Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В. Мацюра, профессор, д.б.н.
1.1. | Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с избранными проблемами изучения насекомых как одной из важнейших групп животного мира. Задачи дисциплины: на примере детального изучения избранной группы насекомых студент должен - познакомиться с современными проблемами систематики и классификации насекомых; – углубить знания о морфофизиологии насекомых и методах ее изучения; – получить представление о современных проблемах экологии насекомых и методах их изучения; – усовершенствовать навыки анатомирования и определения насекомых, составления коллекций; -приобрести навыки планирования и реализации профессиональных мероприятийпо изучению, оценке разнообразия, состояния и охране насекомых. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3.02 | Способен осуществлять деятельность по обеспечению рационального использования, охране и воспроизводству охотничьих животных и охране охотничьих угодий |
ПК-3.02.1 | Знает биологию охотничьих животных, методики сбора информации об охотничьих животных и правила их учета, а также принципы воспроизводства |
ПК-3.02.2 | Умеет анализировать данные о распределении и численности животных, планировать мероприятия по их охране и воспроизводству |
ПК-3.02.3 | Владеет навыками определения видовой принадлежности животных, анализа состояния популяций охотничьих животных и мониторинг охотничьих угодий |
ПК-4.02 | Способен осуществлять работы по гидробиологическому контролю рыбохозяйственных водоёмов |
ПК-4.02.1 | Знает теоретические основы гидробиологии и контроля рыбохозяйственных водоёмов |
ПК-4.02.2 | Умеет проводить сбор, фиксацию и определение видов гидробионтов |
ПК-4.02.3 | Владеет методами диагностики видовой принадлежности гидробионтов и навыками применения методик расчета стандартных биологических параметров |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные морфологические и функциональные особенности организма избранных групп насекомых, их таксономическое разнообразие, диагностические признаки, методы изучения некоторых аспектов жизнедеятельности; - морфологические и функциональные особенности организма избранных групп насекомых в связи со средой обитания и образом жизни, их таксономическое разнообразие, проблемы систематики, современные методы изучения различных аспектов жизнедеятельности; - современные экспериментальные методы изучения некоторых аспектов жизнедеятельности насекомых (экологии, морфологии, физиологии, развития, поведения). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - работать с определительными таблицами, делать морфологические описания насекомых, проводить наблюдения в природе и лабораторных условиях; - использовать специальную научную литературу для поиска достоверной энтомологической информации. - проводить наблюдения в природе и лабораторных условиях с применением современной аппаратуры, использовать научную периодику, базы данных и Интернет для поиска достоверной энтомологической информации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - некоторыми методами оценки разнообразия и численности насекомых, состояния их популяций, навыками природоохранной деятельности, некоторыми компьютерными технологиями для анализа и представления энтомологической информации в учебных и просветительких целях; - методами оценки разнообразия и численности насекомых, состояния их популяций, навыками природоохранной деятельности, компьютерными технологиями для анализа и представления энтомологической информации, в том числе на научных мероприятиях разного уровня. - некоторыми видами современной аппаратуры и компьютерных технологий при выполнении полевых и лабораторных исследований различных аспектов жизнедеятельности насекомых. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Энтомолгия как наука и ее содержание. Общая и частная энтомология. Прикладные разделы энтомологии. | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Морфология и физиология насекомых | ||||||
2.1. | Покровы насекомых, их функции и значения. Мускулатура. Система обмена веществ. Системы управления ( нервная, эндокринная). Органы чувсив. | Лекции | 6 | 12 | Л2.1, Л1.2 | |
2.2. | Анатомия насекомых | Лабораторные | 6 | 6 | Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 3. Размножение и развитие насекомых, их происхождение | ||||||
3.1. | Половая система. Эмбриональная и постэмбриональное развитие. Метаморфоз. | Лекции | 6 | 4 | Л1.2, Л1.3 | |
3.2. | Определение стадий развития насекомых | Лабораторные | 6 | 6 | Л2.1, Л1.2 | |
3.3. | Происхождение насекомых | Сам. работа | 6 | 6 | ||
Раздел 4. Систематика и классификация насекомых | ||||||
4.1. | Определение насекомых | Лабораторные | 6 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
4.2. | Характеристика основных отрядов насекомых | Сам. работа | 6 | 50 | Л2.1, Л1.2 | |
Раздел 5. Некоторые аспекты экологии насекомых | ||||||
5.1. | Методы изучения экологии насекомых | Лабораторные | 6 | 4 | ||
5.2. | Изучение экологии некоторых насекомых | Сам. работа | 6 | 10 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3.02 Способен осуществлять деятельность по обеспечению рационального использования, охране и воспроизводству охотничьих животных, и охране охотничьих угодий Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. Какие из перечисленных ниже насекомых не являются представителями гнуса? а) комары б) мошки в) шершни* г) слепни 2. Видовое разнообразие какой группы членистоногих определяет устойчивость лесных экосистем? а) многоножек б) паукообразных в) ракообразных г) насекомых* 3. Какое качество насекомых позволило им перейти к некрофагии? а) малые размеры б) способность к полету* в) наружный скелет г) высокая скорость обмена веществ 4. Какая группа перепончатокрылых наиболее эффективно выполняет функцию защиты лесных угодий от вредителей? а) муравьи* б) осы в) пчелы г) наездники 5. В каком отряде насекомых больше всего видов насекомых-эктопаразитов охотничьих животных? а) блохи б) вши в) пухоеды г) двукрылые* Ключ к тестам № вопроса ответ 1 в 2 г 3 б 4 а 5 г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Перечислите отряды насекомых с наибольшим видовым разнообразием (не менее 4-х) (Жуки, Бабочки, Перепончатокрылые, Двукрылые) 2. Верно ли, что насекомые являются высококалорийной и сбалансированной по питательным веществам пищей многих ценных промысловых хищных животных? Да* Нет 3. Назовите основные компоненты экскреторной системы насекомых, обеспечивающие экономное расходование влаги в организме (мальпигиевы сосуды, ректальные железы) 4. Перечислите основные методы изучения насекомых в естественных экосистемах (методы сбора, фиксации и хранения, определение методы количественного учета) 5. У насекомых обнаружено … анализаторов (9) 6. Дайте определение главной меры жизненного цикла насекомых – генерации (поколения) (период полного развития от яйца до имаго – взрослого половозрелого насекомого. 7. Какой тип метаморфоза обеспечивает наиболее совершенные адаптации насекомых к условиям среды? (голометаморфоз или развитие с полным превращением) 8. Действительно ли насекомые превосходят позвоночных по абсолютной мышечной силе? Да Нет* 9. Верно ли утверждение, что кутикула насекомых является источником ценных макро- и микроэлементов, повышающих плодородие почвы? Да* Нет 10. Перечислите качества (не менее 4-х), обеспечивающие доминирование насекомых в большинстве наземных экосистем. (малые размеры, экзоскелет, трахейная система, способность к полету, высокий уровень метаболизма, высокая скорость размножения, сильное развитие органов чувств и т.п.) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4.02 Способен осуществлять работы по гидробиологическому контролю рыбохозяйственных водоёмов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. В каком из перечисленных отрядов насекомых отсутствуют представители гидробионтов? а) Прямокрылые* б) Бабочки в) Сетчатокрылые г) Перепончатокрылые 2. Какая из перечисленных ниже групп насекомых является важнейшим объектом питания бентосоядных промысловых рыб? а) личинки поденок б) личинки стрекоз в) личинки комаров-звонцов (хирономид)* г) личинки жуков 3. Для какого из перечисленных ниже отрядов насекомых, проводящих часть жизненного цикла в воде, характерно развитие с полным превращением? а) Стрекозы б) Поденки в) Клопы г) Ручейники* 4. Какая группа водных насекомых считается наиболее сложной в определении и мало изученной? а) жуки б) двукрылые* в) клопы г) поденки 5. Какая система дыхания преобладает у насекомых-гидробионтов? а) открытая трахейная система (со стигмами)* б) замкнутая трахейная система (с трахейными жабрами) в) кожное дыхание д) дыхание за счет газообмена во внутренней стенке прямой кишки Ключ к тестам № вопроса ответ 1 а 2 в 3 г 4 б 5 а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Верно ли утверждение, что насекомые уступают по массе червям, моллюскам и ракообразным в рационе питания пресноводных рыб? Да Нет* 2. Верно ли, что семейство комаров-звонцов по числу видов, а нередко и по обилию превышает все прочие семейства водных насекомых? Да* Нет 3. Какая фаза развития водных насекомых отличается наибольшей продолжительностью жизни и составляет существенную часть населения самых разнообразных водоемов? (фаза личинки) 4. Верно ли утверждение, что вынос органического вещества из водоемов при вылете имаго, является важной биоценотической ролью водных насекомых? Да* Нет 5. Какие вам известны орудия сбора бентосных насекомых? (гидробиологический сачок, скребок, драга, дночерпатель) 6. Какие важнейшие количественные характеристики популяций гидробионтов применяются при оценке состояния водных объектов? (численность и биомасса) 7. Дайте определение численности популяции гидробионтов (это общее число особей на данной площади или в данном объеме) 8. Дайте определение биомассы популяции гидробионтов (это выраженное в единицах массы количество живого вещества на единицу площади или объема) 9. В каких единицах обычно выражается биомасса гидробионтов? (в г/м2 или г/м3) 10. Личинки каких водных насекомых наиболее чувствительны к загрязнению? (личинки веснянок) 11. Какие водные насекомые являются опасными хищниками для личинок и мальков промысловых видов рыб? (крупные жуки-плавунцы (имаго и личинки) и водолюбы (личинки), клопы, личинки стрекоз). 12. Верно ли, что у водных насекомых эпикутикула развита сильнее, чем у наземных? Да Нет* 13. Верно ли утверждение, что главным азотистым экскретом водных насекомых является мочевая кислота? Да Нет* 14. У каких водных насекомых гемолимфа выполняет функцию переноса кислорода? (у личинок хирономид) 5. Аналогом какого органа млекопитающих принято считать жировое тело насекомых из-за интенсивности проходящим в нем метаболических процессов? (аналогом печени) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе отсутствует. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Роль и значение насекомых в природных сообществах и жизни человека. 2. Причины высокой численности и необычайного видового разнообразия насекомых. 3. История энтомологии в России. Задачи энтомологии на современном этапе. 4. Строение и физиология покровов насекомых. 5. Окраска и пигменты покровов. Изменение окраски. Криптизм, мимезия, мимикрия. 6. Мышечная система насекомых. Уникальные особенности летательных мышц. Механизм полета. 7. Происхождение полета. Активный и пассивный полет. Поддержание равновесия, скорость и маневренность полета насекомых. 8. Пищевые режимы и пищевая специализация насекомых, их пищевые потребности. Ключевые стимулы пищевого поведения. 9. Строение и функции отделов пищеварительной системы насекомых. 10.Особенности морфологии и физиологии экскреторной системы насекомых.. 11.Основные компоненты трахейной системы насекомых. Типы трахейных систем. Уникальные особенности газообмена в трахейной системе. Температурный режим и терморегуляция. 12.Общий план строения кровеносной системы насекомых. Понятие о миксоцеле. Строение и функционирование сердца. Особенности плазмы и форменных элементов гемолимфы насекомых, ее функции. 13. Полость тела насекомых. Строение и функции жирового тела, его связь с гемолимфой. 14. Общий план строения нервной системы насекомых. ЦНС. Брюшная нервная цепочка.БНЦ). Строение сегментального ганглия. 15. Строение и функции головного мозга насекомых. 16. Основные компоненты эндокринной системы насекомых. Гормональный контроль линьки и метаморфоза. 17. Общие сведения об органах чувств насекомых. Хеморецепция, гигрорецепция, терморецепция, электромагнитная чувствительность. 18. Механорецепция у насекомых. Типы строения механорецепторов и образованные ими органы чувств (кроме органов слуха). 19. Слуховая чувствительность насекомых. Варианты строения настоящих органов слуха. Способы генерации звуков. 20. Фоторецепция у насекомых. Строение фасетки и возможности фасеточных глаз. Теории формирования изображения. Простые глаза, их строение и функции. 21. Строение мужской и женской половых систем у насекомых. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Типы яйцевых трубочек. Овариальный цикл и его связь с питанием. 21.Способы осеменения и размножения у насекомых. Типы партеногенеза. Основные фазы развития насекомых. Фаза яйца. Особенности яиц. Специфика протекания ранних этапов эмбриогенеза. Органогенез. Внезародышевые оболочки. Бластокинез. 22. Метаморфоз, его типы и происхождение. 23. Фазы личинки и куколки, их биологические функции и особенности при разных типах метаморфоза. Основные группы) личинок и куколок. 24. Понятие жизненного цикла насекомых, его характеристики. Диапауза как регулятор жизненного цикла. 25.Проблема происхождения насекомых. 26. Принципы систематики и особенности современной классификации насекомых. Общая характеристика одного из отрядов (надотрядов) насекомых. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Общая и частная энтомология.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сост. И. В. Кудряшова [и др.]. | Определитель пресноводных беспозвоночных равнинных водоемов юга Западной Сибири. Ч. 2. Насекомые: Учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2007 | 78 |
Л1.2 | Бей-Биенко Г.Я. | Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов | М.:Высшая школа, 1980 | 49 |
Л1.3 | Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. | Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие | Л.: Агропромиздат, 1985 | 11 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Росс Г., Росс Ч., Росс Д. | Энтомология: | М.:Мир, 1985 | 49 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН | www.zin.ru | ||
Э5 | МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений | macroid.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "Частная энтомология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 Acrobat Reader Microsoft Windows 7 7-Zip Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова/ Биологический факультет/ Кафедра энтомологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. entomology. ru – Загл. с экрана. Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана. МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений (http://macroid.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
Приступая к изучению дисциплины «Частная энтомология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина «Частная энтомология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Частная энтомология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по частной энтомологии является выполнение индивидуальных практических заданий по изучению различных аспектов систематики, морфологии, биологии и экологии насекомых. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде оценивания индивидуального практического задания. В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов или экземпляров насекомых. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом. Основным содержанием самостоятельной работы в курсе «Частная энтомология» является изучение научной литературы по теме индивидуального практического задания, подготовка реферата, доклада и презентации по избранной теме. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Проводится индивидуальный опрос по ходу выполнения индивидуального практического задания, оценивание докладов и презентаций Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. К зачету по энтомологии студенты допускаются при следующих условиях: • выполненное индивидуальное практическое задание не менее чем на «удовлетворительно»; • публичное выступление с докладом и презентацией не менее чем на «удовлетворительно»; • реферат, выполненный не менее чем на «удовлетворительно». Во время зачета студенты получают билет, в котором содержится два теоретических вопроса. На подготовку отводится 20–30 мин. Учащиеся, могут быть освобождены от зачета в случае, если по результатам учебной и научно-учебной деятельности они набрали итоговую сумму баллов от 105 и выше (см. ФОС). |