МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология искусствоведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.06.01. Искусствоведение
НаправленностьИзобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_06_01_Искусствоведение-2021,2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 55
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рецензент(ы):
д.иск., доц., А.Л. Усанова

Рабочая программа дисциплины
Методология искусствоведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.06.01 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 909)

составлена на основании учебного плана:
50.06.01 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение обучающимися по направлению подготовки 50.06.01 Искусствоведение (уровень подготовки кадров высшей квалификации), опыта методологических исканий выдающихся исследователей истории искусства, выявление основных этапов и закономерностей развития методологии искусствоведения, знакомство с современными методами и подходами изучения искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс организации художественного проекта, создания дизайна экспозиции и информационного блока выставки, способность разрабатывать структуру и содержание выставочного научного каталога; вносить вклад в расширение границ области изучения художественной жизни региона, творчества современных художников, процесса коллекционирования и организации частных художественных галерей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- базовые идеи, знания, категориальный аппарат методологии искусствоведения; понятия и термины смежных наук для генерации новых идей;
- содержание и основные этапы процесса формирования методологии искусствоведения;
- основные методы искусствоведения;
- систему взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;
- приемы критического анализа дискуссионных проблем методологии искусствоведения в собственной научной и прикладной деятельности;
- современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по искусствоведению;
- тематическую структуру сетевых ресурсов Интернет, базы данных по актуальным проблемам методологии искусствоведения в архивах, библиотеках и музеях;
- методику проведения научных семинаров, конференций и методику подготовки, редактирования научных публикаций по проблемам методологии искусствоведения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- воспроизводить полученные знания в области категориального аппарата методологии искусствоведения, ее основных теорий и проблем, специфики развития отечественного и зарубежного искусствоведения;
- системно анализировать и применять теоретические концепции методологии искусствоведения для порождения новых идей;
- применять теоретические установки искусствоведения в исследовательской деятельности;
- описывать, анализировать и доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы методологии искусствоведения;
- применять современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по искусствоведению;
- применять информационные технологии в исследованиях по проблемам методологии искусствоведения, тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;
- технологически грамотно анализировать собственные профессионально-методические действия, корректировать и совершенствовать их на основе организации научных мероприятий, подготовки, редактирования научных публикаций по актуальным проблемам методологии искусствоведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью понимать и объективно оценить актуальные проблемы методологии искусствоведения, формулировать новые идеи,демонстрировать навыки самостоятельной исследовательской работы в научном коллективе;
- современными методами и методиками исследования в области методологии искусствоведения;
- приемами критического анализа собственной научной и практической деятельности в области искусствоведения;
- владеть современными научными стратегиями и методологическими принципами анализа произведений искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов;
- информационными технологиями в исследованиях по актуальным проблемам методологии искусствоведения на основе использования тематических сетевых ресурсов, баз данных, информационно-поисковых систем;
- методикой организации и проведения научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль методологии научного познания в искусствоведении
1.1. Методология научного познания Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
1.2. Методология научного познания Сам. работа 3 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
1.3. Основы научных исследований в области искусствоведения Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
1.4. Основы научных исследований в области искусствоведения Сам. работа 3 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Методы искусствоведения
2.1. Знаточество как метод искусствоведения Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.2. Формально-стилистический метод Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.3. Формально-стилистический метод Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.4. Духовно-исторический метод, иконография, иконология Практические 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.5. Духовно-исторический метод, иконография, иконология Сам. работа 3 7 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.6. Семиотика в методологии искусствоведения Сам. работа 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.7. Этноискусствознание как актуальное научное направление в методологии искусствоведения Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.8. Апробация результатов научной деятельности искусствоведа Сам. работа 3 7 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.2
2.9. Лекции 3 0

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Гуменюк, А.Н. Искусствоведение: морфология пластических искусств: учебное пособие Издательство ОмГТУ, 2017., 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Сафронова Т. Н. Основы научных исследований: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015 // ЭБС Университетская библиотека biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отечеств. и зарубеж. искусства Актуальные проблемы методологии истории искусства: раб. прогр. дисциплины Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 АлтГУ, ФМКФиП, Каф. социальной философии, онтологии и теории познания История и философия науки (социально-гуманитарные науки): учеб.-метод. комплекс Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э2 ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотека "Юрайт" biblio-online.ru
Э4 Курс "Методология искусствоведения" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой:
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.