МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и частная энтомология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Овчаренко Н.Д.

Рабочая программа дисциплины
Общая и частная энтомология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.В. Мацюра, профессор, д.б.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой А.В. Мацюра, профессор, д.б.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с избранными проблемами изучения насекомых как одной из важнейших групп животного мира.
Задачи дисциплины: на примере детального изучения избранной группы насекомых студент должен
- познакомиться с современными проблемами систематики и классификации насекомых;
– углубить знания о морфофизиологии насекомых и методах ее изучения;
– получить представление о современных проблемах экологии насекомых и методах их изучения;
– усовершенствовать навыки анатомирования и определения насекомых, составления коллекций;
-приобрести навыки планирования и реализации профессиональных мероприятийпо изучению, оценке разнообразия, состояния и охране насекомых.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.02Способен осуществлять деятельность по обеспечению рационального использования, охране и воспроизводству охотничьих животных и охране охотничьих угодий
ПК-3.02.1 Знает биологию охотничьих животных, методики сбора информации об охотничьих животных и правила их учета, а также принципы воспроизводства
ПК-3.02.2 Умеет анализировать данные о распределении и численности животных, планировать мероприятия по их охране и воспроизводству
ПК-3.02.3 Владеет навыками определения видовой принадлежности животных, анализа состояния популяций охотничьих животных и мониторинг охотничьих угодий
ПК-4.02Способен осуществлять работы по гидробиологическому контролю рыбохозяйственных водоёмов
ПК-4.02.1 Знает теоретические основы гидробиологии и контроля рыбохозяйственных водоёмов
ПК-4.02.2 Умеет проводить сбор, фиксацию и определение видов гидробионтов
ПК-4.02.3 Владеет методами диагностики видовой принадлежности гидробионтов и навыками применения методик расчета стандартных биологических параметров
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные морфологические и функциональные особенности организма избранных групп насекомых, их таксономическое разнообразие, диагностические признаки, методы изучения некоторых аспектов жизнедеятельности;
- морфологические и функциональные особенности организма избранных групп насекомых в связи со средой обитания и образом жизни, их таксономическое разнообразие, проблемы систематики, современные методы изучения различных аспектов жизнедеятельности;
- современные экспериментальные методы изучения некоторых аспектов жизнедеятельности насекомых (экологии, морфологии, физиологии, развития, поведения).
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с определительными таблицами, делать морфологические описания насекомых, проводить наблюдения в природе и лабораторных условиях;
- использовать специальную научную литературу для поиска достоверной энтомологической информации.
- проводить наблюдения в природе и лабораторных условиях с применением современной аппаратуры, использовать научную периодику, базы данных и Интернет для поиска достоверной энтомологической информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- некоторыми методами оценки разнообразия и численности насекомых, состояния их популяций, навыками природоохранной деятельности, некоторыми компьютерными технологиями для анализа и представления энтомологической информации в учебных и просветительких целях;
- методами оценки разнообразия и численности насекомых, состояния их популяций, навыками природоохранной деятельности, компьютерными технологиями для анализа и представления энтомологической информации, в том числе на научных мероприятиях разного уровня.
- некоторыми видами современной аппаратуры и компьютерных технологий при выполнении полевых и лабораторных исследований различных аспектов жизнедеятельности насекомых.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Энтомолгия как наука и ее содержание. Общая и частная энтомология. Прикладные разделы энтомологии. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Морфология и физиология насекомых
2.1. Покровы насекомых, их функции и значения. Мускулатура. Система обмена веществ. Системы управления ( нервная, эндокринная). Органы чувсив. Лекции 6 12 Л2.1, Л1.2
2.2. Анатомия насекомых Лабораторные 6 6 Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Размножение и развитие насекомых, их происхождение
3.1. Половая система. Эмбриональная и постэмбриональное развитие. Метаморфоз. Лекции 6 4 Л1.2, Л1.3
3.2. Определение стадий развития насекомых Лабораторные 6 6 Л2.1, Л1.2
3.3. Происхождение насекомых Сам. работа 6 6
Раздел 4. Систематика и классификация насекомых
4.1. Определение насекомых Лабораторные 6 8 Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Характеристика основных отрядов насекомых Сам. работа 6 50 Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Некоторые аспекты экологии насекомых
5.1. Методы изучения экологии насекомых Лабораторные 6 4
5.2. Изучение экологии некоторых насекомых Сам. работа 6 10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3.02 Способен осуществлять деятельность по обеспечению рационального использования, охране и воспроизводству охотничьих животных, и охране охотничьих угодий

Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Какие из перечисленных ниже насекомых не являются представителями гнуса?
а) комары
б) мошки
в) шершни*
г) слепни
2. Видовое разнообразие какой группы членистоногих определяет устойчивость лесных экосистем?
а) многоножек
б) паукообразных
в) ракообразных
г) насекомых*
3. Какое качество насекомых позволило им перейти к некрофагии?
а) малые размеры
б) способность к полету*
в) наружный скелет
г) высокая скорость обмена веществ
4. Какая группа перепончатокрылых наиболее эффективно выполняет функцию защиты лесных угодий от вредителей?
а) муравьи*
б) осы
в) пчелы
г) наездники
5. В каком отряде насекомых больше всего видов насекомых-эктопаразитов охотничьих животных?
а) блохи
б) вши
в) пухоеды
г) двукрылые*

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 в
2 г
3 б
4 а
5 г







КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Перечислите отряды насекомых с наибольшим видовым разнообразием (не менее 4-х)
(Жуки, Бабочки, Перепончатокрылые, Двукрылые)
2. Верно ли, что насекомые являются высококалорийной и сбалансированной по питательным веществам пищей многих ценных промысловых хищных животных?
Да*
Нет
3. Назовите основные компоненты экскреторной системы насекомых, обеспечивающие экономное расходование влаги в организме
(мальпигиевы сосуды, ректальные железы)
4. Перечислите основные методы изучения насекомых в естественных экосистемах
(методы сбора, фиксации и хранения, определение методы количественного учета)
5. У насекомых обнаружено … анализаторов
(9)
6. Дайте определение главной меры жизненного цикла насекомых – генерации (поколения)
(период полного развития от яйца до имаго – взрослого половозрелого насекомого.
7. Какой тип метаморфоза обеспечивает наиболее совершенные адаптации насекомых к условиям среды?
(голометаморфоз или развитие с полным превращением)
8. Действительно ли насекомые превосходят позвоночных по абсолютной мышечной силе?
Да
Нет*
9. Верно ли утверждение, что кутикула насекомых является источником ценных макро- и микроэлементов, повышающих плодородие почвы?
Да*
Нет
10. Перечислите качества (не менее 4-х), обеспечивающие доминирование насекомых в большинстве наземных экосистем.
(малые размеры, экзоскелет, трахейная система, способность к полету, высокий уровень метаболизма, высокая скорость размножения, сильное развитие органов чувств и т.п.)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4.02 Способен осуществлять работы по гидробиологическому контролю рыбохозяйственных водоёмов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. В каком из перечисленных отрядов насекомых отсутствуют представители гидробионтов?
а) Прямокрылые*
б) Бабочки
в) Сетчатокрылые
г) Перепончатокрылые
2. Какая из перечисленных ниже групп насекомых является важнейшим объектом питания бентосоядных промысловых рыб?
а) личинки поденок
б) личинки стрекоз
в) личинки комаров-звонцов (хирономид)*
г) личинки жуков
3. Для какого из перечисленных ниже отрядов насекомых, проводящих часть жизненного цикла в воде, характерно развитие с полным превращением?
а) Стрекозы
б) Поденки
в) Клопы
г) Ручейники*
4. Какая группа водных насекомых считается наиболее сложной в определении и мало изученной?
а) жуки
б) двукрылые*
в) клопы
г) поденки
5. Какая система дыхания преобладает у насекомых-гидробионтов?
а) открытая трахейная система (со стигмами)*
б) замкнутая трахейная система (с трахейными жабрами)
в) кожное дыхание
д) дыхание за счет газообмена во внутренней стенке прямой кишки

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 в
3 г
4 б
5 а







КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Верно ли утверждение, что насекомые уступают по массе червям, моллюскам и ракообразным в рационе питания пресноводных рыб?
Да
Нет*
2. Верно ли, что семейство комаров-звонцов по числу видов, а нередко и по обилию превышает все прочие семейства водных насекомых?
Да*
Нет
3. Какая фаза развития водных насекомых отличается наибольшей продолжительностью жизни и составляет существенную часть населения самых разнообразных водоемов?
(фаза личинки)
4. Верно ли утверждение, что вынос органического вещества из водоемов при вылете имаго, является важной биоценотической ролью водных насекомых?
Да*
Нет
5. Какие вам известны орудия сбора бентосных насекомых?
(гидробиологический сачок, скребок, драга, дночерпатель)
6. Какие важнейшие количественные характеристики популяций гидробионтов применяются при оценке состояния водных объектов?
(численность и биомасса)
7. Дайте определение численности популяции гидробионтов
(это общее число особей на данной площади или в данном объеме)
8. Дайте определение биомассы популяции гидробионтов
(это выраженное в единицах массы количество живого вещества на единицу площади или объема)
9. В каких единицах обычно выражается биомасса гидробионтов?
(в г/м2 или г/м3)
10. Личинки каких водных насекомых наиболее чувствительны к загрязнению?
(личинки веснянок)
11. Какие водные насекомые являются опасными хищниками для личинок и мальков промысловых видов рыб?
(крупные жуки-плавунцы (имаго и личинки) и водолюбы (личинки), клопы, личинки стрекоз).
12. Верно ли, что у водных насекомых эпикутикула развита сильнее, чем у наземных?
Да
Нет*
13. Верно ли утверждение, что главным азотистым экскретом водных насекомых является мочевая кислота?
Да
Нет*
14. У каких водных насекомых гемолимфа выполняет функцию переноса кислорода?
(у личинок хирономид)
5. Аналогом какого органа млекопитающих принято считать жировое тело насекомых из-за интенсивности проходящим в нем метаболических процессов?
(аналогом печени)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе отсутствует.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Роль и значение насекомых в природных сообществах и жизни человека.
2. Причины высокой численности и необычайного видового разнообразия насекомых.
3. История энтомологии в России. Задачи энтомологии на современном этапе.
4. Строение и физиология покровов насекомых.
5. Окраска и пигменты покровов. Изменение окраски. Криптизм, мимезия, мимикрия.
6. Мышечная система насекомых. Уникальные особенности летательных мышц. Механизм полета.
7. Происхождение полета. Активный и пассивный полет. Поддержание равновесия, скорость и маневренность полета насекомых.
8. Пищевые режимы и пищевая специализация насекомых, их пищевые потребности. Ключевые стимулы пищевого поведения.
9. Строение и функции отделов пищеварительной системы насекомых.
10.Особенности морфологии и физиологии экскреторной системы насекомых..
11.Основные компоненты трахейной системы насекомых. Типы трахейных систем. Уникальные особенности газообмена в трахейной системе. Температурный режим и терморегуляция.
12.Общий план строения кровеносной системы насекомых. Понятие о миксоцеле. Строение и функционирование сердца. Особенности плазмы и форменных элементов гемолимфы насекомых, ее функции.
13. Полость тела насекомых. Строение и функции жирового тела, его связь с гемолимфой.
14. Общий план строения нервной системы насекомых. ЦНС. Брюшная нервная цепочка.БНЦ). Строение сегментального ганглия.
15. Строение и функции головного мозга насекомых.
16. Основные компоненты эндокринной системы насекомых. Гормональный контроль линьки и метаморфоза.
17. Общие сведения об органах чувств насекомых. Хеморецепция, гигрорецепция, терморецепция, электромагнитная чувствительность.
18. Механорецепция у насекомых. Типы строения механорецепторов и образованные ими органы чувств (кроме органов слуха).
19. Слуховая чувствительность насекомых. Варианты строения настоящих органов слуха. Способы генерации звуков.
20. Фоторецепция у насекомых. Строение фасетки и возможности фасеточных глаз. Теории формирования изображения. Простые глаза, их строение и функции.
21. Строение мужской и женской половых систем у насекомых. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Типы яйцевых трубочек. Овариальный цикл и его связь с питанием.
21.Способы осеменения и размножения у насекомых. Типы партеногенеза.
Основные фазы развития насекомых. Фаза яйца. Особенности яиц. Специфика протекания ранних этапов эмбриогенеза. Органогенез. Внезародышевые оболочки. Бластокинез.
22. Метаморфоз, его типы и происхождение.
23. Фазы личинки и куколки, их биологические функции и особенности при разных типах метаморфоза. Основные группы) личинок и куколок.
24. Понятие жизненного цикла насекомых, его характеристики. Диапауза как регулятор жизненного цикла.
25.Проблема происхождения насекомых.
26. Принципы систематики и особенности современной классификации насекомых.
Общая характеристика одного из отрядов (надотрядов) насекомых.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сост. И. В. Кудряшова [и др.]. Определитель пресноводных беспозвоночных равнинных водоемов юга Западной Сибири. Ч. 2. Насекомые: Учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2007 78
Л1.2 Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов М.:Высшая школа, 1980 49
Л1.3 Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие Л.: Агропромиздат, 1985 11
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Росс Г., Росс Ч., Росс Д. Энтомология: М.:Мир, 1985 49
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Информационная система Zinsecta Зоологического института РАН www.zin.ru
Э5 МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений macroid.ru
Э6 Курс в Moodle "Частная энтомология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010
Acrobat Reader
Microsoft Windows 7
7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова/ Биологический факультет/ Кафедра энтомологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. entomology. ru – Загл. с экрана.
Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.
МАКРОИДентификация – проект МакроКлуба (beta). Классификатор-определитель объектов макросъемки насекомых, паукообразных и растений (http://macroid.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Приступая к изучению дисциплины «Частная энтомология», студент должен ознакомиться с содержанием ее рабочей программы.

Дисциплина «Частная энтомология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.

Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Частная энтомология». Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.

Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Основной формой проведения лабораторных занятий по частной энтомологии является выполнение индивидуальных практических заданий по изучению различных аспектов систематики, морфологии, биологии и экологии насекомых.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде оценивания индивидуального практического задания.
В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов или экземпляров насекомых. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.

Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Приветствуется использование схем или иных способов сворачивания информации. Объем конспекта определяется самим студентом.
Основным содержанием самостоятельной работы в курсе «Частная энтомология» является изучение научной литературы по теме индивидуального практического задания, подготовка реферата, доклада и презентации по избранной теме.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.

Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Проводится индивидуальный опрос по ходу выполнения индивидуального практического задания, оценивание докладов и презентаций

Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
К зачету по энтомологии студенты допускаются при следующих условиях:
• выполненное индивидуальное практическое задание не менее чем на «удовлетворительно»;
• публичное выступление с докладом и презентацией не менее чем на «удовлетворительно»;
• реферат, выполненный не менее чем на «удовлетворительно».
Во время зачета студенты получают билет, в котором содержится два теоретических вопроса. На подготовку отводится 20–30 мин. Учащиеся, могут быть освобождены от зачета в случае, если по результатам учебной и научно-учебной деятельности они набрали итоговую сумму баллов от 105 и выше (см. ФОС).