МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная керамика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 179
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 179 179 179 179
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к. искусствоведения, доцент, Кирюшина Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная керамика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 16.05.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: воплощение замысла художника по созданию художественного произведения в керамике. На занятиях курса формируется творческий подход в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики, приобретаются навыки отмывки чертежей, построения разных видов перспективы, осваиваются основные этапы проектирования – постановка задачи, замысел, проведение исследовательской работы и осуществление замысла в проекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать методику проектирования серийных, малосерийных и единичных произведений художественной керамики, методику расчетов эргономических параметров, конструирования бытовых керамических изделий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь творчески комплексно решать задачи по проектированию художественных изделий из керамики массового, индивидуального и уникального характера. Создавая единый художественный ансамбль, выполнять эскизы на бумаге в графике и в цвете (проектная графика), определять эргономические и конструктивные параметры проектируемых изделий, проводить необходимые расчеты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками работы над образцом изделия для серийного и массового производства, навыками профессиональной проектной графики с использованием различных средств и техник.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формование керамических изделий различными способами
1.1. Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Ручная лепка изделий. Сам. работа 4 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины),Формовка путём выбивания. Отминка в готовую форму. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Повторение способа лепки ленточно-жгутовым способом Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Повторение способа формовки изделия путем выбивания Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Повторение изготовления изделия способом отминки в готовую форму Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Изготовление и декорирование авторского арт. объекта из керамики Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Скульптура малых форм
2.1. Лепка свистульки (петушка, уточки и т.д.) Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Разработка форм свистульки Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Лепка дымковской игрушки (индюков, петухов, барышень).Лепка филлимоновской игрушки и каргопольской игрушки. Практические 4 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Разработка эскизов дымковской игрушки Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Разработка эскизов филлимоновской игрушки Сам. работа 4 12 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Разработка эскизов каргополькой игрушки Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Методы декорирования: скульптурный, живописный, технологический. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Способы и назначение сушки и обжига изделий.
3.1. Глазурование изделий.Физико-химические основы обжига. Назначение обжига Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Просмотр видео о видах обжига Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Виды брака и способы их устранения Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Работа на гончарном круге
4.1. Устройство гончарного круга и инструментами, необходимые для работы. Принципы работы на гончарном круге. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Искусство центровки глины на круге. Отработка процесса вытягивания изделия. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Просмотр видео мастер-классов по технологии работы на гончарном круге Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Изготовление конусообразной и расширяющейся кверху вазы. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Разработка эскизов изделий Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Изготовление чашек и кувшинов на гончарном круге. Способы изготовления ручек. Изготовление крышек. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Разработка эскизов изделий Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.10. Разработка эскизов изделий Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.11. Изготовление плоских изделий – блюдец и тарелок. Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.12. Разработка эскизов изделий Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.13. Изготовление сложных изделий из нескольких частей. Вытягивание чайников на круге, различные виды носиков и ручек.Изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание на круге яиц, изделий овальной и грушевидной формы, колокольчиков. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.14. Разработка эскизов изделий Сам. работа 4 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Шликерное литье в гипсовые формы.
5.1. Изготовление изделий способом литья жидкой глины в гипсовую форму. Изготовление изделий способом вальцовки в гипсовую форму. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 4 6 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 4 9 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Разработка и изготовление панно из глины Сам. работа 4 12 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5201

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-2: способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале

1. Выберите правильную последовательность.
1.обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2.компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3.компоновка, лепка формы, построение, обобщение.
Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1.по-сырому.
2.алла прима.
3.лессировка.
Правильный ответ: 2

3. Декоративность в живописи заключается в ...
1.выборе материалов для работы
2.в работе непосредственно с натуры
3.в образной передаче идеи и смысла произведения
Правильный ответ: 3

4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы. Правильный ответ: 1

5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1.светлотным контрастом.
2.цветовым контрастом.
3.колоритом.
Правильный ответ: 1

6. Какой цвет не является хроматическим?
1.белый.
2.синий.
3.красный.
Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1.лессировка.
2.по-сырому.
3.алла прима.
Правильный ответ: 1

8. Изображения морских пейзажей называют...
1.мариями.
2.маринами.
3.морянами.
Правильный ответ: 2

9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.
Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2.компоновка в формате.
3.проработка деталей.
Правильный ответ: 2

11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.
Правильный ответ: 3

12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2

13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3

14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1.полутон.
2.рефлекс.
3.локальный цвет.
Правильный ответ: 3

15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1.светлота.
2.колорит.
3.монохром.
Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?
Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...
Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:
Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?
Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...
Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...
Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?
Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?
Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?
Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...
Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...
Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…
Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».
Правильный ответ:изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?
Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...
Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...
Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...
Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –
Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.










5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салахов А. М., Салахова Р. А. Керамика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко А. В. , Ткаченко Л. А. Художественная керамика: практикум: практикум Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры//ЭБС, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html
Э2 http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html
Э3 http://www.coolreferat.com/
Э4 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html
Э5 http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm
Э6 Курс "Художественная керамика" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение