Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 136 | 136 | 136 | 136 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.
1.1. | выявить творческий потенциал студента научить элементарным навыкам подбора, видам фактуры, простейшим навыкам импровизации и метроритмическим стилям музыки сформировать умение анализировать разделы музыкальной формы, гармонической и мелодической структуры развить способности воспринимать гармонический квадрат и темы как основу для импровизации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.4 |
ПК-1 | Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности |
ПК-1.1 | Знает: устройство своего инструмента и способы ухода за ним; основные задачи исполнения произведения на эстраде; основные жанры и художественные стили произведений |
ПК-1.2 | Умеет: демонстрировать артистизм; целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава |
ПК-1.3 | Владеет: способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения; основными стилистическими приемами исполнительства; приемами работы над исполнительскими трудностями; способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные стилистические задачи, стоящие перед исполнителем музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра основы аранжировки и импровизации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности разбираться в тематическом материале исполняемого произведения работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста создавать простые партитуры для малых составов оркестров и ансамблей осуществлять переложения для различных составов исполнителей |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой типовыми приёмами импровизации и свободной ориентацией в стилях и жанрах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы импровизации | ||||||
1.1. | Импровизация как процесс художественного мышления и творчества. Психологические механизмы импровизации. Композиторская техника и аранжировка. Игровое время и организация его в процессе импровизации. Формирование музыкальной идеи, тематического ядра-символа, начального драматургического импульса. | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Занятия по освоению основ композиторской техники и аранжировки. Создание небольших партитур с применением современных технологий. Овладение скоростным процессом мышления, прогнозирования, созидания и реализации задуманного | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.3. | Классификация и разработка тем для импровизации. Изучение сольного, ансамблевого, оркестрового репертуара | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.4. | Принципы развития музыкального материала в импровизации, их особенности. Взаимодействие принципов в импровизационном процессе. Принцип вертикального мышления.Принцип горизонтального мышления. | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.5. | Практическое использование теоретических знаний в собственном творчестве, на конкретном тематическом материале. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Импровизационные технологии | ||||||
2.1. | Драматургические принципы в импровизации. Импровизационная композиция (планирование; разработка). Интуитивное и рациональное в разработке импровизационной композиции. Формообразование в импровизационной композиции.Импровизация в концертных и студийных условиях. | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Освоение драматургических принципов, их подготовленного или спонтанного возникновения в процессе создания музыкально-тематического образа. Реализация полученных знаний в игровой практике сольной и ансамблевой игры в различных стилях и жанрах. Поиск интуитивного и рационального в процессе импровизации | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.3. | Методика комплексного анализа импровизационных и композиторских творческих методов и исполнительских концепций выдающихся мастеров- импровизаторов. Развитие индивидуального творческого метода в импровизации. организация самостоятельной образовательной работы по совершенствованию искусства импровизации | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.4. | Изучение аудиозаписей и видеозаписей выдающихся мастеров-импровизаторов. реализация развивающих драматургических принципов в собственной игровой практике | Сам. работа | 2 | 22 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.5. | Создание индивидуальной импровизационной композиции (сольной, ансамблевой, оркестровой)формирование собственной индивидуальной, стратегической и тактической системы самообразования | Сам. работа | 2 | 18 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированного зачета на 2 курсе. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету. Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения практического задания. На зачете обучающийся должен исполнить импровизацию на заданную тему. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Раскрытие замысла исполняемых произведений • Артистизм, выразительность выступления • Владение музыкально-исполнительской техникой • Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 5 «отлично» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения • Выступление студента носит выразительный, яркий характер • Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте • Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 4 «хорошо» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит • Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко • Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте • Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет • Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко • Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне • Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения • Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко • Студент владеет техникой исполнения на низком уровне • Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированного зачета на 2 курсе. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету. Промежуточная аттестация проводится в форме выполнения практического задания. На зачете обучающийся должен исполнить импровизацию на заданную тему. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Раскрытие замысла исполняемых произведений • Артистизм, выразительность выступления • Владение музыкально-исполнительской техникой • Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 5 «отлично» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения • Выступление студента носит выразительный, яркий характер • Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте • Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 4 «хорошо» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит • Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко • Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте • Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет • Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко • Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне • Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения • Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко • Студент владеет техникой исполнения на низком уровне • Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Малинковская А. В. | ИСКУССТВО ФОРТЕПИАННОГО ИНТОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Денисов А.В. | МЕТАМОРФОЗЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА 2-е изд., испр. и доп. Монография: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Портал культурного наследия «Культура.РФ» | https://www.culture.ru/ | ||
Э2 | Электронный курс Искусство импровизации в MOODL | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Успешное освоение искусства импровизации требует применения знаний из области психологии и педагогики, касающихся развития механизмов творческого воображения и мышления. Необходимо научиться выбирать наиболее интересные темы для импровизации. Для этого следует изучить базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений. Студенты должны научиться использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста. После выбора темы определяющим становится изучение основ композиции и аранжировки для её развития. В зависимости от индивидуальности обучающегося нужно наметить план развития темы импровизации с применением знаний по сольфеджио, гармонии и другим музыкально-теоретическим дисциплинам. Важным моментом является понимание стилистики импровизации, а также музыкально-исполнительских задач сольной и ансамблевой игры, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения. Для успешного развития темы импровизации также необходимо владение основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки. Следует направить внимание на поиск импровизационных выступлений крупных музыкантов с целью внедрения понравившихся оборотов и приемов, а также запись собственных разработок. Для этого требуются навыки работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Также следует внедрить в программу занятий как аудиторных, так и самостоятельных совместное импровизационное музицирование с различными инструментами и инструментальными группами. Это будет полезно студентам в их практической деятельности при работе в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава, где требуется использовать приёмы быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами. Последовательность в освоении встречающихся трудностей является важным условием успешного освоения дисциплины. |