МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музыкальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 172
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 172 172 172 172
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.иск., Доц., Костерина М.Г.;Ст.препод., Зулин Е.А.

Рецензент(ы):
к.иск., Доц., Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Музыкальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления об основных понятиях и направлениях современной музыкальной психологии;
развитие и усиление у студентов потребности к творческой самостоятельной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные системы и методы в области музыкальной педагогики, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач
ОПК-3.1 Знает: различные системы и методы музыкальной педагогики и музыкальной психологии; ?приемы психической регуляции поведения и деятельности в процессе обучения музыке
ОПК-3.2 Умеет: реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; находить эффективные пути для решения педагогических задач
ОПК-3.3 Владеет: системой знаний в сфере музыкального образования, сущности музыкально педагогического процесса, способах построения творческого взаимодействия «педагог– ученик»; методиками саморегуляции эмоционально психологических состояния в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально психологических особенностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы музыкально-аналитического процесса;
проблемы психологии музыкальной деятельности;
особенности музыкального исполнительства как вида творческой деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные профессиональные понятия и терминологию;
использовать теоретические знания в своей будущей профессиональной деятельности;
осуществлять творческий поиск в области музыкального исполнительства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.музыкальным исполнительством как видом творческой деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в музыкальную психологию
1.1. Понятие музыкальной психологии. Направления музыкальной психологии Лекции 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Анализ основных направлений музыкальной психологии. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Основы психологии личности. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности. Темперамент. Акцентуации характера. Практические 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Классификация характеров. Определение типов темперамента в контексте музыкальной деятельности. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Индивидуально-психологические особенности музыканта
2.1. Психология музыкального восприятия. Музыкальный слух и его особенности. Музыкальная память. Музыкальное воображение и мышление. Лекции 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Приемы и методы развития звуковысотного слуха. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Музыкальные способности. Психологические факторы развития музыкальной памяти, воображения и мышления. Индивидуально-психологические свойства личности музыканта. Подготовка сообщения на данную тему и выступление с докладом. Практические 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Психологический анализ профессиональных навыков музыкантов. Анализ структуры музыкальных способностей. Закономерности музыкальной морфологии. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Основные подходы к интерпретации музыкального произведения и стратегии музыкально-исполнительского процесса. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Психология музыкального творчества
3.1. Эмоциональный мир человека и эмоциональное воздействие музыки. Волевые особенности музыканта-исполнителя. Преодоление сценического волнения.Процессы общения в музыкальной деятельности. Вербальный и невербальный язык. Психологические факторы профессионального общения. Лекции 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Отражение различных уровней и разновидностей чувств в музыкальной деятельности.Развитие творческих способностей через создание образно-концептуальной модели интерпретации. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Творчество музыканта-исполнителя. Уверенное поведение как неотъемлемая черта музыканта-исполнителя. Подготовка сообщения на данную тему и выступление с докладом. Подготовка сообщения на данную тему и выступление с докладом. Практические 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Приемы психологической подготовки к сценическому выступлению. Профессионально-творческие и психотерапевтические аспекты преодоления эмоционального стресса на эстраде. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Профессиональная деятельность и ролевое поведение. Творческий климат в коллективе. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психологические основы обучения и воспитания музыкантов
4.1. Психологические особенности возрастного, личного и профессионального развития. Учитель и ученик: особенности психологии обучения. Лекции 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Психология индивидуальных различий. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка сообщения на избранную тему и выступление с докладом. Практические 3 0,5 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Методы работы с учеником, стили педагогического общения. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 3 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Таллибулина М.Т. Методы психологической диагностики музыкальной одаренности: методическое пособие : Методическое пособие Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Факультет искусств, Кафедра инструментального исполнительства История музыкальной педагогики: метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
Э4 Курс в Moodle "Музыкальная психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к ответам на вопросы по дисциплине "Музыкальная психология" студентам нужно опираться на фундаментальные положения как музыкальной, так и возрастной, и педагогической психологии. Необходимо осуществлять анализ полученных теоретических знаний с целью применения их в практической профессиональной деятельности. Полезно активизировать научно-исследовательскую работу в рамках изучаемого курса путем подготовки докладов, а также выполнения заданий по каждому разделу курса.