МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика обучения игре на инструменте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 79
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 79 79 79 79
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Методика обучения игре на инструменте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка будущего специалиста к самостоятельной педагогической деятельности;
освоение методики обучения игре на инструменте (фортепиано);
овладение методикой формирования основных исполнительских навыков;
изучение педагогических принципов различных школ обучения в историческом аспекте;
исследование процесса становления музыканта-исполнителя;
приобретение навыков организации и планирования учебного процесса;
повышение интереса к педагогической деятельности и научно-методической работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально ультурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию;
наиболее эффективные методики достижения результатов в обучении игре на фортепиано и исполнительстве;
системно-деятельностный подход к обучению;
основы планирования образовательного процесса последовательность в подборе репертуара;
современные эффективные подходы к обучению формы использования своего исполнительского опыта на уроках.
3.2.Уметь:
3.2.1.активно пользоваться методической литературой;
понимать специфику образовательного процесса и задачи музыкального исполнительства;
использовать метод создания и анализа возникающих проблемных ситуаций;
пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной педагогики в педагогической практике;
вести методическую работу, привлекая литературу широкой направленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации;
организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики, педагогики и психологии;
основными приемами педагогического воздействия;
необходимыми навыками организаторской деятельности как при работе в классе, так и во внеучебной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. О методе работы с учениками. Роль индивидуального подхода.Особенности системы музыкального образования. Лекции 4 2 ПК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Музыкальные способности: общие, музыкальные и специальные (пианистические): психологические свойства личности, необходимые для пианистической деятельности Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Важнейшие проблемы работы педагога-пианиста в детской музыкальной школе: первые уроки; трудности и особенности работы с начинающими: организация игровых движений. Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Планирование процесса обучения, составление индивидуальных планов, характеристик: репертуарная политика как важная составляющая педагогического мастерства: проведение урока и организация домашних занятий ученика. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 11 ПК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методика работы над музыкальным произведением
2.1. Авторский текст: исполнительское прочтение:(анализ авторских текстов на примере конкретных произведений) Лекции 4 2 ПК-3.1 Л1.2, Л2.1
2.2. Фортепианная техника: художественное мышление и двигательная форма пианиста. Аппликатура Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.1
2.3. Работа над музыкальным произведением. Классификация видов техники: гаммы, арпеджио, октавы, аккорды, тремоло и трели, скачки: ежедневная техническая работа пианиста Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 12 ПК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Стилистика исполнения.
3.1. Ритм, метр, темп, полиритмика, агогика, ложные ритмы: основные ритмические трудности и погрешности, способы устранения Лекции 4 2 ПК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Педаль: значение и разновидности; стили и педаль Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Полифония: значение в формировании музыканта: основные полифонические трудности Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1
3.4. Клавирная музыка: И.С. Бах: проблемы интерпретации (сравнительный анализ редакций и исполнительских прочтений «Хорошо темперированного клавира») Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1
3.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ПК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Интерпретация музыкальных произведений
4.1. Классический стиль в фортепианной музыке: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Вопросы интерпретации классической формы Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Романтизм: фортепианная литература XIX века: Шопен, Шуман, Лист. Проблемы интерпретации романтической музыки Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1
4.3. Русская фортепианная музыка: Чайковский, Рахманинов, Скрябин. Проблемы интерпретации русской музыки. Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.2, Л2.1
4.4. Импрессионизм. Фортепианная музыка XX века: проблемы стиля. Проблемы интерпретации современной музыки Сам. работа 4 4 ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1
4.5. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 4 14 ПК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6590
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Методика – это:
а) совокупность методов, приёмов, форм организации деятельности учащихся, направленных на решение определённых исполнительских задач;
б) способ взаимодействия педагога с учеником;
в) исследование нравственных основ педагогической деятельности.
Правильный ответ: а

2. Какая проблематика исследуется в курсе методики?
а) поиск главных идей, заключенных в музыкальном произведении;
б) проблемы теории и практики преподавания применительно к обучению игре на музыкальном инструменте;
в) музыкальная терминология.
Правильный ответ: б

3. Какие методы работы с авторским текстом рассматриваются в курсе методики?
а) методы теоретического исследования вопросов истории создания музыкального произведения;
б) анализ композиторского стиля, гармонического языка;
в) исполнительское прочтение нотной записи, сравнительный анализ редакций для создания собственной интерпретации.
Правильный ответ: в

4. Что включает в себя методическая работа учителя с учеником?
а) работа над совершенствованием общего уровня профессионального мастерства;
б) работа над инструктивной техникой;
в) работа над динамикой.
Правильный ответ: а

5. Что такое urtext?
а) исполнительская редакция музыкального произведения с указанием штрихов, динамики, аппликатуры;
б) urtext – это нотный текст музыкального произведения, источником для издания которого является подлинный автограф композитора;
в) нотное издание с иллюстрациями и комментариями.
Правильный ответ: б

6. Чувство музыкального ритма – это:
а) способность человека тонко чувствовать и активно переживать эмоциональную выразительность общего движения музыкального времени в произведении;
б) способность к воспроизведению повторяющихся ритмоформул;
в) способность воспринимать чередование динамических акцентов во времени.
Правильный ответ: а

7. Что такое «техника» для музыканта в узком смысле слова?
а) умение играть мелкие длительности;
б) умение свободно выражать эмоции во время исполнения музыкального произведения;
в) двигательно-моторные навыки: уверенное владение инструментом; легкость исполнения виртуозных эпизодов; выносливость и мышечная свобода.
Правильный ответ: в

8. Что определяет технические возможности исполнителя?
а) желание музыканта-исполнителя играть быструю музыку;
б) подвижная нервная система музыканта, «реактивность», быстрота и точность действий, органичность;
в) предъявляемые программные требования.
Правильный ответ: б

9. В чем заключается педагогическое мастерство?
а) в профессиональном умении направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности;
б) в умении перевоплощаться на уроке;
в) в регламентации взаимоотношений с учеником.
Правильный ответ: а

10. Каковы задачи ежедневной технической работы музыканта?
а) освоение большого количества музыкальных произведений;
б) развитие гибкости игрового аппарата;
в) укрепление физически слабого игрового аппарата, наращивание нагрузок, преодоление фактора быстрой утомляемости.
Правильный ответ: в

11. Что является эталонным исполнением кантилены с точки зрения русской методики?
а) артикуляционная внятность и схематичность игры;
б) «вокализация» на инструменте через интонационную выразительность, близкую к пению;
в) точная игра по указанному метроному.
Правильный ответ: б

12. Виртуозность – это:
а) совершенство в музыкальном исполнительстве;
б) умение играть артистично;
в) умение играть пассажную технику.
Правильный ответ: а

13. Каковы принципиальные требования к составлению индивидуальных планов?
а) регулярность внесения в журнал поправок и изменений;
б) оптимальный подбор произведений разных стилей и жанров, классики и современности, пропорциональность художественного и инструктивного материала;
в) внесение в индивидуальный план критических замечаний и оценок.
Правильный ответ: б

14. В чем заключается суть проблемного обучения?
а) в бесконечном изменении содержания и формы проведения индивидуальных занятий;
б) в создании условий соперничества между учащимися;
в) в моделировании ситуаций, требующих от ученика самостоятельного обдумывания.
Правильный ответ: в

15. Какие условия организации самостоятельных занятий необходимо выполнять учащемуся?
а) большое количество повторов текста музыкального произведения;
б) построение шаблонной схемы домашних занятий;
в) планомерность, системность, целенаправленность, регулярность и осмысленность занятий.
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Как можно охарактеризовать общие способности человека?
Правильный ответ: инициативность воображения, богатство ассоциаций, кругозор, наблюдательность, внимание, сосредоточенность и др.

2. Специальные музыкальные способности – это:
Правильный ответ: физические особенности строения рук, приспособленность к игре на инструменте, разработанность пальцевой механики, координация, хорошая музыкальная память и др.

3. Для чего необходимо совершенствовать навыки игры на специальном инструменте?
Правильный ответ: совершенствование игры на специальном инструменте необходимо музыканту-исполнителю для успешного осуществления концертно-исполнительской деятельности.

4. Что является самым главным фактором в совершенствовании своего исполнительского мастерства?
Правильный ответ: ключевым условием совершенствования исполнительского мастерства музыканта является постоянная и систематическая самостоятельная работа.

5. Что должен знать профессиональный музыкант для успешного овладения своим специальным инструментом?
Правильный ответ: устройство своего музыкального инструмента и способы ухода за ним.

6. Каковы основные требования к оценке качества сценического исполнения музыкального произведения на конкурсах и экзаменах?
Правильный ответ: художественная выразительность и техническое совершенство исполнения.

7. Какие знания необходимы для работы над произведениями композиторов разных эпох?
Правильный ответ: исполнение музыки композиторов разных эпох требует от музыканта знания основных жанров и стилей музыкальных произведений, а также методов достижения результата.

8. Какое внешнее качество необходимо демонстрировать музыканту-исполнителю на эстраде?
Правильный ответ: во время концертного выступления музыканту-исполнителю необходимо демонстрировать артистизм как особое проявление сценического поведения, целью которого является передача художественной информации слушателю посредством внешних и внутренних проявлений творческой активности.

9. Как должен воспринимать тексты и исполнять музыкальные произведения профессиональный исполнитель?
Правильный ответ: восприятие текста и исполнение музыкальных произведений должно быть целостным, грамотным и осмысленным.

10. В каких составах должен уметь работать инструменталист?
Правильный ответ: профессиональный инструменталист должен уметь работать в любых составах: в оркестре, в ансамбле, в смешанных составах.

11. Какими способами и методами подготовки к выступлению должен владеть концертный исполнитель?
Правильный ответ: концертный исполнитель должен владеть аутотренингом, различными способами самовнушения и саморегуляции.

12. С какой актуальной проблемой часто сталкивается музыкант на концертной эстраде?
Правильный ответ: одной из наиболее актуальных проблем для музыканта-исполнителя – это проблема преодоления сценического волнения.

13. Что такое интерпретация музыкального произведения?
Правильный ответ: в области музыкального искусства интерпретацией называют вариантную множественность индивидуального прочтения и воспроизведения музыкального произведения, раскрывающую его идейно-образное содержание, новые смыслы.

14. Какие приемы работы над музыкальным произведением приходится применять исполнителю на начальном этапе?
Правильный ответ: приемы работы над техническими трудностями.

15. К чему должен быть готов музыкант с квалификацией «концертный исполнитель»?
Правильный ответ: к осуществлению исполнительской деятельности в условиях концертной организации.

16. На что направлена ежедневная самостоятельная работа музыканта на специальном инструменте?
Правильный ответ: на совершенствование своего исполнительского мастерства.

17. Какие качества нужны музыканту для успешной исполнительской деятельности?
Правильный ответ: трудолюбие, терпение, талант, творчество, требовательность.

18. Что должен знать музыкант-профессионал для эффективного освоения текста музыкального произведения?
Правильный ответ: разнообразные методы работы над музыкальным произведением.

19. Какие музыкальные произведения обычно входят в концертные и экзаменационные программы?
Правильный ответ: полифония, виртуозные пьесы, кантилена, произведения крупной формы.

20. Что позволяет музыканту на практике совершенствовать техническое мастерство в любом возрасте?
Правильный ответ: инструктивный материал, который включает в себя гаммы, упражнения, арпеджио, этюды – тот материал, который необходим для развития исполнительской техники исполнителя-музыканта в преодолении различных технических трудностей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении дифференцированного зачета на 4 курсе, экзамена 4 курсе.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЗАЧЕТЕ/ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Торопова А.В. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гончарук А. Ю. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э2 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э3 Электронный курс Методика обучения игре на инструменте в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Методика обучения игре на инструменте" предполагает лекционные и практические занятия. Вслед за аудиторным изучением темы совместно с преподавателем необходима последующая практическая и самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.