МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дирижирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 267
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 136 136 131 131 267 267
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
Доцент, Шимин И.В.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Дирижирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доцент Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доцент Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечение обучающихся комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для практического руководства музыкально-инструментальным коллективом (оркестром либо ансамблем)
изучение основ техники дирижирования
овладение методами репетиционной работы
приобретение навыков самостоятельного изучения партитуры
формирование у обучающихся организаторских способностей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-4.1 Знает: основные принципы руководства творческим коллективом; оркестровый репертуар, особенности оркестровых инструментов и переложений
ПК-4.2 Умеет: применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры; работать в составе оркестра, ансамбля в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство творческими коллективами; анализировать партитуры
ПК-4.3 Владеет: навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах; способностью исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением дирижировать партитуры, а также обладает навыками удожественного руководства творческим коллективом; навыками чтения и анализа партитур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики
основы психологии музыкального восприятия
основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности
читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм
применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования психолого-педагогических знаний в творческой деятельности
необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы техники дирижирования. Психологические основы руководства творческим коллективом
1.1. Постановка дирижерского аппарата.Структура и виды дирижерского жеста. Практические 1 1 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Работа над положением корпуса, рук и головы при дирижировании.Работа над дирижерским жестом (разновидности жестов). Сам. работа 1 34 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Дирижерские схемы тактирования: "на два", "на три", "на четыре", "на шесть", "на восемь", "на девять", "на двенадцать". Практические 1 1 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Работа над "чистотой" схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 1 34 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Приемы выражения темпа, динамики и штрихов в дирижировании. Затакты и синкопы в дирижировании. Практические 1 1 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 1 34 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Изучение психологических основ управления творческим коллективом Практические 1 1 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Закрепление и развитие первоначальных знаний и навыков в области искусства дирижирования и управления творческим коллективом Сам. работа 1 34 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Совершенствование техники дирижирования. Планирование концертной деятельности творческого коллектива
2.1. Дирижерские схемы тактирования "на пять", "на семь", "на раз". Дробление долей. Практические 2 1 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 2 27 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Функции рук дирижера. Взаимодействие рук.Приемы прекращения звучания. Паузы и ферматы в дирижировании. Практические 2 1 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Выполнение специальных упражнений по разделению функций рук, по взаимодействию рук при дирижировании. Работа над жестами, обозначающими паузы и ферматы в музыке. Сам. работа 2 30 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Способы выражения фактуры и фразировки в дирижировании. Практические 2 1 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Музыкально-теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений. Сам. работа 2 34 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Планирование концертной деятельности творческого коллектива Практические 2 1 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Закрепление и развитие знаний и навыков в области планирования концертной деятельности творческого коллектива Сам. работа 2 40 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7817
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента – это
а) тесситура;
б) партитура;
Правильный ответ: а.

2. В музыкальном исполнительстве одно из средств художественной
выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного
темпа (замедления, ускорения), не фиксируемых в нотах – это:
а) артикуляция;
б) агогика;
в) ритм.
Правильный ответ: б

3. Дирижерская палочка используется как…
а) неотьемлемая часть управления ансамблем музыкантов;
б) продолжение руки дирижера;
в) предмет для усиления концентрации внимания музыкантов на жестах
дирижера.
Правильный ответ: в

4. Тембр – это:
а) сила звука;
б) окраска звука;
в) мужской голос.
Правильный ответ: б

5. Управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и
публичного исполнения музыкального произведения – это…
а) музыкальные занятия;
б) музыкальное исполнительство;
в) дирижирование.
Правильный ответ: в

6. Исполнение музыки всем составом оркестра или хора:
а) монодия;
б) тутти;
в) какофония.
Правильный ответ: б

7. «Sempre» в переводе с итальянского языка означает…
а) всегда;
б) весьма;
в) просто.
Правильный ответ: а

8. Наиболее подвижная и выразительная часть дирижерского аппарата:
а) кисть;
б) пальцы;
в) запястье.
Правильный ответ: а

9. Предварительная установка равномерной скорости движения музыки
посредством «отбивания» рукой такта:
а) тактирование;
б) жестикуляция;
в) дирижирование.
Правильный ответ: а

10. Условная система жестикуляций, применявшихся в древних музыкальных культурах для управления хором до изобретения дирижёрской палочки:
а) хейрономия;
б) мусикия.
Правильный ответ: а.

11. Инструмент для фиксации и воспроизведения стандартной высоты
музыкальных звуков:
а) камертон;
б) тонгенератор;
в) фиксатор.
Правильный ответ: а

12. Кто первым стал дирижировать лицом к оркестру, а не к публике?
а) Л. Бетховен;
б) Ф. Мендельсон;
в) Р. Вагнер.
Правильный ответ: в

13. Каким должен быть обязательный уровень образования дирижера?
а) начальное музыкальное;
б) среднее музыкальное;
в) высшее музыкальное.
Правильный ответ: в

14. Инструментальное вступление к опере, оратории – это:
а) интермедия;
б) интерлюдия;
в) увертюра.
Правильный ответ: в

15. Метроном – это:
a) жест, предваряющий действие (вступление, снятие, акцент, фермата и др.)
б) смена темпа в исполнении;
в) прибор для определения музыкального темпа.
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что является главной задачей дирижёра?
Правильный ответ: Главной задачей дирижёра является художественная трактовка произведения, ансамблевая стройность произведения, а также техническое совершенствование исполнения.

2. Какие функции выполняет дирижёр?
Правильный ответ: задает ритм, показывает вступления инструментов и определяет настроение произведения.

3. Какими знаниями должен обладать дирижер?
Правильный ответ: должен знать специфику и диапазон инструментов, читать оркестровую партитуру и обладать большим кругозором в различных областях музыки.

4. Какие знания из истории музыки необходимы в работе дирижера?
Правильный ответ: разбор строения музыкальных сочинений, знание стилевых особенностей и направлений, особенностей музыкального языка разных эпох.

5. Что включает в себя профессия дирижёра в целом?
Правильный ответ: творческое руководство коллективом, дирижирование оркестром, ансамблем, а также преподавательская деятельность.

6. Дирижирование – это…
Правильный ответ: тактирование, воздействие на исполнительский процесс посредством мануальной техники, мимики, творческой воли, раскрытие художественного содержания произведения.

7. Aуфтакт – это…
Правильный ответ: жест, предваряющий начало звучания, показ вступления инструментов, показ акцентов, фермат и др.

8. Что представляет собой фразировка как художественно-смысловое исполнение музыки?
Правильный ответ: фразировка как средство музыкальной выразительности представляет собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз с целью выявления музыкальной мысли при помощи фразировочных лиг,
цезур, а также динамики.

9. Какие жесты соответствуют штриху non legato?
Правильный ответ: вертикальная схема, линии с острыми углами; точка-отрыв; неравномерность движения руки; более строгая фиксация кисти.

10. Какие жесты соответствуют штриху legato?
Правильный ответ: горизонтальная схема, мягкие, округлые линии; точка-касание; равномерное движение руки; кисть строго не фиксируется.

11. Какие жесты соответствуют штриху staccato?
Правильный ответ: прерывистые линии; точка-отскок; небольшая амплитуда
жеста; движения кисти упругие, ритмичные; плечо и предплечье почти неподвижны.

12. Если в четырехдольном размере оркестр вступает на вторую долю, то ауфтакт даётся от…
Правильный ответ: от 1-ой доли такта.

13. Какой амплитудой дирижерского жеста передается динамика piano и forte, а также crescendo и diminuendo?
Правильный ответ: piano достигается маленькой амплитудой жеста, forte достигается большой амплитудой, crescendo – постепенным увеличением амплитуды жеста, diminuendo – уменьшением амплитуды жеста.

14. Интерпретация – это…
Правильный ответ: художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, личностное прочтение авторского текста.

15. Каким образом фиксируется оркестровая кульминация музыкального произведения?
Правильный ответ: наиболее напряженным звучанием оркестра, изменением темпа, динамики, штрихов.

16. Основными условиями успешной концертной деятельности являются -
Правильный ответ: жанровое многообразие концертных номеров, количество и популярность участников, а также тип и вместимость концертной площадки.

17. Концерты камерной музыки состоят из…
Правильный ответ: произведений малых форм, сонат, трио, квартетов, квинтетов…

18. Эстрадные концертные программы бывают -
Правильный ответ: дивертисментные, тематические, отчетные.

19. Симфонический оркестр – это…
Правильный ответ: большой коллектив музыкантов, состав которого сложился в эпоху венского классицизма в связи с появлением жанра классической симфонии.

20. Что входит в обязанности руководителя творческого коллектива?
Правильный ответ: организация работы, набор участников коллектива, ведение журнала учета посещаемости.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета и экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета/экзамена. Контрольно-измерительный материал для зачета/экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Уколова Л.И. ДИРИЖИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э3 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э4 Дисциплина "Дирижирование" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, оркестровую фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание дирижера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом.