МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специализированные базы данных в сети Интернет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 70
индивидуальные консультации 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 70 70 70 70
Консультации 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.иск., проф., Ю.А. Крейдун

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Специализированные базы данных в сети Интернет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимися сведений о специализированных баз данных в области искусствознания, необходимых для понимания их роли в профессиональной деятельности; способности к восприятию и систематизации информации, постановке цели и выбору путей её достижения; освоения основных методов каталогизации, применяемых в решении профессиональных задач и научно-исследовательской деятельности.

Для достижения цели ставятся задачи:
получить представление о роли специализированных баз данных в профессиональной деятельности;
изучить необходимый понятийный аппарат дисциплины;
сформировать умение выделять структуру массивов данных в области искусствоведения;
сформировать умение составлять формировать каталоги , в том числе с использованием стандартных офисных компьютерных программ;
получить представление о существующих профессиональных музейных, библиотечных, исторических и иных базах данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен владеть компьютерными технологиями и использовать базы данных для реализации организационно-управленческих решений в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие о модели данных; технологические принципы работы и материальную базу сети Интернет (на качественном уровне); примеры баз данных в области культурного наследия России (Госкаталог, КАМИС и другие); положительный и отрицательный опыт Интернет-каталогизации в области музейного дела; примеры создания электронных экспозиций.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; отбирать и систематизировать сведения об объектах культуры и искусства, составлять структуру специализированных баз данных и каталогов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска и выявления структуры специализированных баз данных и каталогов в сети Интернет для осуществления научно-исследовательской работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы Интернет-каталогизации
1.1. Введение в курс Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.2
1.2. Интернет и интеграция информационных ресурсов в современном мире Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Проблемы российской мультимедийной индустрии Сам. работа 3 2 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Поиск и изучения структуры и контента специализированных баз данных искусствоведческой направленности в сети Интернет Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Ознакомление с электронными экспозициями, включая 3D, в сети Интернет Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические вопросы Интернет-каталогизации
2.1. Теория информационных систем и баз данных Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Принципы каталогизации в области искусствознания Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.2
2.3. Представление структуры авторской базы данных (каталога) по теме научно-исследовательской работы Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1, Л2.2
2.4. Освоение навыков работы в стандартных приложениях ПК Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Прикладные вопросы создания баз данных
3.1. Музей как информационная система Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Интернет-каталогизация учреждений культуры: положительный и отрицательный опыт Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Поиск и отбор объектов каталогизации Сам. работа 3 12 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка структуры авторского каталога Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.2
3.5. Конвертация базы данных в одно из компьютерных приложений Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.6. Презентация авторской базы данных (каталога) Сам. работа 3 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Консультации Консультации 3 60 ПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных: теория и практика: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Диков А.В. Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Харрингтон, Д. Проектирование объектно ориентированных баз данных: уч.пособие ДМК Пресс// ЭБС Лань, 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных в сети Интернет www.e-reading.club
Э2 Internet и базы данных citforum.ru
Э3 Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.