МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление особо охраняемыми природными территориями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_УП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление особо охраняемыми природными территориями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Управление ООПТ» – является базовой
дисциплиной, формирующей у обучающихся готовность использовать современные
управленческие инструменты и механизмы, направленных на снижение загрязнения
окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов.
Целью дисциплины является освоение компетенций в соответствии с образовательной
программой.
Задачи изучения дисциплины:
- освоение теоретических основ и нормативных документов по управлению ООПТ;
- формирование знаний, умений и навыков использования управленческих технологий
в сфере природоохранной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает современные методы и подходы в изучении экологических проблем
ОПК-3.2 Умеет оценивать экологическое состояние окружающей среды в зависимости от уровня техногенной нагрузки
ОПК-3.3 Владеет навыками применения экологических методов для решения прикладных задач в профессиональной деятельности
ПК-1Способен диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития для принятии управленческих решений
ПК-1.1 Знает содержание основных проблем охраны природы
ПК-1.2 Умеет определять уровень антропогенного воздействия
ПК-1.3 Умеет осуществлять комплексную геоэкологическую оценку территории для разработки и принятия управленческих решений
ПК-1.4 Умеет разрабатывать методические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3 - действующее экологическое законодательство, регламентирующее
природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-1 - об экологическом менеджменте,
как о качественно новом подходе к решению проблемы загрязнения окружающей среды;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3 - оценивать риски, экологическую эффективность принимаемых хозяйственных
решений; оценивать принимаемые решения с точки зрения их влияния на состояние
окружающей среды;
ПК-1 - проводить экологический анализ производственной деятельности
предприятия; прогнозировать развитие водохозяйственных систем;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3 - методами экологического анализа хозяйственной деятельности; методами
разработки и внедрения системы экологического менеджмента на предприятиях; методами
управления состоянием окружающей среды с учетом возможных рисков;
ПК-1 - методами
экологической экспертизы, экологического менеджмента и аудита: способами расчета
эффективности инвестиционных проектов в водном хозяйстве и водопользовании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы управления ООПТ
1.1. Теретические основы управления ООПТ Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Классификация ООПТ Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Теретические основы управления ООПТ Сам. работа 3 12 Л1.1, Л1.2
1.4. История развития управления ООПТ Сам. работа 3 12 Л1.2
Раздел 2. Правовые основы управления ООПТ
2.1. Правовые основы управления ООПТ Лекции 3 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Основные правовые акты управления ООПТ Практические 3 4 Л1.1, Л1.2
2.3. Управление ООПТ РФ Лекции 3 2 Л1.2
2.4. Управление деятельностью заповедников Практические 3 6 Л1.1, Л1.2
2.5. Деятельность заказников Практические 3 4 Л1.1, Л1.2
2.6. Управление национальными и природными парками Сам. работа 3 11 Л1.1, Л1.2
2.7. Управление национальными и природными парками Практические 3 4 Л1.2
2.8. Деятельность заповедников Сам. работа 3 6 Л1.1, Л1.2
2.9. Международный опыт развития ООПТ Практические 3 2 Л1.2
2.10. Международный опыт развития ООПТ Лекции 3 2
2.11. Международный опыт развития ООПТ Сам. работа 3 8 Л1.2
2.12. Экзамен 3 27 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Управление особо охраняемыми природными территориями" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10311.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 - Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.Какой из нижеперечисленных правовых актов РФ является основным законодательным актом в области управления особо охраняемыми природными территориями?
a. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
б. Гражданский кодекс Российской Федерации.
в. Закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях".
г. Конституция Российской Федерации.
ОТВЕТ:в

Вопрос 2. Какое понятие относится к категории особо охраняемых природных территорий?
a. Территориальные воды.
б. Лесной фонд.
в. Земли сельскохозяйственного назначения.
г. Заповедники и национальные парки.
ОТВЕТ:г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это комплекс организационных, правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на сохранение природных объектов и регулирование их использования.
ОТВЕТ: Управление особо охраняемыми природными территориями.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития для принятии управленческих решений.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что является основным инструментом для диагностики проблем охраны природы на особо охраняемых природных территориях?
a. Экологическое обследование.
б. Геологическое исследование.
в. Социологический опрос.
г. Анализ финансовых отчетов.
ОТВЕТ:а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Важным аспектом при диагностике проблем охраны природы является ________________________.
ОТВЕТ:анализ степени ущерба окружающей среде.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Территориальная форма охраны природы и ее объекты.
2. Донаучные истоки территориальной охраны природы.
3. Американская традиция в территориальной охране природы.
4. Европейская традиция в территориальной охране природы.
5. Российская традиция в территориальной охране природы.
6. Государственное управление ООПТ в Российской империи, СССР, РФ: основные периоды, проблемы.
7. Государственные природные заповедники как основа системы ООПТ России.
8. Научная деятельность в заповедниках. Основы ведения Летописи природы.
9. Национальные парки и природные парки России. Основные концепции национального парка в мире.
10. Заказники и памятники природы России.
11. Ботанические сады и дендрологические парки ка категории ООПТ в России.
12. Категории охраняемых природных территорий согласно классификации Международного Союза Охраны Природы.
13. Основные биомы суши и наличие в них особо охраняемых природных территорий.
14. Управление охраняемыми природными территориями в США.
15. Управление охраняемыми природными территориями в Канаде.
16. Управление охраняемыми природными территориями в Великобритании и Германии.
17. Управление охраняемыми природными территориями в Австралии и Новой Зеландии.
18. Управление охраняемыми природными территориями в Японии, Республике Корея, Китае, Таиланде.
19. Управление охраняемыми природными территориями в африканских странах.
20. Трансграничные охраняемые территории: суть, история, виды.
21. Конвенция о биологическом разнообразии: основные положения, значимые для территориальной охраны природы.
22. Понятие о наследии. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.
23. Возникновение и развитие концепции всемирной цепи Биосферных резерватов. Севильская стратегия для биосферных резерватов.
24. Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях.
25. Ключевые орнитологические территории и ключевые ботанические территории.
26. Сеть глобальных геопарков ЮНЕСКО.
27. Репрезентативность сетей ООПТ, подходы к ее оценке.
28. Типичные (эталонные) объекты в территориальной охране природы.
29. Уникальные объекты в территориальной охране природы. Подходы к оценке уникальности.
30. Подходы к оценке биологического и ландшафтного разнообразия для решения задач территориальной охраны природы.
31. Уязвимые природные объекты в территориальной охране природы.
32. Эстетические достоинства ландшафтов – критерий для проектирования ООПТ. Аттрактивность.
33. Рукотворные объекты в территориальной охране природы. Природно-антропогенная совместимость.
34. Сакральные объекты в территориальной охране природы.
35. Теория островной биогеографии как важнейшая научная основа концепции экологических сетей.
36. Каркасный подход в моделировании территориальной структуры региона. Экологический каркас.
37. Характеристика основных структурных элементов экологической сети.
38. Научные основы проектирования экологических сетей.
39. Нормативно-правовые основы создания экологических сетей в России.
40. История взаимоотношения охраняемых природных территорий и туризма.
41. Выгоды и издержки взаимодействия охраняемых природных территорий и туризма.
42. Сравнительный анализ особенностей «мягкого» и «жесткого» туризма.
43. Основные модели экотуризма.
44. Классификация экотуров.
45. Методы оценки воздействия туризма на экосистемы.
46. Экологические тропы: история возникновения, классификация, требования к проектированию.
47. история взаимоотношения ООПТ и населения: российский и мировой опыт.
48. Дурбанский аккорд как новая парадигма для ООПТ.
49. Основные выгоды для охраняемых природных территорий от сотрудничества с населением.
50. Основные выгоды для на селения от сотрудничества с охраняемыми природными территориями.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лейкин Ю.А Основы экологического нормирования: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014
Л1.2 Д. В. Черных Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 редкол.: С. И. Авцинов и др. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: энциклопедия Барнаул, 2009 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э2 Министрество природных ресурсов www.mnr.gov.ru
Э3 Консультант+ www.consultant.ru
Э4 Система Гарант www.garant.ru
Э5 Управление особо охраняемыми природными территориями portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408М кабинет природопользования и геоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 25 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты – 2 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы управления отходами» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную ум-ственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы управления отходами» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалами.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указани-ях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стре-миться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, по-ясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотре-нии. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподава-тель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому вос-произведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы вы-ступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказан-ного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, ло-гичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в поясне-нии.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них ис-правления и дополне
Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы управления отходами» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу об-щую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего неболь-шого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.