Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Сам. работа | 136 | 136 | 131 | 131 | 267 | 267 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доцент Черняева И. В.
1.1. | обеспечение обучающихся комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для практического руководства музыкально-инструментальным коллективом (оркестром либо ансамблем) изучение основ техники дирижирования овладение методами репетиционной работы приобретение навыков самостоятельного изучения партитуры формирование у обучающихся организаторских способностей |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
ПК-4 | Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
ПК-4.1 | Знает: основные принципы руководства творческим коллективом; оркестровый репертуар, особенности оркестровых инструментов и переложений |
ПК-4.2 | Умеет: применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры; работать в составе оркестра, ансамбля в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство творческими коллективами; анализировать партитуры |
ПК-4.3 | Владеет: навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах; способностью исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением дирижировать партитуры, а также обладает навыками удожественного руководства творческим коллективом; навыками чтения и анализа партитур |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики основы психологии музыкального восприятия основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками использования психолого-педагогических знаний в творческой деятельности необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы техники дирижирования. Психологические основы руководства творческим коллективом | ||||||
1.1. | Постановка дирижерского аппарата.Структура и виды дирижерского жеста. | Практические | 1 | 1 | ПК-4.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Работа над положением корпуса, рук и головы при дирижировании.Работа над дирижерским жестом (разновидности жестов). | Сам. работа | 1 | 34 | ПК-4.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Дирижерские схемы тактирования: "на два", "на три", "на четыре", "на шесть", "на восемь", "на девять", "на двенадцать". | Практические | 1 | 1 | ПК-4.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Работа над "чистотой" схем на конкретных музыкальных примерах. | Сам. работа | 1 | 34 | ПК-4.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Приемы выражения темпа, динамики и штрихов в дирижировании. Затакты и синкопы в дирижировании. | Практические | 1 | 1 | ПК-4.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. | Сам. работа | 1 | 34 | ПК-4.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Изучение психологических основ управления творческим коллективом | Практические | 1 | 1 | ПК-4.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Закрепление и развитие первоначальных знаний и навыков в области искусства дирижирования и управления творческим коллективом | Сам. работа | 1 | 34 | ПК-4.2 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Совершенствование техники дирижирования. Планирование концертной деятельности творческого коллектива | ||||||
2.1. | Дирижерские схемы тактирования "на пять", "на семь", "на раз". Дробление долей. | Практические | 2 | 1 | ПК-4.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. | Сам. работа | 2 | 27 | ПК-4.2, ПК-4.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Функции рук дирижера. Взаимодействие рук.Приемы прекращения звучания. Паузы и ферматы в дирижировании. | Практические | 2 | 1 | ПК-4.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Выполнение специальных упражнений по разделению функций рук, по взаимодействию рук при дирижировании. Работа над жестами, обозначающими паузы и ферматы в музыке. | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-4.2, ПК-4.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Способы выражения фактуры и фразировки в дирижировании. | Практические | 2 | 1 | ПК-4.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Музыкально-теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений. | Сам. работа | 2 | 34 | ПК-4.2, ПК-4.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Планирование концертной деятельности творческого коллектива | Практические | 2 | 1 | ПК-4.1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Закрепление и развитие знаний и навыков в области планирования концертной деятельности творческого коллектива | Сам. работа | 2 | 40 | ПК-4.2, ПК-4.3 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7817 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента – это а) тесситура; б) партитура; Правильный ответ: а. 2. В музыкальном исполнительстве одно из средств художественной выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного темпа (замедления, ускорения), не фиксируемых в нотах – это: а) артикуляция; б) агогика; в) ритм. Правильный ответ: б 3. Дирижерская палочка используется как… а) неотьемлемая часть управления ансамблем музыкантов; б) продолжение руки дирижера; в) предмет для усиления концентрации внимания музыкантов на жестах дирижера. Правильный ответ: в 4. Тембр – это: а) сила звука; б) окраска звука; в) мужской голос. Правильный ответ: б 5. Управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения – это… а) музыкальные занятия; б) музыкальное исполнительство; в) дирижирование. Правильный ответ: в 6. Исполнение музыки всем составом оркестра или хора: а) монодия; б) тутти; в) какофония. Правильный ответ: б 7. «Sempre» в переводе с итальянского языка означает… а) всегда; б) весьма; в) просто. Правильный ответ: а 8. Наиболее подвижная и выразительная часть дирижерского аппарата: а) кисть; б) пальцы; в) запястье. Правильный ответ: а 9. Предварительная установка равномерной скорости движения музыки посредством «отбивания» рукой такта: а) тактирование; б) жестикуляция; в) дирижирование. Правильный ответ: а 10. Условная система жестикуляций, применявшихся в древних музыкальных культурах для управления хором до изобретения дирижёрской палочки: а) хейрономия; б) мусикия. Правильный ответ: а. 11. Инструмент для фиксации и воспроизведения стандартной высоты музыкальных звуков: а) камертон; б) тонгенератор; в) фиксатор. Правильный ответ: а 12. Кто первым стал дирижировать лицом к оркестру, а не к публике? а) Л. Бетховен; б) Ф. Мендельсон; в) Р. Вагнер. Правильный ответ: в 13. Каким должен быть обязательный уровень образования дирижера? а) начальное музыкальное; б) среднее музыкальное; в) высшее музыкальное. Правильный ответ: в 14. Инструментальное вступление к опере, оратории – это: а) интермедия; б) интерлюдия; в) увертюра. Правильный ответ: в 15. Метроном – это: a) жест, предваряющий действие (вступление, снятие, акцент, фермата и др.) б) смена темпа в исполнении; в) прибор для определения музыкального темпа. Правильный ответ: в ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что является главной задачей дирижёра? Правильный ответ: Главной задачей дирижёра является художественная трактовка произведения, ансамблевая стройность произведения, а также техническое совершенствование исполнения. 2. Какие функции выполняет дирижёр? Правильный ответ: задает ритм, показывает вступления инструментов и определяет настроение произведения. 3. Какими знаниями должен обладать дирижер? Правильный ответ: должен знать специфику и диапазон инструментов, читать оркестровую партитуру и обладать большим кругозором в различных областях музыки. 4. Какие знания из истории музыки необходимы в работе дирижера? Правильный ответ: разбор строения музыкальных сочинений, знание стилевых особенностей и направлений, особенностей музыкального языка разных эпох. 5. Что включает в себя профессия дирижёра в целом? Правильный ответ: творческое руководство коллективом, дирижирование оркестром, ансамблем, а также преподавательская деятельность. 6. Дирижирование – это… Правильный ответ: тактирование, воздействие на исполнительский процесс посредством мануальной техники, мимики, творческой воли, раскрытие художественного содержания произведения. 7. Aуфтакт – это… Правильный ответ: жест, предваряющий начало звучания, показ вступления инструментов, показ акцентов, фермат и др. 8. Что представляет собой фразировка как художественно-смысловое исполнение музыки? Правильный ответ: фразировка как средство музыкальной выразительности представляет собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз с целью выявления музыкальной мысли при помощи фразировочных лиг, цезур, а также динамики. 9. Какие жесты соответствуют штриху non legato? Правильный ответ: вертикальная схема, линии с острыми углами; точка-отрыв; неравномерность движения руки; более строгая фиксация кисти. 10. Какие жесты соответствуют штриху legato? Правильный ответ: горизонтальная схема, мягкие, округлые линии; точка-касание; равномерное движение руки; кисть строго не фиксируется. 11. Какие жесты соответствуют штриху staccato? Правильный ответ: прерывистые линии; точка-отскок; небольшая амплитуда жеста; движения кисти упругие, ритмичные; плечо и предплечье почти неподвижны. 12. Если в четырехдольном размере оркестр вступает на вторую долю, то ауфтакт даётся от… Правильный ответ: от 1-ой доли такта. 13. Какой амплитудой дирижерского жеста передается динамика piano и forte, а также crescendo и diminuendo? Правильный ответ: piano достигается маленькой амплитудой жеста, forte достигается большой амплитудой, crescendo – постепенным увеличением амплитуды жеста, diminuendo – уменьшением амплитуды жеста. 14. Интерпретация – это… Правильный ответ: художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, личностное прочтение авторского текста. 15. Каким образом фиксируется оркестровая кульминация музыкального произведения? Правильный ответ: наиболее напряженным звучанием оркестра, изменением темпа, динамики, штрихов. 16. Основными условиями успешной концертной деятельности являются - Правильный ответ: жанровое многообразие концертных номеров, количество и популярность участников, а также тип и вместимость концертной площадки. 17. Концерты камерной музыки состоят из… Правильный ответ: произведений малых форм, сонат, трио, квартетов, квинтетов… 18. Эстрадные концертные программы бывают - Правильный ответ: дивертисментные, тематические, отчетные. 19. Симфонический оркестр – это… Правильный ответ: большой коллектив музыкантов, состав которого сложился в эпоху венского классицизма в связи с появлением жанра классической симфонии. 20. Что входит в обязанности руководителя творческого коллектива? Правильный ответ: организация работы, набор участников коллектива, ведение журнала учета посещаемости. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета и экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета/экзамена. Контрольно-измерительный материал для зачета/экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Полнота и правильность выполнения задания; • Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); • Самостоятельность выполнения задания. Оценивание выполнения практических заданий: 5 «отлично» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). 4 «хорошо» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки. 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок. 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Уколова Л.И. | ДИРИЖИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э2 | Нотный архив России | www.notarhiv.ru | ||
Э3 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э4 | Дисциплина "Дирижирование" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, оркестровую фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание дирижера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом. |