Вечеря; в) не выявленный сюжет.
Ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1 Систематизация и классификация типологических черт изображения повторяющихся тем, сюжетов, персонажей.
Ответ: иконография.
2 Символическое изображение Иисуса Христа в образе юноши, несущего на своих плечах заблудшую овцу.
Ответ: Добрый Пастырь.
3 Какой античный персонаж в Раннехристианском искусстве изображался в качестве символа Христа?
Ответ: Орфей.
4 Изображение какого цветка символизирует чистоту в искусстве христианских катакомб?
Ответ: лилия.
5 Что символизирует изображение феникса в искусстве христианских катакомб?
Ответ: воскресение.
6 Изображение какой птицы символизирует юность в искусстве христианских катакомб?
Ответ: орел.
7 Что символизирует оливковая ветвь в искусстве христианских катакомб?
Ответ: вечный мир.
8 Варианты символа евхаристии в искусстве христианских катакомб?
Ответ: виноградная лоза, корзина с хлебом.
9 Каким термином ученые обозначают катакомбы, в которых проявлялось смешение христианства с различными греческими верованиями и гностицизмом?
Ответ: синкретические катакомбы.
10 Как называются небольшие помещения в катакомбах с захоронениями в стенах?
Ответ: Кубикулы.
11 Что символизирует изображение венка в Раннехристианском искусстве?
Ответ: победа над смертью.
12 Как называется специальное помещение, в котором осуществляется обряд крещения?
Ответ: баптистерий.
13 Архитектурный термин, обозначающий примыкающий к храму пониженный полукруглой формы выступ?
Ответ: апсида.
14 Почему символом Христа стало изображение рыбы?
Ответ: греческое слово «рыба» (ихтис) как аббревиатура фразы: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.
15 Каким периодом принято датировать первые христианские саркофаги?
Ответ: конец III века.
16 Материал, из которого изготавливались рельефы на христианских саркофагах?
Ответ: саркофаги были каменными.
17 Сюжеты с каким ветхозаветным пророком были наиболее распространены в рельефах на саркофагах?
Ответ: Иона.
18 При помощи какого инструмента создавались рельефы на саркофагах?
Ответ: бур.
19 Чем отличались саркофаги IV века от более ранних?
Ответ: более крупным рельефом и наличием колон.
20 На каком материале создавались книжные миниатюры во времена раннего христианства?
Ответ: пергамент.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры

1 Хронологические рамки византийского искусства?
а) I-IV вв.; б) I-X вв.; в) IV – середина XV вв.; г) V-X вв.
Ответ: в.
2 Каким временем датируются самые ранние иконы?
а) I в.; б) Х в.; в) VI в.; г) XII в.
Ответ: в.
3 В какой технике были выполнены первые из сохранившихся икон?
а) темпера; б) энкаустика; в) масленая живопись.
Ответ: б.
4 Кто из апостолов-евангелистов, согласно преданию, был первым иконописцем?
а) Матвей; б) Марк; в) Лука; г) Иоанн.
Ответ: в.
5 Поясное изображение Христа с Евангелием и благословляющей десницей.
а) Добрый пастырь; б) Спас Нерукотворный; в) Пантократор.
Ответ: в.
6 Автор трактата «Три письма об иконопочитании»?
а) Иоанн Златоуст; б) Василий Великий; в) Иоанн Дамаскин.
Ответ: в.
7 В какой период византийского искусства была создана Владимирская икона Божьей Матери?
а) Комниновской возрождение; б) Палеологовское возрождение; в) Македонское возрождение.
Ответ: а.
8 Каким хронологическим рамкам соответствует иконоборческий период?
а) 1261—1453; б) 1081—1185; в) VIII — начало IX века; г) IV—VII века.
Ответ: в.
9 Распространены ли монументальные статуи в византийском искусстве?
а) были очень распространены; б) не получили большого распространения.
Ответ: б.
10 Самая ранняя из сохранившихся византийских икон Христа?
а) Спас Златая Риза; б) Христос Вседержитель; в) Спас в Силах.
Ответ: б.
11 Как называется иконография, в которой Богоматерь и Младенец изображены, соприкасающимися ликами?
а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса.
Ответ: в.
12 Когда темпера окончательно вытеснила энкаустику из византийской иконописи?
а) почти сразу после появления первых икон; б) XI в.; в) XV в.
Ответ: б.
13 Какая перспектива характера для иконописи?
а) линейная; б) обратная; в) воздушная.
Ответ: б.
14 Эмальерное искусство в Византии…
а) было не развитым; б) было очень развитым.
Ответ: б.
15 Изображение Богоматери, указывающей на Младенца с благословляющей десницей.
а) Одигитрия; б) Оранта; в) Елеуса.
Ответ: а.

1 Как переводятся три литеры, которые иконописцы в обязательном порядке наносят на нимб Христа?
Ответ: Сущий.
2 Какой вид искусства считается предшественником иконописи?
Ответ: фаюмский портрет.
3 Техника византийских мозаик?
Ответ: прямой мозаичный набор.
4 Как называется иконография Богородицы, изображенной с молитвенно поднятыми вверх руками?
Ответ: Оранта.
5 Как переводится название иконографии Богоматери «Одигитрия»?
Ответ: Путеводительница.
6 Как называется грунт в иконописи?
Ответ: левкас.
7 Как называется украшение иконы, которое покрывает всю живопись кроме изображений ликов и рук?
Ответ: оклад.
8 Как переводится название иконографии Богородицы «Оранта»?
Ответ: Знаменье.
9 Последний период в истории византийского искусства.
Ответ: Палеологовское возрождение.
10 В каком веке был построен храм Святой Софии в Константинополе?
Ответ: VI в.
11 Произведение религиозного искусства, состоящее из нескольких створок с иконами.
Ответ: складень.
12 Что символизирует золотой (желтый) цвет в иконописи?
Ответ: Божественная слава.
13 Что символизирует красный цвет в иконописи?
Ответ: Воскресение.
14 Что символизирует пурпурный цвет?
Ответ: Царский титул.
15 Какие здания религиозного назначения можно рассматривать в качестве предшественников крестово-купольных храмов?
Ответ: баптистерии.
16 Как называется ткань, которую наклеивают на иконную доску до наложения грунта?
Ответ: паволока.
17 К какому иконографическому типу относится Владимирская икона Божьей Матери?
Ответ: Елеуса.
18 Что символизирует белый цвет в иконописи?
Ответ: чистота.
19 Вид композиции в иконописи, в которой изображены одновременно несколько ситуаций, произошедших с одним лицом в разное время?
Ответ: симультанная композиция.
20 Термин иконописи, обозначающий штрихи из сусального золота, наносимые на складки одежд, крылья ангелов и купола храмов?
Ответ: ассист.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают экзамен автоматически.
Для обучающихся, не получивших удовлетворительную оценку по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Периодизация искусства Византии.
2. Декоративно-прикладное искусство Византии.
3. Собор святой Софии в Константинополе: проектирование храма и его архитектурное решение.
4. Архитектурно-художественные особенности крестово-купольного типа храма.
5. Основные иконографические типы в византийской живописи.
6. Светское искусство Византии.
7. Византийский костюм.
8. Мозаики собора святой Софии в Константинополе.
9. Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе.
10. Эстетические основы византийского искусства. Теория образа в византийской эстетике.
11. Памятники книжной миниатюры в искусстве Византии.
12. Архитектура Византии VI – VII веков. Типы храмов.
13. Церковь Сан Витале в Равенне как памятник византийского искусства.
14. Искусство Византии вне пределов империи (Болгария, Сербия, Македония).
15. Культовая и гражданская архитектура палеологовского времени.
16. Монументальная живопись и иконопись периода иконоборчества.
17. Древнейшие иконы Византии (VI – VII века).
18. Эллинистические традиции в живописи периода «Македонского Возрождения».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Византийская культура globuss24.ru
Э2 Визнтийские мозаики fb.ru
Э3 Искусство мозаики velib.com
Э4 Эл.курс Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.