МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная этика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.искусств., Доцент, Михайлова О.С.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная этика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний о профессиональной этике преподавателей и работников культуры и искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен осознавать социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании массового историко-культурного сознания;
ОПК-6.1 Знает: способы формировании массового историко-культурного сознания
ОПК-6.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-6.3 . Владеет: навыками осознания социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании гражданской идентичности
ОПК-7Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры.
ОПК-7.1 Знает: проблематику современной политики Российской Федерации в сфере культуры
ОПК-7.2 Умеет: ориентироваться в проблематике современной политики Российской Федерации в сфере культуры
ОПК-7.3 Владеет: навыками осознания значимость сферы культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы профессиональной этики, методы межличностного общения с учётом конфессиональных и культурных различий
методы работы с лицами с ограниченными возможностями
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать результаты своей культурной деятельности с позиции этики профессионализма работника культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами создания в коллективе деловой, уважительной обстановки с учётом личностных особенностей, достижения необходимой толерантности в общении

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Профессиональная этика в системе прикладного этического знания
1.1. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Место профессиональной этики в системе прикладного этического знания. Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Специфика профессиональной этики в разные исторические периоды. Предмет и задачи профессиональной этики преподавателя и работника культуры. Методы исследования в профессиональной этике. Сам. работа 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Место профессиональной этики в системе прикладного этического знания. Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Специфика профессиональной этики в разные исторические периоды. Предмет и задачи профессиональной этики преподавателя и работника культуры. Методы исследования в профессиональной этике. Практические 3 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Зарождение и развитие педагогической этики
2.1. Возникновение педагогической этики. Этико-педагогические размышления Демокрита и Платона. «Учительский» опыт Сократа. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим). Педагогическая этика в эпоху Нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.): задачи нравственного воспитания, требования к нравственному облику учителя, этические концепции. Отечественная философско- этическая мысль и ее взгляд на проблемы воспитания и деятельности педагога Сам. работа 3 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Возникновение педагогической этики. Этико-педагогические размышления Демокрита и Платона. «Учительский» опыт Сократа. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим). Педагогическая этика в эпоху Нового времени (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.): задачи нравственного воспитания, требования к нравственному облику учителя, этические концепции. Отечественная философско- этическая мысль и ее взгляд на проблемы воспитания и деятельности педагога Практические 3 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 16 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Профессиональная этика работника культуры
3.1. Система моральных принципов, норм и правил поведения работников культуры разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Основные, базовые принципы и ценности социально-культурной деятельности, связанные с реализацией работниками культуры своих профессиональных обязанностей. Сам. работа 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Система моральных принципов, норм и правил поведения работников культуры разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Основные, базовые принципы и ценности социально-культурной деятельности, связанные с реализацией работниками культуры своих профессиональных обязанностей. Практические 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Профессиональная этика преподавателя
4.1. Профессионализм как нравственная черта личности. Личные качества педагога. Творческий характер педагогической деятельности. Нормы профессиональной этики педагога. Основные категории Педагогической этики. Гуманизм как высший принцип педагогической морали. Содержание понятий «педагогический долг», «педагогическая честь», «педагогическая справедливость», «педагогический авторитет». Свобода как принцип воспитания и обучения. Сам. работа 3 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Профессионализм как нравственная черта личности. Личные качества педагога. Творческий характер педагогической деятельности. Нормы профессиональной этики педагога. Основные категории Педагогической этики. Гуманизм как высший принцип педагогической морали. Содержание понятий «педагогический долг», «педагогическая честь», «педагогическая справедливость», «педагогический авторитет». Свобода как принцип воспитания и обучения. Практические 3 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 44 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Этика педагогических отношений
5.1. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности. Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования. Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Этика педагога в общении с родителями. Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Общая характеристика педагогического общения, его функции и этические принципы. Этика человеческих контактов. Эмпатия и симпатия в общении. Стиль общения педагога и его влияние на обучение, воспитание и развитие личности. Нравственная культура педагогического общения и пути ее формирования. Основные компоненты культуры педагогического общения и способы ее формирования. Этика педагога в общении с родителями. Педагогический такт как компонент нравственной культуры преподавателя. Практические 3 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Этика межличностных взаимоотношений в творческом коллективе.
6.1. Этика взаимоотношений в сложных ситуациях. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях(конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Этико-психологические отношения в коллективе. Общие этические принципы и характер делового общения. Особенности общения в коллективе: официальные и неофициальные формы общения. Конфликты в коллективе: нравственно-этический аспект. Этика взаимоотношений руководителя с коллективом. Сам. работа 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.2. Этика взаимоотношений в сложных ситуациях. Профессионально-этические нормы и принципы разрешения конфликтов в профессиональной среде. Классификация конфликтов: межличностные, внутриличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Способы разрешения конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях(конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс). Этико-психологические отношения в коллективе. Общие этические принципы и характер делового общения. Особенности общения в коллективе: официальные и неофициальные формы общения. Конфликты в коллективе: нравственно-этический аспект. Этика взаимоотношений руководителя с коллективом. Практические 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 7. Этика преподавателя и ученого в системе высшего образования.
7.1. Специфика педагогической этики в деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Этика отношений уровня «преподаватель-студент». Соотношение науки и нравственности. Принципы научной этики. Этический кодекс ученого. Проблема социальной ответственности науки. Основные дилеммы этики науки. Лекции 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.2. Специфика педагогической этики в деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Этика отношений уровня «преподаватель-студент». Соотношение науки и нравственности. Принципы научной этики. Этический кодекс ученого. Проблема социальной ответственности науки. Основные дилеммы этики науки. Практические 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
7.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 8. Этикет в профессиональной культуре
8.1. Понятие «профессиональная культура» и ее уровни. Структура культуры: направленность, эрудиция, творчество, мастерство, культура речи. Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Пути совершенствования речевого мастерства. Культура внешнего вида. Сам. работа 3 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.2. Понятие «профессиональная культура» и ее уровни. Структура культуры: направленность, эрудиция, творчество, мастерство, культура речи. Этикетные нормы общения. Речевой этикет. Пути совершенствования речевого мастерства. Культура внешнего вида. Практические 3 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
8.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 8 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4017
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-7: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры.
ОПК-6: Способен осознавать социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании массового историко-культурного сознания;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Нормы морали охраняются…
а) государством;
б) обществом;
в) церковью;
г) политическими партиями.
Правильный ответ: б.

2. Нормы морали оценивают…
а) поступки людей;
б) мотивы;
в) намерения;
г) все перечисленное.
Правильный ответ: г.

3. Способность личности к моральному самоконтролю называется…
а) совестью;
б) убеждением;
в) талантом;
г) эмоцией.
Правильный ответ: а.

4. Этика как наука существует…
a) более 20 веков;
б) более 10 веков;
в) с конца XVIII века;
г) с V века нашей эры.
Правильный ответ: а.

5. Мораль – это…
a) общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации;
б) форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе;
в) общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению;
г) правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности.
Правильный ответ: б.

6. Основателем этики признаётся…
a) Платон (428-328 гг. до н. э.);
б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.);
в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.);
г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.).
Правильный ответ: в.

7. Термин «этика» (ethica) впервые использовал для обозначения
науки, которая изучает добродетели…
a) Платон (428-328 гг. до н. э.);
б) великий древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.);
в) Аристотель (384-322 гг. до н. э.);
г) Сенека (4 гг. до н. э. – 65 гг. н. э.).
Правильный ответ: в.

8. Автор термина «Мораль»…
a) Гомер;
б) Тацит;
в) Цицерон.
Правильный ответ: в.

9. Нравственность – термин…
a) латинский;
б) греческий;
в) русский.
Правильный ответ: в.

10. Добро и зло – это…
a) самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей;
б) нравственная задача, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем;
в) наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Правильный ответ: в.

11. Под понятием «добрая воля» И. Кант понимает:
а) чистую волю - чистую от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия;
б) желание быть полезным окружающим людям;
в) любую волю, двигаемую разумом и сердцем человека.
Правильный ответ: а.

12. Умение сдерживать и контролировать свое настроение и чувства – это…
а) эрудированность;
б) обходительность и любезность;
в) сдержанность и тактичность.
Правильный ответ: в.

13. Предпочтение собственных интересов интересам других – это ...
а) идеализм;
б) материализм;
в) формализм;
г) эгоизм
Правильный ответ: г.

14. Нравственная норма в виде повеления, исходящего непосредственно от Бога:
а) убеждение;
б) заповедь;
в) суждение;
г) приказ. Правильный ответ: б.

15. Раздел этической науки, исследующий специфику морали в сфере трудовой деятельности:
а) нормативная этика;
б) прикладная этика;
в) профессиональная этика.
Правильный ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение философской категории «добро».
Правильный ответ: Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей.

2. Приведите примеры социального зла.
Правильный ответ: Примеры социального зла: терроризм, геноцид, насилие, коррупция, дискриминация и многие другие формы неправедного поведения, которые причиняют боль и страдания людям и существенно нарушают нормы социальной справедливости.

3. Дайте определение понятию «ответственность».
Правильный ответ: Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу.

4. Деловое общение – это…
Правильный ответ: Деловое общение — передача информации между сотрудниками или коллективами для решения совместных задач и достижения общих целей.

5. Этическая категория, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему окружающих, основанное на признании ценности человеческой личности, называется…
Правильный ответ: Достоинство.

6. Приведите примеры моральных санкций.
Правильный ответ: К моральным санкциям относятся знаки неодобрения, бойкот, требования признания вины и раскаяния, угрызения совести, стыд и чувство вины.


7. Назовите основные принципы экологической этики.
Правильный ответ: К принципам экологической этики относятся: уважение ко всем формам жизни, сохранение биоразнообразия, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности и общего достояния природных ресурсов, права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция.

8. Моральный долг – это…
Правильный ответ: Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений.

9. Дайте определение понятию «проксемика».
Правильный ответ: Это наука, которая изучает расположение людей в пространстве при общении.

10. Дайте определение понятию «конфликт».
Правильный ответ: Конфликт (от лат. conflictus - «столкновение») - это столкновение, разногласие, обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующихся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванными несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

11. В переводе с греческого термин «педагогика» означает «детовождение». С чем связана такая трактовка данного термина?
Правильный ответ: С подчеркиваем роли учители в жизни ребенка: именно учитель выступает для своего воспитанника в роли «рулевого» в сложном процессе формирования и воспитания его личностных и моральных качеств.

12. Поведение, при котором, отстаивая собственные интересы, человек вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны называется…
Правильный ответ: Сотрудничество.

13. Дайте определение понятию «гуманизм».
Правильный ответ: Гуманиизм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека. Главные принципы гуманизма - забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

14. Противоположностью добродетели является…
Правильный ответ: порок.

15. Система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности) называется…
Правильный ответ: Речевой этикет.

16. Вставьте пропущенное слово: «Реальное общество …. в представителях различных моральных систем».
Правильный ответ: Нуждается.

17. Моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей, которое выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами воспитания и разъяснения», называется…
Правильный ответ: Терпимостью (толерантностью).

18. Дайте определение понятию «имморализм».
Правильный ответ: Имморализм — целостная мировоззренческая позиция, заключающаяся в отрицании принципов и предписаний морали.

19. Нравственный принцип, предписывающий человеку совершать бескорыстные действия, направленные на благо других людей, называется …
Правильный ответ: альтруизм.

20. Что такое морально-этическая ответственность?
Правильный ответ: Морально-этическая ответственность представляет собой личностное качество, которое заключается в осознании моральной необходимости выполнения социальных и личностных норм, а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, оценивание собственных действий с позиций гуманности и с чистой совестью.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://academicon.ru/
Э2 https://studopedia.ru/
Э3 Дициплина "Профессиональная этика" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.