МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пространственный подход в стратегическом развитии регионов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильПространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с-х.н., Доцент, Латышева О.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Пространственный подход в стратегическом развитии регионов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об этапах развития пространственногог подхода в экономической теории, его влиянии на теорию региональной экономики, а также о необходимости стратегического обеспечения социально-экономического развития регионов и территориальных образований, как наиболее востребованной практики современного государственного регулирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен самостоятельно проводить комплексные и отраслевые географические исследования, формулировать и проверять достоверность научных гипотез и инновационных идей в избранной области географии и смежных наук
ОПК-2 Способен оценивать и прогнозировать развитие и взаимодействие природных, производственных и социальных систем на глобальном, региональном и локальном уровнях в избранной области географии
ПК-2 Способен проектировать, внедрять и анализировать системы процессного управления организаций с учетом комплексной географической и эколого-экономической оценке территории при разработке и принятии управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Проблемы, задачи и методы научного исследования в области общей и отраслевой географии;
3.2.Уметь:
3.2.1.Получать новые достоверные факты на основе экспедиционных наблюдений, научного анализа данных; Оценивать состояние, устойчивость и прогнозировать развитие природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем и комплексов; Оценивать воздействия на окружающую среду, выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы, решать эколого-географические задачи, связанные с устойчивым развитием; Проводить комплексную географическую и эколого-экономическую оценку территории при разработке и принятии управленческих решений и построении системы процессного управления организаций; Определяеть заинтересованные стороны в проектировании или доработке системы процессного управления организации в сфере природопользования, а также цели, модели оценки и целевые показатели системы процессного управления организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками проведения географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем, разрабатывать рекомендации по их разрешению; Проводения анализа частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, управления природопользованием; навыками анализира соответствия экономической и функциональной эффективности системы процессного управления организации исходя из стратегии организации, требований законодательства РФ, стран Центральной Азии и регулирующих органов, международных, национальных и отраслевых стандартов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность,структура и теоретические основы регионоведения
1.1. Регион как объект хозяйствования и управления. Закономерности, условия и факторы регионального развития Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Определение предмета и объекта регионоведения Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Основные условия и факторы регионального развития Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Сущность,структура и теоретические основы регионоведения Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Территориальные факторы социально-экономического развития регионов России
2.1. Территория и географическое положение как ресурс для социально-экономического развития Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Современное экономико-географическое положение России и стран Центральной Азии Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Территориальные факторы социально-экономического развития регионов России Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Пространственный подход в теории региональной экономике
3.1. Этапы развития пространственного подхода в экономической теории. Влияние пространственного подхода на теорию региональной экономики Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Теории экономических пространств Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Пространственный подход в теории региональной экономике Сам. работа 2 10 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Основы стратегического управления в органах власти
4.1. Стратегическое управление в органах власти: понятие, цели, этапы реализации. Стратегическое управление на уровне субъекта Российской Федерации Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Жизненный цикл, алгоритм и иерархия стратегического управления социально-экономической системой Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Роль стратегического управления в развитии и функционировании социально-экономической системы Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Участники стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и их полномочия. Документы стратегического планирования: стратегии, прогнозы Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Государственные программы субъекта Российской Федерации. Документы стратегического планирования на региональном уровне: планы. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития суъекта российской Федерации Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Основы стратегического управления в органах власти Сам. работа 2 19 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева Стратегическое управление в органах власти : учебник и практикум для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией И. Н. Барыгина. Регионоведение : учебник для академического бакалавриата : Москва : Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Симагин, А. В. Обыграйкин ; под редакцией Ю. А. Симагина. Экономическая география и прикладное регионоведение России: Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2.Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3.Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» не предусмотрены.

8.4.Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» не предусмотрены.

8.5.Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.