МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические модели в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 0 22 0
Сам. работа 66 52 66 52
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
д.ф.-м.н, зав. кафедрой, Папин Александр Алексеевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математические модели в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель изучения дисциплины «Математические модели в экономике» —
освоение базовых представлений и знаний по экономико-математическим моделям,
овладение на их основе методами анализа экономических процессов, в том числе в сфере
потребления и производства. Для достижения этой цели
• приобретается общее представление о математическом моделировании в экономике;
• осваиваются экономико-математические модели анализа рыночного равновесия,
модели микроэкономики в сфере потребления и производства, модели поведения
фирмы в условиях конкуренции;
• формируются навыки исследования экономических процессов с помощью
экономико-математических моделей.
Основное внимание уделяется изучению моделей рыночного равновесия в условиях
(совершенной или несовершенной) конкуренции. При этом особое внимание уделяется
бурно развивающимся сейчас моделям монополистической конкуренции типа Диксита-
Стиглица-Кругмана, которые наиболее адекватно отражают реальные экономические
процессы.
Полученные знания позволят сформировать представление о математическом
моделировании реальных экономических процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность, связанную с разработкой математических моделей сложных систем, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств в соответствии с профилем профессиональной деятельности с использованием современных достижений науки и техники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знает основные типы задач анализа отраслевых
рынков и соответствующие им математические
модели
3.2.Уметь:
3.2.1.умеет строить математические модели экономики,
проводить их классификацию, анализ и упрощение

умеет проводить анализ и сравнение моделей
совершенной и несовершенной конкуренции,

умеет проводить сравнительную статику равновесий
по размеру рынка в закрытых моделях
монополистической конкуренции,

умеет применять аппарат исследования моделей
межотраслевого баланса к решению упрощенных
экономических задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками корректного составления систем дифференциальных и интегральных уравнений для описания экономических процессов с учетом механических и термодина-мических процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. 1. Экономико-математическое моделирование Модели и моделирование. Особенности математического моделирования в экономике. Основные этапы экономико- математического моделирования, их содержание и взаимосвязь. Классификация экономико-математических моделей. Лекции 6 2 ПК-1
1.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 15 ПК-1
1.3. 2. Модель межотраслевого баланса (МОБ) Система показателей и схема МОБ. Балансовые уравнения и их содержательный смысл. Линейная модель МОБ (модель Леонтьева). Матрица коэффициентов прямых материальных затрат, ее продуктивность. Коэффициенты косвенных и полных материальных затрат, их экономический смысл. Учет в МОБ трудовых ресурсов и основных производственных фондов. Коэффициенты прямой и полной трудоемкости и фондоемкости, их экономический смысл. Прогнозирование на основе МОБ. Лекции 6 2 ПК-1
1.4. Выполнение домашнего расчетного задания Сам. работа 6 5 ПК-1
1.5. 3. Моделирование потребления Основные понятия теории потребления: товары, цены, доход, бюджетные ограничения. Потребительские предпочтения и их свойства. Представление предпочтений функцией полезности. Предельная полезность товаров. Товары-заменители, предельная норма и эластичность замещения. Товары-дополнители. Модель потребительского выбора. Локальное рыночное равновесие потребителя. Предельная полезность дохода. Функция индивидуального спроса, ее содержательный смысл. Эффект замещения и эффект дохода. Компенсирующее и эквивалентное изменение дохода. Функция спроса при компенсации дохода. Эластичность спроса по цене и по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Лекции 6 2 ПК-1 Л1.1
1.6. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 6 2 ПК-1
1.7. 4. Моделирование потребления Производственные функции и их свойства. Представление производственной функции через труд и капитал (функция Кобба-Дугласа). Средний и предельный продукт ресурса (фактора производства). Эластичность выпуска продукта, эластичность производства. Замещение ресурсов. Издержки: постоянные, переменные и валовые, средние и предельные. Лекции 6 2 ПК-1
1.8. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 15 ПК-1
1.9. 5. Моделирование рыночного спроса и предложения Понятия индивидуального и рыночного спроса и предложения. Функции рыночного спроса и предложения, их свойства. Эластичность спроса и предложения по цене. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Выигрыш потребителя и производителя. Факторы, влияющие на равновесную цену. Устойчивость состояния равновесия. Анализ рыночного равновесия. Модель общего равновесия Эрроу-Дебре. Теорема Эрроу-Дебре. Лекции 6 2 ПК-1
1.10. Выполнение домашнего расчетного задания Сам. работа 6 9 ПК-1
1.11. 6. Базовые понятия моделей совершенной и несовершенной конкуренции Модели поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Модели оптимизации производства в краткосрочном и долгосрочном периодах конкурентной фирмы. Локальное равновесие производителя. Функции спроса на ресурсы и предложения продукции, их взаимосвязь. Траектория развития фирмы. Олигополия. Конкуренция по Курно. Конкуренция по Бертрану. Лекции 6 2 ПК-1
1.12. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 2 ПК-1
1.13. 7. Основные понятия и гипотезы модели монополистической конкуренции Товарное разнообразие. Масса фирм. Аддитивно- сепарабельная функция полезности. Свобода входа. Баланс по труду. Замкнутые модели и модели международной торговли. Торговый баланс. Лекции 6 2 ПК-1
1.14. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 2 ПК-1
1.15. 8. Потребитель и производитель. Элементарные функции полезности и их свойства. Примеры элементарных функций полезности (CES-функция, функции с непостоянной эластичностью). Аддитивно-сепарабельные функции полезности. Бюджетное ограничение. Обратная функция спроса. Задача производителя. Линейные и нелинейные производственные издержки. Инвестиции в НИОКР. Лекции 6 6 ПК-1
1.16. Выполнение домашнего расчетного задания Сам. работа 6 2 ПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
указано в ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
указано в ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
указано в ФОС дисциплины
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова Теория организации отраслевых рынков: учеб. для вузов М.: Изд-во Магистр, 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный курс "Математические модели в экономике" на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.