МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальный инструмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2019
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 517
контроль 71
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2, 3, 4, 5
диф. зачеты: 4, 5

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 60 60
Сам. работа 159 159 114 114 150 150 47 47 47 47 517 517
Часы на контроль 9 9 18 18 18 18 13 13 13 13 71 71
Итого 180 180 144 144 180 180 72 72 72 72 648 648

Программу составил(и):
К.Иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Специальный инструмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание высококвалифицированных музыкантов, подготовленных к активной исполнительской, педагогической и просветительской деятельности;
формирование умения грамотно, технически совершенно, стилистически точно, художественно-выразительно исполнить сольную программу;
приобретение, совершенствование профессиональных и исполнительских навыков и умений;
развитие навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности
ПК-1.1 Знает: устройство своего инструмента и способы ухода за ним; основные задачи исполнения произведения на эстраде; основные жанры и художественные стили произведений
ПК-1.2 Умеет: демонстрировать артистизм; целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
ПК-1.3 Владеет: способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения; основными стилистическими приемами исполнительства; приемами работы над исполнительскими трудностями; способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные жанры и художественные стили музыкальных произведений;
основные задачи исполнения произведения на эстраде;
акустические возможности инструмента;
профессиональную терминологию;
основные характеристики стилеобразования в музыке.
3.2.Уметь:
3.2.1.передать средствами музыкального языка замысел автора произведения;
демонстрировать артистизм, достигать необходимой свободы самовыражения;
освоить фортепианный репертуар в соответствии с программными требованиями;
сопоставлять собственное видение произведения с существующими образцами исполнения;
анализировать исполнительские интерпретации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.необходимыми исполнительскими средствами и приемами;
возможностью достигать свободы самовыражения, приемами концентрации внимания;
способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения;
способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертного выступления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Подготовка к концертному выступлению в 1,2 семестре
1.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 1 12 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения (произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 1 159 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Подготовка к концертному выступлению во 3,4 семестре.
2.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 2 114 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Подготовка к концертному выступлению в 5,6 семестре. Совершенствование профессиональных навыков.
3.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 3 150 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Подготовка к концертному выступлению в 7,8 семестре. Совершенствование профессиональных навыков.
4.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Практические 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 4 47 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Подготовка к концертному выступлению в 9,10 семестре.
5.1. Полифония. Работа над полифоническим произведением: слышание полифонической фактуры, тембров различных голосов, регистров, тематического построения. Крупная форма. Работа над гомофонно-гармоническим стилем изложения, над особенностями построения сонатной формы, особенностями формы вариаций. Пьесы. Работа над произведениями средней формы, над кантиленой, многоплановостью аккомпанемента, динамикой развития, образностью. Этюды. Работа над виртуозной техникой, над аккордовой техникой, техникой октавной игры, артикуляцией, агогикой, художественностью. Концерты. Работа над сольной партией, изучение оркестрового сопровождения в ходе репетиционной работы. Практические 5 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.2. Работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения(произведения из примерного репертуарного списка). Сам. работа 5 47 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4215
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основной целью освоения узкоспециальных дисциплин в высшем музыкальном учебном заведении является:
а) личностный рост;
б) эстетическое развитие;
в) становление и развитие музыканта-исполнителя и преподавателя.
Правильный ответ: в

2. Какой инструмент предшествовал возникновению молоточкового фортепиано:
а) клавир;
б) клавесин;
в) спинет.
Правильный ответ: а

3. Артикуляция в музыке – это:
а) слуховая координация;
б) умение дослушивать звук до конца;
в) способность к ясному, осмысленному и четкому произнесению музыкальной мысли.
Правильный ответ: в

4. Объединение звуковых элементов в логические структуры и фразы – это:
а) фразировка;
б) декламация;
в) дикция.
Правильный ответ: а

5. Интонирование – это:
а) чистое воспроизведение отдельных звуков;
б) выразительное исполнение музыкальной мысли;
в) членение музыкального текста.
Правильный ответ: б

6. Организацию музыки во времени выражает:
а) ритм;
б) метр;
в) размер.
Правильный ответ: а

7. Штрих – это:
а) окраска звучания, одна из специфических характеристик музыкального звука;
б) это способ извлечения звука, выразительный элемент музыкальной техники;
в) изменение громкости между нотами или фразами.
Правильный ответ: б

8. Интерпретацией музыкального произведения является:
а) прочтение музыкального текста с листа;
б) анализ художественного содержания произведения;
в) художественное истолкование музыкального произведения в процессе непосредственного исполнения музыкантом.
Правильный ответ: в

9. Этап детальной работы над музыкальным произведением предполагает:
а) целостный охват формы произведения;
б) техническую и художественную проработку отдельных эпизодов;
в) ознакомление с текстом.
Правильный ответ: б

10. На каком языке написан классический словарь музыкальных терминов:
а) на итальянском;
б) на английском;
в) на французском.
Правильный ответ: а

11. Какие основные качества необходимы для профессионального музыканта-исполнителя:
а) внешние данные;
б) физические способности;
в) волевые качества и саморегуляция.
Правильный ответ: в

12. Реприза – это:
а) промежуточное звено;
б) знак повторения в нотном тексте;
в) музыкальный фон к основной мелодии.
Правильный ответ: б

13. Отдельно взятый отрезок метра в музыке между двумя сильными долями – это:
а) эпизод;
б) период;
в) такт.
Правильный ответ: в

14. Какое обозначение не относится к быстрым темпам:
а) presto;
б) moderato;
в) vivo.
Правильный ответ: б

15. Композиционная целостность музыкального произведения в единстве всех его структурных единиц:
а) архитектоника;
б) семантика;
в) герменевтика.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: Совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для осуществления концертной деятельности.

2. Что является самым главным в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: Ключевым условием в совершенствовании исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая работа.

3. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: Устройство своего музыкального инструмента и уход за ним.

4. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения?
Правильный ответ: Художественная выразительность и техническое совершенство.

5. Что важно знать для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: Исполнение музыки композиторов различных эпох невозможно без знания основных жанров и стилей музыкальных произведений.

6. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: Во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм. Это совокупность проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности.

7. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: Восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным и грамотным.

8. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: Инструменталист-профессионал должен уметь работать в оркестре, в фортепианном и камерном ансамбле, в смешанных составах.

9. Чем должен владеть концертный исполнитель в условиях подготовки к эстрадному выступлению?
Правильный ответ: Способами и методами подготовки к концертному выступлению.

10. Что важно преодолеть музыканту на концертной эстраде?
Правильный ответ: Сценическое волнение. Эта проблема является одной из наиболее актуальных и важных для музыканта-исполнителя.

11. Какими средствами нужно добиваться достоверности интерпретации музыкального произведения?
Правильный ответ: Основными стилистическими приемами исполнительства.

12. Какие приемы в начальной работе над музыкальным произведением приходится применять исполнителю?
Правильный ответ: Приемы работы над исполнительскими трудностями.

13. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: К осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

14. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: На совершенствование исполнительского мастерства.

15. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: Трудолюбие, терпение.

16. Что должен знать музыкант-профессионал для плодотворной организации самостоятельной работы над текстом музыкального произведения?
Правильный ответ: Методы работы над музыкальным произведением.

17. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные программы?
Правильный ответ: Полифония, пьесы, произведения крупной формы.

18. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: Инструктивный материал. Он включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды, то есть тот материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники исполнителя-музыканта и в преодолении различных технических трудностей.
Гаммы, этюды.

19. Какой режим позволяет музыканту избежать профессиональных заболеваний?
Правильный ответ: Режим труда и отдыха.

20. Чего следует добиваться музыканту-исполнителю в процессе преодоления технических трудностей?
Правильный ответ: Мышечной свободы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированных зачетов на 4, 5 курсах, экзаменов на 1, 2 (2), 3 (2), 4, 5 курсах.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения концертной программы. На зачете обучающийся должен исполнить: полифоническое произведение, произведение крупной формы, две разнохарактерные пьесы (либо цикл пьес). На экзамене обучающийся должен исполнить полифоническое произведение, две разнохарактерные пьесы, произведение крупной формы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Курс "Специальный инструмент" в Moodle portal.edu.asu.ru
Э5 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важнейшей целью занятий по специальному инструменту является свободное овладения инструментом, позволяющего воплощать художественный замысел произведения и доносить его до слушателей. Работа должна быть направлена на постижение и творческое воплощение содержания, формы и стиля изучаемых произведений, овладение многообразными средствами художественного мастерства. Стремясь к наиболее совершенному исполнению, постоянно развивая виртуозную технику, постигая пути и методы овладения приемами игры на инструменте, нужно понимать музыкально-исполнительскую технику как средство воплощения художественно-исполнительского замысла. Воспитание художественной и технической сторон музыкально-исполнительского мастерства следует осуществлять в их неразрывном единстве.
Плодотворность этой работы в значительной мере связана с развитием творческой инициативы, развитием навыков самостоятельной работы, чувства ответственности, сознательной дисциплины и воли к преодолению трудностей, умения обобщать приобретаемые знания, навыки и применять их на практике.
Основная форма аудиторной работы – урок в классе специального инструмента, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и студента над музыкальным произведением, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы. Урок может проходить в различной форме, которая определяется не только конкретными задачами, но также во многом обусловлена сложившимися в процессе занятий отношений ученика и преподавателя. Такие аудиторные занятия, как правило, сочетают словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
Занятия строятся на основе последовательно разработанной программы обучения. Последовательность изучения репертуара и его объем зависит от степени музыкальной одаренности, специальной подготовки и индивидуальных особенностей студента. В репертуар следует включать сочинения, различные по стилю, жанру и форме. Основное место должна занимать классическая музыка: лучшие произведения отечественных и зарубежных композиторов.
На старших курсах внимание должно быть уделено также освоению художественных и технических приемов исполнения современной музыки. Отбор произведений требует особенной тщательности, по возможности каждое сочинение должно быть художественно-ценным, педагогически целесообразным, должно выполнять определенную воспитательную роль - способствовать формированию нравственных идеалов и эстетического вкуса. Помимо произведений, изучаемых детально, необходимо проходить часть репертуара в порядке ознакомления. В период обучения большое значение имеет организация самостоятельной работы.
Указанные в ФОС репертуарные списки не являются исчерпывающими и дают возможность для проявления личной инициативы.
Важную роль в формировании художественного мастерства и профессионального становления играет исполнительская и преддипломная практика. При составлении репертуарного плана следует предусмотреть использование ряда произведений в исполнительской практике.