МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство импровизации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 136
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 136 136 136 136
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.фил.н., Проф., Россинский А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Искусство импровизации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выявить творческий потенциал студента
научить элементарным навыкам подбора, видам фактуры, простейшим навыкам импровизации и метроритмическим стилям музыки
сформировать умение анализировать разделы музыкальной формы, гармонической и мелодической структуры
развить способности воспринимать гармонический квадрат и темы как основу для импровизации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности
ПК-1.1 Знает: устройство своего инструмента и способы ухода за ним; основные задачи исполнения произведения на эстраде; основные жанры и художественные стили произведений
ПК-1.2 Умеет: демонстрировать артистизм; целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
ПК-1.3 Владеет: способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения; основными стилистическими приемами исполнительства; приемами работы над исполнительскими трудностями; способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные стилистические задачи, стоящие перед исполнителем
музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения
особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра
основы аранжировки и импровизации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности
разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста
создавать простые партитуры для малых составов оркестров и ансамблей
осуществлять переложения для различных составов исполнителей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами
основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки
навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой
типовыми приёмами импровизации и свободной ориентацией в стилях и жанрах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы импровизации
1.1. Импровизация как процесс художественного мышления и творчества. Психологические механизмы импровизации. Композиторская техника и аранжировка. Игровое время и организация его в процессе импровизации. Формирование музыкальной идеи, тематического ядра-символа, начального драматургического импульса. Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Занятия по освоению основ композиторской техники и аранжировки. Создание небольших партитур с применением современных технологий. Овладение скоростным процессом мышления, прогнозирования, созидания и реализации задуманного Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Классификация и разработка тем для импровизации. Изучение сольного, ансамблевого, оркестрового репертуара Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности. Взаимодействие принципов в импровизационном процессе. Принцип вертикального мышления.Принцип горизонтального мышления. Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Практическое использование теоретических знаний в собственном творчестве, на конкретном тематическом материале. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Импровизационные технологии
2.1. Драматургические принципы в импровизации. Импровизационная композиция (планирование; разработка). Интуитивное и рациональное в разработке импровизационной композиции. Формообразование в импровизационной композиции.Импровизация в концертных и студийных условиях. Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Освоение драматургических принципов, их подготовленного или спонтанного возникновения в процессе создания музыкально-тематического образа. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах. Поиск интуитивного и рационального в процессе импровизации Сам. работа 2 24 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Методика комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов. Развитие индивидуального творческого метода в импровизации. организация самостоятельной образовательной работы по совершенствованию искусства импровизации Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Изучение аудиозаписей и видеозаписей выдающихся мастеров-импровизаторов. реализация развивающих драматургических принципов в собственной игровой практике Сам. работа 2 22 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Создание индивидуальной импровизационной композиции (сольной, ансамблевой, оркестровой)формирование собственной индивидуальной, стратегической и тактической системы самообразования Сам. работа 2 18 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9691
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основной целью освоения узкоспециальных дисциплин в высшем музыкальном учебном заведении является:
а) личностный рост;
б) эстетическое развитие;
в) становление и развитие музыканта-исполнителя и преподавателя.
Правильный ответ: в

2. Какой инструмент предшествовал возникновению молоточкового фортепиано:
а) клавир;
б) клавесин;
в) спинет.
Правильный ответ: а

3. Артикуляция в музыке – это:
а) слуховая координация;
б) умение дослушивать звук до конца;
в) способность к ясному, осмысленному и четкому произнесению музыкальной мысли.
Правильный ответ: в

4. Объединение звуковых элементов в логические структуры и фразы – это:
а) фразировка;
б) декламация;
в) дикция.
Правильный ответ: а

5. Интонирование – это:
а) чистое воспроизведение отдельных звуков;
б) выразительное исполнение музыкальной мысли;
в) членение музыкального текста.
Правильный ответ: б

6. Организацию музыки во времени выражает:
а) ритм;
б) метр;
в) размер.
Правильный ответ: а

7. Штрих – это:
а) окраска звучания, одна из специфических характеристик музыкального звука;
б) это способ извлечения звука, выразительный элемент музыкальной техники;
в) изменение громкости между нотами или фразами.
Правильный ответ: б

8. Интерпретацией музыкального произведения является:
а) прочтение музыкального текста с листа;
б) анализ художественного содержания произведения;
в) художественное истолкование музыкального произведения в процессе непосредственного исполнения музыкантом.
Правильный ответ: в

9. Этап детальной работы над музыкальным произведением предполагает:
а) целостный охват формы произведения;
б) техническую и художественную проработку отдельных эпизодов;
в) ознакомление с текстом.
Правильный ответ: б

10. На каком языке написан классический словарь музыкальных терминов:
а) на итальянском;
б) на английском;
в) на французском.
Правильный ответ: а

11. Какие основные качества необходимы для профессионального музыканта-исполнителя:
а) внешние данные;
б) физические способности;
в) волевые качества и саморегуляция.
Правильный ответ: в

12. Реприза – это:
а) промежуточное звено;
б) знак повторения в нотном тексте;
в) музыкальный фон к основной мелодии.
Правильный ответ: б

13. Отдельно взятый отрезок метра в музыке между двумя сильными долями – это:
а) эпизод;
б) период;
в) такт.
Правильный ответ: в

14. Какое обозначение не относится к быстрым темпам:
а) presto;
б) moderato;
в) vivo.
Правильный ответ: б

15. Композиционная целостность музыкального произведения в единстве всех его структурных единиц:
а) архитектоника;
б) семантика;
в) герменевтика.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: Совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для осуществления концертной деятельности.

2. Что является самым главным в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: Ключевым условием в совершенствовании исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая работа.

3. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: Устройство своего музыкального инструмента и уход за ним.

4. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения?
Правильный ответ: Художественная выразительность и техническое совершенство.

5. Что важно знать для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: Исполнение музыки композиторов различных эпох невозможно без знания основных жанров и стилей музыкальных произведений.

6. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: Во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм. Это совокупность проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности.

7. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: Восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным и грамотным.

8. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: Инструменталист-профессионал должен уметь работать в оркестре, в фортепианном и камерном ансамбле, в смешанных составах.

9. Чем должен владеть концертный исполнитель в условиях подготовки к эстрадному выступлению?
Правильный ответ: Способами и методами подготовки к концертному выступлению.

10. Что важно преодолеть музыканту на концертной эстраде?
Правильный ответ: Сценическое волнение. Эта проблема является одной из наиболее актуальных и важных для музыканта-исполнителя.

11. Какими средствами нужно добиваться достоверности интерпретации музыкального произведения?
Правильный ответ: Основными стилистическими приемами исполнительства.

12. Какие приемы в начальной работе над музыкальным произведением приходится применять исполнителю?
Правильный ответ: Приемы работы над исполнительскими трудностями.

13. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: К осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

14. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: На совершенствование исполнительского мастерства.

15. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: Трудолюбие, терпение.

16. Что должен знать музыкант-профессионал для плодотворной организации самостоятельной работы над текстом музыкального произведения?
Правильный ответ: Методы работы над музыкальным произведением.

17. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные программы?
Правильный ответ: Полифония, пьесы, произведения крупной формы.

18. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: Инструктивный материал. Он включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды, то есть тот материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники исполнителя-музыканта и в преодолении различных технических трудностей.
Гаммы, этюды.

19. Какой режим позволяет музыканту избежать профессиональных заболеваний?
Правильный ответ: Режим труда и отдыха.

20. Чего следует добиваться музыканту-исполнителю в процессе преодоления технических трудностей?
Правильный ответ: Мышечной свободы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированного зачета на 2 курсе.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету.
Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения практического задания. На зачете обучающийся должен исполнить импровизацию на заданную тему.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малинковская А. В. ИСКУССТВО ФОРТЕПИАННОГО ИНТОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Денисов А.В. МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал культурного наследия «Культура.РФ» https://www.culture.ru/
Э2 Электронный курс Искусство импровизации в MOODL portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное освоение искусства импровизации требует применения знаний из области психологии и педагогики, касающихся развития механизмов творческого воображения и мышления. Необходимо научиться выбирать наиболее интересные темы для импровизации. Для этого следует изучить базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений. Студенты должны научиться использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста. После выбора темы определяющим становится изучение основ композиции и аранжировки для её развития. В зависимости от индивидуальности обучающегося нужно наметить план развития темы импровизации с применением знаний по сольфеджио, гармонии и другим музыкально-теоретическим дисциплинам. Важным моментом является понимание стилистики импровизации, а также музыкально-исполнительских задач сольной и ансамблевой игры, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения. Для успешного развития темы импровизации также необходимо владение основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки. Следует направить внимание на поиск импровизационных выступлений крупных музыкантов с целью внедрения понравившихся оборотов и приемов, а также запись собственных разработок. Для этого требуются навыки работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Также следует внедрить в программу занятий как аудиторных, так и самостоятельных совместное импровизационное музицирование с различными инструментами и инструментальными группами. Это будет полезно студентам в их практической деятельности при работе в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава, где требуется использовать приёмы быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами. Последовательность в освоении встречающихся трудностей является важным условием успешного освоения дисциплины.