Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.03.01. Химия |
Профиль | Теоретическая и экспериментальная химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_03_01_Химия_ТиЭХ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 16 | 16 | 16 | 16 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.
1.1. | Цель - углубление знаний о структуре и функциях важнейших биополимеров – нуклеиновых кислот и белков, о принципах функционирования генетического аппарата клеток и механизмах регуляции его экспрессии, получение основных представлений о механизмах регуляции клеточного цикла. Задачи дисциплины: -понимать основные процессы, сопряженные с хранением, передачей и реализацией генетической информации в биологических системах; -обладать теоретическими знаниями о последствиях изменения структуры ДНК; -ориентироваться в участии макромолекул в различных механизмах функционирования биологических систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | Способен проводить сбор, обработку, анализ и обобщение научно-технической информации |
ПК-3.1 | Знает основные методы обработки и анализа научно- технической информации и результатов исследований |
ПК-3.2 | Умеет осуществлять поиск профессиональной информации с использованием информационно- справочных систем |
ПК-3.3 | Владеет навыками анализа полученной научно-технической информации в рамках решения конкретной |
ПК-4 | Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования |
ПК-4.1 | Знает методы проведения экспериментов и наблюдений для решения исследовательских задач |
ПК-4.2 | Умеет использовать технические средства и методы исследования (из набора имеющихся) для решения поставленных задач |
ПК-4.3 | Владеет приемами обработки и оформления результатов исследований с использованием ИКТ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -строение и свойства нуклеиновых кислот; -механизмы репликации ДНК; -механизмы регуляции экспрессии генов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -получать знания о механизмах формирования третичной структуры белков; -ориентироваться в принципах структурной организации генов и геномов прокариот и эукариот; -определять механизмы регуляции синтеза белка. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками выделения нуклеиновых кислот из биологических объектов; -методами определения состава основных компонентов нуклеиновых кислот; -способами практической приложимости современных достижений молекулярной биологии в различных областях деятельности человека. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Структура, свойства и биосинтез нуклеиновых кислот | ||||||
1.1. | Общая характеристика нуклеиновых кислот | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Исследование химической природы нуклеиновых кислот. Качественные реакции на компоненты нуклеиновых кислот | Практические | 8 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Молекулярная биология как наука. Цели и задачи молекулярной биологии. История. Методы молекулярной биологии. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Структура, свойства нуклеиновых кислот | Консультации | 8 | 12 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | |
1.5. | Репликация ДНК | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Отличие репликации у прокариот и эукариот. Два механизма репликации. Исправление ошибок при репликации. Репарация. Метилирование. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Исследование химической природы нуклеиновых кислот. Выделение нуклеиновых кислот из биологических объектов | Практические | 8 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Количественные методы определения нуклеиновых кислот. Фотоколориметрические методы количественного определения нуклеиновых кислот | Практические | 8 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Ферменты, завершающие репликацию. Теломераза, ее распространение в клетках и тканях. Теломерные участки хромосом. Теория старения. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Регуляция синтеза белка. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Биосинтез нуклеиновых кислот | Консультации | 8 | 12 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | |
Раздел 2. Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма | ||||||
2.1. | Общая схема биосинтеза белка | Лекции | 8 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Рибосомы их локализация в клетке | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Транскрипция | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Состав и свойств сложных белков. Химическая природа нуклеопротеинов | Практические | 8 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма | Консультации | 8 | 12 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | |
Раздел 3. Структура и функции биомембран | ||||||
3.1. | Постранскрипционные изменения РНК | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Трансляция | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Посттрансляционная модификация белков | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.4. | Структура и функции биомембран | Практические | 8 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Структура и функции биомембран | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л2.1 |
3.6. | Структура и функции биомембран | Консультации | 8 | 14 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2495 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить сбор, обработку, анализ и обобщение научно-технической информации ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Аминокислоты могут проявлять свойства: а) кислот; б) оснований; в) верны оба варианта ответа. Правильный ответ: в 2. Окончание полипептида, содержащее аминогруппу, называется: а) С-конец; б) N-конец; в) пептидная связь. Правильный ответ: б 3. Мономерами белков являются: а) нуклеотиды; б) нуклеосомы; в) аминокислоты. Правильный ответ: в 4. Нуклеотид – это мономер а) белков; б) нуклеиновых кислот; в) жиров Правильный ответ: б 5. Простые белки состоять: а) только из нуклеотидов; б) только из аминокислот; в) из аминокислот и небелковых соединений. Правильный ответ: б 6. ДНК содержит: а) рибозу, остаток фосфорной кислоты, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин; б) дезоксирибозу, остаток фосфорной кислоты, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин; в) дезоксирибозу, остаток фосфорной кислоты, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, урацил. Правильный ответ: б 7. Основания, расположенные комплементарно друг другу: а) А-Т; Г-Ц; б) А-Ц; Г-Т; в) А-Г; Ц-Т. Правильный ответ: а 8. Информация о строении белка передается в цитоплазму: а) матричной РНК; б) транспортной РНК; в) рибосомной РНК. Правильный ответ: а 9. Репликация – это: а) копирование ДНК с образованием 2-х идентичных дочерних молекул; б) процесс переписывания информации с ДНК на РНК; в) процесс синтеза белка. Правильный ответ: а 10. Транскрипция – это: а) процесс самокопирования ДНК с образованием двух идентичных дочерних молекул; б) процесс переписывания информации, содержащейся в РНК, в форме ДНК; в) процесс переписывания информации, содержащейся в ДНК, в форме РНК. Правильный ответ: в 11. Кодон инициации – участок цепи, определяющий: а) конец синтеза мРНК; б) начало транскрипции РНК; в) последовательность нуклеотидов в РНК. Правильный ответ: б 12. Изменение последовательности нуклеотидов в ДНК-это: а) хромосомная мутация; б) генная мутация; в) геномная мутация. Правильный ответ: б 13. При активации аминокислота: а) присоединяется к тРНК; б) фосфолируется; в) верны оба варианта. Правильный ответ: в 14. Кодон инициации кодирует аминокислоту: а) лизин; б) аспарагин; в) метионин. Правильный ответ: в 15. Терминация осуществляется в результате: а) замедления движения РНК-полимеразы; б) ускорения движения РНК-полимеразы; в) сплетения цепей материнской молекулы ДНК. Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Комплементарные пары нуклеотидов двойной цепочки ДНК удерживаются связями: Правильный ответ: водородными 2. Нуклеотиды в цепочке нуклеиновой кислоты соединяются связями: Правильный ответ: фосфодиэфирными 3. ДНК содержится в: Правильный ответ: ядре, митохондриях и хлоропластах 4. р-РНК содержится в: Правильный ответ: рибосомах и ядре 5. Как называется молекулярный процесс, который лежит в основе деления клетки? Правильный ответ: репликация ДНК 6. Как называется молекула, находящаяся в ядре клетки, способная самовоспроизводиться и быть носителем наследственной информации? Правильный ответ: ДНК 7. Повреждение ДНК ликвидируется с помощью специфических ферментов. Это способность ДНК к: Правильный ответ: мутации 8. У эукариот последовательность аминокислот в полипептиде будет соответствовать последовательности: Правильный ответ: кодонов иРНК 9. Непосредственно после освобождения оператора от белка репрессора в клетке начнется: Правильный ответ: транскрипция 10. Отличие процессов репликации и транскрипции Правильный ответ: при репликации материнская молекула ДНК разрушается, а при транскрипции - сохраняется 11. Единство генетического кода всех живых существ на Земле проявляется в его Правильный ответ: универсальности 12. Неклеточные формы, способные размножаться, только проникнув в клетку-мишень, — это... Правильный ответ: вирусы 13. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о Правильный ответ: первичной структуре молекул белка 14. Последовательность аминокислот в молекуле белка может не измениться при замене одного нуклеотида на другой в молекуле ДНК, благодаря следующему свойству кода... Правильный ответ: вырожденности 15. Транскрипция, в отличие от репликации ДНК, протекает ... Правильный ответ: на одной нити ДНК 16. Какие свойства живой материи характерны для вирусов? Правильный ответ: наследственность, изменчивость, размножение 17. Немембранное строение имеют органоиды: Правильный ответ: рибосомы 18. Рибосомальная РНК в рибосоме существует в виде соли: Правильный ответ: Mg и Ca 19. Рибоза входит в состав молекул... Правильный ответ: РНК 20. Молекулы ДНК в отличие от молекул белка обладают способностью... Правильный ответ: самоудваиваться ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется процесс синтеза иРНК на одной из цепей участка молекулы ДНК? а) репликация; б) элонгация; в) трансляция; г) транскрипция; д) терминация. Правильный ответ: г 2. Транскрипция прекращается после того как РНК-полимераза, передвигаясь вдоль молекулы ДНК, достигает последовательности нуклеотидов которая называется: а) оператор; б) репрессор; в) регулятор; г) терминатор; д) стоп-кодон. Правильный ответ: г 3. Разные аминокислоты кодируются разным количеством триплетов молекулы и РНК (от одного до шести). Как называется это свойство генетического кода? а) универсальность; б) неперекрываемость; в) триплетность; г) специфичность; д) вырожденность. Правильный ответ: д 4. Одна аминокислота кодируется тремя: а) триплетами; б) нуклеотидами; в) генами; г) кодонами; д) белками. Правильный ответ: б 5. Некоторые триплеты иРНК (УАА, УАГ, УГА) не кодируют аминокислоты, а способны прекратить транскрипцию. Эти триплеты называются: а) операторами; б) антикодонами; в) стоп-кодонами; г) экзонами; д) интронами. Правильный ответ: в 6. Какой процесс обеспечивает реализацию наследственной информации в полипептидную цепь? а) образование рРНК б) трансляция; в) образование тРНК; г) образование иРНК; д) репликация. Правильный ответ: б 7. Какая связь возникает между аминокислотными остатками в структуре белка при трансляции? а) водородная; б) дисульфидная; в) гидрофобная; г) ионная; д) пептидная. Правильный ответ: д 8. Элементарными дискретными единицами наследственности являются: а) один нуклеотид; б) одна пара нуклеотидов; в) один ген; г) одна цепь молекулы ДНК; д) две цепи молекулы ДНК. Правильный ответ: в 9. Непосредственно после освобождения оператора от белкарепрессора в клетке начнется: а) транскрипция; б) репликация; в) репрессия; г) трансляция; д) процессинг Правильный ответ: а 10. Каков основной механизм проникновения О2 и СО2 в клетку? а) активный транспорт; б) фильтрация; в) простая диффузия; г) пиноцитоз; д) связывание с транспортными белками. Правильный ответ: в 11. Генетический материал в клетках эукариот представлен: а) нуклеиновыми кислотами; б) хромосомами; в) полипептидами; г) кольцевой молекулой ДНК; д) нуклеоидом. Правильный ответ: в 12. При каком типе репликации ДНК каждая из ее цепей становится матрицей для синтеза новой цепи? а) аналогичный; б) полуконсервативный; в) идентичный; г) дисперсный; д) консервативный. Правильный ответ: б 13. С помощью какого фермента осуществляется раскручивание спирали ДНК и разделение ее на две нити при репликации? а) РНК-полимераза; б) хеликаза; в) лигаза; г) рестриктаза; д) ДНК-полимераза. Правильный ответ: б 14. Как называется способность клеток к исправлению повреждений в молекулах ДНК? а) транскрипция; б) репарация; в) репликация; г) трансдукция; д) трансформация. Правильный ответ: б 15. Какое строение будет иметь про-иРНК у эукариот? а) интрон-интрон-экзон; б) экзон-интрон-экзон; в) экзон-экзон-интрон; г) интрон-интрон; д) экзон-экзон. Правильный ответ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Азотистые основания класса пуринов: Правильный ответ: А + Г 2. Азотистые основания класса пиримидинов: Правильный ответ: Ц + Т 3. Сумма А + Г равна сумме: Правильный ответ: Ц + Т 4. Функции ДНК: хранит генетическую информацию 5. Функции т-РНК: Правильный ответ: транспортирует аминокислоты к рибосоме 6. Функции и-РНК у эукариот: Правильный ответ: переносит генетическую информацию к рибосоме 7. Функции р-РНК: Правильный ответ: участвует в образовании структуры рибосом 8. Синтез иРНК идет на матрице ДНК по принципу комплементарности. Какие кодоны иРНК будут комплементарны триплетам ДНК АТГ-ЦГТ? Правильный ответ: УАЦ-ГЦА 9. Полипептид состоит из 54 аминокислот. Какое количество нуклеотидов имела смысловая часть зрелой иРНК, которая послужила матрицей для синтеза данного полипептида? Правильный ответ: 162 10. Полипептид состоит из 54 аминокислот. Какое количество кодонов имела иРНК, которая послужила матрицей для данного синтеза? Правильный ответ: 54 11. Какой триплет тРНК будет комплементарен инициирующему триплету иРНК АУГ? Правильный ответ: УАЦ 12. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета иРНК, к которым в соответствии с принципом комплементарности присоединяются триплеты Правильный ответ: тРНК 13. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка? Правильный ответ: 900 14. Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот? Правильный ответ: 390 15. В иРНК содержание аденина составляет 22%, цитозина — 27%, гуанина — 23% и урацила — 28%. Сколько процентов аденина содержится в участке ДНК, на котором был осуществлен синтез указанной иРНК? Правильный ответ: 28% 16. Какой антикодон транспортной РНК соогветствует триплету ТГА в молекуле ДНК? Правильный ответ: УГА 17. Антикодону У Г Г на тРНК соответствует триплет на ДНК Правильный ответ: ТГГ 18. Последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке. Правильный ответ: ДНК → информационная РНК → белок 19. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% общего числа. Нуклеотидов с тимином в этой молекуле: Правильный ответ: 30% 20. Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТ АЦЦ ГАТ АЦТ ЦГА ТТТ АЦГ… Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы? Правильный ответ: ТЦА ТГГ ЦТА ТГА ГЦТ ААА ТГЦ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Строение мономеров нуклеиновых кислот – нуклеотидов; Изомерия азотистых оснований;реакции ферментативного воздействия на азотистые основания; Правила Чаргаффа, их значение в структуре ДНК, генетический код. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Основы молекулярной биологии_2022 - 04.03.01.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова | Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии : | М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Комов В.П., Шведова В.Н. | Биохимия: учеб. для вузов. | Юрайт, 2015 | 34 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская | Биохимия. Малый практикум : учеб. пособие | Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Коничев А.С. | Молекулярная биология: учебник для вузов | Академия, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Шарлаева, Елена Анатольевна. Биохимия. Малый практикум : учеб. пособие / Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская ; АлтГУ, Биол. фак., Каф. экологии, биохимии и биотехнологии. - Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015. - 180 с | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Биохимия и молекулярная биология : учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; авт.-сост. С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисенко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 94 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457873 | ||
Э3 | Рогожин, В.В. Практикум по биохимии. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 544 с | e.lanbook.com | ||
Э4 | Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера : в 3-х т. / Д. Нельсон, М. Кокс ; пер. с англ. Т.П. Мосолова, Е.М. Молочкина, В.В. Белов. - 2-е изд. (эл.). - М. : Лаборатория знаний, 2015. - Т. 1. Основы биохимии, строение и катализ. - 751 с. : | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445102 | ||
Э5 | Уилсон, К. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии / К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова ; пер. Т.П. Мосолова, Е.Ю. Бозелек-Решетняк. - 2-е изд. эл. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 855 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311 | ||
Э6 | Курсы в Moodle "Основы молекулярной биологии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная). 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |