МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Алгоритмы и языки программирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.03.02. Физика
ПрофильМедицинская физика; Современные функциональные материалы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_03_02_Физика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Волков Н.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Д.Д.

Рабочая программа дисциплины
Алгоритмы и языки программирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)

составлена на основании учебного плана:
03.03.02 Физика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 14.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор А. А. Лагутин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 14.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор А. А. Лагутин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.выработка у студентов навыков алгоритмического программирования и навыков работы с компьютером
освоение алгоритмического программирования
знакомство с возможностями использования компьютера для решения прикладных задач
освоение основных методов и средств применения современных информационных технологий для решения типовых задач информационного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современные информационные технологии, программные средства и требования информационной безопасности при решении задач профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства, при решении задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасности

Умеет использовать информационные технологии при поиске необходимой информации, соблюдая требования информационной безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения современных информационных технологий и программных средств, при решении задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасности

Владеет современными интерактивными программными комплексами и основными приемами обработки экспериментальных данных, в том числе с использованием стандартного программного обеспечения, пакетов программ общего и специального назначения, соблюдая требования информационной безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Обзор языков программирования. Языки C/C++. Алфавит языков. Переменные. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Алфавит языков C/C++. Переменные. Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Типы данных. Арифметические выражения
2.1. Операторы описания. Встроенные типы данных. Стандартные алгоритмы. Приоритет операций Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Операторы описания. Встроенные типы данных. Стандартные алгоритмы. Приоритет операций Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Линейные алгоритмы Лабораторные 1 6 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Условные операторы
3.1. Ветвление. Условный оператор IF. Оператор множественного выбора. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
3.2. Условный оператор IF. Оператор множественного выбора Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Циклы
4.1. Цикл со счетчиком. Цикл с предусловием. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Цикл со счетчиком. Лабораторные 1 4 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Цикл с предусловием. Лабораторные 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Цикл со счетчиком. Цикл с предусловием. Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Массивы
5.1. Понятие массива. Описание массивов. Динамические массивы. Использование циклов и массивов. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Массивы Лабораторные 1 4 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Понятие массива. Описание массивов. Динамические массивы. Использование циклов и массивов. Сам. работа 1 5 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Встроенные функции
6.1. Встроенные математические функции. Встроенные текстовые функции. Встроенные функции для обработки массивов. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Ввод-вывод данных
7.1. Операторы ввода-вывода. Атрибуты ввода-вывода. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.2. Ввод-вывод данных Лабораторные 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.3. Операторы ввода-вывода. Атрибуты ввода-вывода. Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Программные компоненты
8.1. Функции. Подпрограммы. Модули Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.2. Функции Лабораторные 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.3. Функции. Подпрограммы. Модули Сам. работа 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Метки. Операторы перехода
9.1. Структуры языка C. Лекции 1 2 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.2. Структуры языка C. Сам. работа 1 3 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Математическая библиотека SLATEC
10.1. Классы C++ Лекции 1 4 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
10.2. Классы C++ Сам. работа 1 6 ОПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Контроль
11.1. Консультация Консультации 1 40 ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=102

Оценка сформированности компетенции ОПК-3 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА.

Вопрос 1. Какая запись является правильной? Или правильны обе записи? Выберите один или несколько ответов:

a) if (a>b) then
print*,'a>b'
else if (a<b) then
print*,'a<b'
end if
else
print*,'a=b'
end if

б) if (a>b) then
print*,'a>b'
else if(a<b) then
print*,'a<b'
else
print*,'a=b'
end if

ОТВЕТ: а) и б)

Вопрос 2. Являются ли правильными следующие строки?

if (a>b) print*,'a>b' end if

Выберите один ответ:

а) Верно
б) Неверно

ОТВЕТ: б)

Вопрос 3. Предполагая, что переменная condition логического типа, какой из вариантов записи условного оператора правильный?
Выберите один или несколько ответов:

а) if (condition==.true.) then

...

end if

б) if (condition) then

...

end if

в) if (condition .eqv. .true.) then

...

end if

ОТВЕТ: б) и в)

Вопрос 4. Можно ли внутри оператора ветвления использовать еще один (или несколько) оператор ветвления?
Выберите один ответ:

а) Верно
б) Неверно

ОТВЕТ: а)

Вопрос 5. Каким оператором в языке Си записывается логическое отношение "не равно".
Выберите один ответ:

а) =/=

б) !=

в) /=

г) <>

ОТВЕТ: б)

Вопрос 6. Не прибегая к помощи компьютера, определите результат выполнения фрагмента программы:

a = 0
i = 0
do while(i <= 10)
a = a + i
i = i + 2
end do
print*, a

Выберите один ответ:

а) 24

б) 30

в) 35

г) 28

д) 50

ОТВЕТ: б)

Вопрос 7. Не прибегая к помощи компьютера, определите результат выполнения фрагмента программы:

a = 0
do i = 1, 10
a = a + i
if (i == 5) exit
end do
print*, a

Выберите один ответ:

а) 10

б) 0

в) 25

г) 15

д) 12

ОТВЕТ: г)

Вопрос 8. Какие основные типы циклов поддерживаются в ЯП Си?
Выберите один или несколько ответов:

а) Цикл с предусловием

б) Цикл со счетчиком

в) Цикл с постусловием

ОТВЕТ: а), б), в)

Вопрос 9. Как называется количество элементов массива в каждом его измерении?
Выберите один ответ:

а) Размер.

б) Размерность.

в) Экстент.

г) Длина.

ОТВЕТ: в)

Вопрос 10. Какой массив задается следующим конструктором массивов?

(/2*i+1, i = 0, 5/)

Выберите один ответ:

а) 0, 1, 3, 5, 7, 9

б) 1, 3, 5, 7, 9, 11

в) 2, 4, 6, 8, 10, 12

г) 0, 1, 2, 3, 4, 5

ОТВЕТ: б)

Вопрос 11. Какой вариант использования массива в программе правильный?
Выберите один ответ:

а)
program study_array
implicit none
integer, dimension(1:10) :: a
integer i

data a /5,3,2,4,7,1,2,8,6,1/

do i = 10, 1, -1
print*, a(i)
end do

end program study_array

б)
program study_array
implicit none
integer, dimension(1:10) :: a
integer i

data a /5,3,2,4,7,1,2,8,6,1/

do i = 0, 10
print*, a(i)
end do

end program study_array

ОТВЕТ: а)

Вопрос 12. Какой массив будет сформирован в результате выполнения программы?

program study_array
implicit none
integer, dimension(1:2,1:5) :: a
integer :: i, j

data a /5,3,2,4,7,1,2,8,6,1/

do i = 1, 2
print*, (a(i,j), j = 1, 5)
end do

end program study_array

Выберите один ответ:

а)
5 2 7 2 6
3 4 1 8 1

б)
5 3 2 4 7
1 2 8 6 1

ОТВЕТ: а)

Вопрос 13. Как можно иначе назвать собой совокупность однотипных данных, которой присвоено имя и которая находится в памяти компьютера (оперативной или внешней)?
Выберите один ответ:

а) Буфер.

б) Массив.

в) Файл.

г) Стек.

ОТВЕТ: в)

Вопрос 14. Верно ли, что оператор printf служит только для вывода результата на экран?
Выберите один ответ:

а) Не верно.

б) Зависит от операционной системы.

в) Верно.

ОТВЕТ: в)

Вопрос 15. Верно ли утверждение о том, что в программе на языке Си можно одновременно открыть не более 10 файлов?
Выберите один ответ:

а) Зависит от компилятора.

б) Не верно.

в) Верно.

ОТВЕТ: б)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.

Вопрос 1. Какая ошибка допущена в записи следующих строк?

if (a>b) print*,'a>b' end if

ОТВЕТ: Пропущено слово then после скобок.

Вопрос 2. В каких случаях вместо условного оператора уместнее использовать оператор ветвления?

ОТВЕТ: В случаях, когда имеется более 10 вариантов выбора и когда выбор осуществляется исходя из значения некоторой переменной (селектора).

Вопрос 3. Какая ошибка допущена в записи следующих строк?

if (a>b) then
print*,'a>b'
else
print*,'a<b'
end else
end if

ОТВЕТ: Оператор "end else" отсутствует в стандарте языка программирования.

Вопрос 4. Как в языке программирования Си называется оператор множественного выбора?

ОТВЕТ: Оператор switch.

Вопрос 5. С клавиатуры вводятся три числа, обозначающие габариты автомобиля (ширина, высота и длина) в метрах. Написать условный оператор для определения того, поместится ли автомобиль в гараж, размеры которого составляют 3×2×5 м?

Предложить два варианта решения, используя логические переменные && и ||.

ОТВЕТ: Вариант условного оператора с союзом &&.

if (ширина <= 3 && высота <= 2 && длина <= 5) {

printf("Автомобиль поместится в гараж");

}

else {

printf("Автомобиль не поместится в гараж");

}

Вариант условного оператора с союзом ||.

if (ширина > 3 || высота > 2 || длина > 5) {

printf("Автомобиль не поместится в гараж");

}

else {

printf("Автомобиль поместится в гараж");

}

Вопрос 6. Для чего используется цикл с предусловием?

ОТВЕТ: Для проверки истинности некоторого условия перед выполнением тела цикла.

Вопрос 7. Является ли правильной программа?

program study_array
implicit none
integer, dimension(1:3,1:5) :: a
integer :: i, j

data ((a(i,j), j = 1, 3), i = 1, 5) /5,3,2,4,7,1,&
2,8,6,1,1,4,8,2,5/

do i = 1, 3
print*, (a(i,j), j = 1, 5)
end do

end program study_array

ОТВЕТ: Нет. В программе допущена ошибка. В разделе описания объявлен массив размером 3x5, а в операторе data инициализируется массив размером 5x3.

Вопрос 8. Что такое экстент массиа?

ОТВЕТ: Количество элементов массива по каждому измерению.

Вопрос 9. Является ли правильной программа?

program study_array
implicit none
integer, dimension(1:10) :: a
integer i

data a /5,3,2,4,7,1,2,8,6,1,1,4,8,2,5/

do i = 1, 10
print*, a(i)
end do

end program study_array

ОТВЕТ: Нет. В программе допущена ошибка. В разделе описания объявлен массив размером 10, а в операторе data инициализируется массив размером 15 элементов.

Вопрос 10. Ниже приведен вариант описания массива. Каков экстент массива по каждому измерению?

real, dimension (:15,-5:10,10:111) :: a

ОТВЕТ: По первому измерению 15, по второму - 16, по третьему - 101.

Вопрос 11. Какой вариант использования массива в программе неправильный? Почему?
Выберите один ответ:

а)
program study_array
implicit none
integer, dimension(1:10) :: a
integer i

data a /5,3,2,4,7,1,2,8,6,1/

do i = 10, 1, -1
print*, a(i)
end do

end program study_array

б)
program study_array
implicit none
integer, dimension(1:10) :: a
integer i

data a /5,3,2,4,7,1,2,8,6,1/

do i = 0, 10
print*, a(i)
end do

end program study_array

ОТВЕТ: Вариант б). При выполнени цикла происходит обращение к ячейке памяти, содержащей элемент массива a(0), такого элемента нет, нумерация элментов массива начинается с 1.

Вопрос 12. Как в программировании называется объект, который имеет имя, которому передается значение какого-либо аргумента, и на выходе мы получаем значение этого объекта, вызывая его по имени?

ОТВЕТ: Функция.

Вопрос 13. Для чего в функциях используется оператор return?

ОТВЕТ: Для возврата вычисленного результата.

Вопрос 14. Можно ли в языке Си создать функции без единого аргумента? Как называются такие функции?

ОТВЕТ: Можно, это так называемые анонимные функции.

Вопрос 15. Как лучше оформить фрагмент алгоритма, если в результате выполненных в нем вычислений возвращается единственный скаляр или массив?

ОТВЕТ: В виде функции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет с оценкой проводится в устной и письменной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса-задачи практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Треугольник задается координатами своих вершин на плоскости A(x1,y1), B(x2,y2), C(x3,y3). Написать и отладить программу выполняющую вычисление площади треугольника.
2. С клавиатуры вводятся вещественные числа a, b, c. Написать и отладить программу для определения того, являются ли эти числа сторонами треугольника и, если да, определить его тип: тупоугольный, прямоугольный, остроугольный, равносторонний, равнобедренный. Напишите условие проверки экстремальных случаев, когда одна или несколько сторон равны нулю, либо когда одно из неравенств переходит в равенство (треугольник нулевой площади). Вывести результат работы программы (тип треугольника) на экран.
3. Написать и отладить программу-тест, состоящую из пяти вопросов с четырьмя возможными вариантами ответов к каждому вопросу (вопросы и варианты ответов придумать самостоятельно). Пользователь вводит номер ответа на каждый вопрос. За каждый правильный ответ пользователь получает по одному баллу. После прохождения теста на экран выводится суммарный балл пользователя. Предусмотреть возможность ввода несуществующего варианта ответа.
4. С клавиатуры вводится вещественное число V. Написать и отладить программу вывода на экран таблицы соответствия объема нефти от 1 до V в кубических метрах с объемом в баррелях США, в британских галлонах, в жидкостных британских унциях. Результат вывести на экран с шагом 0.5 м3 в четыре столбца (первый столбец - объем в кубометрах, второй - в баррелях США, третий - в британских галлонах, четвертый - в жидкостных британских унциях).
5. Написать и отладить программу поиска суммы всех чисел, вводимых с клавиатуры, предшествующих первому введенному нулю.
6. Дан двумерный вещественный массив A размерностью 10 × 10 заполненный «крестиками» (единицами) и «ноликами» (нули). Проверить не закончена ли игра выигрышем «крестиков»? Считается, что «крестики» выиграли, если на поле найдется по горизонтали, вертикали или диагонали цепочка, состоящая из пяти «крестиков» подряд.
7. Модифицируйте исходные коды программ, созданных вами при выполнении практических заданий 1–6 так, чтобы все операции ввода данных с клавиатуры и вывода данных на экран были заменены, соответственно, операциями чтения входных данных из файла и записи результата работы программы в выходной файл. Входной файл должен называться lab-NN-task-TT.in (in от англ. input — ввод), а выходной файл — lab-NN-task-TT.out (out от англ. output — вывод), где NN — номер практического задания (01, 02 и т. д.), а TT — номер варианта (01, 02 и т. д.).
8. Даны два натуральных числа больше 1000000 (вводятся из файла). Определить, в каком из них сумма цифр больше. Для решения этой задачи следует определить функцию для расчета суммы цифр натурального числа.
9. Квадратное уравнение задается тремя своими коэффициентами. Найти решения этого уравнения или сообщить, что уравнение не имеет решений. Для решения этой задачи следует определить процедуру вычисления дискриминанта и корней уравнения. Корни уравнения (если они существуют) возвращаются в виде массива.

Критерии оценивания для получения оценки «удовлетворительно» достаточно для любой задачи написать интерфейс, позволяющий открыть файл с данными, прочитать их и сохранить в виде массивов. Для получения оценки «хорошо» достаточно решить одну задачу. Оценка «отлично» ставится за решение двух задач.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.В. Черпаков Основы программирования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 // ЭБС Юрайт www.biblio-online.ru
Л1.2 А. Маркус Современный Fortran на практике: учебник ДМК Пресс, 2015 // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Д. Агафонов, Г.В. Ващенко Прикладное программирование: учебное пособие Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека Online" biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н.В. Волков Программирование: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» www.intuit.ru
Э5 Курс на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
gfortran - компилятор языка программирования Fortran (Лицензия: Стандартная общественная лицензия GNU (GENERAL PUBLIC LICENSE) https://www.gnu.org/licenses/gpl-3.0.ru.html),
gcc - компилятор языков программирования C, C++ (Лицензия: Стандартная общественная лицензия GNU (GENERAL PUBLIC LICENSE) https://www.gnu.org/licenses/gpl-3.0.ru.html),
Geany - среда разработки (Лицензия: Стандартная общественная лицензия GNU (GENERAL PUBLIC LICENSE) https://www.gnu.org/licenses/gpl-3.0.ru.html).Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
308К лаборатория компьютерных технологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютеры Aquarius STd MS_SC140, монитор BENQ 17'' (5шт.), компьютеры Парус 945 MSI, монитор LG 17'' (5 шт.) Fast Ethernet Swich Allied Telesyn 1; методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам "Алгоритмы и языки программирования", "Численные методы и математическое моделирование", "Вычислительная физика", "Компьютерная радиофизика".
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При выполнении лабораторных работ по каждой из тем рекомендуется разобрать примеры программ, демонстрировавшихся на лекции, откомпилировать и запустить их. Все лекционные материалы и практические задания расположены на Едином образовательном портале Алтайского госудаственного университета по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=102 (для доступа к материалам необходима регистрация в домене STUD или MC). Часть лекционных материалов опубликована в учебном пособии «Программирование», размещенном в ЭБС Алтайского госуниверситета по ссылке http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1081