МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного химического образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильФундаментальная и прикладная химия веществ и материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия_ФиПХВиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, Доцент, Тихонова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
доктор психологических наук, Профессор, Ральникова ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного химического образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 04.04.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов компетенций в области создания психологически комфортной образовательной среды и разработки психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен организовывать преподавание по инновационным образовательным программам в области химии
ПК-4.1 Знает требованиями ФГОС ОО и нормативную документацию предприятий, в соответствии с профессиональной спецификой; основные принципы и приемы проектирования инновационной программы дополнительного образования в области химии; психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; требования охраны труда в области химии и химического производства
ПК-4.2 Умеет осуществлять деятельность по организационно-педагогическому обеспечению и реализации дополнительного образования детей и взрослых в области химии; обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования,технических средств обучения, расходных материалов; использовать дистанционные образовательные технологии для реализации дополнительного образования
ПК-4.3 Владеет навыками разработки инновационных программ и другой учебно-методической документации дополнительного образования в области химии; навыками психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей и взрослых в области дополнительного химического образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4.1: Знает требованиями ФГОС ОО и нормативную документацию предприятий, в соответствии с профессиональной спецификой; основные принципы и приемы проектирования инновационной программы дополнительного образования в области химии; психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; требования охраны труда в области химии и химического производства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Умеет осуществлять деятельность по организационно-педагогическому обеспечению и реализации дополнительного образования детей и взрослых в области химии; обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования,технических средств обучения, расходных материалов; использовать дистанционные образовательные технологии для реализации дополнительного образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3: Владеет навыками разработки инновационных программ и другой учебно-методической документации дополнительного образования в области химии; навыками психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей и взрослых в области дополнительного химического образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения субъектов образования
1.1. Общее представление о психолого-педагогическом сопровождении Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Компоненты и модели психолого-педагогического сопровождения Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Субъекты образования и особенности их сопровождения Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Особенности психолого-педагогического сопровождения дополнительного химического образования Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Методика организации психолого-педагогического сопровождения дополнительного химического образования
2.1. Этапы построения программы сопровождения дополнительного химического образования Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3
2.2. Оформление программы сопровождения дополнительного химического образования Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Практикум по разработке программы психолого-педагогического сопровождения дополнительного химического образования
3.1. Программа развития регулятивных универсальных учебных действий у подростков Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей младших школьников в условиях реализации ФГОС Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов в условиях реструктуризации образовательного учреждения Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Программа психолого-педагогического сопровождения дополнительного химического образования Практические 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.5. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения дополнительного химического образования Сам. работа 2 76 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11173.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен организовывать преподавание по инновационным образовательным программам в области химии.
Вопрос 1. В процессе сопровождения выделяют три обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса субъекта образовательного процесса.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности субъекта образовательного процесса.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи субъектам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, а также лицам, взаимодействующим с ними.
Ответ: 1-3.
Вопрос 2. Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается благодаря основным функциям:
1. информационной;
2. направляющей;
3. развивающей.
Ответ: 1-3.
Вопрос 3. Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается взаимосвязанными сторонами сопровождения:
1. профессионально-психологической;
2. организационно-просветительской.
Ответ: 1-2.
Вопрос 4. Профилактика – ...
1. деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, педагогов и родителей;
2. создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Ответ: 1-2.
Вопрос 5. Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей:
1. по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;
2. по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);
3. по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах.
Ответ: 1-3.
Вопрос 6. Консультативная деятельность – ...
1. оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
2. деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, педагогов и родителей;
3. создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Ответ: 1.
Вопрос 7. К методам психологического консультирования относят:
1. дискуссионные методы;
2. игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);
3. сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Ответ: 1-3.
Вопрос 8. Работа с детьми может осуществляться в форме...
1. в индивидуальной;
2. в групповой.
Ответ: 1-2.
Вопрос 9. Основными методами работы являются...
1. арттерапия;
2. игровая терапия;
3. сказкотерапия.
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. Игровая терапия – ...
1. метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
2. специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
3. метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Ответ: 1.
Вопрос 11. Арттерапия – ...
1. специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
2. метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
3. метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Ответ: 1.
Вопрос 12. Сказкотерапия – ...
1. метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
2. метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
3. специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
Ответ: 1.
Вопрос 13. Психологическая диагностика участников образовательного процесса – ...
1. одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов.
2. специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
3. метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
4. метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Ответ: 1.
Вопрос 14. Психологическая диагностика детей позволяет:
1. выявить индивидуально-психологические особенности ребенка;
2. оценить уровень его личностного развития;
3. оценить уровень его интеллектуального развития.
Ответ: 1-3.
Вопрос 15. Психологическая диагностика подростков возможна по проблемам:
1. прогноз профессиональной карьеры;
2. диагностики психотипических особенностей;
3. исследование психологического здоровья.
Ответ: 1-3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Цель коррекционно-развивающей работы?
Ответ: составление системы работы с учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.
Вопрос 2. Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на ...
Ответ: формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психологапрактика и расширение кругозора в области психологического знания.
Вопрос 3. Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы ...
Ответ: знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.
Вопрос 4.Для психологического просвещения используются различные способы:
Ответ: вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении); невербальные (интернет и размещение тематической информации на web-сайтах, памятки, брошюры, стенгазеты и т. п.).
Вопрос 5. Какие задачи выполняет психологическое просвещение?
Ответ:
– формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);
– информирование населения по вопросам психологического знания;
– формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
– профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния).
Вопрос 6. Модель – ...
Ответ: идеализированный объект существенных связей изучаемого реального объекта, представленных с помощью определенных гипотетических допущений.
Вопрос 7. В рамках отраслевой классификации моделей психологопедагогического сопровождения выделяют:
Ответ: педагогическая модель, социальная модель, психологическая (психотерапевтическая) модель, диагностическая модель, медицинская модель.
Вопрос 8. Назовите 3 стадии управленческого процесса по Р.Х. Шакурову.
Ответ: целевую, социальнопсихологическую и оперативную.
Вопрос 9. Назовите 5 функциональных компонентов по Н.В. Кузьминой.
Ответ: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Вопрос 10. По характеру (уровню) моделирования модели бывают:
Ответ: теоретическими, эмпирическими, теоретико-эмпирическими.
Вопрос 11. Модель, основным критерием которой являются средства организации:
Ответ: познавательную модель, прагматическую модель, инструментальную модель.
Вопрос 12. По ведущему теоретическому основанию бывают модели:
Ответ: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель Б.-Ф. Скиннера, модель чувственной коммуникации Т.Гордона, модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард), модель групповой терапии Х. Джинота.
Вопрос 13. Директор образовательного учреждения или организации осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
Ответ:
• утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
• контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
• обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
• осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
• распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
Вопрос 14. В планировании деятельности системы сопровождения также участвуют ...
Ответ: зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог.
Вопрос 15. Психолого-педагогическое сопровождение ...
Ответ: как целостная, системно организованная деятельность, направлено на создание в рамках объективно данной образовательной среды условий для максимального личностного развития ребенка и других субъектов образования.
Вопрос 16. Работа над программой психолого-педагогического сопровождения состоит из нескольких этапов...
Ответ: аналитический этап, организационный анализ, диагностический этап.
Вопрос 17. В ходе разработки программы психолого-педагогического сопровождения, можно придерживаться алгоритма действий...
Ответ: в ходе анализа теоретических источников сформулировать определение феномена, являющегося объектом работы; разбить определение на ряд составляющих, более простых элементов, к каждому из которых подобрать соответствующие диагностические средства; при отсутствии, недостаточности или частичном соответствии объекту имеющихся исследовательских методов и методик, рассмотреть возможность модификации и создания собственного инструментария, с подробным описанием плана и алгоритмов проделанной работы.
Вопрос 18. Структура инновационной культуры студентов представлена четырьмя компонентами:
Ответ: мотивационно-ценностным, личностным, когнитивным и операционально-деятельностным.
Вопрос 19. Мотивационный компонент выражается ...в осознанном желании участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.
Ответ: в осознанном желании участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.
Вопрос 20. Личностный компонент представляет ...
Ответ: совокупность инновационно важных качеств и свойств личности будущего учителя.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Дубровина [и др.] Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/E4F3E932-E7EC-4B6D-8535-8125EC1A144F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаев Е.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ПСТГУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: [для пед. вузов] Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
Э3 Курс "Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного химического образования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.