МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение и анализ партитур

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 64
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Доцент, Онищенко А.В.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Чтение и анализ партитур

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доц. Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доц. Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство их с лучшими образцами народного творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями отечественных композиторов
обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков технологического анализа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-4.1 Знает: основные принципы руководства творческим коллективом; оркестровый репертуар, особенности оркестровых инструментов и переложений
ПК-4.2 Умеет: применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры; работать в составе оркестра, ансамбля в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство творческими коллективами; анализировать партитуры
ПК-4.3 Владеет: навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах; способностью исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением дирижировать партитуры, а также обладает навыками удожественного руководства творческим коллективом; навыками чтения и анализа партитур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию
выразительные и технические возможности оркестровых инструментов
специфику репетиционной работы по группам и общего состава
особенности чтения с листа и закономерности транспонирования
3.2.Уметь:
3.2.1.читать с листа и анализировать музыкальный материал
использовать знание законов акустики в музыкальном исполнительстве
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями
использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными исполнительскими приемами
навыками ухода за музыкальными инструментами и их ремонта
чтением с листа музыкальных произведений разных жанров и форм
средствами музыкальной выразительности при расшифровке авторского текста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристики оркестровых партитур.
1.1. Партитура, виды партитур, партитурная запись. Изложение партий инструментов и групп оркестра в партитуре. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Цели и задачи курса чтения оркестровых партитур. Составы оркестров. Составы инструментальных ансамблей. Характеристика музыкальных инструментов и оркестровых групп, их роль в оркестре. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 14 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура монодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 18 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения. Оркестровые функции: функция мелодии, функциональный бас, гармоническая фигурация, оркестровая педаль, контрапункт. Оркестровый план. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 18 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
Э4 Дисциплина "Чтение оркестровых партитур" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В программе главное место отводится вопросом технологического изучения оркестровой ткани и навыкам фортепианного исполнения партитур. Одним из методов, применяемых в учебной практике, является предварительный анализ, сочетающийся с проигрыванием на фортепиано основных фактурных элементов партитуры. Кроме того, анализируя оркестровую партитуру, нужно разобраться в динамическом плане, раскрыть, какими средствами достигается динамическая кульминация. Таким образом, знания, логика мышления, развитая профессионально речь студента в сочетании с навыками фортепианного чтения оркестровых партитур становятся важными профессиональными качеcтвами музыканта-будущего дирижера коллектива, педагога, исполнителя.