МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные и коммуникационные технологии в культуре и искусстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в искусстве
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_История искусств_КИиМвИ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 204
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 204 204 204 204
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
к.иск., зав.каф, Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Информационные и коммуникационные технологии в культуре и искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать навыки использования современных информационных и коммуникационных технологий в образовательной, научно-исследовательской и другой деятельности историка искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПК-5 Способен использовать базы данных и информационные системы для реализации организационно-управленческих решений в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность понятий коммуникационных и информационных технологий, цифровой образовательной среды, электронного обучения, аспекты авторского права, касающиеся использования электронной текстовой и визуальной информации, использование материалов, отнесенных к общественному достоянию, основы безопасного и эффективного использования ресурсно-информационных баз на основе облачных технологий в практической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать информационные и коммуникационные средства для решения образовательных и научно-исследовательских задач, для конструирования электронных средств обучения, методически обоснованно использовать электронные наглядные средства в образовательных и просветительских проектах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком формирования комплекта электронных средств обучения в соответствии с содержанием учебной дисциплины, навыком разработки проектов в области визуализации информации: схем, слайдшоу, инфографики, анимированных изображений, навыком подбора текстовых и визуальных материалов для разработки электронных наглядных средств обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие информационно-коммуникационных технологий. Основы работы с информацией
1.1. Понятие информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Технологические тренды Лекции 2 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Интеллектуальные технологии в сфере музейного дела и культурно-просветительской деятельности Сам. работа 2 4 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Цифровая среда и индивидуальная образовательная траектория Сам. работа 2 4 УК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. MOOC как инновационная форма обучения для студентов гуманитарных направлений: изучение особенностей реализации одной из онлайн-площадок Сам. работа 2 18 УК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Обзор образовательных возможностей просветительских проектов сети Интернет Сам. работа 2 16 УК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Индивидуальная образовательная траектория. Приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования Сам. работа 2 24 УК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Базы данных и информационные системы в сфере музейной и культурно-просветительской деятельности
2.1. Базы данных и информационные системы в сфере музейной и культурно-просветительской деятельности Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Разработка интеллект-карты "Базы данных и информационные системы в сфере музейной и культурно-просветительской деятельности" Сам. работа 2 12 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Разработка каталога информационных систем в сфере музейной и культурно-просветительской деятельности Сам. работа 2 20 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Проектирование и работа с базами данных Сам. работа 2 20 ПК-5 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Особенности профессиональной коммуникации в цифровой среде
3.1. Понятие коммуникации в контексте развития современных дистанционных технологий. Профессиональная коммуникация в цифровой среде в сфере музейной и культурно-просветительской деятельности Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Исследование просветительской деятельности художественных музеев и культурных центров в социальных сетях Сам. работа 2 24 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Разработка просветительского проекта на основе информационных и коммуникационных технологий
4.1. Разработка и реализация просветительского проекта на основе информационных и коммуникационных технологий Практические 2 2 ПК-5, УК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Разработка комплекта текстовых, визуальных и иных материалов для просветительского проекта Сам. работа 2 18 ПК-5, УК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Организация просветительского мероприятия, документация и публикация Сам. работа 2 32 ПК-5, УК-6 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Выполнение итоговой работы Сам. работа 2 12 ПК-5, УК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Минин А. Я. Информационные технологии в образовании: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник М.: ИКТ «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. К.А. Катков, И.П. Хвостова и др. Информационные технологии: учебное пособие СКФУ // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник М.: ИКТ «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство : Флинта, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Edutainme www.edutainme.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2150 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы. Лекции и практические занятия имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере компьютерных и информационных технологий, а также закрепления их в процессе практической учебной деятельности. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов занятий с учетом заданий на дом;
- работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины, курирование тематического контента;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- отбор лучших практик использования информационных и компьютерных технологий в профессиональных проектах.
Работа с учебной и научной литературой, с актуальными публикациями в сети Интернет является важной формой самостоятельной работы. В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации. Работа с литературой и онлайн-ресурсами полезна не только для изучения конкретной дисциплины, но и является неотъемлемой частью профессиональной деятельности выпускника образовательной программы уровня магистратуры.