Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Консультации | 8 | 0 | 8 | 0 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 100 | 108 | 100 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.
1.1. | способствовать наиболее полному развитию музыкально-исполнительских данных студента развивать гармоническое мышление студентов формировать широкий кругозор с помощью исполнения на фортепиано лучших образцов классической и современной музыки |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности |
ПК-1 .1 | Знает: устройство своего инструмента и способы ухода за ним; основные задачи исполнения произведения на эстраде; основные жанры и художественные стили произведений |
ПК-1 .2 | Умеет: демонстрировать артистизм; целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава |
ПК-1 .3 | Владеет: способами и методами подготовки к концертному выступлению и преодоления эстрадного волнения; основными стилистическими приемами исполнительства; приемами работы над исполнительскими трудностями; ? способностью осуществлять исполнительскую деятельность в условиях концертной организации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные задачи и этапы репетиционной работы музыкально-исполнительские задачи сольной и ансамблевой игры, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра произведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать самостоятельную работу над музыкальным произведением работать над характером каждой партии использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными принципами работы над музыкальным произведением, культурой звукоизвлечения, звуковедения и фразировки методикой разучивания произведений и приемами работы над исполнительскими трудностями навыками работы с современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Учебно-технологический репертуар | ||||||
1.1. | Работа над различными видами фортепианной техники; чтение с листа. | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1 .2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Работа над артикуляцией, динамикой, агогикой, штрихами; взаимосвязь аппликатуры и фразировки; игра в ансамбле. | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Учебно-исполнительский репертуар | ||||||
2.1. | Анализ функций, голосоведения, тембро-динамических характеристик; выбор исполнительских приемов | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1 .2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Анализ музыкальной структуры; противопоставление и развитие тематического материала. | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-1 .3 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4215 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Основной целью освоения узкоспециальных дисциплин в высшем музыкальном учебном заведении является: а) личностный рост; б) эстетическое развитие; в) становление и развитие музыканта-исполнителя и преподавателя. Правильный ответ: в 2. Какой инструмент предшествовал возникновению молоточкового фортепиано: а) клавир; б) клавесин; в) спинет. Правильный ответ: а 3. Артикуляция в музыке – это: а) слуховая координация; б) умение дослушивать звук до конца; в) способность к ясному, осмысленному и четкому произнесению музыкальной мысли. Правильный ответ: в 4. Объединение звуковых элементов в логические структуры и фразы – это: а) фразировка; б) декламация; в) дикция. Правильный ответ: а 5. Интонирование – это: а) чистое воспроизведение отдельных звуков; б) выразительное исполнение музыкальной мысли; в) членение музыкального текста. Правильный ответ: б 6. Организацию музыки во времени выражает: а) ритм; б) метр; в) размер. Правильный ответ: а 7. Штрих – это: а) окраска звучания, одна из специфических характеристик музыкального звука; б) это способ извлечения звука, выразительный элемент музыкальной техники; в) изменение громкости между нотами или фразами. Правильный ответ: б 8. Интерпретацией музыкального произведения является: а) прочтение музыкального текста с листа; б) анализ художественного содержания произведения; в) художественное истолкование музыкального произведения в процессе непосредственного исполнения музыкантом. Правильный ответ: в 9. Этап детальной работы над музыкальным произведением предполагает: а) целостный охват формы произведения; б) техническую и художественную проработку отдельных эпизодов; в) ознакомление с текстом. Правильный ответ: б 10. На каком языке написан классический словарь музыкальных терминов: а) на итальянском; б) на английском; в) на французском. Правильный ответ: а 11. Какие основные качества необходимы для профессионального музыканта-исполнителя: а) внешние данные; б) физические способности; в) волевые качества и саморегуляция. Правильный ответ: в 12. Реприза – это: а) промежуточное звено; б) знак повторения в нотном тексте; в) музыкальный фон к основной мелодии. Правильный ответ: б 13. Отдельно взятый отрезок метра в музыке между двумя сильными долями – это: а) эпизод; б) период; в) такт. Правильный ответ: в 14. Какое обозначение не относится к быстрым темпам: а) presto; б) moderato; в) vivo. Правильный ответ: б 15. Композиционная целостность музыкального произведения в единстве всех его структурных единиц: а) архитектоника; б) семантика; в) герменевтика. Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте? Правильный ответ: Совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для осуществления концертной деятельности. 2. Что является самым главным в совершенствовании своего исполнительского мастерства? Правильный ответ: Ключевым условием в совершенствовании исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая работа. 3. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом? Правильный ответ: Устройство своего музыкального инструмента и уход за ним. 4. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения? Правильный ответ: Художественная выразительность и техническое совершенство. 5. Что важно знать для работы над произведениями композиторов разных эпох? Правильный ответ: Исполнение музыки композиторов различных эпох невозможно без знания основных жанров и стилей музыкальных произведений. 6. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде? Правильный ответ: Во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм. Это совокупность проявлений сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности. 7. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель? Правильный ответ: Восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным и грамотным. 8. В каких составах должен уметь работать инструменталист? Правильный ответ: Инструменталист-профессионал должен уметь работать в оркестре, в фортепианном и камерном ансамбле, в смешанных составах. 9. Чем должен владеть концертный исполнитель в условиях подготовки к эстрадному выступлению? Правильный ответ: Способами и методами подготовки к концертному выступлению. 10. Что важно преодолеть музыканту на концертной эстраде? Правильный ответ: Сценическое волнение. Эта проблема является одной из наиболее актуальных и важных для музыканта-исполнителя. 11. Какими средствами нужно добиваться достоверности интерпретации музыкального произведения? Правильный ответ: Основными стилистическими приемами исполнительства. 12. Какие приемы в начальной работе над музыкальным произведением приходится применять исполнителю? Правильный ответ: Приемы работы над исполнительскими трудностями. 13. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»? Правильный ответ: К осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации. 14. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте? Правильный ответ: На совершенствование исполнительского мастерства. 15. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности? Правильный ответ: Трудолюбие, терпение. 16. Что должен знать музыкант-профессионал для плодотворной организации самостоятельной работы над текстом музыкального произведения? Правильный ответ: Методы работы над музыкальным произведением. 17. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные программы? Правильный ответ: Полифония, пьесы, произведения крупной формы. 18. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте? Правильный ответ: Инструктивный материал. Он включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды, то есть тот материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники исполнителя-музыканта и в преодолении различных технических трудностей. Гаммы, этюды. 19. Какой режим позволяет музыканту избежать профессиональных заболеваний? Правильный ответ: Режим труда и отдыха. 20. Чего следует добиваться музыканту-исполнителю в процессе преодоления технических трудностей? Правильный ответ: Мышечной свободы. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированного зачета на 2 курсе. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету. Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения программы. На зачете обучающийся должен исполнить: этюд и полифоническое произведение или произведение крупной формы, либо две разнохарактерные пьесы (или цикл пьес). КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Осуществляются по следующим показателям: • Раскрытие замысла исполняемых произведений • Артистизм, выразительность выступления • Владение музыкально-исполнительской техникой • Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 5 «отлично» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения • Выступление студента носит выразительный, яркий характер • Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте • Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 4 «хорошо» (зачтено) Критерии • Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит • Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко • Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте • Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет • Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко • Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне • Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения • Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко • Студент владеет техникой исполнения на низком уровне • Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Международная библиотека музыкальных партитур | imslp.org | ||
Э2 | Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» | notes.tarakanov.net | ||
Э3 | Нотный архив России | www.notarhiv.ru | ||
Э4 | Электронный курс Фортепиано в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Портал культурного наследия «Культура.РФ» | www.culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
119Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; учебная мебель |
Студенты при подготовке программы должны уметь равномерно распределять время на самоподготовку за инструментом: при разборе произведения на фортепиано следует обращать пристальное внимание на особенности метро-ритмической организации, гармонических связей, стилистических решений, аппликатуры; при выучивании произведения наизусть необходимо тщательно проработать детали во избежании неточностей в исполнении, стараться задействовать все виды памяти (логическую, двигательную, интонационно-мелодическую, слуховую и т.д.). Организация репетиционного процесса перед выступлением также требует особого внутреннего настроя и максимальной концентрации внимания с целью успешного исполнения выученной программы. |