МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Профессор, Яковлев Р.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Экология животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - сформировать научные представления о структуре взаимоотношений животных и воздействующих на них факторов среды, либо факторов, находящихся под влиянием животных

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5.03Способен планировать и организовывать мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий
ПК-5.03.1 Знает теоретические основы оценки воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду
ПК-5.03.2 Умеет проводить оценку воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду
ПК-5.03.3 Владеет методами оценки состояния окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды с применением природоохранных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать природохранные биотехнологии для проведения мониторинга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки состояния окружающей среды и выявления экологически неблагоприятных территорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологию животных
1.1. Введение в экологию животных. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Подходы и принципы в экологии животных. Методы изучения. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.1
1.3. История изучения экологии животных Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Факториальная экология животных
2.1. Закономерности действия экологических факторов Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Абиотические факторы среды Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Приспособления организмов к среде обитания Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Типы питания у животных и связанные с ними приспособления
3.1. Типы питания у животных Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Приспособления животных к определенным типам питания Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Способы добывания корма Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Пространственная ориентация животных
4.1. Общее предаставление об ориентации животных Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Звуковая и слуховая чувствительность у животных Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.1
4.3. Электрическая и электромагнитная чувствительность. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Среды обитания животных
5.1. Характеристика сред обитания животных Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Приспособления животных к средам обитания Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.1
5.3. Живые организмы как среда обитания. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Типы биотических взаимоотношений
6.1. Разнообразие биотических взаимоотношений животных Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Трофические и топические связи Лабораторные 6 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Форические и фабрические связи. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Популяционная экология животных
7.1. Популяционная структура вида. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
7.2. Биологическая структура популяции. Лабораторные 6 2 Л2.1, Л1.1
7.3. Регуляция численности популяций в биоценозах. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Абиотические факторы это:
А) Температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.
Б) Формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов – растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие.
В) Формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.
Г) Ничего из перечисленного.
2. Биотические факторы
А) Температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.
Б) Формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов – растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие.
В) Формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.
Г) Ничего из перечисленного.
3. Антропогенные факторы
А) Температура, свет, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, солевой состав воды, ветер, течения, рельеф местности – это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.
Б) Формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм постоянно испытывает на себе прямое или косвенное влияние других существ, вступает в связь с представителями своего вида и других видов – растениями, животными, микроорганизмами, зависит от них и сам оказывает на них воздействие.
В) Формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни. В ходе истории человечества развитие сначала охоты, а затем сельского хозяйства, промышленности, транспорта сильно изменило природу нашей планеты. Значение антропогенных воздействий на весь живой мир Земли продолжает стремительно возрастать.
Г) Ничего из перечисленного.
4. Верно ли утверждение? «Большинство экологических факторов – температура, влажность, ветер, осадки, наличие укрытий, пищи, хищники, паразиты, конкуренты и т. д. – не изменчивы в пространстве и времени».
А) Да
Б) Нет
5. Пищу, воду при ее дефиците, убежища, удобные места для размножения и т. п. относят к:
А) Ресурсам
Б) Условиям
6. Условия экологических факторов это:
А) Это такие факторы, к которым организмы вынуждены приспосабливаться, но повлиять на них обычно не могут.
Б) Это такие факторы, к которым организмы не вынуждены приспосабливаться, но повлиять на них обычно не могут.
В) Это такие факторы, к которым организмы не вынуждены приспосабливаться, но повлиять на них обычно могут.
Г) Это такие факторы, к которым организмы вынуждены приспосабливаться, но повлиять на них обычно могут.
7. Приспособления организмов к среде носят название
А) Адаптации +
Б) Ресурсы
В) Условия
Г) Ничего из перечисленного
8. Биохимические механизмы:
А) Проявляются во внутриклеточных процессах, как, например, смена работы ферментов или изменение их количества.
Б) Усиление потоотделения при повышении температуры у ряда видов.
В) Особенности строения и формы тела, связанные с образом жизни.
Г) Поиск животными благоприятных мест обитания, создание нор, гнезд и т. п.
Д) Ускорение или замедление индивидуального развития, способствующие выживанию при изменении условий.
9. Физиологические механизмы:
А) Проявляются во внутриклеточных процессах, как, например, смена работы ферментов или изменение их количества.
Б) Усиление потоотделения при повышении температуры у ряда видов.
В) Особенности строения и формы тела, связанные с образом жизни.
Г) Поиск животными благоприятных мест обитания, создание нор, гнезд и т. п.
Д) Ускорение или замедление индивидуального развития, способствующие выживанию при изменении условий.
10. Морфо-анатомические механизмы:
А) Проявляются во внутриклеточных процессах, как, например, смена работы ферментов или изменение их количества.
Б) Усиление потоотделения при повышении температуры у ряда видов.
В) Особенности строения и формы тела, связанные с образом жизни.
Г) Поиск животными благоприятных мест обитания, создание нор, гнезд и т. п.
Д) Ускорение или замедление индивидуального развития, способствующие выживанию при изменении условий.
11. Поведенческие механизмы:
А) Проявляются во внутриклеточных процессах, как, например, смена работы ферментов или изменение их количества.
Б) Усиление потоотделения при повышении температуры у ряда видов.
В) Особенности строения и формы тела, связанные с образом жизни.
Г) Поиск животными благоприятных мест обитания, создание нор, гнезд и т. п.
Д) Ускорение или замедление индивидуального развития, способствующие выживанию при изменении условий.
12. Онтогенетические механизмы:
А) Проявляются во внутриклеточных процессах, как, например, смена работы ферментов или изменение их количества.
Б) Усиление потоотделения при повышении температуры у ряда видов.
В) Особенности строения и формы тела, связанные с образом жизни.
Г) Поиск животными благоприятных мест обитания, создание нор, гнезд и т. п.
Д) Ускорение или замедление индивидуального развития, способствующие выживанию при изменении условий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Особенности абиотических факторов среды на территории Большого Алтая
2. Особенности антропогенного воздействия на фауну на территории Большого Алтая.
3. Адаптации животных, относящихся к почвенной микрофауне.
4. Адаптации животных, относящихся к почвенной мезофауне.
5. Адаптации животных, относящихся к почвенной макрофауне и мегафауне.
6. Особо-охраняемые природные территории мира, ориентированные на охрану фауны (дать характеристику одной из них).
7. Редкие и исчезающие животные России, стратегии сохранения (дать характеристику двух видов: позвоночного и беспозвоночного животного).
8. Адаптации животных к водной среде в различных типах водоемов.
9. Адаптации животных к условиям с низкими температурами.
10. Адаптации животных к условиям с высокими температурами.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные вопросы к экзамену
1. Экология животных как раздел науки. Краткая история экологии животных.
2. Биосферная роль животных и многообразие их влияния на окружающую среду.
3. Основные понятия, связанные с охраной и использованием животного мира. Федеральный закон о животном мире.
4. Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных. Совокупность факторов, вызывающих гибель особей, популяций и видов в целом.
5. Экологические факторы. Классификация экологических факторов.
6. Закон оптимума. Закономерности действия экологических факторов на животных.
7. Биологические циклы в жизни животных: суточные, сезонные, многолетние.
8. Свет в жизни животных. Свет как экологический фактор: солнечная радиация, действие разных участков спектра солнечного излучения на животных.
9. Свет в жизни животных. Свет как условие ориентации животных. Дневные и ночные животные. Полнота зрительного восприятия. Свет и поведение животных.
10. Вода в жизни животных. Значение воды в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Способы поступление воды в организм животного и ее выделение.
11. Экологические группы водных животных по типу тоничности жидкостей тела и способов регуляции тоничности. Пресноводная осморегуляция.
12. Экологические группы водных животных по типу тоничности жидкостей тела и способов регуляции тоничности. Осморегуляция в море у костных и хрящевых рыб.
13. Водный обмен у наземных животных: амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.
14. Приспособление к обитанию в аридных условиях: метаболическая вода, кожные влагопотери, выведение воды через почки, регуляция диуреза, кишечная реабсорбция, адоптивное поведение.
15. Солевой обмен у наземных позвоночных. Почечная экскреция солей. Солевые железы. Адаптивное поведение; приспособление к солевой недостаточности.
16. Принципы водного дыхания. Животные, не имеющие специальных органов дыхания. Специальные органы водного дыхания. Механизм и эффективность водного газообмена. Приспособление к изменению содержания кислорода в воде.
17. Дыхание у насекомых. Воздушное дыхание у рыб. Газообмен в воздушной среде.
18. Принципы воздушного дыхания. Роль кожи в дыхании. Дыхание амфибий, рептилий и млекопитающих. Дыхание у птиц. Приспособление к гипоксии. Газообмен у ныряющих животных.
19. Пойкилотермия. Температура тела при пойкилотермии. Метаболизм и интенсивность жизнедеятельности. Механизмы температурной адаптации. Элементы терморегуляции. Адаптивное поведение.
20. Гомойотермия. Температура тела при гомойотермии. Химическая и физическая терморегуляции. Терморегуляторное поведение. Обратная гипотермия (гетеротермность). Инерционная гомойотермия.
21. Типы взаимоотношений животных. Характеристика положительных взаимоотношений.
22. Типы и характеристика отрицательных взаимоотношений животных.
23. Взаимоотношения по типу хищник-жертва. Типизация поведения животных при охоте. Приспособление жертвы.
24. Взаимоотношения по типу паразит-хозяин. Типы паразитизма. Коадоптация паразитов и хозяев.
25. Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
26. Наземно-воздушная среда обитания. Условия обитания животных в наземно-воздушной среде. Основные адаптации животных.
27. Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособление животных к жизни в почве. Типы почвенных животных. Почвенные животные и плодородие почвы.
28. Живой организм как среда обитания животных. Приспособление животных к жизни в живых организмах. Гиперпаразитизм у животных.
29. Локомоция у животных. Типы передвижения животных. Виды локомоции. Локомоция в воде и на суше.
30. Экологические группы животных по питанию. Приспособления, связанные с питанием растительной и животной пищей.
31. Убежища животных. Временные и постоянные убежища.
32. Экологические группы насекомых. Основные адаптации к среде обитания и образу жизни.
33. Экологические группы рыб. Основные адаптации к образу жизни.
34. Экологические группы птиц. Основные адаптации к образу жизни.
35. Экологические группы млекопитающих. Основные адаптации к образу жизни.
36. Популяционная экология животных. Внутривидовая структура: подвиды, географические популяции, экологические популяции, элементарные популяции.
37. Популяционная экология животных. Группы животных по типу использования пространства. Поддержания пространственной структуры.
38. Популяционная экология животных. Иерархия и поддержание этологической структуры. Колонии, стаи, стада.
39. Популяционная экология животных. Поддержание плотности населения. Механизмы. Эффект группы, эффект массы.
40. Популяционная экология животных. Поддержание генетической структуры популяции, основные механизмы.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Экология животных.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева Экология животных : учебное пособие Лань, 2015
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ручин А.Б. Экология популяций и сообществ: М:Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru/
Э2 http://elibrary.ru
Э3 http://www.zoomet.ru
Э4 http://www.biodat.ru
Э5 Курс в Moodle "Экология животных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины