МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы экологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н. , Доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н. , Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы экологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход к анализу и решению экологических проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать специальные и новые разделы экологии, геоэкологии и природопользования при решении научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии и природопользования
ОПК-2.2 Умеет применять современные методы исследования при решении прикладных задач в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками анализа и оценки влияния антропогенных факторов на экосистемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы экологии, геоэкологии и природопользования
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять современные методы исследования при решении прикладных задач в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками анализа и оценки влияния антропогенных факторов на экосистемы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Устойчивое развитие и современные проблемы человечества
1.1. Устойчивое развитие и современные проблемы человечества. Исторические, экономические и социальные причины возникновения экологических и других глобальных проблем. Лекции 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Классификация глобальных экологических проблем человечества и деградация природной среды. Загрязнение, обезлесение, опустынивание и другие экологические проблемы. Практические 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Антропогенные воздействия на природную среду и их последствия. Виды антропогенных воздействий и деградация природной среды в глобальном, региональном и локальном масштабе. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Проблемы охраны атмосферы
2.1. Охрана атмосферы: основные загрязнители атмосферы, физико-химические методы очистки воздуха. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Локальные экологические проблемы загрязнения атмосферы. Источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах. Зимний и летний смог. Практические 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Глобальные экологические проблемы загрязнения атмосферы. Парниковый эффект, “озоновые дыры” и глобальное изменение климата: миф и реальность. Кислотные осадки, их причины и последствия. Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Проблемы охраны гидросферы
3.1. Глобальный круговорот воды и его роль. Водные ресурсы. Регулирование водопотребления. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Проблемы качества воды. Водно-экологические катастрофы. Проблемы загрязнения прибрежных зон и открытого моря. Использование морских биологических ресурсов. Практические 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Загрязнение Мирового океана. Подходы в охране гидросферы: методы водоподготовки, замкнутые водооборотные системы, методы очистки сточных вод. Сам. работа 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Проблемы охраны земель и литосферы
4.1. Деградация наземных экосистем (потеря пахотных земель, опустынивание, сведение лесов, урбанизация и т.д.) и проблема нехватки пищевых ресурсов, современные пути решения проблем (селекция, генная инженерия и др.). Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Твердые отходы и методы их утилизации. Восстановление земель после техногенных нарушений. Охраняемые природные территории. Практические 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Основы рационального природопользования. Безотходные и малоотходные производства. Сам. работа 2 7 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проблемы сохранения биоразнообразия
5.1. Основные причины уменьшения биоразнообразия и мероприятия по его сохранению. Основные направления сохранения биоразнообразия. Экономическая эффективность сохранения биоразнообразия. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Учет фактора сохранения биоразнообразия в индикаторах устойчивого развития. Экономическая оценка вклада природных экосистем в глобальную биосферную устойчивость. Экономические механизмы сохранения биоразнообразия в мире. Практические 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Охраняемые территории. Приоритеты для охраны. Международные соглашения. Формирование систем ООПТ – важнейшее условие реализации концепции устойчивого развития. Основные функции объектов природнозаповедного фонда: синтетические, ресурсные, социально-экономические. Сам. работа 2 18 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Охрана здоровья и повышение уровня жизни населения
6.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов и химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Лекции 2 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Практические 2 4 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска. Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Пример оценочного средства
1. Какие виды смога Вы знаете?
а) лондонский
б) ливерпульский
в) лас-вегасский
г) лос-анджелесский
2. Какие последствия загрязнения атмосферы имеют локальный характер?
а) «парниковый эффект»
б) смог
в) нарушение озонового слоя
г) кислотные дожди
3. Какие последствия нарушения озонового экрана Вам известны?
а) возникновение смога
б) закисление почв и озер
в) воздействие жесткого УФ-излучения
г) увеличение концентрации СО2
4. Какие виды загрязнений Вам известны?
а) космические
б) химические
в) биологические
г) физические
5. Расположите эти источники загрязнения атмосферы в крупных промышленных городах России, начиная с наибольшего.
а) автотранспорт
б) цветная металлургия
в) теплоэнергетика
г) черная металлургия и нефтяная отрасль
6. По своим масштабам загрязнения атмосферного воздуха бывают ...
а) пространственные
б) региональные
в) локальные
г) глобальные
7. Главными загрязнителями атмосферного воздуха являются ...
а) оксид углерода
б) твердые частицы
в) углеводороды
8. Кислотные дожди возникают при взаимодействии … с атмосферной влагой.
а) диоксида углерода
б) оксидов азота
в) оксида углерода
г) диоксида серы
9. Какие «парниковые газы» Вам известны?
а) пары воды
б) углекислый газ
в) метан
г) озон
10. Какие последствия загрязнения атмосферы имеют локальный характер?
а) смог
б) кислотные дожди
в) «парниковый эффект»
д) нарушение озонового слоя
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для рефератов:
1. Кратко охарактеризуйте основные загрязнители атмосферы.
2. Какие физико-химические методы очистки воздуха вам известны?
3. Перечислите локальные экологические проблемы загрязнения атмосферы.
4. Назовите источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах.
5. В чем отличия зимнего и летнего смогов?
6. Какие глобальные экологические проблемы загрязнения атмосферы вы знаете?
7. Объясните суть парникового эффекта, его последствия для окружающей среды.
8. Кислотные осадки, их причины и последствия.
9. “Озоновые дыры” и их влияние на живые организмы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Устойчивое развитие и современные проблемы человечества.
2. Исторические, экономические и социальные причины возникновения экологических и других глобальных проблем.
3. Классификация глобальных экологических проблем человечества и деградация природной среды.
4. Загрязнение, обезлесение, опустынивание и другие экологические проблемы.
5. Антропогенные воздействия на природную среду и их последствия.
6. Виды антропогенных воздействий и деградация природной среды в глобальном, региональном и локальном масштабе.
7. Охрана атмосферы: основные загрязнители атмосферы, физико-химические методы очистки воздуха.
8. Локальные экологические проблемы загрязнения атмосферы.
9. Источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах.
10. Зимний и летний смог.
11. Глобальные экологические проблемы загрязнения атмосферы.
12. Парниковый эффект, “озоновые дыры” и глобальное изменение климата: миф и реальность.
13. Кислотные осадки, их причины и последствия.
14. Глобальный круговорот воды и его роль.
15. Водные ресурсы. Регулирование водопотребления.
16. Проблемы качества воды.
17. Водно-экологические катастрофы.
18. Проблемы загрязнения прибрежных зон и открытого моря.
19. Использование морских биологических ресурсов.
20. Загрязнение Мирового океана.
21. Подходы в охране гидросферы: методы водоподготовки, замкнутые водооборотные системы, методы очистки сточных вод.
22. Деградация наземных и проблема нехватки пищевых ресурсов.
23. Твердые отходы и методы их утилизации.
24. Восстановление земель после техногенных нарушений.
25. Охраняемые природные территории.
26. Основы рационального природопользования.
27. Безотходные и малоотходные производства.
28. Основные причины уменьшения биоразнообразия и мероприятия по его сохранению.
29. Основные направления сохранения биоразнообразия.
30. Экономическая эффективность сохранения биоразнообразия.
31. Учет фактора сохранения биоразнообразия в индикаторах устойчивого развития.
32. Экономическая оценка вклада природных экосистем в глобальную биосферную устойчивость.
33. Экономические механизмы сохранения биоразнообразия в мире.
34. Охраняемые территории. Приоритеты для охраны. Международные соглашения.
35. Основные функции объектов природнозаповедного фонда.
36. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
37. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека.
38. Состояние и оптимизация среды обитания.
39. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды.
40. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска.
41. Международное экологическое движение и сотрудничество.
42. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем.
43. Международные организации.
44. Международные конвенции и соглашения в области охраны окружающей среды.
45. Экологическое законодательство Российской Федерации.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гривко Е., Глуховская М. Экология : актуальные направления: учебное пособие: ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259142
Л1.2 Экология: Логос, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лузгин Б.Н. Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/20
Л2.2 С.Х. Карпенков Концепции современного естествознания : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные проблемы экологии www.biodat.ru
Э2 www.eco.rian.ru
Э3 Курс в Moodle "Современные проблемы экологии и природопользования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. MS Power Point
2. GreenCITY
3. Stop the Disasters
4. Curve Expert
5. Biodiversity Pro
6. BioDap
7. Oriana
8. TableCurve
9. Axis
10. Малая река
11. Озеро
12. Всемирное рыболовство
13. Спасти леопарда
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
 изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов;
 самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
 закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

При проведении занятий по дисциплине «Современные проблемы экологии», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Алтайского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами).
Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением.