Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Пространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович
1.1. | Сформировать представление об этапах развития пространственногог подхода в экономической теории, его влиянии на теорию региональной экономики, а также о необходимости стратегического обеспечения социально-экономического развития регионов и территориальных образований, как наиболее востребованной практики современного государственного регулирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен самостоятельно проводить комплексные и отраслевые географические исследования, формулировать и проверять достоверность научных гипотез и инновационных идей в избранной области географии и смежных наук |
ОПК-2 | Способен оценивать и прогнозировать развитие и взаимодействие природных, производственных и социальных систем на глобальном, региональном и локальном уровнях в избранной области географии |
ПК-2 | Способен проектировать, внедрять и анализировать системы процессного управления организаций с учетом комплексной географической и эколого-экономической оценке территории при разработке и принятии управленческих решений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Проблемы, задачи и методы научного исследования в области общей и отраслевой географии; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Получать новые достоверные факты на основе экспедиционных наблюдений, научного анализа данных; Оценивать состояние, устойчивость и прогнозировать развитие природных, природно-хозяйственных и социально-экономических территориальных систем и комплексов; Оценивать воздействия на окружающую среду, выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы, решать эколого-географические задачи, связанные с устойчивым развитием; Проводить комплексную географическую и эколого-экономическую оценку территории при разработке и принятии управленческих решений и построении системы процессного управления организаций; Определяеть заинтересованные стороны в проектировании или доработке системы процессного управления организации в сфере природопользования, а также цели, модели оценки и целевые показатели системы процессного управления организации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками проведения географических исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем, разрабатывать рекомендации по их разрешению; Проводения анализа частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, управления природопользованием; навыками анализира соответствия экономической и функциональной эффективности системы процессного управления организации исходя из стратегии организации, требований законодательства РФ, стран Центральной Азии и регулирующих органов, международных, национальных и отраслевых стандартов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сущность,структура и теоретические основы регионоведения | ||||||
1.1. | Регион как объект хозяйствования и управления. Закономерности, условия и факторы регионального развития | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Определение предмета и объекта регионоведения | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Основные условия и факторы регионального развития | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Сущность,структура и теоретические основы регионоведения | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Территориальные факторы социально-экономического развития регионов России | ||||||
2.1. | Территория и географическое положение как ресурс для социально-экономического развития | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Современное экономико-географическое положение России и стран Центральной Азии | Практические | 2 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Территориальные факторы социально-экономического развития регионов России | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Пространственный подход в теории региональной экономике | ||||||
3.1. | Этапы развития пространственного подхода в экономической теории. Влияние пространственного подхода на теорию региональной экономики | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Теории экономических пространств | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Пространственный подход в теории региональной экономике | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Основы стратегического управления в органах власти | ||||||
4.1. | Стратегическое управление в органах власти: понятие, цели, этапы реализации. Стратегическое управление на уровне субъекта Российской Федерации | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Жизненный цикл, алгоритм и иерархия стратегического управления социально-экономической системой | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Роль стратегического управления в развитии и функционировании социально-экономической системы | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Участники стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и их полномочия. Документы стратегического планирования: стратегии, прогнозы | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Государственные программы субъекта Российской Федерации. Документы стратегического планирования на региональном уровне: планы. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития суъекта российской Федерации | Практические | 2 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации | Практические | 2 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Основы стратегического управления в органах власти | Сам. работа | 2 | 19 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева | Стратегическое управление в органах власти : учебник и практикум для вузов: | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
Л1.2 | В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией И. Н. Барыгина. | Регионоведение : учебник для академического бакалавриата : | Москва : Издательство Юрайт, 2019 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю. А. Симагин, А. В. Обыграйкин ; под редакцией Ю. А. Симагина. | Экономическая география и прикладное регионоведение России: | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на образовательном портале | public.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2.Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3.Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» не предусмотрены. 8.4.Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» не предусмотрены. 8.5.Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Пространственный подход в стратегическом развитии регионов», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |