МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уравнения математической физики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 112
самостоятельная работа 149
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Лабораторные 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 88 88 61 61 149 149
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
д.ф.-м.н, профессор, Петрова Анна Георгиевна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н, профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
Уравнения математической физики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н. Папин А.А., зав. каф. дифференциальных уравнений


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н. Папин А.А., зав. каф. дифференциальных уравнений


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студента с основными формулировками и методами решения математических задач для различных уравнений с частными производными и выработка соответствующих практических навыков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.1 Ориентируется в современных методах исследования и способен модифицировать и разрабатывать новые для решения прикладных задач анализа в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.2 Имеет навыки рационального выбора и применения методов исследования, соответствующих области математического моделирования в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.3 Способен применять методы исследования при решении задач в области проектирования комплексов программ в сфере науки, техники и технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Классификацию уравнений в частных производных, основные начально-краевые задачи для уравнений математической физики, понятие обощенных решений, основные методы исследованиянелинейных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь классифицировать уравнения и решать основные начальные и краевые задачи. .
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования основных методов теории уравнений математической физики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные уравнения математической физики
1.1. Вывод уравнений колебания струны, теплопроводности, Лапласа; постановка краевых задач, их физическая интерпретация. Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Теорема Коши-Ковалевской; понятие характеристического направления, характеристики. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.3. Постановка краевых задач для уравнений колебания струны, теплопроводности, Лапласа, их физическая интерпретация. Лабораторные 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.4. Понятие характеристического направления, характеристики. Решение уравнений 1-го порядка Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.5. Приведение к каноническому виду и классификация линейных уравнений с частными производными второго порядка Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.6. Приведение к каноническому виду и классификация линейных уравнений с частными производными второго порядка Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 34 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Задачи с начальными и краевыми условиями для уравнения теплопроводности
2.1. Уравнение теплопроводности; принцип максимума в ограниченной области, единственность решения начально-краевых задач. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Уравнение теплопроводности; принцип максимума в ограниченной области, единственность решения начально-краевых задач. Лабораторные 5 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Понятие корректной краевой задачи; примеры корректных и некорректных краевых задач; теоремы сравнения и устойчивости. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.4. Построение решений начально-краевых задач методом разделения переменных. Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1
2.5. Задачи на построение решений начально-краевых задач методом разделения переменных. Лабораторные 5 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.6. Доказательство существования классического решения первой начально-краевой задачи для однородного уравнения на отрезке Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.7. Задача Коши для уравнения теплопроводности, единственность ее решения. Построение решения задачи Коши; интеграл Пуассона Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.8. Построение решения задачи Коши; интеграл Пуассона Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.9. Контрольная работа Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
2.10. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе, зачету Сам. работа 5 36 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Краевые задачи для уравнений Лапласа и Пуассона
3.1. Краевые задачи для уравнения Лапласа. Фундаментальные решения уравнения Лапласа. Пример Адамара. Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
3.2. Краевые задачи для уравнения Лапласа. Фундаментальные решения уравнения Лапласа. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
3.3. Формулы Грина в ограниченной области. Основные свойства гармонических функций. Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
3.4. Формулы Грина в ограниченной области. Основные свойства гармонических функций. Лабораторные 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.5. Задачи на единственность классических решений внутренних краевых задач для уравнения Лапласа Лабораторные 5 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.6. Внешние краевые задачи для уравнения Лапласа; единственность решения внешней задачи Дирихле Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.7. Решение краевых задач методом разделения переменных. Лабораторные 5 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.8. Единственность классических решений внутренних краевых задач для уравнения Лапласа Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
3.9. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Задачи для волнового уравнения
4.1. Задача Коши для уравнения колебаний бесконечной струны. Формула Даламбера. Корректность задачи Коши Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.2. Задача Коши для уравнения колебаний бесконечной струны. Формула Даламбера. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.3. Начально-краевые задачи на луче. Построение их решений методом продолжений. Распространение влияния краевого режима. Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.4. Построение решений начально-краевых задач на луче методом продолжений. Распространение влияния краевого режима. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.5. Задачи Коши для волнового уравнения на плоскости и в пространстве.Формулы Кирхгофа и Пуассона; исследование этих формул. Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.6. Начально-краевые задачи в ограниченной области. Построение формальных решений методом Фурье. Задача о резонансе Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.7. Построение формальных решений начально-краевых задач в ограниченной области методом Фурье. Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Энергетические неравенства и единственность решений задачи Коши и смешанной задачи Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.9. Контрольная работа Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.10. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе, зачету Сам. работа 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.11. Подготовка к зачету Сам. работа 6 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Обобщенные решения краевых задач
5.1. Соболевские пространства, теоремы вложения Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1
5.2. Соболевские пространства, теоремы вложения Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
5.3. Интегральные тождества. Обобщенное решение для уравнения теплопроводности,обобщенные решения задач для уравнений гиперболического и эллиптического типов Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1
5.4. Интегральные тождества. Обобщенные решения Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1
5.5. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Нелинейные задачи и теоремы о неподвижных точках
6.1. Нелинейные задачи. Примеры некорректности. Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
6.2. Теоремы о неподвижных точках и существование решений некоторых нелинейных задач. Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
6.3. Теоремы о неподвижных точках и существование решений некоторых нелинейных задач. Лабораторные 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
6.4. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
Раздел 7. Теория потенциала
7.1. Функция Грина внутренней задачи Дирихле Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
7.2. Функция Грина внутренней задачи Дирихле Лабораторные 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
7.3. Поверхностные потенциалы двойного и простого слоя Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
7.4. Поверхностные потенциалы двойного и простого слоя Лабораторные 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
7.5. Объемный потенциал и логарифмические потенциалы Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
7.6. Принцип Дирихле. Интеграл Дирихле Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
7.7. Принцип Дирихле. Интеграл Дирихле Лабораторные 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
7.8. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Волновое уравнение в пространстве
8.1. Классическое решение задачи Коши для волнового уравнения в пространстве. Формула Кирхгофа. Лекции 6 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
8.2. Формула Кирхгофа. Лабораторные 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
8.3. Классическое решение задачи Коши для волнового уравнения на плоскости. Метод спуска. Формула Пуассона Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
8.4. Метод спуска. Формула Пуассона Лабораторные 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.2
8.5. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
8.6. Метод разделения переменных для волнового уравнения для нескольких пространственных переменных Лабораторные 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.7. Задача Коши с данными на кривой без характеристических точек. Задача Гурса. Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.8. Задача Коши с данными на кривой без характеристических точек. Задача Гурса. Лабораторные 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л1.2
8.9. Разбор лекций, решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 6 38 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Методические материалы, лекции, сборники задач, вопросы для подготовки к экзамену и перечень необходимой литературы представлен на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4476 и бесплатных онлайн библиотеках.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/_Aj1GcmgFP9zzw

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/PhxUE6wFJqVOKg

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 3 баллами. Максимальная сумма баллов за ИПЗ – 30 баллов. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий (26-30 баллов); «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий (22-25 баллов);
«удовлетворительно» – верно выполнено 50- 69% заданий (14-21 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 49% или менее 49% заданий (0-13 баллов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Контрольная работа 1.Приведение уравнения с двумя переменными к каноническому виду и решение задачи Коши для уравнений гиперболического типа.Математическая постановка задач распространения тепла. Решение начально-краевых задач для уравнения теплопроводности методом Фурье. Построение решений задачи Коши для уравнения теплопроводности.
Контрольная работа 2. Краевые задачи для уравнений Лапласа и Пуассона. Решение методом Фурье краевых задач для уравнения Лапласа в круге и кольце. Задачи для волнового уравнения.
Контрольная работа 3. Обощенные решения,нелинейные задачи. теория потенциала, волновое уравнение нескольких пространственных уравнений.
Контрольная работа 4. Теория потенциала, волновое уравнение нескольких пространственных уравнений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Вывод уравнений колебаний струны, теплопроводности, Лапласа; физическая интерпретация краевых и начально-краевых задач для них.
2. Классификация уравнений второго порядка.
3. Характеристики уравнений второго порядка. Примеры характеристик для уравнений колебаний струны, теплопроводности.
4. Уравнения с частными производными первого порядка.
5. Приведение уравнения гиперболического типа к каноническому виду в случае двух независимых переменных.
6. Канонический вид линейного уравнения второго порядка.
7. Приведение уравнения с постоянными коэффициентами к каноническому виду в случае n переменных.
8. Задача Коши для уравнения с частными производными. Теорема Ковалевской.
9. Уравнение теплопроводности. Постановка для него задачи Коши и начально-краевых задач, их физический смысл.
10. Теорема о максимуме и минимуме для однородного уравнения теплопроводности.
11. Единственность решения первой начально-краевой задачи и задачи Коши для уравнения теплопроводности.
12. Обобщенные функции: определение, -функция, дифференцирование обобщенных функций. Обобщенное решение дифференциального уравнения.
13. Понятие обобщенного решения начально-краевых задач для уравнения теплопроводности. Интегральные тождества.
14. Фундаментальное решение уравнения теплопроводности.
15. Решение методом Фурье начально-краевых задач для уравнений параболического типа. Обоснование.
16. Постановка краевых задач для уравнений Лапласа и Пуассона. Гармонические функции, примеры. Фундаментальное решение уравнения Лапласа.
17. Гармонические функции. Интегральное представление гармонических функций.
18. Теоремы о среднем для гармонических функций.
19. Теорема о максимуме и минимуме для гармонических функций. Единственность решения внутренней задачи Дирихле для уравнения Пуассона.
20. Необходимое условие разрешимости и единственность (с точностью до аддитивной постоянной) решения внутренней задачи Неймана.
21. Решение методом Фурье краевых задач для уравнения Лапласа в круге и кольце.
22. Решение задачи Дирихле для уравнения Лапласа в шаре.
23. Объемный (ньютоновский) потенциал, его существование, непрерывность, гармоничность в области без зарядов. Объемный потенциал, как решение уравнения Пуассона (Лапласа).
24. Поверхностные потенциалы простого и двойного слоя, их гармоничность.
25. Сведение внутренней задачи Дирихле для уравнения Пуассона к интегральному уравнению.
26. Преобразование Кельвина. Связь внешней и внутренней задач Дирихле для уравнения Лапласа.
27. Волновое уравнение. Постановка для него задачи Коши и начально-краевых задач, их физический смысл.
28. Единственность решения первой и второй начально-краевых задач для волнового уравнения. Интеграл энергии.
29. Формула Кирхгоффа (решение задачи Коши для однородного волнового уравнения в трехмерном пространстве).
30. Формула Пуассона (решение задачи Коши для однородного волнового уравнения на плоскости). Формула Даламбера.

Список вопросов для проверки знания основных определений и усвоения основных понятий курса*.
1. Определение характеристик.
2. Типы основных уравнений.
3. Постановка начально-краевых задач для уравнения теплопроводности.
4. Принцип максимума для уравнения теплопроводности.
5. Задача Коши для уравнения теплопроводности.
6. Краевые задачи для уравнения Лапласа.
7. Необходимое условие разрешимости внутренней задачи Неймана.
8. Свойства гармонических функций, регулярность гармонических функций на бесконечности.
9. Задача Коши для уравнения колебаний бесконечной струны. Формула Даламбера.
10. Начально-краевая задача для волнового уравнения.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лаврентьев Г.В., Кравченко Г.В. Рабочая тетрадь по курсу "Уравнения математической физики": [учеб. пособие] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
Л1.2 Тихонов А.Р., Самарский А.А. Уравнения математической физики: учебник МГУ, 2004
Л1.3 Е. В. Захаpов, И. В. Дмитриева, С. И. Орлик Уравнения математической физики: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильин А.М. Уравнения математической физики: основная М., 2009 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мультимедийная обучающая программа по курсу «Уравнения математической физики» - ic-site2.asu.ru
Э2 Образовательный курс Уравнения математической физики на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
Э3 Образовательный курс Уравнения математической физики на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека www.elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену воспользуйтесь перечне вопросов, доступный на сайте факультета.В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.