МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория автоматов и формальных языков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
ПрофильПрограммирование и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_Фундаментальная информатика и информационные технологии_ПиИТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
д.ф.м.н., профессор, Будкин А.И.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория автоматов и формальных языков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 808)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие способности применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задачу;обучающихся навыков работы с аппаратом алгебраической теории автоматов и фоомальных языков;
подготовка к восприятию новых научных фактов и гипотез в алгебраической теории автоматов и фомальных языков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к демонстрации общенаучных базовых знаний математических и естественных наук, фундаментальной информатики и информационных технологий
ПК-1.1 Знает основы научно-исследовательской деятельности в области информационных технологий, имеет научные знания в теории информационных систем.
ПК-1.2 Умеет применять полученные знания в области фундаментальных научных основ теории информациии решать стандартные задачи в собственной научно-исследовательской деятельности.
ПК-1.3 Имеет практический опыт применения общенаучных знаний в научно-исследовательской работе.
ПК-3Способен понимать и применять в научно-исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат, основные законы естествознания, современные языки программирования и программное обеспечение; операционные системы и сетевые технологии
ПК-3.1 Знает основные методы решения прикладных задач, современные методы информационных технологий концептуального проектирования.
ПК-3.2 Умеет корректно оформить результаты научного труда в соответствии с современными требованиями.
ПК-3.3 Имеет практический опыт использования сети Интернет, аннотирования, реферирования, библиографического разыскания и описания, опыт работы с научными источниками.
ПК-3.4 Владеет методикой выбора, обоснования и защиты выбранного варианта концептуальной архитектуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Знает основы научно-исследовательской деятельности в области информационных технологий, имеет научные знания в теории информационных систем.
ПК-3.1 Знает основные методы решения прикладных задач, современные методы информационных технологий концептуального проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2 Умеет применять полученные знания в области фундаментальных научных основ теории информациии решать стандартные задачи в собственной научно-исследовательской деятельности.
ПК-3.2 Умеет корректно оформить результаты научного труда в соответствии с современными требованиями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3 Имеет практический опыт применения общенаучных знаний в научно-исследовательской работе.
ПК-3.3 Имеет практический опыт использования сети Интернет, аннотирования, реферирования, библиографического разыскания и описания, опыт работы с научными источниками.
ПК-3.4 Владеет методикой выбора, обоснования и защиты выбранного варианта концептуальной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение конечного автомата
1.1. Определение конечного автомата, способы изображения, примеры. Основные понятия алгебры: эквивалентность на множестве,фактор-множество, полугруппа, свободная полугруппа. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Определение конечного автомата, способы изображения, примеры. Основные понятия алгебры: эквивалентность на множестве,фактор-множество, полугруппа, свободная полугруппа. Лабораторные 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Определение конечного автомата, способы изображения, примеры. Основные понятия алгебры: эквивалентность на множестве,фактор-множество, полугруппа, свободная полугруппа. Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Конгруэнция на автомате.Фактор-автомат. Примеры. Гомоморфизмы автоматов. Теорема о гомоморфизмах автоматов. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Конгруэнция на автомате.Фактор-автомат. Примеры. Гомоморфизмы автоматов. Теорема о гомоморфизмах автоматов. Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Конгруэнция на автомате.Фактор-автомат. Примеры. Гомоморфизмы автоматов. Теорема о гомоморфизмах автоматов. Сам. работа 6 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Эквивалентность состояний. Приведенный автомат. Теорема Хаффмана-Мили Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Эквивалентность состояний. Приведенный автомат. Теорема Хаффмана-Мили Лабораторные 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Эквивалентность состояний. Приведенный автомат. Теорема Хаффмана-Мили Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Различимость входных последовательностей Теорема Чена. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Различимость входных последовательностей Теорема Чена. Лабораторные 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Различимость входных последовательностей Теорема Чена. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Распознаваемые языки. Гомоморфизм полугрупп. Теорема о гомоморфизме полугрупп. Гомоморфизмы на конечные полугруппы и распознаваемость языков. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Теорема о гомоморфизме полугрупп. Гомоморфизмы на конечные полугруппы и распознаваемость языков. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Теорема о гомоморфизме полугрупп. Гомоморфизмы на конечные полугруппы и распознаваемость языков. Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Регулярные языки. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Регулярные языки. Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Регулярные языки. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Диаграммно представимые языки. Детерминируемые диаграммы Лекции 6 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Диаграммно представимые языки. Детерминируемые диаграммы Лабораторные 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Диаграммно представимые языки. Детерминируемые диаграммы Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Грамматики. Язык, задаваемый грамматикой. Лекции 6 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Грамматики. Язык, задаваемый грамматикой. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Исследование вопроса о совпадении возникших языков. Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Исследование вопроса о совпадении возникших языков. Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Грамматики. Язык, задаваемый грамматикой. Лабораторные 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Исследование вопроса о совпадении возникших языков. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6730

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-1: Способен к демонстрации общенаучных базовых знаний математических и естественных наук, фундаментальной информатики и информационных технологий,ПК-3: Способен понимать и применять в научно-исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат, основные законы естествознания, современные языки программирования и программное обеспечение; операционные системы и сетевые технологии

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое полугруппа?
Ответ: непустое множество с ассоциативной бинарной операцией.
Вопрос 2. Сформулировать закон ассоциативности.
Ответ: (ab)c=a(bc) для любых a, b, c.
Вопрос 3. Что такое приведённый автомат?
Ответ: который не содержит различных эквивалентных состояний.
Вопрос 4. Сформулировать теорему Хаффмана-Мили.
Ответ: для эквивалентности двух состояний a и b автомата с n состояниями (n>0) достаточно чтобы они были (n-1)-эквивалентными.
Вопрос 5. Сформулировать теорему о смежных классах aR, bR по эквивалентности R.
Ответ: они либо совпадают либо не пересекаются.
Вопрос 6. Множество { (a,a) | a из множества A} является эквивалентностью на A?
Ответ: да.
Вопрос 7. Что является элементами фактор-множества?
Ответ: все различные смежные классы.
Вопрос 8. Какие способы задания автомата существуют?
Ответ: аналитический, табличный, графический.
Вопрос 9. На каком шаге заканчивается построение приведённого автомата?
Ответ: когда смежные классы по m эквивалентности совпадут со смежными классами по (m+1)-эквивалентности.
Вопрос 10. Как связаны автоматные языки с регулярными?
Ответ: они совпадают.
Вопрос 11. Как связаны диаграммно представимые языки с регулярными?
Ответ: они совпадают.
Вопрос 12. Сформулировать первую теорему Клини.
Ответ: каждый язык, порождаемый диаграммой, является регулярным.
Вопрос 13. Сформулировать вторую теорему Клини.
Ответ: любой регулярный язык порождается некоторой диаграммой.
Вопрос 14. Какая диаграмма над алфавитом X с ровно одной начальной вершиной называется детерминированной?
Ответ: из каждой вершины которой выходит ровно |X| ребер, и этим ребрам приписаны разные буквы алфавита X.
Вопрос 15. Какова основная цель курса?
Ответ: изложение алгоритма, позволяющему по каждому слову v определить принадлежит или нет это слово данному регулярному языку L.
Вопрос 16. Привести пример приведённого автомата.
Ответ: например, любой автомат с одним состоянием.
Вопрос 17. Привести пример бесконечного регулярного языка.
Ответ: например, X*.
Вопрос 18. Может ли один и тот же язык задаваться разными регулярными выражениями?
Ответ: может.
Вопрос 19. Всегда ли конечный язык является регулярным?
Ответ: да, всегда.
Вопрос 20. Множество { (a,b) | a, b пробегают множество A} является эквивалентностью на A?
Ответ: да.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Замечание. a^n означает «a в степени n»
Вопрос 1. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0. Чему равно f*(a,0110)?
а) a, б) b, в) c, г) 0, д) не определено
Ответ: в)
Вопрос 2. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0. Чему равно f*(с,1110)?
а) a, б) b, в) c, г) 0, д) не определено
Ответ: в)
Вопрос 3. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0. Чему равно g*(с,1110)?
а) 0000, б) 1011, в) 0001, г) 0, д) не определено
Ответ: а)
Вопрос 4. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0. Чему равно g*(a,0110)?
а) 0000, б) 1011, в) 1001, г) 0, д) не определено
Ответ: в)
Вопрос 5. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0. Тогда 1-эквивалентны следующие состояния:
а) a и b, б) a и c, в) b и c, г) нет нужной пары среди написанных
Ответ: в)
Вопрос 6. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0. Тогда эквивалентны следующие состояния:
а) a и b, б) a и c, в) b и c, г) нет нужной пары среди написанных
Ответ: г)
Вопрос 7. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0; b – начальное, с — заключительные состояния. Какое из слов содержится в языке, представимым этим автоматом?
а) 10100, б) ababc, в) 11110, г) 11010, д) bcccc
Ответ: а)
Вопрос 8. Автомат задан так: a.0=b, a.1=a, b.0=c, b.1=a, c.0=c, c.1=c, a*0=1, a*1=0, b*0=0, b*1=0, c*0=0, c*1=0; a – начальное, с — заключительные состояния. Какое из слов содержится в языке, представимым этим автоматом?
а) 10100, б) ababc, в) 11110, г) 11010, д) bcccc
Ответ: a)
Вопрос 9. Найти регулярное выражение для языка в алфавите a,b, состоящего из всех слов, в каждом из которых нет подслова bab?
а) a*b*a, б) a*b*a*b*, в) a*ba*, г) a*b*a*, д) a*b*a*a

Ответ: г)
Вопрос 10. Найти регулярное выражение для языка в алфавите a,b, состоящего из всех слов, начинающихся на a и в каждом из которых нет подслова bab?
а) a*b*a, б) a*b*a*b*, в) aa*ba*, г) a*b*a*, д) aa*b*a*
Ответ: д)
Вопрос 11. На множестве целых чисел задана бинарная операция так: x*y=2x+ay. При каком значении a возникнет полугруппа?
а) -1, б) 0, в) 1, г) 2, д) такого a не существует
Ответ: д)
Вопрос 12. На множестве целых чисел задана бинарная операция так: x*y=ax+ay. При каком ненулевом значении a возникнет полугруппа?
а) -2, б) -1, в) 1, г) 2, д) такого a не существует
Ответ: в)
Вопрос 13. Является язык, состоящий из одного пустого слова регулярным?
а) да, б) нет, в) это не язык
Ответ: а)
Вопрос 14. Какое из слов содержит язык (abab)*?
а) ab, б) ababab, в) abababab, г) ababababab
Ответ: в)
Вопрос 15. Существует ли регулярный язык, содержащий ровно 5 слов?
а) да, б) нет
Ответ: а)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
* «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
* «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта по всему изученному за семестр материалу. Зачёт проходит в устной и письменной формах по билетам.
Примеры практических заданий билетов:
1. Найти наименьшую конгруэнцию \rho =(\rho_1,\rho_2,\rho_3), такую, что (a_0,a_1)\in \rho _1 и построить A/\rho , где A – данный автомат.
2. По диаграмме определить регулярное выражение, где В – данная диаграмма.
3. По данной грамматике составить диаграмму и детерминировать ее.
4. Построить минимальный автомат, соответствующий данному.
5. Пусть \varphi :X^{\ast}\rightarrow A --- гомоморфизм полугрупп, при котором \varphi^{-1}(\varphi (L))=L, где L - данный язык, A - полугруппа с элементами e,x_0, x_1,x_0^2,x_1^2,x_0x_1,x_1x_0, связанными соотношениями: x_0^2=x_0, x_1^n=x_1^2 (n<3), x_0^2u=ux_0^2=x_0^2 для каждого u\in A, x_0x_1x_0=x_0, x_1x_0x_1=x_1, x_0x_1^2=x_0x_1, x_1^2x_0=x_1x_0, e - единица, \varphi (L)={ x_0^2}. Построить автомат, распознающий язык L.
6. По словесному описанию составить регулярное выражение. Соcтавить грамматику, порождающую данный язык и написать вывод какого-нибудь четырехбуквенного или пятибуквенного слова. Словесное описание: "После буквы «a» в слове всегда идет «bc».
7. Определить регулярное выражение языка, распознаваемого данным автоматом.
Теоретические вопросы:
вопросы для определения порогового уровня
1. Основные понятия алгебры: эквивалентность на множестве, фактор-множество, полу-группа, свободная полугруппа.
2. Гомоморфизмы полугрупп. Теорема о гомоморфизмах полугрупп.
3. Определение конечного автомата, способы изображения, примеры.
4. Конгруэнция на автомате, фактор-автомат. Примеры.
вопросы для определения базового уровня
4. Гомоморфизмы автоматов. Теорема о гомоморфизме автоматов.
5. Эквивалентность состояний. Приведенный автомат.
6. Теорема Хаффмана-Мили.
7. Представление языков в автоматах.
8. Пример нераспознаваемого языка.
вопросы для определения повышенного уровня
9. Регулярные языки. Диаграммно представимые языки. Примеры.
10. Первая теорема Клини.
11. Вторая теорема Клини.
12. Детерминированные диаграммы.
13. Грамматики. Язык, задаваемый грамматикой.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачет": Студентом дан полный, в логической последо-вательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
"Незачет": Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. Основы теории групп: учеб. пособие СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 http://e.lanbook.com/book/177
Л1.2 Микони С.В. Дискретная математика для бакалавра: множества, отношения, функции, графы: СПб.: Лань // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Биркгоф, Т. Барти Современная прикладная алгебра: учеб. пособие М.: Мир, 1976 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
Э4 Теория автоматов и формальных языков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от
08.12.2010), (бессрочно);

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от
22.04.2013), (бессрочно);

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);

AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_co
m_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);

ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-
linux-special-edition/), (бессрочно);

LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);

Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/),
(бессрочно);

Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня
2024);

Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);

Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);

Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Курс на Moodle Теория автоматов и формальных языков: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6730.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.