МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доц., Сперанская Наталья Юрьевна

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Экологический менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение теорией и практикой управления экологической деятельностью в организации, получение студентами информационных, правовых и методических знаний для разработки планов и реализации систем экологического управления, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности выпускаемых товаров и предоставляемых услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской
ОПК-6.1 Знает основы проектирования, представления и защиты результатов научно-исследовательской работы
ОПК-6.2 Умеет проектировать научно-исследовательскую работу и представлять ее результаты
ОПК-6.3 Владеет навыками представления и защиты результатов своей научно-исследовательской деятельности
ПК-3Способен проводить научно-исследовательскую работу в области экологии, охраны окружающей среды, экологического мониторинга и экобезопасности и определять сферы применения научно-исследовательских работ
ПК-3.1 Знает научную проблематику и современные методы исследований в области экологии и охраны окружающей среды
ПК-3.2 Умеет проводить научные исследования, оформлять результаты научно-исследовательских работ
ПК-3.3 Владеет навыками определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ в области экологии, охраны окружающей среды, экологического мониторинга и экобезопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.требования международных и российских стандартов в области экологического менеджмента, а также подходы к определению значимых экологических аспектов и связанных с ними экологических воздействий.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить оценку экологических рисков и мероприятия по предупреждению и минимизации последствий проявления антропогенных и природных факторов экологической опасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения неблагоприятных влияний (рисков) и потенциальных благоприятных влияний (возможностей) на окружающую среду и планирование действий в их отношении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепция устойчивого развития и экологический менеджмент
1.1. Принципы концепции устойчивого развития Лекции 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Экологическое управление и экологический менеджмент Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Стандарты и международные рекомендации в области систем экологического менеджмента
2.1. Развитие экологического менеджмента в России Лекции 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Обзор международных стандартов Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Особенности стандартов BS 7750, EMAS, ISO 9000 и ISO 14000 Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные элементы системы экологического менеджмента
3.1. Принципы внедрения системы экологического менеджмента Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
3.2. Предварительная стадия и стадия планирования Практические 4 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
3.3. Стадии организационных мероприятий, контрольных и корректирующих действий Практические 4 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
3.4. Анализ системы экологического менеджмента руководством предприятия Сам. работа 4 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Экологический аудит
4.1. Введение экологического аудита в России. П равовые основы его применения Лекции 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Требования к проведению аудитов Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1
4.3. Виды экологического аудита и их назначение Сам. работа 4 13 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-6: Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной деятельности, в том числе научно-исследовательской.

Тестовые задания
1. Сервис, позволяющий визуализировать результаты работы в виде презентаций, слайд-шоу
а) PowerPoint
б) Word
в) Excel
г) Zoom
2. Сервис, осуществляющий проверку текстовых документов на предмет заимствования информации из общедоступных источников
а) cyberleninka.ru
б) antiplagiat.ru
в) google.com
г) mail.ru
3. Поисковая система, индексирующая полные тексты научных трудов: публикаций, диссертаций, монографий
а) antiplagiat.ru
б) dropbox.com
в) elibrary.ru
г) mail.ru
4. Сервис, предоставляющий услуги интернет-телефонии, который позволяет совершать аудио- и видеозвонки в любую точку мира, организовывать видеоконференции
а) elibrary.ru
б) antiplagiat.ru
в) CorelDRAW
г) Zoom
5. Какой из перечисленных вариантов не является обязательной составляющей исследовательского проекта
а) групповое фото участников
б) цель и задачи
в) план реализации
г) методика проведения исследования
6. Этап проекта, на котором происходит четкая формулировка цели работы и составление плана исследования
а) защита проекта
б) планирование проекта
в) проведение исследования
г) выводы по проекту
7. Этап проекта, на котором происходит обобщение результатов и выявление закономерностей
а) защита проекта
б) планирование проекта
в) выводы по проекту
г) проведение исследования
8. Первым этапом организации проекта из перечисленных является
а) проведение исследования
б) защита проекта
в) выводы по проекту
г) планирование проекта
9. Вторым этапом организации проекта из перечисленных является
а) проведение исследования
б) планирование проекта
в) выводы по проекту
г) защита проекта
10. Третьим этапом организации проекта из перечисленных является
а) защита проекта
б) проведение исследования
в) планирование проекта
г) выводы по проекту

Задания открытого типа
1. Согласны ли Вы с утверждением, что отсутствие различных интерпретаций в постановке цели различными участниками научно-исследовательской деятельности – это смысл критерия «конкретность» (Specific) в целеполагании?
Да
Нет
2. Перечислите признаки научного знания (не менее 3-х).
3. Способы познания объективной действительности, представляющие собой определенную последовательность действий, приемов, операций, называются ……….
4. Метод исследования, который представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию, называется ……….
5. Дайте определение понятию «Визуализация данных»
6. Метод исследования, который представляет собой массовый сбор материала с помощью опроса, называется ……….
7. Согласны ли Вы с утверждением, что программное обеспечение для управления проектами позволяет произвести расчет времени, необходимого на решение каждой из задач; сортировку задач в зависимости от сроков их завершения; сделать презентацию графика работ по проекту в виде диаграммы Ганта; управлять несколькими проектами одновременно.
Да
Нет
8. Перечислите виды графического материала для презентации проекта (не менее 3-х).
9. Метод исследования, который заключается в проведении серии опытов, называется ……….
10. Дайте определение понятию «Валидность»
11. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации проекта можно использовать неограниченное количество анимационных эффектов?
Да
Нет
12. Метод исследования, который позволяет установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления, называется ……… эксперимент.
13. Перечислите 4 основные части презентации научного исследования.
14. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации научного исследования можно использовать текстовые и графические материалы?
Да
Нет
15. Перечислите 3 способа выделения текста в презентации научного исследования.

ПК-3: Способен проводить научно-исследовательскую работу в области экологии, охраны окружающей среды, экологического мониторинга и экобезопасности и определять сферы применения научно-исследовательских работ.

Тестовые задания
1. Принцип устойчивого развития, который заключается в использовании ресурсов экономично и с сохранением их для будущих поколений:
а) экономия ресурсов
б) структура экологического управления
в) экологическая этика
г) экологическая политика
2. Главная задача экологического менеджмента:
а) управление персоналом
б) принятие экологически ориентированных решений
в) ведение документооборота
г) организация встреч руководителей
3. Какие задачи выполняет экологическая служба на предприятии?
а) управление производственным процессом
б) обслуживание компьютерной техники
в) учет и анализ выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
г) контроль за соблюдением техники безопасности
4. Какой из перечисленных принципов не относится к концепции устойчивого развития?
а) принцип культурного многообразия
б) принцип экологической безопасности
в) принцип социальной справедливости
г) принцип экономической эффективности
5. Подход, который стремится создать более устойчивое будущее путем учета экологических, социальных и экономических факторов в принятии решений
а) устойчивое развитие
б) экономический рост
в) глобализация
г) конкуренция
6. Принцип, который заключается в использовании ресурсов в таком количестве, чтобы они могли восстанавливаться естественным путем и не исчерпаться
а) экологическая эффективность
б) устойчивое потребление
в) социальная ответственность
г) экономическая эффективность
7. Какой документ является фундаментом экологического законодательства России?
а) Конституция Российской Федерации
б) Гражданский кодекс Российской Федерации
в) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
г) Уголовный кодекс Российской Федерации
8. Экологическая составляющая устойчивого развития
а) уважение прав человека
б) экономический рост
в) борьба с бедностью
г) защита окружающей среды от загрязнения
9. Какой из перечисленных методов не является составляющим экологического менеджмента?
а) разработка маркетинговых стратегий
б) мониторинг качества воды
в) оценка воздействия на окружающую среду
г) сбор и утилизация отходов
10. Инструмент экологического менеджмента, который позволяет выявлять экологические риски и оценивать экологические последствия деятельности организации
а) мониторинг
б) аудит
в) социальный резонанс
г) общественный фонд

Задания открытого типа
1. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации научно-исследовательской работы не должно быть больше 5 слайдов?
Да
Нет
2. Система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами называется ……… эксперимент.
3. Согласны ли Вы с утверждением, что актуальность, грамотность и академический стиль являются обязательными требованиями к презентации научно-исследовательской работы?
Да
Нет
4. Согласны ли Вы с утверждением, что рекомендуемая длительность доклада презентации научно-исследовательской работы 5-7 минут?
Да
Нет
5. Перечислите обязательные части содержимого титульного слайда презентации научно-исследовательской работы (не менее 4-х).
6. Наблюдение, описание и эксперимент относятся к ……… методам исследования.
7. Дайте определение понятию «Цель научно-исследовательской работы»
8. Согласны ли Вы с утверждением, что библиографический список не является обязательной частью проекта?
Да
Нет
9. Дайте определение понятию «Гипотеза».
10. Обобшение, анализ, синтез, абстрагирование относятся к ……… методам исследования.
11. Согласны ли Вы с утверждением, что все слайды презентации научно-исследовательской работы должны быть в едином стиле?
Да
Нет
12. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации проекта нужен последний слайд с благодарностью за внимание?
Да
Нет
13. ……. – это упорядоченная и обоснованная система взглядов, суждений, положений, позволяющая адекватно объяснять факты, анализировать процессы, прогнозировать и регулировать их развитие.
14. Согласны ли Вы с утверждением, что в презентации научно-исследовательской работы нельзя использовать таблицы?
Да
Нет
15. Согласны ли Вы с утверждением, что успех презентации научно-исследовательской работы – это приятное оформление и уверенный рассказчик с интересной историей?
Да
Нет
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Рекомендуемые стандарты экологического менеджмента на предприятии.
2. Основные принципы, определяющие процесс внедрения на предприятии системы экологического менеджмента.
3. Содержание предварительной стадии внедрения системы экологического менеджмента.
4. Содержание стадии планирования при внедрении системы экологического менеджмента.
5. Содержание стадии организационных мероприятий при внедрении системы экологического менеджмента.
6. Содержание стадии контрольных и корректирующих действий при внедрении системы экологического менеджмента.
7. Содержание заключительной стадии внедрения на предприятии системы экологического менеджмента.
8. Определение целевых и плановых показателей.
9. Экологические аспекты предприятий (примеры).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену

1. Экологический аудит в системе экологического менеджмента.
2. Концепция, принципы, методология экологического менеджмента.
3. В чем особенности экологического менеджмента при реализации концепции устойчивого развития.
4. Экологическое аудирование промышленных предприятий. Цели, задачи, мотивация, программы.
5. Экологическое предпринимательство, рынок экологических услуг.
6. Типы экологических служб на промышленных предприятиях.
7. Экологические риски и экологическое страхование.
8. Основные положения концепции стратегии экологического менеджмента.
9. Что является объектом экологического менеджмента?
10. Основные функции экологического менеджмента.
11. Объекты экологического менеджмента.
12. Какие факторы включает в себя инфраструктура экологического менеджмента?
13. Экологическая политика предприятия.
14. Экологический имидж современного предприятия.
15. Система экологического образования персонала предприятия.
16. Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем экологического управления на промышленных предприятиях.
17. Экологический менеджмент и управление отходами.
18. Понятие и основы экологического страхования.
19. Почвенно-экологический менеджмент и аудит землепользования.
20. Лицензирование экологических видов деятельности.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Масленникова, Л.М. Кузнецов Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F3B0D3DB-9F04-4459-8C9C-5FA996787455
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александров В.Ю. Экологический менеджмент: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Экологический менеджмент» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.greenpeace.org/russia.ru - Гринпис России. Общественная международная неправительственная организация
(информация о проектах, мероприятиях, достижениях общественной организации в области охраны окружающей
среды);
http://ecoportal.ru/dict.php - Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической
безопасности;
www.rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm - Экологический словарь-справочник. В словаре дано толкование более 5 000
терминов, которые используются при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. Особое
внимание уделяется объектам охраны природы. Приведены термины промышленной экологии, экологии человека;
http://www.cntd.ru/noframe/com-spec-ecology - Экологический словарь. Термины и понятия, помещенные в словарь,
охватывают разделы общей и прикладной экологии, а также экологии человека, социальной экологии, географии и
т. д.;
http://www.ecology.ru;
http://www.webdirectory.com - Web-каталог по окружающей среде;
http://www.ecoline.ru Эколайн: справочно-информационная служба.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения данного курса студент слушает лекции по основным темам, посещает практические занятия, занимается
индивидуально.
Начиная изучение дисциплины, студенту необходимо:
- ознакомиться с программой, изучить список рекомендуемой литературы;
- внимательно разобраться в структуре курса, в системе распределения учебного материала по видам занятий, формам контроля, чтобы иметь представление о курсе в целом;
- обратиться к методическим пособиям, позволяющим ориентироваться в последовательности выполнения заданий.