МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы молекулярной биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильТеоретическая и экспериментальная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия_ТиЭХ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 16 16 16 16
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.хим.наук, Доцент, Функ Татьяна Валерьевна

Рецензент(ы):
канд.хим.наук, Доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Основы молекулярной биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - углубление знаний о структуре и функциях важнейших биополимеров – нуклеиновых кислот и белков, о принципах функционирования генетического аппарата клеток и механизмах регуляции его экспрессии, получение основных представлений о механизмах регуляции клеточного цикла.
Задачи дисциплины:
-понимать основные процессы, сопряженные с хранением, передачей и реализацией генетической информации в биологических системах;
-обладать теоретическими знаниями о последствиях изменения структуры ДНК;
-ориентироваться в участии макромолекул в различных механизмах функционирования биологических систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проводить сбор, обработку, анализ и обобщение научно-технической информации
ПК-3.1 Знает основные методы обработки и анализа научно- технической информации и результатов исследований
ПК-3.2 Умеет осуществлять поиск профессиональной информации с использованием информационно- справочных систем
ПК-3.3 Владеет навыками анализа полученной научно-технической информации в рамках решения конкретной
ПК-4Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования
ПК-4.1 Знает методы проведения экспериментов и наблюдений для решения исследовательских задач
ПК-4.2 Умеет использовать технические средства и методы исследования (из набора имеющихся) для решения поставленных задач
ПК-4.3 Владеет приемами обработки и оформления результатов исследований с использованием ИКТ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-строение и свойства нуклеиновых кислот;
-механизмы репликации ДНК;
-механизмы регуляции экспрессии генов.
3.2.Уметь:
3.2.1.-получать знания о механизмах формирования третичной структуры белков;
-ориентироваться в принципах структурной организации генов и геномов прокариот и эукариот;
-определять механизмы регуляции синтеза белка.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками выделения нуклеиновых кислот из биологических объектов;
-методами определения состава основных компонентов нуклеиновых кислот;
-способами практической приложимости современных достижений молекулярной биологии в различных областях деятельности человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура, свойства и биосинтез нуклеиновых кислот
1.1. Общая характеристика нуклеиновых кислот Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Исследование химической природы нуклеиновых кислот. Качественные реакции на компоненты нуклеиновых кислот Практические 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Молекулярная биология как наука. Цели и задачи молекулярной биологии. История. Методы молекулярной биологии. Сам. работа 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Структура, свойства нуклеиновых кислот Консультации 8 12 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
1.5. Репликация ДНК Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Отличие репликации у прокариот и эукариот. Два механизма репликации. Исправление ошибок при репликации. Репарация. Метилирование. Сам. работа 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.7. Исследование химической природы нуклеиновых кислот. Выделение нуклеиновых кислот из биологических объектов Практические 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.8. Количественные методы определения нуклеиновых кислот. Фотоколориметрические методы количественного определения нуклеиновых кислот Практические 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.9. Ферменты, завершающие репликацию. Теломераза, ее распространение в клетках и тканях. Теломерные участки хромосом. Теория старения. Сам. работа 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.10. Регуляция синтеза белка. Сам. работа 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.11. Биосинтез нуклеиновых кислот Консультации 8 12 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
Раздел 2. Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма
2.1. Общая схема биосинтеза белка Лекции 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Рибосомы их локализация в клетке Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Транскрипция Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.4. Состав и свойств сложных белков. Химическая природа нуклеопротеинов Практические 8 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма Сам. работа 8 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Структура и свойства белков, биосинтез белка; принципы регуляции метаболизма Консультации 8 12 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
Раздел 3. Структура и функции биомембран
3.1. Постранскрипционные изменения РНК Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Трансляция Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Посттрансляционная модификация белков Лекции 8 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Структура и функции биомембран Практические 8 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Структура и функции биомембран Сам. работа 8 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Структура и функции биомембран Консультации 8 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2495

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен проводить сбор, обработку, анализ и обобщение научно-технической информации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Аминокислоты могут проявлять свойства:
а) кислот;
б) оснований;
в) верны оба варианта ответа.
Правильный ответ: в

2. Окончание полипептида, содержащее аминогруппу, называется:
а) С-конец;
б) N-конец;
в) пептидная связь.
Правильный ответ: б

3. Мономерами белков являются:
а) нуклеотиды;
б) нуклеосомы;
в) аминокислоты.
Правильный ответ: в

4. Нуклеотид – это мономер
а) белков;
б) нуклеиновых кислот;
в) жиров
Правильный ответ: б

5. Простые белки состоять:
а) только из нуклеотидов;
б) только из аминокислот;
в) из аминокислот и небелковых соединений.
Правильный ответ: б

6. ДНК содержит:
а) рибозу, остаток фосфорной кислоты, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин;
б) дезоксирибозу, остаток фосфорной кислоты, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин;
в) дезоксирибозу, остаток фосфорной кислоты, одно из четырех азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, урацил.
Правильный ответ: б

7. Основания, расположенные комплементарно друг другу:
а) А-Т; Г-Ц;
б) А-Ц; Г-Т;
в) А-Г; Ц-Т.
Правильный ответ: а

8. Информация о строении белка передается в цитоплазму:
а) матричной РНК;
б) транспортной РНК;
в) рибосомной РНК.
Правильный ответ: а

9. Репликация – это:
а) копирование ДНК с образованием 2-х идентичных дочерних молекул;
б) процесс переписывания информации с ДНК на РНК;
в) процесс синтеза белка.
Правильный ответ: а

10. Транскрипция – это:
а) процесс самокопирования ДНК с образованием двух идентичных дочерних молекул;
б) процесс переписывания информации, содержащейся в РНК, в форме ДНК;
в) процесс переписывания информации, содержащейся в ДНК, в форме РНК.
Правильный ответ: в

11. Кодон инициации – участок цепи, определяющий:
а) конец синтеза мРНК;
б) начало транскрипции РНК;
в) последовательность нуклеотидов в РНК.
Правильный ответ: б

12. Изменение последовательности нуклеотидов в ДНК-это:
а) хромосомная мутация;
б) генная мутация;
в) геномная мутация.
Правильный ответ: б

13. При активации аминокислота:
а) присоединяется к тРНК;
б) фосфолируется;
в) верны оба варианта.
Правильный ответ: в

14. Кодон инициации кодирует аминокислоту:
а) лизин;
б) аспарагин;
в) метионин.
Правильный ответ: в

15. Терминация осуществляется в результате:
а) замедления движения РНК-полимеразы;
б) ускорения движения РНК-полимеразы;
в) сплетения цепей материнской молекулы ДНК.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Комплементарные пары нуклеотидов двойной цепочки ДНК удерживаются связями:
Правильный ответ: водородными

2. Нуклеотиды в цепочке нуклеиновой кислоты соединяются связями:
Правильный ответ: фосфодиэфирными

3. ДНК содержится в:
Правильный ответ: ядре, митохондриях и хлоропластах

4. р-РНК содержится в:
Правильный ответ: рибосомах и ядре

5. Как называется молекулярный процесс, который лежит в основе деления клетки?
Правильный ответ: репликация ДНК

6. Как называется молекула, находящаяся в ядре клетки, способная самовоспроизводиться и быть носителем наследственной информации?
Правильный ответ: ДНК

7. Повреждение ДНК ликвидируется с помощью специфических ферментов. Это способность ДНК к:
Правильный ответ: мутации

8. У эукариот последовательность аминокислот в полипептиде будет соответствовать последовательности:
Правильный ответ: кодонов иРНК

9. Непосредственно после освобождения оператора от белка репрессора в клетке начнется:
Правильный ответ: транскрипция

10. Отличие процессов репликации и транскрипции
Правильный ответ: при репликации материнская молекула ДНК разрушается, а при транскрипции - сохраняется

11. Единство генетического кода всех живых существ на Земле проявляется в его
Правильный ответ: универсальности

12. Неклеточные формы, способные размножаться, только проникнув в клетку-мишень, — это...
Правильный ответ: вирусы

13. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о
Правильный ответ: первичной структуре молекул белка

14. Последовательность аминокислот в молекуле белка может не измениться при замене одного нуклеотида на другой в молекуле ДНК, благодаря следующему свойству кода...
Правильный ответ: вырожденности

15. Транскрипция, в отличие от репликации ДНК, протекает ...
Правильный ответ: на одной нити ДНК

16. Какие свойства живой материи характерны для вирусов?
Правильный ответ: наследственность, изменчивость, размножение

17. Немембранное строение имеют органоиды:
Правильный ответ: рибосомы

18. Рибосомальная РНК в рибосоме существует в виде соли:
Правильный ответ: Mg и Ca

19. Рибоза входит в состав молекул...
Правильный ответ: РНК

20. Молекулы ДНК в отличие от молекул белка обладают способностью...
Правильный ответ: самоудваиваться

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется процесс синтеза иРНК на одной из цепей участка молекулы ДНК?
а) репликация;
б) элонгация;
в) трансляция;
г) транскрипция;
д) терминация.
Правильный ответ: г

2. Транскрипция прекращается после того как РНК-полимераза, передвигаясь вдоль молекулы ДНК, достигает последовательности нуклеотидов которая называется:
а) оператор;
б) репрессор;
в) регулятор;
г) терминатор;
д) стоп-кодон.
Правильный ответ: г

3. Разные аминокислоты кодируются разным количеством триплетов молекулы и РНК (от одного до шести). Как называется это свойство генетического кода?
а) универсальность;
б) неперекрываемость;
в) триплетность;
г) специфичность;
д) вырожденность.
Правильный ответ: д

4. Одна аминокислота кодируется тремя:
а) триплетами;
б) нуклеотидами;
в) генами;
г) кодонами;
д) белками.
Правильный ответ: б

5. Некоторые триплеты иРНК (УАА, УАГ, УГА) не кодируют аминокислоты, а способны прекратить транскрипцию. Эти триплеты называются:
а) операторами;
б) антикодонами;
в) стоп-кодонами;
г) экзонами;
д) интронами.
Правильный ответ: в

6. Какой процесс обеспечивает реализацию наследственной информации в полипептидную цепь?
а) образование рРНК
б) трансляция;
в) образование тРНК;
г) образование иРНК;
д) репликация.
Правильный ответ: б

7. Какая связь возникает между аминокислотными остатками в структуре белка при трансляции?
а) водородная;
б) дисульфидная;
в) гидрофобная;
г) ионная;
д) пептидная.
Правильный ответ: д

8. Элементарными дискретными единицами наследственности являются:
а) один нуклеотид;
б) одна пара нуклеотидов;
в) один ген;
г) одна цепь молекулы ДНК;
д) две цепи молекулы ДНК.
Правильный ответ: в

9. Непосредственно после освобождения оператора от белкарепрессора в клетке начнется:
а) транскрипция;
б) репликация;
в) репрессия;
г) трансляция;
д) процессинг
Правильный ответ: а

10. Каков основной механизм проникновения О2 и СО2 в клетку?
а) активный транспорт;
б) фильтрация;
в) простая диффузия;
г) пиноцитоз;
д) связывание с транспортными белками.
Правильный ответ: в

11. Генетический материал в клетках эукариот представлен:
а) нуклеиновыми кислотами;
б) хромосомами;
в) полипептидами;
г) кольцевой молекулой ДНК;
д) нуклеоидом.
Правильный ответ: в

12. При каком типе репликации ДНК каждая из ее цепей становится матрицей для синтеза новой цепи?
а) аналогичный;
б) полуконсервативный;
в) идентичный;
г) дисперсный;
д) консервативный.
Правильный ответ: б

13. С помощью какого фермента осуществляется раскручивание спирали ДНК и разделение ее на две нити при репликации?
а) РНК-полимераза;
б) хеликаза;
в) лигаза;
г) рестриктаза;
д) ДНК-полимераза.
Правильный ответ: б

14. Как называется способность клеток к исправлению повреждений в молекулах ДНК?
а) транскрипция;
б) репарация;
в) репликация;
г) трансдукция;
д) трансформация.
Правильный ответ: б

15. Какое строение будет иметь про-иРНК у эукариот?
а) интрон-интрон-экзон;
б) экзон-интрон-экзон;
в) экзон-экзон-интрон;
г) интрон-интрон;
д) экзон-экзон.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Азотистые основания класса пуринов:
Правильный ответ: А + Г

2. Азотистые основания класса пиримидинов:
Правильный ответ: Ц + Т

3. Сумма А + Г равна сумме:
Правильный ответ: Ц + Т

4. Функции ДНК:
хранит генетическую информацию

5. Функции т-РНК:
Правильный ответ: транспортирует аминокислоты к рибосоме

6. Функции и-РНК у эукариот:
Правильный ответ: переносит генетическую информацию к рибосоме

7. Функции р-РНК:
Правильный ответ: участвует в образовании структуры рибосом

8. Синтез иРНК идет на матрице ДНК по принципу комплементарности. Какие кодоны иРНК будут комплементарны триплетам ДНК АТГ-ЦГТ?
Правильный ответ: УАЦ-ГЦА

9. Полипептид состоит из 54 аминокислот. Какое количество нуклеотидов имела смысловая часть зрелой иРНК, которая послужила матрицей для синтеза данного полипептида?
Правильный ответ: 162

10. Полипептид состоит из 54 аминокислот. Какое количество кодонов имела иРНК, которая послужила матрицей для данного синтеза?
Правильный ответ: 54

11. Какой триплет тРНК будет комплементарен инициирующему триплету иРНК АУГ?
Правильный ответ: УАЦ

12. В рибосоме при биосинтезе белка располагаются два триплета иРНК, к которым в соответствии с принципом комплементарности присоединяются триплеты
Правильный ответ: тРНК

13. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?
Правильный ответ: 900

14. Сколько нуклеотидов находится на участке гена, в котором закодирована первичная структура молекулы белка, содержащего 130 аминокислот?
Правильный ответ: 390

15. В иРНК содержание аденина составляет 22%, цитозина — 27%, гуанина — 23% и урацила — 28%. Сколько процентов аденина содержится в участке ДНК, на котором был осуществлен синтез указанной иРНК?
Правильный ответ: 28%

16. Какой антикодон транспортной РНК соогветствует триплету ТГА в молекуле ДНК?
Правильный ответ: УГА

17. Антикодону У Г Г на тРНК соответствует триплет на ДНК
Правильный ответ: ТГГ

18. Последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.
Правильный ответ: ДНК → информационная РНК → белок

19. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20% общего числа. Нуклеотидов с тимином в этой молекуле:
Правильный ответ: 30%

20. Одна из цепочек ДНК имеет последовательность нуклеотидов: АГТ АЦЦ ГАТ АЦТ ЦГА ТТТ АЦГ… Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той
же молекулы?
Правильный ответ: ТЦА ТГГ ЦТА ТГА ГЦТ ААА ТГЦ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Строение мономеров нуклеиновых кислот – нуклеотидов;
Изомерия азотистых оснований;реакции ферментативного воздействия на азотистые основания;
Правила Чаргаффа, их значение в структуре ДНК, генетический код.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии : М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская Биохимия. Малый практикум : учеб. пособие Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Коничев А.С. Молекулярная биология: учебник для вузов Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Шарлаева, Елена Анатольевна. Биохимия. Малый практикум : учеб. пособие / Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская ; АлтГУ, Биол. фак., Каф. экологии, биохимии и биотехнологии. - Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015. - 180 с elibrary.asu.ru
Э2 Биохимия и молекулярная биология : учебно-методическое пособие / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; авт.-сост. С.Ф. Андрусенко, Е.В. Денисенко. - Ставрополь : СКФУ, 2015. - 94 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457873
Э3 Рогожин, В.В. Практикум по биохимии. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 544 с e.lanbook.com
Э4 Нельсон, Д. Основы биохимии Ленинджера : в 3-х т. / Д. Нельсон, М. Кокс ; пер. с англ. Т.П. Мосолова, Е.М. Молочкина, В.В. Белов. - 2-е изд. (эл.). - М. : Лаборатория знаний, 2015. - Т. 1. Основы биохимии, строение и катализ. - 751 с. : URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445102
Э5 Уилсон, К. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии / К. Уилсон, Д. Уолкер ; под ред. А.В. Левашова, В.И. Тишкова ; пер. Т.П. Мосолова, Е.Ю. Бозелек-Решетняк. - 2-е изд. эл. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 855 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214311
Э6 Курсы в Moodle "Основы молекулярной биологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.