МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оркестровый класс и оркестровые трудности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость22 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 792
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 712
контроль 40
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1, 2, 3, 4, 5

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 40 40
Сам. работа 200 200 92 92 128 128 92 92 200 200 712 712
Часы на контроль 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 40 40
Итого 216 216 108 108 144 144 108 108 216 216 792 792

Программу составил(и):
Доцент, Онищенко А.В.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Оркестровый класс и оркестровые трудности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах
развить у студентов оркестровое мышление
изучить оркестровый репертуар
развить художественный вкус студентов, расширить их музыкальный кругозор

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля
ПК-2.1 Знает: ансамблевый репертуар для различных составов, разных стилей, жанров, форм; особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра; специфику репетиционной работы по группам и общего состава; основные задачи и этапы репетиционной работы; ансамблевый репертуар для различных составов разных стилей, жанров, форм; основные задачи и этапы репетиционной работы
ПК-2.2 Умеет: демонстрировать артистизм; организовать репетиционный процесс; организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
ПК-2.3 Владеет: умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами; способностью осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации; умением исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях; творческим подходом к работе над музыкальным произведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи и этапы репетиционной работы, последовательность всех этапов репетиционной работы
основные термины и понятия музыкальной педагогики и психологии
механизмы работы творческого воображения и мышления
выразительные и технические возможности родственных инструментов, их роли в оркестре, ансамбле, дуэте
базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать репетиционный процесс
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле
применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
работать в составе оркестра, ансамбля, дуэта в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство этими коллективами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.творческим подходом к работе над музыкальным произведением
необходимыми навыками психологии обучения, современными приёмами их развития
умением исполнения партий в оркестре, ансамбле, пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях, а также необходимыми возможностями выполнять работу по художественному руководству

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Адаптация студентов в оркестре
1.1. Приобретение навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие техники чтения с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 1 44 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 1 44 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 1 44 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 1 68 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Становление навыков игры в оркестре
2.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 2 32 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 2 32 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 2 28 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Развитие навыков игры в оркестре
3.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 3 36 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 3 36 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 3 32 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 3 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Совершенствование навыков игры в оркестре
4.1. Совершенствование навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 4 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 4 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 4 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 4 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Профессиональная игра в оркестре
5.1. Свободное чтение с листа в составе оркестра Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Свободное чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 5 50 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 5 50 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических и художественных задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 5 50 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 5 50 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=8117
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Каков состав инструментов классического деревянного духового квинтета ?
а) пять флейт
б) флейта, кларнет, саксофон, труба, валторна
в) флейта, гобой, кларнет, валторна и фагот
Правильный ответ: в

2. Каков состав инструментов классического медного духового квинтета ?
а) труба, саксофон, тромбон, туба, ударные
б) 2 трубы, валторна, тромбон и туба
в) саксофон, труба, фортепиано, контрабас, ударные
Правильный ответ: б

3. Какие ключи используют музыканты духовых ансамблей и оркестров?
а) скрипичный, альтовый, теноровый, басовый
б) скрипичный, теноровый, басовый и транспонирующие
в) скрипичный и басовый
Правильный ответ: б

4. Какие существуют составы фортепианных ансамблей?
а) два рояля
б) фортепиано в четыре руки
в) множество комбинаций до 4-х роялей, до игры в 8 рук на фортепиано.
Правильный ответ: в

5. Обязательно ли нужен дирижер в оркестре и ансамбле?
а) хорошим музыкантам дирижер не нужен
б) дирижер нужен только при исполнении сложных произведений
в) в оркестре дирижер необходим всегда, в небольших составах его функции зачастую выполняет ведущий музыкант (первая скрипка)
Правильный ответ: в

6. Обязательно ли при игре в ансамбле или при игре с солистом открывать крышку рояля?
а) всегда обязательно
б) только в больших ансамблях
в) это взвешенное решение всех участников ансамбля в зависимости от состава инструментов, репертуара и акустики зала
Правильный ответ: в

7. Каким образом решаются вопросы размещения участников оркестра, ансамбля на сцене?
а) в настоящее время это вопрос решается достаточно свободно самими участниками ансамбля и дирижером
б) посадка должна быть жестко структурирована и исторически обоснована
в) все зависит от состава: это оркестр, квартет, фортепианное трио
Правильный ответ: а

8. Какие формы работы используются в ансамблевой и оркестровой деятельности?
а) общие репетиции
б) групповые занятия
в) сочетание групповых и общих репетиций – все зависит от этапа работы над программой
Правильный ответ: в

9. Как необходимо относиться к редакциям нотного материала?
а) при совместном прочтении музыкального произведения участники ансамбля могут вносить свои правки на основе складывающихся совместных подходов
б) необходимо безоговорочно следовать редакторским указаниям
в) искать подходящую редакцию
Правильный ответ: а

10. Как эффективнее применять педали у пианистов в ансамблевой работе?
а) с целью большей красочности постоянно использовать обе педали
б) для лучшей интонационной чистоты избегать применения педалей
в) педаль использовать в зависимости от стилистики исполняемого сочинения, состава ансамбля и акустики зала
Правильный ответ: в

11. Как влияет состояние акустики зала на ансамблистов и оркестрантов?
а) самым кардинальным образом – иногда это влияет на изменение манеры игры, штрихов, динамики
б) музыканты играют в своей манере, понимая невозможность приспособиться к плохой акустике
в) после ряда репетиций следует установить микрофоны
Правильный ответ: а

12. Каковы отличия стиля руководства в оркестре и ансамбле?
а) в оркестре чаще руководитель авторитарного типа, в ансамбле – демократического типа
б) никаких отличий
в) везде утверждается либеральный тип
Правильный ответ: а

13. Каковы особенности выбора аппликатуры в ансамбле?
а) каждый участник играет своей, наиболее подходящей аппликатурой
б) выбор аппликатуры – это плод большой творческой работы музыкантов в зависимости от стиля исполняемого произведения, его строения и формы
в) подбор аппликатуры имеет второстепенное значение в работе ансамбля
Правильный ответ: б

14. Возможна ли дистанционная репетиционная работа в ансамбле?
а) абсолютно невозможно работать в дистанте
б) современная ситуация заставляет находить методы дистанционной репетиционной работы
в) это серьезным образом искажает ансамблевую работу
Правильный ответ: б

15. Каково ваше отношение к аутентичному исполнению старинной музыки?
а) отрицательное, поскольку эта стилистика требует качественно иных подходов к звукоизвлечению на современных инструментах
б) к этому вопросу необходимо относиться творчески и разумно, в зависимости от исполняемого материала использовать штрихи, аппликатуру и тембровые находки
в) этот подход следует использовать только при исполнении старинной музыки на исторических инструментах
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какой стиль руководства творческим коллективом считается наиболее успешным?
Правильный ответ: Демократический тип, когда лидер коллектива умеет прислушиваться к мнениям своих коллег.
2. Лидерство – это…
Правильный ответ: Положение в коллективе определенной личности, которая характеризуется способностью оказывать влияние на его участников.
3. Что влияет на выбор ансамблевого репертуара?
Правильный ответ: Влияют разные факторы: при выступлении на экзаменах – программные требования, при составлении концертных программ – юбилейные даты композиторов, состав слушательской аудитории и т.д.
4. Как складывается штриховая культура ансамбля?
Правильный ответ: Участникам ансамбля необходимо тщательно учитывать специфику каждого инструмента, его тембральные краски и способы звукоизвлечения.
5. Какие подходы к аппликатуре ансамбля наиболее эффективны?
Правильный ответ: В этом направлении есть целый ряд сложностей в зависимости от состава ансамбля: например, у струнников желательно исполнение унисонов одинаковой аппликатурой.
6. Какие способы работы над динамикой наиболее часто используются в ансамбле?
Правильный ответ: Для достижения выразительной динамики необходимо тщательное изучение партитуры исполняемого сочинения, анализ его формы и содержания. Для достижения ансамблевого единства можно анализировать собственную аудиозапись для корректировки уровня динамических контрастов.
7. Каким образом решаются вопросы расположения участников ансамбля?
Правильный ответ: Важно выбрать наиболее подходящую для участников ансамбля рассадку с учетом сложившихся подходов – это наблюдается и в оркестровой работе, и в струнных квартетах, и при игре на двух роялях.
8. Какие технические вопросы перед концертным выступлением ансамблевого коллектива должны быть учтены заранее?
Правильный ответ: Эти вопросы необходимо тщательно проработать с организаторами, где следует учесть все особенности расположения музыкантов на сцене, наличие пультов, подставки для солиста-виолончелиста, расположение стульев у оркестрантов, установка микрофонов для подзвучки в случае необходимости.
9. Что составляет наибольшие трудности в репетиционной работе ансамбля?
Правильный ответ: Это создание необходимого психологического климата в коллективе, организация профессионального подхода к работе, когда каждый участник в достаточной мере владеет своей партией.
10. Какие формы репетиционной работы используются в ансамблях?
Правильный ответ: Это репетиции по группам инструментов в больших коллективах, достижение необходимого качества унисонных моментов в небольших ансамблях, сдача своих партий концертмейстеру группы или руководству ансамбля.
11. Следует ли безоговорочно выполнять требования редактора нотного материала?
Правильный ответ: Этот вопрос наиболее тщательно прорабатывается в репетиционной работе ансамбля с учетом современных подходов к интерпретации, что вызывает необходимость изменений редакторских указаний.
12. Аутентичность в подходе к интерпретации – это…
Правильный ответ: Особое направление в музыкальном исполнительстве, которое требует исторических инструментов, особой манеры игры, штрихов и подходящего репертуара.
13. Каковы особенности дистанционной работы в ансамбле?
Правильный ответ: В случае крайней необходимости дистанционная работа проводится с применением аудио- и видеотехники, что требует аппаратуры высокого качества.
14. Какое значение в ансамбле имеет дирижерский жест?
Правильный ответ: Дирижерский жест, объединяющий весь процесс исполнения, имеет принципиальное значение для любого вида ансамбля и оркестра.
15. Как решаются в ансамбле вопросы внешнего вида?
Правильный ответ: В этом отношении наблюдается большая свобода и определенная уникальность выбора участников коллектива в зависимости от возрастного состава, творческой индивидуальности либо имиджа ансамбля.
16. Какие виды выступлений есть в концертной ансамблевой практике?
Правильный ответ: Это сольный концерт, участие в тематическом выступлении, аккомпанемент солисту-вокалисту или солисту-инструменталисту.
17. Назовите виды ансамблей, встречающихся в концертной практике.
Правильный ответ: Наиболее распространенные – это фортепианное трио, струнный квартет, брасс-квинтет духовых инструментов, фортепианный ансамбль в два рояля и в четыре руки, камерный оркестр, вокальный ансамбль.
18. Произведения каких композиторов наиболее часто звучат на концертной эстраде в составе ансамблей для струнных и духовых инструментов?
Правильный ответ: Это сочинения Глинки, Брамса, Шумана, Чайковского, Свиридова, Шостаковича.
19. Какие особенности необходимо учитывать в работе смешанных ансамблей струнных и духовых инструментов?
Правильный ответ: Наиболее важной проблемой является сочетание звукоизвлечения у струнных и у духовых инструментов.
20. Каковы особенности педализации следует учитывать пианистам при игре в ансамбле?
Правильный ответ: Этот вопрос решается в зависимости от стилевых особенностей репертуара, когда в некоторых сочинениях в ансамбле со струнными следует избегать излишнего применения правой педали, а левую педаль возможно использовать лишь в качестве тембровой краски.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированных зачетов на 1-5 курсах.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения концертной программы. На зачете обучающийся должен исполнить в составе оркестра две разнохарактерные пьесы или часть крупной формы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э3 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э4 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э5 Курс "Оркестровый класс" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешной работы в оркестровом коллективе, его участникам необходимо иметь общее представление об исполняемом сочинении, хорошо выучить партию и свободное владеть инструментом. На занятиях необходимо добиваться единства звучания, атаки звука, динамики и интонации с другими участниками коллектива. Целесообразно организовывать групповые репетиции, где особо должны ставится вопросы унификации звучания, единства аппликатуры, штрихов и динамики. Можно порекомендовать индивидуальную сдачу партий как концертмейстеру оркестра так и дирижёру. Необходимо детально изучить психологические, творческие и организационные особенности репетиционного процесса, приобрести навыки не только исполнения партий в оркестре, но и, при необходимости, художественного руководства творческим коллективом.