МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственное управление в сфере экологии и природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_УП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Самойлова С.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Государственное управление в сфере экологии и природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В.,канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В.,канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития для принятии управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает содержание основных проблем охраны природы
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять уровень антропогенного воздействия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет осуществлять комплексную геоэкологическую оценку территории для разработки и принятия управленческих решений
Умеет разрабатывать методические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне
1.1. Государственная экологическая политика Лекции 2 1 Л1.1
1.2. Государственная экологическая политика Практические 2 6 Л1.1
1.3. Государственная экологическая политика Сам. работа 2 14 Л1.1
1.4. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне. Лекции 2 1 ПК-1 Л1.1
1.5. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне. Практические 2 6 ПК-1 Л1.1
1.6. Управление природопользованием в исполнительных органах Федерации, регионах и на местном уровне. Сам. работа 2 16 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Правовые и экономические механизмы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды
2.1. Правовые и экономические механизмы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды Лекции 2 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовые и экономические механизмы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды Практические 2 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Правовые и экономические механизмы государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды Сам. работа 2 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности
3.1. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Лекции 2 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Практические 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности Сам. работа 2 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды.
4.1. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды. Лекции 2 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды. Практические 2 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды. Сам. работа 2 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и принципы государственного управления в сфере экологии и природопользования.
2. Функции управления охраной окружающей природной среды и природопользованием, учет природных ресурсов.
3. Пути и средства реализации государственной экологической политики России.
4. Система государственного управления: распределение функций в сфере охраны окружающей среды.
5. Система государственного управления и контроля в сфере экологии и природопользования.
6. Полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды.
7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды.
8. Основные полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.
9. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации
10. Федеральные целевые экологические программы.
11. Региональные целевые экологические программы.
12. Международные договоры в сфере экологии.
13. Законодательство РФ об экологии.
14. Компетенция и полномочия муниципальных образований в сфере природопользования и охраны окружающей среды
15. Международные договоры в сфере экологии.
16. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов, государственный статистический учет.
17. Роль и полномочия законодательной и судебной ветвей власти в области охраны окружающей природной среды.
18. Особенности управления природопользованием в области минерально-сырьевого комплекса РФ.
19. Особенности управления природопользованием водным фондом и водохозяйственными системами России.
20. Управление охраной лесными ресурсами.
21. Управление в сфере природопользования и охраны земельных
ресурсов.
22. Особенности системы управления отходами.
23. Рекреационные ресурсы и пути улучшения их использования.
24. Охраняемые природные территории.
25. Государственная стратегия охраны атмосферного воздуха.
26. Меры по улучшению радиационной обстановки в РФ.
27. Влияние чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на экологическую и хозяйственную ситуацию.
28. Роль государства в размещении производства и
совершенствовании экономики природопользования в условиях перехода к рынку.
29. Зарубежный опыт управления природопользованием и охраной окружающей среды.
30. Проблемы и перспективы развития экологической службы на государственном муниципальном уровнях.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Предмет и объекты правового регулирования в области природопользования.
2. Принципы правового регулирования природопользования.
3. Правовые источники государственного регулирования природопользования.
4. Государственное регулирование и государственное управление использованием природных ресурсов.
5. Разграничение компетенции РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области управления природопользованием.
6. Понятие и содержание права собственности. Формы и виды права собственности.
7. Право собственности на природные ресурсы. Разграничение права государственной и муниципальной собственности на природные ресурсы.
8. Право частной собственности на природные ресурсы. Права и обязанности собственника природных ресурсов.
9. Вещные права на природные ресурсы, отличные от права собственности.
10. Лицензионный и договорный режимы природопользования – понятие, основные особенности.
11. Лицензирование природопользования – понятие, функции. Государственные органы, осуществляющие лицензирование природопользования.
12. Порядок организации и проведения торгов на право природопользования.
13. Договоры в области природопользования – виды, содержание, порядок заключения.
14. Нормирование в сфере природопользования – понятие, цели.
15. Нормирование в области охраны окружающей среды.
16. Нормирование потребления природных ресурсов.
17. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
18. Плата за природопользование.
19. Основания юридической ответственности за нарушения в сфере природопользования.
20. Виды юридической ответственности за нарушения в сфере природопользования.
21. Порядок расчёта и возмещения вреда, причинённого окружающей среде и природным ресурсам нарушением природоресурсного законодательства.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Природно-ресурсная безопасность" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казанцева Л. А. , Саркисов О. Р. , Любарский Е. Л. Экологическое право: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования Директ-Медиа,, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. Основы природопользования : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (control.mnr.gov.ru)
Э2 2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (www.gosnadzor.ru)
Э3 3. Федеральное агентство по недропользованию (www.rosnedra.com)
Э4 4. Федеральное агентство водных ресурсов (voda.mnr.gov.ru)
Э5 5. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (meteorf.ru)
Э6 6. Федеральное агентство по рыболовству (www.fishcom.ru)
Э7 7. Федеральное агентство лесного хозяйства (www.rosleshoz.gov.ru)
Э8 8. Министерство природных ресурсов и экологии России http://www.mnr.gov.ru/ и др.
Э9 Курс в Moodle "Государственное управление в сфере экологии и природопользования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.