МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агроэкология и экологическая безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., зам. дир. по науч. раб. ФГБУН ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Агроэкология и экологическая безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплин - формирование системы знаний по основным разделам сельскохозяйственной экологии, об основных законах и принципах агроэкологии, факторах среды, влияющих на продуктивность культурных растений, структуре и динамике сообщества растений, обитающих на сельскохозяйственных полях (фитоценозы) и влиянию компонентов агробиоценозов на жизнедея-тельность культивируемых растений.
Задачи:
- обеспечить усвоение теоретических и прикладных аспектов агроэкологии;
- ознакомить с изменением парадигмы природопользования: отказом от антрпоцентрического подхода к ней и ориентация на сохранение природы (производство сельскохозяйственной продукции без разрушения экологической базы);
- сформировать представление об изучении, оценке состояния и оптимизации агроэкосистем;
- сформировать навыки и умения в использовании различных агрофитоценозов в зависимости от экологических условий;
- заложить базовые знания по экологической безопасности с/х продукции: стандарты, нормативы, технологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.03Способен проводить оценку воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду
ПК-3.03.1 Знает теоретические основы оценки воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду
ПК-3.03.2 Умеет проводить оценку воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду
ПК-3.03.3 Владеет методами оценки состояния окружающей среды
ПК-4.03Способен планировать мероприятия по обеспечению экологической безопасности продуктов сельскохозяйственного производства
ПК-4.03.1 Знает теоретические основы обеспечения безопасности продуктов сельскохозяйственного производства
ПК-4.03.2 Умеет планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности сельскохозяйственной продукции
ПК-4.03.3 Владеет методами оценки экологической безопасности сельскохозяйствен ной продукции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает теоретические основы оценки воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду;
Знает теоретические основы обеспечения экологической безопасности продуктов сельскохозяйственного производства

3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить оценку воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду;
Умеет планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности сельскохозяйственной продукции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки состояния окружающей среды;
Владеет методами оценки экологической безопасности сельскохозяйственной продукции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в агроэкологию
1.1. История развития агроэкологии. Агроэкология как комплексная наука: цель, задачи, объекты изучения и методологическая основа. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Методы исследований в агроэкологии. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Население агроэкосистем. Растения и грибы.
2.1. Культурные растения. Экологические факторы, влияющие на культурные растения в агроэкосистеме. Влияние культурных растений на среду. Лекции 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Классификация агроэкосистем. Свойства. Особенности агроэкосистем, их отличия от природных и техногенных экосистем. Основные понятия агроэкологии. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Сорняки. Классификации сорняков по месту произрастания и происхождению. Конкурентные отношения сорняков и культурных растений. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Биологические особенности и урожай культурных растений (потенциальный, климатически обеспеченный, программируемый и производственный урожай). Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Адаптации сорняков. Экологические требования сорняков к среде. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Микроорганизмы. Бактерии почвенного профиля. Бактерии как компоненты агроэкосистем. Функциональная роль бактерий в агроэкосистемах. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Почвенные животные. Классификации почвенных обитателей. Адаптации почвенных животных к среде обитания. Роль почвенных животных. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Почвенные водоросли. Биоразнообразие почвенных водорослей. Водоросли и экологические факторы почвы. Водоросли как компоненты агроэкосистем. Функциональная роль водорослей в агроэкосистемах. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Почвенные грибы. Грибы и экологические факторы среды. Грибы как компоненты агроэкосистем. Функциональная роль грибов в агроэкосистемах. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Население агроэкосистем. Животные
3.1. Систематический обзор почвенной фауны и экологические особенности. Простейшие (жгутиконосцы, саркодовые, инфузории). Черви (плоские, коловратки, круглые, кольчатые). Моллюски (раковинные брюхоногие и голые слизни). Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Членистоногие (многоножки, мокрицы, паукообразные, насекомые). Функциональная роль почвенной фауны в агроценозах. Паразиты пастбищных животных. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Птицы и млекопитающие в агроценозах. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Деструкция в агроэкосистемах
4.1. Почва как центральное звено агроэкосистем. Деструкция органического вещества в почве. Скорость разложения и минерализации органических остатков. Лекции 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Биогеохимические циклы в естественных экосистемах и агроэкосистемах. Воздействие агроэкосистемы на биосферу. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Цикл углерода. Пути превращения одноуглеродистых соединений. Разложение сложных безазотистых веществ. Круговорот кислорода. Превращение водорода. Круговорот азота: азотфиксация, аммонификация, нитрификация, денитрификация. Круговорот серы. Круговорот фосфора. Круговорот калия. Круговорот железа. Круговорот марганца. Круговорот алюминия. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Экология землепользования
5.1. Общая мировая земельная площадь. Виды земель. Типы и виды землепользования. Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Сельскохозяйственное землепользование. Отрасли сельского хозяйства. Рациональное землепользование. Отрицательное антропогенное воздействие на агроэкосистемы: воздействие сельскохозяйственной техники, мелиорации, загрязнений. Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Устойчивость почв. Деградация почв. Мероприятия, предотвращающие поступление токсичных элементов в растения. Радиоактивное загрязнение почв. Дегумификация почв: понятие и приемы устранения дегумификации почв. Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Альтернативные системы землепользования
6.1. Система экологически оптимальной биопродуктивности сельскохозяйственных культур. Поликультуры. Восстановительное земледелие. Биоземледелие и биологическая защита растений. Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Производство экологически безопасной продукции. Вещества, загрязняющие продукты питания и корма, их предельно допустимая концентрация (ПДК) в продуктах. Загрязненность продуктов животноводства остатками антибиотиков. Сам. работа 6 6 Л1.2, Л1.1
6.3. Новая концепция развития сельского хозяйства. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Стратегические задачи сельского хозяйства: повышение эффективности фотосинтеза, экологизация сельского хозяйства и снижение энергоемкости, модернизация трофических цепей (растение-человек, растение-животное-человек). Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Экологическая безопасность с/х продукции
7.1. Понятие «экологическая безопасная продукция». Производство экологически безопасной продукции. Вещества, загрязняющие продукты питания и корма, их предельно допустимая концентрация (ПДК) в продуктах. Загрязненность продуктов животноводства остатками антибиотиков. Эколого-токсикологические нормативы. Лабораторные 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Оценка состояния агроэкосистем. Оценка сельскохозяйственной продукции. Вещества загрязняющие продукты питания и корма. Перечень загрязняющих веществ. Пестициды и их остаточные количества. Регуляторы роста растений. Продукты жизнедеятельности вредителей. Приемы снижения негативного действия токсикантов. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1. Повышение плотности почвы на 0,1 г/см3 ведет к
а) повышению урожая на 10 %
б) снижению урожая на 10 %
в) лучшей азотфиксации
г) накоплению кальция

2. Какая вспашка оказывает наименьшее отрицательное влияние на агроценоз?
а) безотвальная
б) по технологии Вильямса
в) плоскорезная
г) с почвоуглублением

3. Наибольший урон наносится этим видом мелиорации.
а)фитомелиорация
б)ландшафтная
в)агрохимическая
г)гидротехническая

4. К факторам деградации почв не относятся
а) эрозия
б) выпас скота
в) орошение
г) осолонцевание

5. При каком значении рН почвы считаются бесплодными?
а)рН=1
б)рН=3
в)рН=7
г)рН=9

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 б
2 а
3 г
4 в
5 б

Задания открытого типа

1. Перечислите методы защиты почв от эрозии.
(регуляция стоков, террасирование, нормирование выпаса)

2. Оптимальная плотность почвы в агроэкосистеме составляет ... г/см3.
(1,1 г/см3)

3. Назовите механизмы уменьшения технологических потерь почвы.
(работы в сухое время, дороги с твердым покрытием, гладкая поверхность клубней и корнеплодов)

4. Механизмами какой мелиорации являются осушение, орошение, снегозадержание?
(гидротехнической)

5. Предельная интенсивность разрушения почв, компенсирующаяся почвообразованием, это – …
(норма эрозии)

6. Кислотные дожди не ведут к…
(снижению минерализации, дефолиации, токсикозу почв)

7. Увеличение кислотности почв ведет к … тяжелых металлов
(увеличению подвижности)

8. Какие последствия может иметь избыточность экологического фактора?
(снижение урожая)

9. Какие законы земледелия вам известны?
(закон максимума, закон возврата, закон минимума)

10. Какие экологические требования предъявляют к пестицидам?
(низкая токсичность для человека, отсутствие аккумуляции в организме человека, быстрое разложение в окружающей среде)

11. Какие альтернативные виды земледелия вы знаете?
(биодинамическое, органическое, органо-биологическое)

12. По закону минимума величина урожая ограничивается фактором, находящимся в …
(минимуме)

13. По закону максимума избыточность фактора может вызывать …
(снижение урожая)

14. Следствием какого закона можно считать нерациональным вложение средств в отдельные факторы при наличии факторов, остающихся в минимуме?
(закон совокупного действия факторов)

15. По закону возврата необходимо возвращать в почву …
(элементы минерального питания растений)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.

Тестовые задания

1. Какие заморозки являются следствием интенсивного излучения тепла в ночное время?
а) адвективные
б) радиационные
в) позднеосенние
г) ранневесенние

2. Как задерживать развитие овощей в фазе вегетативного роста?
а) увеличением интенсивности искусственного освещения
б) интенсивным орошением
в) искусственным укорочением длины светового дня
г) применением пестицидов

3. Способность сельскохозяйственных культур переносить отрицательные температуры называется …
а) жаростойкость
б) зимостойкость
в) холодоустойчивость
г) морозоустойчивость

4. Аллелопатические взаимодействия между культурными растениями и сорняками проявляются в форме …
а) физических воздействий
б) механических воздействий
в) химических воздействий
г) биологических воздействий

5. Микориза – это пример каких положительных взаимоотношений?
а) комменсализм
б) паразитизм
в) мутуализм
г) протокооперация

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 б
2 в
3 г
4 в
5 в

Задания открытого типа
1. Согласно какому закону при правильной эксплуатации в почве накапливаются элементы минерального питания, гумус?
(закон прогрессивного нарастания плодородия)

2. Что по закону возврата необходимо возвращать в почву?
(элементы минерального питания растений)

3. Что по закону оптимума делают несколько факторов, находящихся в оптимуме?
(усиливают КПД использования минимального фактора)

4. Следствием какого закона земледелия можно считать нерациональным вложение средств в отдельные факторы при наличии факторов, остающихся в минимуме?
(закон минимума)

5. Из млекопитающих наиболее часто в агроценозах встречаются представители отряда …
(грызунов)

6. Из птиц в агроценозах наиболее обычны представители отряда …
(воробьинообразные)

7. Большая часть почвенных насекомых, многоножек и энхитреид агросистем являются представителями …
(мезофауны)

8. Хищниками-энтомофагами почвы агроценозов являются …
(жужелицы, стафилины)

9. На кого могут нападать хищные грибы?
(на нематод)

10. К области корней растений (ризосфере) тяготеют …
(бактерии, грибы, простейшие)

11. Разлагающимися растительными остатками в агроценозах питаются …
(сапрофаги)

12. Водяную пленку в почве агроценозов заселяют представители размерной группы …
(нанофауна)

13. Какие почвенные водоросли способны связывать молекулярный азот в агросистемах?
(сине-зеленые водоросли, или цианобактерии)

14. Фотореспирация у растений С3 повышает холодостойкость, но снижает …
(скорость фотосинтеза)

15. Какой показатель позволяет оценить суровость зимы и какие величины он учитывает?
(индекс Шульгина: температуру и высоту снежного покрова)

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации по дисциплин

1. Агроэкология как наука. Особенности агросистем.
2. Почвенный профиль и механический состав как экологические факторы агроэкосистем.
3. Ветер и рельеф как экологические факторы агроценозов.
4. Теплообеспеченность земель агроландшафтов.
5. Влагообеспеченность почв агроэкосистем.
6. Свет и кислотность почв агроценозов как экологические факторы.
7. Влияние культурных растений на окружающую среду.
8. Сорняки. Классификации сорняков. Адаптации сорняков к среде обитания.
9. Экологические требования сорняков к среде обитания.
10. Конкурентные отношения культурных растений и сорняков.
11. Функциональное значение и химическая природа колинов.
12. Классификации почвенной фауны агроценозов.
13. Адаптации педобионтов к жизни в почве.
14. Роль почвенных животных в агросистемах.
15. Приспособления почвенных обитателей к абиотическим факторам среды обитания.
16. Локомоторные адаптации и расселение почвенных животных.
17. Трофические адаптации почвенных животных в агроценозах.
18. Почвенные простейшие агроэкосистем.
19. Почвенные черви в агроценозе.
20. Моллюски в агросистемах.
21. Почвенные членистоногие агроценоза.
22. Паразиты пастбищных животных.
23. Птицы в агросистемах.
24. Млекопитающие в агроценозах.
25. Методы защиты растений.
26. Почвенные водоросли агроэкосистем.
27. Грибы в агроценозах.
28. Бактерии почвенного профиля агроценозов.
29. Почва – центральное звено в агросистеме.
30. Деструкция органического вещества в почве.
31. Цикл углерода. Пути превращения одноуглеродных соединений.
32. Разложение сложных безазотистых веществ.
33. Круговорот кислорода и водорода.
34. Круговорот азота.
35. Круговорот серы.
36. Круговорот фосфора.
37. Круговорот калия и железа.
38. Круговорот марганца и алюминия.
39. Воздействие сельскохозяйственной техники на агросистемы.
40. Воздействие мелиорации на агросистемы.
41. Деградация почв. Эрозия.
42. Химическое загрязнение почв агросистем.
43. Радиационное загрязнение почв агросистем.
44. Пестициды.
45. Нефтяное загрязнение почв.
46. Оптимизация агроландшафта.
47. Законы земледелия – основной фактор стабилизации аграрных экосистем.
48. Основные проблемы земледелия. Меры повышения продуктивности земель.
49. Экологическое земледелие.
50. Экологическая безопасность сельхозпродукции.

Критерии оценивания на экзамене:

Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куликов Я.К. Агроэкология: учебное пособие. : Учебное пособие Вышэйшая школа, 2012
Л1.2 Герасименко В.П. Практикум по агроэкологии: Учебное пособие для студентов СПб.: Изд-во Лань, 2009 5
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. П. Бабьева, Г. М. Зенова Биология почв: [учеб. для ун-тов] М.: Изд-во МГУ, 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система ЛАНЬ e.lanbook.com
Э2 www.biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle "Агроэкология и экологическая безопасность сельскохозяйтвенной продукции" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.