Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.03.01. Химия |
Профиль | Теоретическая и экспериментальная химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_03_01_Химия_ТиЭХ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 16 | 16 | 16 | 16 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, профессор
1.1. | Цель курса - формирование у студентов представления об основных химических компонентах клетки, молекулярных основах биокатализа, метаболизма, современном состоянии вопросов взаимосвязи структуры и свойств важнейших типов биомолекул с их биологической функцией, а также ознакомление студентов с молекулярными аспектами физиологии человека |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием |
ОПК-2.1 | Знает нормы техники безопасности при работе с химическими веществами |
ОПК-2.2 | Умеет проводить синтез и анализ веществ и материалов разной природы с использованием имеющихся методик |
ОПК-2.3 | Владеет навыками соблюдения техники безопасности при проведении химического эксперимента |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности структуры биомолекул (аминокислоты, пептиды, белки), сахаров, нуклеозидов, нуклеиновых кислот, жирных кислот, витаминов и микроэлементов; биокатализ, метаболизм, биополимеры и наследственность, молекулярные аспекты физиологии человека, химические аспекты происхождения жизни; основные химические компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и фоторецепции; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать знания о химических основах биологических процессов при решении задач исследовательского профиля |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | работы с природными химическим соединениями |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в химические основы биологических процессов | ||||||
1.1. | Введение в химические основы биологических процессов | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2 | |
1.2. | Введение в химические основы биологических процессов | Сам. работа | 6 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л3.2 | |
1.3. | Введение в химические основы биологических процессов | Консультации | 6 | 8 | ||
Раздел 2. Биополимеры | ||||||
2.1. | Аминокислоты. Белки | Лекции | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л3.2 | |
2.2. | Аминокислоты. Белки | Практические | 6 | 2 | ||
2.3. | Аминокислоты. Белки | Сам. работа | 6 | 1 | Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Нуклеиновые кислоты | Лекции | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
2.5. | Нуклеиновые кислоты | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Нуклеиновые кислоты | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Липиды. Биомембраны | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.8. | Липиды. Биомембраны | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
2.9. | Биополимеры | Консультации | 6 | 20 | ||
Раздел 3. Низкомолекулярные биорегуляторы | ||||||
3.1. | Низкомолекулярные биорегуляторы | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Витамины | Сам. работа | 6 | 1 | Л1.1, Л1.2 | |
3.3. | Алкалоиды | Сам. работа | 6 | 1 | Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Изопреноиды | Сам. работа | 6 | 1 | Л1.1, Л1.2, Л3.2 | |
3.5. | Стероиды | Сам. работа | 6 | 1 | Л1.1, Л1.2 | |
3.6. | Низкомолекулярные биорегуляторы | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.7. | АНАЛИЗ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ. Анализ витаминов | Лабораторные | 6 | 4 | Л1.1 | |
3.8. | Низкомолекулярные биорегуляторы | Консультации | 6 | 18 | ||
Раздел 4. Биоэнергетика и метаболизм | ||||||
4.1. | Ферменты. Метаболизм. | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Ферменты | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 | |
4.3. | Метаболизм | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.4. | Фотосинтез | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.5. | МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И ИХ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ | Лабораторные | 6 | 8 | Л1.1 | |
4.6. | Метаболизм | Практические | 6 | 2 | Л1.1 | |
4.7. | ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.1 | |
4.8. | Биоэнергетика и метаболизм | Консультации | 6 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1241 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен проводить химический эксперимент с использованием современного оборудования, соблюдая нормы техники безопасности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Аминопропионовых кислот существует … A) одна (аланин) B) две C) три D) четыре E) пять ОТВЕТ: B 2.Не имеет оптических изомеров аминокислота – … A) глицин B) аланин C) фенилаланин D) β-аминомасляная кислота ОТВЕТ: A 3. В растворах аминокислот реакция среды … A) кислая B) нейтральная C) слабощелочная D) зависит от числа амино- и карбоксильных групп ОТВЕТ: D 4. Аминокислоты не реагируют с … A) НСl B) NaOH C) С2Н5ОН D) С6Н6 ОТВЕТ: D 5. Аминокислоты образуют полипептиды в процессе реакции … A) полимеризации B) поликонденсации C) дегидрогенизации D) гидролиза ОТВЕТ: B 6.Аминокислотой не является … A) лейцин B) валин C) холин D) лизин E) аланин ОТВЕТ: C 7.Дисульфидную связь содержит аминокислота … A) лизин B) метионин C) гомоцистеин D) цистин E) цистеин ОТВЕТ: D 8. К белкам не относится … A) гемоглобин B) инсулин C) пенициллин ОТВЕТ: C 9. … относится к глобулярным белкам A) коллаген B) альбумин C) фиброин D) кератины ОТВЕТ: B 10. Общая формула углеводов … A) (С6Н12O6)n B) Сn(Н2O)m C) СxНyОz D) (СН2O)n E) Сm(Н2O)m ОТВЕТ: B 11. Глюкоза и фруктоза – это … A) оптические изомеры B) структурные изомеры C) олигосахариды D) гомологи ОТВЕТ: B 12. Cахароза в стакане сладкого чая не гидролизуется и в этом можно убедиться по … A) цвету индикатора B) реакции с известковым молоком C) отсутствию реакции «серебряного зеркала» D) отсутствию выделения СО2, образующегося при спиртовом брожении продукта гидролиза сахарозы ОТВЕТ: C 13. Минимальное _ количество углеводов содержит пищевой продукт – … A) хлеб B) молоко C) кофе D) сахар ОТВЕТ: C 14. В составе РНК содержатся … A) рамноза B) фруктофураноза C) β-D-рибофураноза D) β-D-галактоза E) β-D-2-дезоксирибофураноза ОТВЕТ: C 15. Только в состав РНК (но не ДНК) входит основание … A) тимин B) цитозин C) урацил D) гуанин E) аденин ОТВЕТ: C ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятию «белки» ОТВЕТ: Белки (протеины, полипептиды) — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью. 2. Первичная структура белка – это … ОТВЕТ: Первичная структура белка – это последовательность аминокислот в белке 3. На формирование третичной структуры белка не влияют … ОТВЕТ: На формирование третичной структуры белка не влияют пептидные связи 4. К разрушению каких связей приводит денатурация белков? ОТВЕТ: денатурация белков водородных связей, вторичной и третичной структур 5. Для каких пептидов и белков характерна ксантапротеиновая реакция? ОТВЕТ: Ксантапротеиновая реакция характерна пептидов и белков содержащих бензольное кольцо. 6. Приведите пример белка, в котором представленая β-структура полипетидной цепи ОТВЕТ: фиброина шелка 7. От чего зависит четвертичная структура белка? ОТВЕТ: четвертичная структура белка зависит от способа укладки в пространстве отдельных полипептидных цепей 8.На какие две группы подразделяют углеводы по типу функциональных групп. ОТВЕТ: альдозы и кетозы 9. Какие функциональные группы, в основном, входят в состав углеводов. ОТВЕТ: гидроксильная группа, карбонильная (альдегидная или кетонная) группа 10. Какие структуры могут находиться в водном растворе глюкозы. ОТВЕТ: Альдегидоспирт (открытая форма), шестичленный (пиранозный) цикл, содержащий атом кислорода, пятичленный (фуранозный) цикл, содержащий атом кислорода 11. Чем отличаются циклические формы молекулы глюкозы (α-глюкоза и β-глюкоза)? ОТВЕТ: положением гликозидной гидроксильной группы относительно плоскости кольца молекулы глюкозы 12. По какой реакции можно отличить альдозу от изомерной ей кетозы. ОТВЕТ: по реакции с реактивом Феллинга (щелочной раствор гидроксида меди(II)) или с реактивом Толленса (реакцией серебряного зеркала (аммиачный раствор оксида серебра)) 13. С помощью какого реактива можно отличить крахмал от целлюлозы? ОТВЕТ: раствор иода 14. Какой эфир целлюлозы используется в производстве пороха? ОТВЕТ: тринитрат целлюлозы 15. По какой реакции можно различить восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды? ОТВЕТ: по реакции с реактивом Феллинга (щелочной раствор гидроксида меди(II)) или с реактивом Толленса (реакцией серебряного зеркала (аммиачный раствор оксида серебра)) 16. В чем главное значение фотосинтеза? ОТВЕТ: в преобразовании энергии излучения Солнца в химическую энергию, запасенную в углеводах, при этом поглощается углекислый газ и выделяется кислород 17. Дайте определение нуклеиновых кислот. ОТВЕТ: Нуклеиновая кислота — высокомолекулярное органическое соединение, биополимер (полинуклеотид), образованный остатками нуклеотидов. 18. При полном кислотном гидролизе нуклеиновых кислот образуются … ОТВЕТ: пентоза, фосфорная кислота, пуриновое или пиримидиновое основание 19. При помощи каких связей связаны между собой нуклеотиды в составе нуклеиновых кислот? ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты – линейные полимеры, в которых нуклеотидные остатки соединены при помощи 3’,5’-фосфодиэфирных связей 20. Кто установил вторичную структуру ДНК в виде двойной спирали? ОТВЕТ: Уотсон и Крик КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50% от максимально предусмотренного количества баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачетное задание в форме письменной контрольной работы по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменной контрольной работы формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменной контрольной работе для промежуточной аттестации - 10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – <50% верно выполненных заданий; «незачтено» – ≥50%. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. В. Румянцев, Е. В. Антина, Ю. В. Чистяков | Химические основы жизни: учеб. пособие для вузов | М.: Химия, 2007 | |
Л1.2 | Комов В.П., Шведова В.Н. | Биохимия: учеб. для вузов. | Юрайт, 2015 | 34 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. | Биоорганическая химия: учеб. для вузов | М. : Дрофа, 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ленинджер А. | Основы биохимии: | Мир, 1985 | |
Л3.2 | Племенков В.В. | Введение в химию природных соединений: учеб. пособие для вузов | Казань, 2001 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курсы в Moodle "Химические основы биологических процессов" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Химические основы биологических процессов" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1241 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
010К | лаборатория органического синтеза - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; раковина; весы ВЛТЭ–2200; мешалка верхнеприводная; терморегулятор; вытяжной шкаф; электроплитка; виброизмельчитель «Ардена»; излучатель инфракрасный; центрифуга; сушильный шкаф; магнитная мешалка; водоструйный насос; прибор для определения температуры плавления; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек), песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |