Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Ю.В. Кирюшина
1.1. | Целью изучения дисциплины является формирование представлений об этапах исторического развития орнамента, его основных стилях и видах. Задачи: - изучение основных вопросов теории орнамента; - овладение системой знаний об исторической эволюции орнамента, ее общих закономерностях; - формирование представления об основных этапах, стилях и характерных чертах орнамента в разные эпохи, умения анализировать природу и специфику орнамента; - развитие творческого мышления на базе изучения художественного наследия и практическое применение полученных знаний. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-3 | способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - значение орнамента в истории культуры, генезис и семантику орнаментального образования, смысловые корни орнаментики древних культур - значение орнамента в западно-европейской, византийской, славянской, северокавказской культурах, культурную идентичность для формирования патриотизма и гражданской позиции - значение орнамента в истории культуры, генезис и семантику орнаментального образования, смысловые корни орнаментики древних культур, значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве - значение орнамента в западно-европейской, византийской, славянской, северокавказской культурах, культурную идентичность для формирования патриотизма и гражданской позиции |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - распознавать стилевые и конструктивные особенности декоративных форм в ансамблях произведений декоративно-прикладного искусства искусства и народных промыслов - получать систематизированное представление об опыте, накопленном мировой художественной практикой в орнаментальном искусстве |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - искусствоведческого нализа содержания орнаментальных композиций в контексте исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции - навыки работы с литературным и иллюстративным материалом по орнаментальному искусству - навыки сбора, анализа и систематизации материалов по орнаментальному искусству при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Историко-теоретические аспекты изучения орнамента | ||||||
1.1. | Природа и сущность орнамента. Классификация орнаментальных мотивов.Орнаментальная композиция и особенности ее построения | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
1.2. | Природа и сущность орнамента. Классификация орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция и особенности ее построения | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
Раздел 2. Орнамент различных эпох и стилей | ||||||
2.1. | Египетский орнамент | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.2. | Орнамент Древней Греции и Рима | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.3. | Орнамент стран Древнего Востока (Китай, Япорния, Индия) | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6 |
2.4. | Древнерусский орнамент | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6 |
2.5. | Орнамент раннего средневековья | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.6. | Орнамент раннего средневековья | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.7. | Орнамент барокко и рококо | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.8. | Романский орнамент | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.9. | Готический орнамент | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.10. | Конструктивный и технический орнамент | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.11. | Орнамент эпохи Возрождения | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.12. | Орнамент барокко и рококо | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.13. | Орнамент классицизма | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.14. | Орнамент стиля ампир | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.15. | Орнамент эклектизма | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.16. | Конструктивный и технический орнамент | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3 | Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
2.17. | Зачет | 4 | 4 | ПК-3 | Л3.1, Л1.1, Л2.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3910#section-0 ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы). Ампир Европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета. Арабеска В искусстве исходный, первоначальный образ (прообраз), сложившийся в древних слоях той или иной культуры и оформившийся в фольклоре, сказках, мифах. Архетип Зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-сер. XVIII вв. Воплотил новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Барокко Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторый стран Восточной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.). Основные отличительные черты: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. Возрождение Соразмерность частей одна с другой и по отношению к целому, при которой целое так относится к большей части как большая часть к меньшей. Золотое сечение В переводе с французского "впечатление" - художественное направление в искусстве. Художник изображает первое впечатление с помощью точек и мелких мазков наподобие запятых. Импрессионизм Общий (суммарный) преобладающий цвет орнаментальной композиции. Колорит Господствующая идея композиции. Композиционная доминанта Составление, построение, структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением. Композиция Ярко выраженная противоположность. Контраст Мотив, входящий в раппорт, закономерно повторяется или по вертикали или по горизонтали, образуя орнаментальные ряды. Ленточный орнамент Особенные черты творческого процесса. Манера Соизмерение величин изображённого объекта по отношению к действительным величинам. Масштаб Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Орнамент КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Частичное совпадение или наложение одной формы на другую. А) Оверлеппинг Б) Ребрединг В) Аутсортинг Ответ: А Плавные, непрерывные переходы одних элементов в другие. А) Пластика Б) Графика В) Градиент Ответ: А Соотношение элементов изображаемой формы. А) Оверлеппинг Б) Масштаб В) Пропорции Ответ: В Размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. А) Пропорции Б) Масштаб В) Равновесие Ответ: В Минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. А) Раппорт Б) Доклад В) Минимализм Ответ: А Закономерное чередование и повторение соизмеримых и чувственно ощутимых элементов. А) Такт Б) Ритм В) Аутсортинг Ответ: А Частичное совпадение или наложение одной формы на другую. А) Мотив Ответ: Б Орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы) и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. А) Бутон Б) Розетка В) Лилия Ответ: Б Направление в нидерландском искусстве XVI века. Представители (Ян Госсарт, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Ян ван Скорел и др.) А) Романтизм Б) Классицизм В) Абстракционизм Ответ: А Орнамент, в основе которого лежит раппортная сетка, раппорт закономерно повторяется как по вертикале так и по горизонтальным рядам. А) Абстрактный Б) Линейный В) Сетчатый Ответ: В Направление в живописи модерна. А) Символизм Б) Романтизм В) Классицизм Ответ: А Декоративное обобщение изобразительных объектов (фигур, предметов, растений) с помощью ряда условных приёмов изменение формы, объёмных и цветовых отношений, т. е. преобразование живых форм в условные в зависимости от поставленной задачи. А) Импровизация Б) Поляризация В) Стилизация Ответ: В Наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа исторического развития. Выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов, содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. А) Стиль Б) Подчерк В) Мотив Ответ: А Направление в живописи модернизма. А) Сюрреализм Б) Романтизм В) Классицизм Ответ: А Одно из сущностных свойств искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности. А) Условность Б) Абстракция В) Сюрреализм Ответ: А Композиционная построенность; единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел. А) Художественная форма Б) Образ В) Мотив Ответ: А Направление в живописи модернизма. А) Экспрессионизм Б) Романтизм В) Классицизм Ответ: А Предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. А) Контур Б) Чертёж В) Эскиз Ответ: В Архетип – это: А) замкнутая композиция Б) принцип классификации орнаментальных мотивов В) первоначальный образ Ответ: В В Средневековье роза считалась ... А) Цветком богини Венеры Б) Символом космической силы В) Цветком Богоматери Ответ: А Взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливающих и обостряющих их противоположные свойства называется законом: А) контраста Б) соподчинения В) простоты Ответ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС История орнамента 54.03.02 ДПИ и НП.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Буткевич Л.В. | История орнамента: Учебное пособие | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Окладникова Е.А. | Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие | СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. | biblioclub.ru |
Л2.2 | Виноградова Н.А. | Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве.: Сборник научных статей | М.: Прогресс - Традиция // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2010 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Симаков Н.Е. | Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьба из дерева и кости, оборонное, чеканное и литейное дело: | Спб,: б.и. // ЭБС "Унивесритетская библиотека онлайн" , 1882 г. | biblioclub.ru |
Л2.4 | Кошаев В.Б. | Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
Л2.5 | Писарев С.И. | Древнерусский орнамент с Х-ХVII век включительно на парчах, набойках и других тканях: Иллюстрированные издания | СПб,: Типо-литография В.В. Комарова // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", | biblioclub.ru |
Л2.6 | Кирюшина Ю.В. | История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие | Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. | История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс | Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Государственный Эрмитаж | www.hermitagemuseum.org | ||
Э2 | Орнаменты всех времен и народов | arttower.ru | ||
Э3 | Государственный Русский музей | www.rusmuseum.ru | ||
Э4 | История возникновения орнамента | edushk.ru | ||
Э5 | Национальный орнамент | studbooks.net | ||
Э6 | История возникновения орнамента | yun.moluch.ru | ||
Э7 | Музей изобразительных искусств им. Пушкина | www.arts-museum.ru | ||
Э8 | Курс «История орнамента» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. Приложение |