МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История орнамента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История орнамента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование представлений об этапах исторического развития орнамента, его основных стилях и видах.
Задачи:
- изучение основных вопросов теории орнамента;
- овладение системой знаний об исторической эволюции орнамента, ее общих закономерностях;
- формирование представления об основных этапах, стилях и характерных чертах орнамента в разные эпохи, умения анализировать природу и специфику орнамента;
- развитие творческого мышления на базе изучения художественного наследия и практическое применение полученных знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- значение орнамента в истории культуры, генезис и семантику орнаментального образования, смысловые корни орнаментики древних культур
- значение орнамента в западно-европейской, византийской, славянской, северокавказской культурах, культурную идентичность для формирования патриотизма и гражданской позиции
- значение орнамента в истории культуры, генезис и семантику орнаментального образования, смысловые корни орнаментики древних культур, значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве
- значение орнамента в западно-европейской, византийской, славянской, северокавказской культурах, культурную идентичность для формирования патриотизма и гражданской позиции
3.2.Уметь:
3.2.1.- распознавать стилевые и конструктивные особенности декоративных форм в ансамблях произведений декоративно-прикладного искусства искусства и народных промыслов
- получать систематизированное представление об опыте, накопленном мировой художественной практикой в орнаментальном искусстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- искусствоведческого нализа содержания орнаментальных композиций в контексте исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
- навыки работы с литературным и иллюстративным материалом по орнаментальному искусству
- навыки сбора, анализа и систематизации материалов по орнаментальному искусству при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-теоретические аспекты изучения орнамента
1.1. Природа и сущность орнамента. Классификация орнаментальных мотивов.Орнаментальная композиция и особенности ее построения Лекции 4 2 ПК-3 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
1.2. Природа и сущность орнамента. Классификация орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция и особенности ее построения Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
Раздел 2. Орнамент различных эпох и стилей
2.1. Египетский орнамент Практические 4 2 ПК-3 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.2. Орнамент Древней Греции и Рима Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.3. Орнамент стран Древнего Востока (Китай, Япорния, Индия) Практические 4 2 ПК-3 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
2.4. Древнерусский орнамент Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.5. Орнамент раннего средневековья Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.6. Орнамент раннего средневековья Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.7. Орнамент барокко и рококо Практические 4 2 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.8. Романский орнамент Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.9. Готический орнамент Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.10. Конструктивный и технический орнамент Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.11. Орнамент эпохи Возрождения Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.12. Орнамент барокко и рококо Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.13. Орнамент классицизма Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.14. Орнамент стиля ампир Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.15. Орнамент эклектизма Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.16. Конструктивный и технический орнамент Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.17. Зачет 4 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3910#section-0

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы).
Ампир

Европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.
Арабеска

В искусстве исходный, первоначальный образ (прообраз), сложившийся в древних слоях той или иной культуры и оформившийся в фольклоре, сказках, мифах.
Архетип

Зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-сер. XVIII вв. Воплотил новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Барокко

Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторый стран Восточной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.). Основные отличительные черты: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию.
Возрождение

Соразмерность частей одна с другой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части как большая часть к меньшей.
Золотое сечение
В переводе с французского "впечатление" - художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых.
Импрессионизм

Общий (суммарный) преобладающий цвет орнаментальной композиции.
Колорит

Господствующая идея композиции.
Композиционная доминанта

Составление, построение, структура
художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и
назначением.
Композиция

Ярко выраженная противоположность.
Контраст

Мотив, входящий в раппорт, закономерно повторяется или по вертикали или по горизонтали, образуя орнаментальные ряды.
Ленточный орнамент

Особенные черты творческого процесса.
Манера

Соизмерение величин изображённого объекта по отношению к
действительным величинам.
Масштаб

Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Частичное совпадение или наложение одной формы на другую.
А) Оверлеппинг
Б) Ребрединг
В) Аутсортинг
Ответ: А

Плавные, непрерывные переходы одних элементов в другие.
А) Пластика
Б) Графика
В) Градиент
Ответ: А

Соотношение элементов изображаемой формы.
А) Оверлеппинг
Б) Масштаб
В) Пропорции
Ответ: В

Размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.
А) Пропорции
Б) Масштаб
В) Равновесие
Ответ: В

Минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива.
А) Раппорт
Б) Доклад
В) Минимализм
Ответ: А

Закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов.
А) Такт
Б) Ритм

В) Аутсортинг
Ответ: А

Частичное совпадение или наложение одной формы на другую.
А) Мотив
Ответ: Б

Орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы) и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
А) Бутон
Б) Розетка
В) Лилия
Ответ: Б

Направление в нидерландском искусстве XVI века. Представители (Ян Госсарт, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Ян ван Скорел и др.)
А) Романтизм
Б) Классицизм
В) Абстракционизм
Ответ: А

Орнамент, в основе которого лежит раппортная сетка, раппорт закономерно
повторяется как по вертикале так и по горизонтальным рядам.
А) Абстрактный
Б) Линейный
В) Сетчатый
Ответ: В

Направление в живописи модерна.
А) Символизм
Б) Романтизм
В) Классицизм
Ответ: А

Декоративное обобщение изобразительных объектов (фигур, предметов, растений) с помощью ряда условных приёмов изменение формы, объёмных и цветовых отношений, т. е. преобразование живых форм в условные в зависимости от поставленной задачи.
А) Импровизация
Б) Поляризация
В) Стилизация
Ответ: В

Наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа исторического развития. Выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.
А) Стиль
Б) Подчерк
В) Мотив
Ответ: А

Направление в живописи модернизма.
А) Сюрреализм
Б) Романтизм
В) Классицизм
Ответ: А

Одно из сущностных свойств искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности.
А) Условность
Б) Абстракция
В) Сюрреализм
Ответ: А

Композиционная построенность; единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.
А) Художественная форма
Б) Образ
В) Мотив
Ответ: А

Направление в живописи модернизма.
А) Экспрессионизм
Б) Романтизм
В) Классицизм
Ответ: А

Предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.
А) Контур
Б) Чертёж
В) Эскиз
Ответ: В

Архетип – это:
А) замкнутая композиция
Б) принцип классификации орнаментальных мотивов
В) первоначальный образ
Ответ: В

В Средневековье роза считалась ...
А) Цветком богини Венеры
Б) Символом космической силы
В) Цветком Богоматери
Ответ: А

Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливающих и обостряющих их противоположные свойства называется законом:
А) контраста
Б) соподчинения
В) простоты
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буткевич Л.В. История орнамента: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Виноградова Н.А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве.: Сборник научных статей М.: Прогресс - Традиция // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Симаков Н.Е. Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьба из дерева и кости, оборонное, чеканное и литейное дело: Спб,: б.и. // ЭБС "Унивесритетская библиотека онлайн" , 1882 г. biblioclub.ru
Л2.4 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
Л2.5 Писарев С.И. Древнерусский орнамент с Х-ХVII век включительно на парчах, набойках и других тканях: Иллюстрированные издания СПб,: Типо-литография В.В. Комарова // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
Л2.6 Кирюшина Ю.В. История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э2 Орнаменты всех времен и народов arttower.ru
Э3 Государственный Русский музей www.rusmuseum.ru
Э4 История возникновения орнамента edushk.ru
Э5 Национальный орнамент studbooks.net
Э6 История возникновения орнамента yun.moluch.ru
Э7 Музей изобразительных искусств им. Пушкина www.arts-museum.ru
Э8 Курс «История орнамента» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение