Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.06.01. Искусствоведение |
Направленность | Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z50_06_01_Искусствоведение-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Освоение обучающимися по направлению подготовки 50.06.01 Искусствоведение (уровень подготовки кадров высшей квалификации), опыта методологических исканий выдающихся исследователей истории искусства, выявление основных этапов и закономерностей развития методологии искусствоведения, знакомство с современными методами и подходами изучения искусства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3 |
ПК-3 | способностью планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс организации художественного проекта, создания дизайна экспозиции и информационного блока выставки, способность разрабатывать структуру и содержание выставочного научного каталога; вносить вклад в расширение границ области изучения художественной жизни региона, творчества современных художников, процесса коллекционирования и организации частных художественных галерей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - базовые идеи, знания, категориальный аппарат методологии искусствоведения; понятия и термины смежных наук для генерации новых идей; - содержание и основные этапы процесса формирования методологии искусствоведения; - основные методы искусствоведения; - систему взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства; - приемы критического анализа дискуссионных проблем методологии искусствоведения в собственной научной и прикладной деятельности; - современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по искусствоведению; - тематическую структуру сетевых ресурсов Интернет, базы данных по актуальным проблемам методологии искусствоведения в архивах, библиотеках и музеях; - методику проведения научных семинаров, конференций и методику подготовки, редактирования научных публикаций по проблемам методологии искусствоведения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - воспроизводить полученные знания в области категориального аппарата методологии искусствоведения, ее основных теорий и проблем, специфики развития отечественного и зарубежного искусствоведения; - системно анализировать и применять теоретические концепции методологии искусствоведения для порождения новых идей; - применять теоретические установки искусствоведения в исследовательской деятельности; - описывать, анализировать и доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы методологии искусствоведения; - применять современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по искусствоведению; - применять информационные технологии в исследованиях по проблемам методологии искусствоведения, тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы; - технологически грамотно анализировать собственные профессионально-методические действия, корректировать и совершенствовать их на основе организации научных мероприятий, подготовки, редактирования научных публикаций по актуальным проблемам методологии искусствоведения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью понимать и объективно оценить актуальные проблемы методологии искусствоведения, формулировать новые идеи,демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской работы в научном коллективе; - современными методами и методиками исследования в области методологии искусствоведения; - приемами критического анализа собственной научной и практической деятельности в области искусствоведения; - владеть современными научными стратегиями и методологическими принципами анализа произведений искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов; - информационными технологиями в исследованиях по актуальным проблемам методологии искусствоведения на основе использования тематических сетевых ресурсов, баз данных, информационно-поисковых систем; - методикой организации и проведения научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Роль методологии научного познания в искусствоведении | ||||||
1.1. | Методология научного познания | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
1.2. | Методология научного познания | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
1.3. | Основы научных исследований в области искусствоведения | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
1.4. | Основы научных исследований в области искусствоведения | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 2. Методы искусствоведения | ||||||
2.1. | Знаточество как метод искусствоведения | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.2. | Формально-стилистический метод | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.3. | Формально-стилистический метод | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.4. | Духовно-исторический метод, иконография, иконология | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.5. | Духовно-исторический метод, иконография, иконология | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.6. | Семиотика в методологии искусствоведения | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.7. | Этноискусствознание как актуальное научное направление в методологии искусствоведения | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.8. | Апробация результатов научной деятельности искусствоведа | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2 |
2.9. | Лекции | 3 | 0 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
Приложения |
Приложение 1.
1 ФОС Методология искусствоведения Асп.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ванеян С.С. | Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие | М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гуменюк, А.Н. | Искусствоведение: морфология пластических искусств: учебное пособие | Издательство ОмГТУ, 2017., 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Сафронова Т. Н. | Основы научных исследований: учебное пособие | Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015 // ЭБС Университетская библиотека | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. | История и философия науки: хрестоматия | Барнаул: АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская | История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отечеств. и зарубеж. искусства | Актуальные проблемы методологии истории искусства: раб. прогр. дисциплины | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | АлтГУ, ФМКФиП, Каф. социальной философии, онтологии и теории познания | История и философия науки (социально-гуманитарные науки): учеб.-метод. комплекс | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э2 | ЭБС "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронная библиотека "Юрайт" | biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс "Методология искусствоведения" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Правила самостоятельной работы с литературой: Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. |