МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Акустика, ремонт и настройка фортепиано

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 267
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 208 208 59 59 267 267
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 216 216 72 72 288 288

Программу составил(и):
Ст.преп., Романов А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Акустика, ремонт и настройка фортепиано

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.помочь студентам в овладении несложными навыками ремонта, регулировки и настройки фортепиано;
подготовить профессионалов, обладающих современными теоретическими знаниями в области содержания музыкальных инструментов;
сформировать у студентов понимание основных терминов и определений, а также физических процессов возникновения и распространения звуковых волн,структуры звуковых полей, изучить основные характеристики натуральных источников звука.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально культурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию;
основные методы поиска и принципы систематизации необходимой информации;
выразительные и технические возможности фортепиано, его звучания;
устройство пианино и роялей и способы ухода за ними.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знание законов акустики в музыкальном исполнительстве;
определить качество звучания инструмента;
применять на практике научно-исследовательский подход,находить, анализировать и сопоставлять различные источники.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ухода за музыкальными инструментами и их ремонта;
методами работы со специальной литературой, методами поиска литературы в электронных базах данных;
навыками применения базовых теоретических знаний в практической работе;
способностью творчески перерабатывать информацию.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ремонт музыкальных инструментов
1.1. устройство пианино и роялей. основные виды текущего ремонта фортепиано Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. особенности основных узлов фортепиано и их ремонт. Сам. работа 1 64 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. методы определения дефектов музыкальных инструментов Сам. работа 1 64 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. ремонт и регулировка клавишно- молоточковых механизмов. Практические 1 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. ремонт музыкальных инструментов Сам. работа 1 80 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Настройка инструментов
2.1. сведения о физической и музыкальной акустике Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. изучение теоретических основ настройки фортепиано Сам. работа 2 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. интонировка. технические требования и правила эксплуатации инструментов Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. освоение приемов интонировки. правила ухода и хранения инструментов Сам. работа 2 33 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8173
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Вирбельбанк пианино может быть сделан из:
а) бука с горизонтальными кольцам
б) ели с вертикальными кольцами
в) серого литейного чугуна (GG 18)
Правильный ответ: б

2. Части механики могут быть сделаны из (подразумевает несколько вариантов ответа):
а) клёна
б) ели
в) граба
Правильный ответ: а, в

3. Сукно используется для:
а) гарнировки
б) фильца цирлейстика
в) шпилерного лейстика
Правильный ответ: а

4. Рама сделана из:
а) стали
б) чугуна
в) алюминия (алюминиевого литья)
Правильный ответ: б

5. Еловая древесина используется для:
а) штега
б) футора
в) резонансной деки
Правильный ответ: в

6. В равномерно темперированной настройке квинты:
а) больше, чем чистые
б) меньше, чем чистые
в) абсолютно чистые
Правильный ответ: б

7. Какое воздействие оказывает замена гладкой струны на более тонкую:
а) струна зазвучит резче
б) струна зазвучит мягче
в) струна лопнет, но не сразу
Правильный ответ: б

8. Как часто необходимо проводить текущую настройку пианино:
а) раз в год
б) раз в три года
в) раз в месяц
Правильный ответ: а.

9. Какой уровень влажности воздуха идеален для пианино:
а) 100% относительной влажности
б) 0% относительной влажности
в) 50% относительной влажности
Правильный ответ: в

10. Какая информация не нужна для новой навивки струн:
а) форма петли
б) изготовитель
в) длина навивки
Правильный ответ: б

11. Что такое акустика:
а) наука о звуке
б) передача звука по воздуху
в) воспроизведение звука
Правильный ответ: а

12. Что такое звук:
а) периодическое изменение давления, вызванное вибрацией любой материальной среды.
б) возмущение, которое распространяется по воздуху в виде волны.
в) одно из биологических дистантных ощущений, называемое также акустическим восприятием.
Правильный ответ: б

13. Что такое вибрация:
а) колебания, распространяющиеся в среде.
б) быстрое движение «точечного» объекта.
в) положения движущегося тела.
Правильный ответ: а

14. Самый дорогостоящий материал, используемый при изготовлении облицовки белых клавиш фортепиано:
а) пластмасса
б) слоновая кость
в) выбеленное дерево
Правильный ответ: б

15. Как должны быть расположены годовые кольца на клавише фортепиано:
а) вертикально
б) горизонтально
в) не имеет значения
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите материалы для изготовления резонансной деки, вирбельбанка, струн, рамы.
Ель, бук, клен, сталь, чугун.

2. Что такое штег, какую древесину и какой распил применяют при изготовлении басовых штегов?
Составной частью резонансной деки являются штеги (криволинейные бруски), которые служат опорой для струнной одежды. Чем тверже опора, тем меньше будут потери энергии колебания струн. Изготавливают басовые штеги из здоровой, плотной, буковой древесины радиальной распиловки.

3. Назовите два различных вида фильца по способу их изготовления и применения в изготовлении фортепиано.
Фильц - тканый материал (сукно) из-за своей стабильности больше подходит для гарнировки. Фильц – шерстяной войлок, довольно мягкий материал, подходит для демпферов, модераторов

4. Назовите от 3 до 5 видов древесины твердых пород и область их применения в изготовлении фортепиано.
Бук (штеги, футор резонансной деки, футор чугунной рамы, вирбельбанк, внешняя отделка).
Клён (штеги, части механики, внешняя отделка).
Грушевое дерево (черные клавиши, внешняя отделка).
Граб (детали механики).
Берёза (части механики).

5. Опишите полное строение конструкции молоточка.
Деревянный керн молоточка (твердая древесина), оклеен многослойной войлочной пластиной (фильцем) под большим напряжением. Между кернами и фильцем может быть вклеен унтерфильц (нижнее сукно). Возможна прошивка фильцев с боков (скобка).

6. Какие проблемы могут возникнуть, когда пианино долгое время подвержено повышенной влажности?
Повышается строй в среднем регистре, перестают двигаться оси, заклинивает клавиатура, наблюдается коррозия струнной проволоки.

7. В каких местах помещения нельзя размещать фортепиано? Поясните.
У наружной стены (перегрев или переохлаждение при плохой изоляции, перепады температур и влажности), в зоне попадания прямых солнечных лучей (выгорает отделка), на сквозняке.

8. Что необходимо учитывать при навивке новой струны?
Длину и направление навивки, общую длину струны, форму петли, диаметр керна, общий диаметр, форму керна (круглый, шестигранный).

9. Назовите возможные причины дребезжания молоточка при ударе по струне.
Рыхлый молоточек или контрфенгер.

10. Какие последствия повлечет за собой замена обвитой струны с круглым керном на струну с шестигранным керном?
Струна будет звучат резче.

11. Назовите причины возможных призвуков, которые могут возникнуть при ударе молоточка рояля?
Плохие струны, посторонние предметы на резонансной деке, отклеенная часть деки, ослабленные шурупы креплений.

12. В каких случаях, кроме ежегодной настройки, необходимо проверять строй пианино?
Когда плохо держится строй, при эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях, после транспортировки.

13. Как распознать наличие трещины в вирбельбанке? Что может быт причиной?
Ослаблен ряд вирбелей, строй не держится. Пересохшая древесина, слишком толстые вирбели.

14. Назовите три фактора, влияющих на акустику.
Эхо, размер помещения, обстановка (мебель, ковры, текстиль)

15. Назовите восходящий хроматический звукоряд от a.
a, b, h, c, cis, d, dis, e, f, fis, g, gis, a.

16. Где самое большое напряжение в фильце молоточка?
В верхней половине верхушки молоточка.

17. Объясните понятие «люфт в бентике».
При удаленной клавише фигура должна находиться от бентика на таком расстоянии, чтобы шпилер отстоял от шультера на 2 мм.

18. Опишите работы по установке клавиатуры.
Пуск клавиши на ход, выклейка передних клавиатурных капсюлей.

19. Где и как регулируется левая педаль рояля?
Регулируется болтом в правом бакенклётце или на правой стороне клавиатурной рамы. 1- сдвиг на столько, чтобы молоточки не ударяли по левой струне хора. 2- сдвиг на столько, чтобы удар приходился по 3 струнам, но в других местах молоточка (возможны другие оттенки звука).

20. Почему нельзя заменить гладкую струну более толстой?
Напряжение будет сильнее, отсюда большая опасность разрыва, резкий звук, плохой унисон.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированного зачета на 1 курсе, экзамена на 2 курсе.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В.В. Ларичкин, К.П. Гусев Техническая акустика и защита от шума: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.culture.ru
Э2 Дисциплина "Акустика, ремонт и настройка фортепиано" в программе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Акустика, ремонт и настройка фортепиано» предполагает как практические занятия, так и ознакомление с достаточно большим по объёму списком литературы. Учитывая это обстоятельство, студентам необходимо разработать режим занятий, позволяющий создать условия для последовательной и систематической работы со специальной литературой. В связи с этим студенты должны выбрать удобную для себя форму фиксации и систематизации материала, одним из способов которой может быть работа и сбор информации на электронных носителях.
Также предполагается конспектирование материала. Это позволяет демонстрировать уровень профессиональной эрудиции студента, умение самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи в контексте овладения навыками ремонта, настройки и ухода за музыкальными инструментами. Кроме того, необходимо уделять время на закрепление навыков проведения ремонтных работ с музыкальными инструментами (фортепиано).