МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Изобразительное искусство региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_Культурология_УвСК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 131
индивидуальные консультации 48
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
курсовой проект: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 131 131 131 131
Консультации 48 48 48 48
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
ст. преп., Пешков Е.Ю.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.;

Рабочая программа дисциплины
Изобразительное искусство региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у студентов целостное понимание генезиса и динамики, а также особой значимости и ценности изобразительного искусства региона. Хронологические рамки XVIII – начала XXI вв.
Задачи курса:
- изучить процесс формирования изобразительного искусства на Алтае в XVIII – начала XXI вв.;
- уяснить преемственность и значимость художественных традиций в этом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-1.1 Знает: основные категории культуры; исторические основы развития культуры, методологию и методы исследования культурных явлений и процессов; историческую и социальную типологию культуры и способы ее периодизации, теоретико-методологические концепции изучения культуры
ПК-1.2 Умеет применять конкретные методы исследования культурных процессов, применять знания об исторических основах развития культуры и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике
ПК-1.3 Владеет понятийным аппаратом исследовательских подходов и практик, существующих в современном культурологическом знании, методологией исследования категорий и концепций, связанных с изучением культурных форм, процессов, практик, готовностью к использованию знаний о культуре в организационно-управленческой работе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По окончанию курса студенты должны иметь представление:
- о этапах развития искусства региона в хронологической последовательности;
- об основных проблемах развития искусства региона;
- о взаимосвязи развития духовной культуры и роста значимости искусства региона как малой Родины человека;
- сформировать собственное понимание традиций и инноваций в изобразительном искусстве региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.- основные принципы развития изобразительного искусства;
уметь:
- дать оценку основным художественным произведениям, определить период, их значимость и преемственность;
- дать стилистический анализ художественного произведения;
- раскрыть художественную значимость произведения искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- стилистического и сравнительного анализа произведений живописи и архитектуры алтайского региона
- искусствоведческого знаточества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России.
1.1. Введение. Предмет, цели и задачи курса. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Изобразительное искусство на Алтае в I половине XIX века.
2.1. Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852) Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Искусствоведческий анализ произведений В. П. Петрова (1770-1810), Н. И. Мягкова.(1799-1852). Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852). Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Изобразительное искусство Алтая XIX - начала ХХ веков.
3.1. Первые художники Алтая. Г. Гуркин - основополжник алтайской пейзажной живописи. Импрессионизм в творчестве А.О.Никулина (1876-1915). Художественные произведения Г. Гуркина и А. Никулина в коллекции ГХМАК. Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Графика в творчестве Г.И. Гуркина советского периода. Путевые зарисовки (Тува, Монголия). Работа над эскизами первого тувинского букваря. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
3.5. Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Сбор материала для курсовой работы. Консультации 3 48 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 4. Изобразительное искусство Алтая I половины ХХ века
4.1. Художественная деятельность М.Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Художественная деятельность М.Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). Практические 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.3. Художественная деятельность М.Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.4. Создание Алтайского отделения СХ СССР (1940). Художественная жизнь в годы ВОВ: выставки 1941-1945 гг. Агитационная графика И.Е. Харина. Творческтво советских мастеров М. Черемных, С. Лучишкина, Д. Цаплина в годы эвакуации на Алтай. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Особенности формирования художественной среды на Алтае 1950-х-1960-х гг.
5.1. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
5.2. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 3 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Жанровые особенности алтайской живописи 1960-1970-х гг.
6.1. Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. Сам. работа 3 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
6.2. Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.3. Монументальное искусство Алтая 1960-1970-х годов. Творчество В.Ф. Добровольского. творчество П.Д. Джуры. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Творчество алтайских художников-графиков 1960-1970-х годов.
7.1. Пейзаж в творчестве Ф.Филонова. Творчество В. Туманова, Ю. Кабанова. Новаторство в творчестве А. Потапова, Л. Пастушковой. Сам. работа 3 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
7.2. Алтайская книжная графика: творчество В. Дерявского, Б. Лупачева, В. Раменского. Акварельный пейзаж А.А. Югаткина. Творчество Г. Белышева: деятельность художественной мастерской ХБК в 60-80-х гг. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.3. Выставки и художественные объединения на Алтае в конце 1980-х-1990-х годах. Выставка "Молодежь Алтая" 1989г. Художественное объединение "Черный пахарь": творчество Е. Олейникова, Д. Петренко, А. Казанцева. Выставки художественного объединения "ГЛАЗ": творчество П. Широва, Е. и Р. Ильиных. Выставки творческой группы "Взгляд": А. Шапиро, П. Брытков, Д. Октябрь, И. Бутина и др. Концептуальные выставки и "неформальные" художественные движения 1990- нач. 2000-х годов: "Тихая мансарда", "Теплый фронт". Творчество Ю. Эсауленко, В. Лавринова, В. Метелецы, Л. Базиной и др. Выставка "НОМАДЫ": живопись Л. Пастушковой, произведения Е. Скурихина, С. Дыкова, Е. Булатовой (1990-2000 гг) Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Изобразительное искусство Алтая 1980-1990-х годов
8.1. Роль и значение Новоалтайского государственного художественного училища в художественной культуре Алтая. Пейзаж в творчестве А.П. Щетинина. Исторический жанр в тврочестве В.В. Конькова. Натюрморт И.В. Щетининой. Творчество А. Арестова. Пейзаж в творчестве С. Прохорова. Стилистические особенности живописи В. Октября. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.2. Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б. Щербакова. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.3. Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б.М. Астахова. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.4. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова, Л.Снитко, Т.М. Степанской, Е. Маточкина, Л.И. Нехвядович, Ю.В. Виноградов и др. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.5. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Ю.В. Виноградов. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.6. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.7. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л. Снитко. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.8. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Т.М. Степанской. Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.9. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л.И. Нехвядович. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.10. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Е. Маточкина. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.11. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Р.М. Еркинова. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв.
9.1. Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв. Молодежные выставки Сибири. "Аз.Арт.Сибирь" 1989г. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Владеет теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик

1. Функция народного искусства.
1. познавательная,
2. семантическая.
3. игровая.

Правильный ответ: 2

2. Русские народные промыслы это...
1.духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.
2.форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.
3.художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Правильный ответ: 2

3. Из каких цветов состоит Мезенская роспись?
1. черный и желтый.
2. черный и белый.
3. черный и красный.

Правильный ответ: 3

4. Какая миниатюра исполняется темперой на папье-маше?
1. федоскинская.
2. холуйская.
3. палехская.

Правильный ответ: 3

5. Какая игрушка изготавливается из мягких пород дерева?
1. богородская.
2. кожлянская.
3. жбанниковская.

Правильный ответ: 1

6. Как называется традиционное ремесло, в котором из капового нароста изготавливаются различные изделия?
1. богородская резьба.
2. капокорешковый промысел.
3. абрамцево - кудринская резьба.

Правильный ответ: 2

7. Что представляет из себя Дымковская игрушка?
1. деревянную игрушку-свистульку.
2. глиняную расписную куклу.
3. глиняную игрушку, расписанную и обожжённую в печи.

Правильный ответ: 3

8. Скань – это…
1. ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленьких серебряных или золотых шариков) и эмали?.
2. народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
3. морозный рисунок на окнах.

Правильный ответ: 1

9. Вологодским кружевом называют...
1. вид кружева, в котором основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
2. вид декоративно-прикладного искусства, чьи сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
3. вышивка, выполненная на ткани из льна, в которой нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки.

Правильный ответ: 1

10. В каком народном расписном промысле основными сюжетами являются: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города?
1. городецкая роспись.
2. тагильский поднос.
3. жостовская роспись.

Правильный ответ: 2

11. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (изредка зелёным) цветом по золотистому фону, с использованием серебряного оловянного порошка – это ...
1. жостовская роспись.
2. гжель.
3. хохлома.

Правильный ответ: 3

12. Богиня из пантеона Владимира – покровительница женских ремёсел…
1. Берегиня.
2. Макошь.
3. Лада.

Правильный ответ: 2

13. Символ восходящего Ярилы-Солнца в Арийских Ведах…
1. посолонь.
2. инглия.
3. коловрат.

Правильный ответ: 3

14. Цвет символизирующий «нетленное совершенство»...
1. черный.
2. серый.
3. белый.

Правильный ответ: 3


15. Народный промысел, изготавливающий посуду с кобальтовым рисунком…
1. дымка.
2. гжель.
3. городец.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства…
Правильный ответ: семантическая.

2. Образы народного искусства, изображающие человеческие фигуры...
Правильный ответ: зооморфные.

3. Промысел, в котором традиционно все игрушки, кроме «люботы» – свистульки…

Правильный ответ: филимоновский.
4. Двухцветная северная роспись…
Правильный ответ: мезенская.

5. Центр изготовления лаковой миниатюры…
Правильный ответ: Палех.

6. Название камня, из которого сделана «Царица ваз»...
Правильный ответ: Ревнёвская яшма.

7. Основатель камнерезного дела на Алтая...
Правильный ответ: Демидов.

8. Нагрудное украшение в виде ленты из бисера...
Правильный ответ: гайтан.

9. Ткачество, по внешнему виду напоминающее вышивку вперед иглой…
Правильный ответ: закладное.

10. Плоское квадратное приспособление для ткачества поясов...
Правильный ответ: дощечки.

11. Тканая узорная ткань в очень мелкую цветную клетку…
Правильный ответ: пестрядь.

12. Центр золотошвейных промыслов...
Правильный ответ: Торжок.

13. Способам получения узорной ткани отно¬сится при котором узор вырезался на деревянной доске и затем отпечатывался на ткань…
Правильный ответ: набойка.

14. Приспособление для плетения кружев…
Правильный ответ: коклюшки.

15. Не является центром традиционного кружевоплетения…
Правильный ответ: Полхов Майдан.

16. Автор исследования «Народное искусство как часть культуры: теория и практика»…
Правильный ответ: М.А. Некрасова.

17. Мастерица по бисероплетению, работы которой внесены в книгу «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»…
Правильный ответ: Н.Т. Дамер.

18. Барнаульский мастер резьбы по бересте ...
Правильный ответ: В.М. Романов.

19. Барнаульский мастер резьбы по дереву...
Правильный ответ: С.Г. Мозговой.

20. Барнаульский мастер-гончар…
Правильный ответ: В.В. Гычев.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Степанская Т. М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.): [монография] Барнаул : [Азбука], 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т. М. Описание и анализ памятников искусства : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002 docplayer.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный художественный музей Алтайского края: [Электронный ресурс]. ghmak.ru
Э2 Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая - ГМИЛИКА: [Электронный ресурс]. gmilika.ru
Э3 Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В. Я. Шишкова akunb.altlib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- спользование компьютерной техники, интернета и др.