Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 172 | 172 | 172 | 172 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | формирование у студентов представления об основных понятиях и направлениях современной музыкальной психологии; развитие и усиление у студентов потребности к творческой самостоятельной работе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5 |
ОПК-3 | Способен планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные системы и методы в области музыкальной педагогики, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач |
ОПК-3.1 | Знает: различные системы и методы музыкальной педагогики и музыкальной психологии; ?приемы психической регуляции поведения и деятельности в процессе обучения музыке |
ОПК-3.2 | Умеет: реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; находить эффективные пути для решения педагогических задач |
ОПК-3.3 | Владеет: системой знаний в сфере музыкального образования, сущности музыкально педагогического процесса, способах построения творческого взаимодействия «педагог– ученик»; методиками саморегуляции эмоционально психологических состояния в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально психологических особенностей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы музыкально-аналитического процесса; проблемы психологии музыкальной деятельности; особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять основные профессиональные понятия и терминологию; использовать теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности; осуществлять творческий поиск в области музыкального исполнительства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | музыкальным исполнительством как видом творческой деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в музыкальную психологию | ||||||
1.1. | Понятие музыкальной психологии. Направления музыкальной психологии | Лекции | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Анализ основных направлений музыкальной психологии. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основы психологии личности. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности. Темперамент. Акцентуации характера. | Практические | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Классификация характеров. Определение типов темперамента в контексте музыкальной деятельности. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Индивидуально-психологические особенности музыканта | ||||||
2.1. | Психология музыкального восприятия. Музыкальный слух и его особенности. Музыкальная память. Музыкальное воображение и мышление. | Лекции | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Приемы и методы развития звуковысотного слуха. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Музыкальные способности. Психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления. Индивидуально-психологические свойства личности музыканта. Подготовка сообщения на данную тему и выступление с докладом. | Практические | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Психологический анализ профессиональных навыков музыкантов. Анализ структуры музыкальных способностей. Закономерности музыкальной морфологии. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Основные подходы к интерпретации музыкального произведения и стратегии музыкально-исполнительского процесса. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Психология музыкального творчества | ||||||
3.1. | Эмоциональный мир человека и эмоциональное воздействие музыки. Волевые особенности музыканта-исполнителя. Преодоление сценического волнения.Процессы общения в музыкальной деятельности. Вербальный и невербальный язык. Психологические факторы профессионального общения. | Лекции | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Отражение различных уровней и разновидностей чувств в музыкальной деятельности.Развитие творческих способностей через создание образно-концептуальной модели интерпретации. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Творчество музыканта-исполнителя. Уверенное поведение как неотъемлемая черта музыканта-исполнителя. Подготовка сообщения на данную тему и выступление с докладом. Подготовка сообщения на данную тему и выступление с докладом. | Практические | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Приемы психологической подготовки к сценическому выступлению. Профессионально-творческие и психотерапевтические аспекты преодоления эмоционального стресса на эстраде. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Профессиональная деятельность и ролевое поведение. Творческий климат в коллективе. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Психологические основы обучения и воспитания музыкантов | ||||||
4.1. | Психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития. Учитель и ученик: особенности психологии обучения. | Лекции | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Психология индивидуальных различий. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Подготовка сообщения на избранную тему и выступление с докладом. | Практические | 3 | 0,5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Методы работы с учеником, стили педагогического общения. Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
53.03.02 МИИ Музыкальная психология.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. | Основы музыкальной психологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Таллибулина М.Т. | Методы психологической диагностики музыкальной одаренности: методическое пособие : Методическое пособие | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Факультет искусств, Кафедра инструментального исполнительства | История музыкальной педагогики: метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э3 | http://www.mosconsv.ru | |||
Э4 | Курс в Moodle "Музыкальная психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
При подготовке к ответам на вопросы по дисциплине "Музыкальная психология" студентам нужно опираться на фундаментальные положения как музыкальной, так и возрастной, и педагогической психологии. Необходимо осуществлять анализ полученных теоретических знаний с целью применения их в практической профессиональной деятельности. Полезно активизировать научно-исследовательскую работу в рамках изучаемого курса путем подготовки докладов, а также выполнения заданий по каждому разделу курса. |