МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильПрикладная математика и информатика в социально-экономической сфере и образовании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_Прикладная математика и информатика_ПМИвСЭСиО-2023
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 08.06.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 08.06.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данной дисциплины является совершенствование лингвистической компетенции студентов в области стилистики русского языка, повышение речевой культуры, являющейся
важной составляющей этнокультурной системы личности, а также профессиональной подготовки.
Достижению данной цели должно способствовать решение следующих задач:
- расширить представления о стилистических ресурсах современного русского литературного языка, о закономерностях использования языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения в соответствии с условиями и целями коммуникации;
- научить анализировать разнообразные типы текстов, их стилистические особенности;
- ориентировать на нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности;
- сформировать навыки создания текстов различной стилистической принадлежности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности.
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности.
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения.
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Определяет стилистические и нормативные особенности академического и профессионального делового общения,учитывает их в профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- С помощью знаний о нормах русского языка умеет применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Использует современные коммуникативные технологии с учетом знаний о культуре русской речи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности современного русского языка
1.1. Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.2
1.2. Нормы современного русского литературного языка. Практические 1 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Нормы современного русского литературного языка. Сам. работа 1 4 Л1.2
1.4. Функциональные стили русского литературного языка. Лекции 1 12 Л1.2
1.5. Функциональные стили русского литературного языка. Сам. работа 1 4 Л1.2
1.6. Особенности написания диссертационного исследования. Лекции 1 4 Л2.2, Л1.2
1.7. Аннотация научной статьи. Практические 1 8 Л2.2, Л2.3
1.8. Аннотация научной статьи. Сам. работа 1 2 Л2.2, Л2.3
1.9. Реферирование научной статьи. Сам. работа 1 2 Л2.3
1.10. Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины. Стилистические ресурсы русского языка Практические 1 8 Л2.1, Л1.2
1.11. Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и речевых ошибок в практике русского языка. Практические 1 10 Л2.1, Л1.2
1.12. Характеристика функциональных стилей русского языка Сам. работа 1 2 Л1.2
1.13. Отдельные особенности стилей русского языка Сам. работа 1 2 Л1.1
1.14. Подготовка к зачету Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены доклады по темам:
1.Три основных этапа становления русского литературного языка.
2.Стилистические фигуры как средства речевой выразительности.
3.Оформление диссертационного исследования в соответствии с Государственным стандартом РФ.
4.Ошибки при аннотировании.
5.Особенности публичного выступления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яцевич Е.А. Грамматическая стилистика. Морфологические нормы : учебно-методическое пособие Минск : БГУ, 2018 e.lanbook.com
Л1.2 Горовая И. Стилистика русского языка и культура речи: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГБОУ ОГУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ: Москва : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Шафикова А. В. Аннотирование и реферирование текстов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Познание, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Н.С. Валгина, И.Б. Голуб, Г.В. Векшин Методическое руководство по изучению дисциплины "Практическая и функциональная стилистика русского языка" www.hi-edu.ru
Э2 «Практическая стилистика русского языка. Лексика» Общее понятие о практической стилистике. Упражнения gigabaza.ru
Э3 Мартирян Н.И. Сборник заданий по стилистике и культуре речи современного русского языка. Ереван, 2015 ijevanlib.ysu.am
Э4 Голуб Ирина Упражнения по стилистике русского языка www.e-reading.club
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать
свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности:
-обобщать полученную информацию;
-оценивать прослушанное и прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения;
-подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию;
-работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом;
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-пользоваться словарями различного характера.