МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Силантьева М.М.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор , Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение знаниями об особенностях организации научного проекта по теме курсовой работы, освоение практических методов и приемов проведения научных исследований, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий; получение навыков составления научных отчетов, критического анализа информации и подготовки курсовой работы как научного проекта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен в сфере своей профессиональной деятельности самостоятельно определять стратегию и проблематику исследований, принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов, обеспечивать меры производственной безопасности при решении конкретной задачи;
ОПК-7.1 Имеет представление об основных источниках и методах получения профессиональной информации; основные направления научных исследований в сфере профессиональной деятельности
ОПК-7.2 Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных
ОПК-7.3 Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных
ОПК-7.4 Владеет навыками оценки результатов проведенных экспериментов и наблюдений при решении конкретной задачи
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы методологии научного исследования, основы теории познания; процедуры критического анализа, методики анализа результатов исследования и разработки стратегий проведения исследований, организации процесса принятия решения
3.2.Уметь:
3.2.1.Выстроить логику научного исследования и подобрать адекватные методы исследования при организации работ по собственному научному проекту; принимать конкретные решения для повышения эффективности процедур анализа проблем, принятия решений и разработки стратегий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами установления причинно-следственных связей и определения наиболее значимых среди них; методиками постановки цели и определения способов ее достижения; методиками разработки стратегий действий при проблемных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы научного знания
1.1. Определение науки. Основные этапы развития науки. Понятие о научном знании. Этические и методологические основания методологии. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Методы научного познания. Терминология Практические 1 1 Л2.5, Л1.1
1.3. Этапы развития предметной научной области выполняемой ВКР Сам. работа 1 10 Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Выбор направления, постановка проблемы и этапы научно-исследовательской работы
2.1. Выбор, цель, актуальность и новизна научного исследования. Выдвижение ирабочей гипотезы Лекции 1 2 Л2.4, Л1.1
2.2. Обоснование актуальности и новизны научного исследования ВКР Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
2.3. Разработка задач и программы исследования по теме ВКР Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 3. Поиск, накопление и обработка научной информации
3.1. Документальные и электронные источники информации, их анализ Лекции 1 4 Л2.5, Л1.1
3.2. Составление библиографического списка с использованием ГОСТ Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Обработка научной информации, её фиксация и хранение Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 4. Теоретические и экспериментальные исследования
4.1. Теоретические и экспериментальные исследования Лекции 1 4 Л1.1
4.2. Методы, структура и модели теоретического исследования Практические 1 2 Л1.1, Л2.2
4.3. Экспериментальные исследования: методика и планирования эксперимента Практические 1 2 Л2.4, Л1.1
4.4. Влияние различных факторов на ход эксперимента Сам. работа 1 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Обработка результатов экспериментальных исследований
5.1. Обработка результатов экспериментальных исследований Лекции 1 2 Л2.3, Л1.1
5.2. Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности Практические 1 2 Л2.1, Л1.1
5.3. Методы графической обработки результатов измерений Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.2
5.4. Оформление результатов научного исследования. Устное представление доклада Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Понятие и структура выпускной квалификационной работы в магистратуре
6.1. Понятие и структура ВКР Лекции 1 2 Л2.4, Л1.1
6.2. Структура ВКР. Формулирование цели и задач исследования Практические 1 3 Л1.1
6.3. Написание раздела методы исследования Сам. работа 1 10 Л2.3, Л1.1
Раздел 7. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности
7.1. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Особенности научной деятельности Сам. работа 1 6 Л1.1
Раздел 8. Роль науки в современном обществе
8.1. Социальные функции науки, нравственность и научная этика Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
8.2. Противоречия в науке и в практике Практические 1 2 Л1.1
8.3. Научная этика Сам. работа 1 0 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Исторический метод относится к:
А. Диалектическим методам
Б. Общенаучным методам
В. Конкретно-научным методам
Г. Системным методам
2. Метод, с помощью которого происходит мысленное отвлечение от несуществующих свойств и связей предметов:
А. Идеализация
Б. Формализация
В. Абстрагирование
Г. Моделирование
3. Основной метод научного исследования, подтверждающий гипотезу:
А. Теоретический анализ
Б. Наблюдение
В. Письменный и устный опрос
Г. Эксперимент
4. К методам, используемым на теоретическом уровне познания не относится:
А. Идеализация
Б. Формализация
В. Абстрагирование
Г. Моделирование
5. Гипотеза — это:
А. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией
Б. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности В. Философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества
Г. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов
6. Концепция означает:
А.Систему взглядов, то или иное понимание явлений, процессов
Б. Единый, определяющий замысел, основная точка зрения в различных видах деятельности В.Структурную организацию сложных систем, которая упорядочивает взаимодействие между уровнями в порядке от высшего к низшему
Г. Философскую концепцию, признающую объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества
7.Теория – это:
А. Воззрение, считающее, что всякое развитие в мире служит осуществлением заранее предопределенных целей
Б. Совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел
В. Научное объяснение хорошо установленных фактов
Г. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов
10. Методом теоретического познания является:
А.Идеализация
Б.Эксперимент
В.Системный подход
Г.Наблюдение
11. Объект-заместитель объекта - оригинала, предназначенный для получения информации об оригинале – это:
A. Аналогия
Б. Модель
B. Гипотеза
Г. Решение
11. Метод абстрагирования предполагает:
А.Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя
Б.Метод исследования, состоящий в соединении отдельных сторон предмета в единое целое
В. Метод перехода от знаний отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическим обобщениям Г.Метод перехода от общих суждений к частным
12.Теоретическое познание представляет собой:
А. Познание, в котором отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами Б. Познание, обеспечивающее непосредственную связь человека с окружающей действительностью, поставляющее науке факты, фиксирующее устойчивые связи, закономерности окружающего мира
В. Полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом
Г. Знание, характеризующееся неполнотой совпадения образа с объектом
13. Абсолютное знание представляет собой:
А. Познание, в котором отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами Б. Познание, обеспечивающее непосредственную связь человека с окружающей действительностью, поставляющее науке факты, фиксирующее устойчивые связи, закономерности окружающего мира
В. Полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом
Г. Знание, характеризующееся неполнотой совпадения образа с объектом
14. Понятие это:
А. Мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления
Б. Познание, обеспечивающее непосредственную связь человека с окружающей действительностью, поставляющее науке факты, фиксирующее устойчивые связи, закономерности окружающего мира
В. Полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное совпадение образа с объектом
Г. Знание, характеризующееся неполнотой совпадения образа с объектом
15.Научная картина мира представляет собой:
А. Целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы Б. Выявление и осмысление движущих сил, предпосылок, оснований и закономерностей роста и функционирования научного знания
В. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности
Г. Философское учение о системе специально апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного познания
16. Научная идея представляет собой:
А. Интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации
Б. Целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы В. Выявление и осмысление движущих сил, предпосылок, оснований и закономерностей роста и функционирования научного знания
Г. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности
Д. Положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, из которой выводятся все остальные положения теории.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Какие виды методов управления научными исследованиями вам известны?
2. Какие разделы отражаются в плане научно-исследовательской работы коллектива? В личном индивидуальном плане по научно-исследовательской работе?
3. Перечислите основные принципы организации и управления научным коллективом.
4. Что такое конфликт?
5. Какие психологические аспекты взаимоотношения руководителя и подчиненного вам известны?
6. Кого относят к неформальной группе?
7. Как сотрудник может повысить свою работоспособность?
8. Как сплотить научный коллектив?
9. Назовите наиболее распространенную структуру научного подразделения.
10. Что такое научный коллектив?
11. Что такое индивидуальный план научно-исследовательской работы?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Определение науки, функции, классификация, отрасли.
2. Наука и другие формы освоения действительности.
3. Основные этапы развития науки.
4. Методология и методы познания.
5. Характеристики научной деятельности.
6. Особенности научной деятельности.
7. Принципы научного познания.
8. Средства и методы научного исследования.
9. Организация процесса проведения исследования.
10. Фаза проектирования научного исследования.
11. Технологическая фаза научного исследования.
12. Рефлексивная фаза научного исследования.
13. Специфика организации коллективного научного исследования.
14. Теоретические методы исследования.
15. Модели исследований.
16. Экспериментальные исследования.
17. Планирование эксперимента.
18. Структура и организация научных учреждений.
19. Управление, планирование и координация научных исследований.
20. Особенности научной деятельности.
21. Философско-психологические, науковедческие, этические и эстетические основания науки.
22. Структурная организация научного коллектива.
23. Методы и средства управления научным коллективом.
24. Основные принципы организации и управления.
25. Методы сплочения научного коллектива. Психологические аспекты взаимоотношения руководителя и подчиненного.
26. Характеристики учебной деятельности в магистратуре.
27. Структура и особенности подготовки разделов выпускной квалификационной работы в магистратуре.
28. Определение темы, научной проблемы, гипотезы, актуальности и новизны в выпускной квалификационной работе. Практическая значимость.
29. Этапы проведения научного исследования, формулирование заключений и выводов.
30. Роль науки в современном обществе.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов Н. А., Круглов Д. В., Кораблева О. Н. Методология научных исследований: Учебник и практикум для вузов Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450489
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пещеров Г.И. Методология научного исследования: учебное пособие Институт мировых цивилизаций, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 А. М. Новиков, Д. А. Новиков Методология научного исследования: учебно-методическое пособие Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 А. Г. Россинский, М. Г. Костерина Основы научных исследований и подготовка дипломного реферата: учеб.-метод. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.4 Основы научных исследований и патентоведение: учебно-методическое пособие: Новосибирский государственный аграрный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230540
Л2.5 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека флора и фауна herba.msu.ru
Э2 Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии www.biodiversitylibrary.org
Э3 База данных GenBank «EBI» www.ebi.ac.uk
Э4 База данных GenBank «NCBI» www.ncbi.nlm.nih.gov
Э5 Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.) bcn.uprrp.edu
Э6 Электронная библиотека openlibrary.org
Э7 Цифровая библиотека www.digitalbookindex.org
Э8 Онлайн-библиотека биологической литературы www.biolib.de
Э9 BioOne Complete www.bioone.org
Э10 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э11 Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву www.consultant.ru
Э12 Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек tusearch.blogspot.com
Э13 Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий www.nature.web.ru
Э14 Сетевое информационное издание о современной биологии biomolecula.ru
Э15 База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)» www.gbif.org
Э16 База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн www.plantarium.ru
Э17 База данных «Биоразнообразие животных в России» www.zin.ru
Э18 База данных по биологии человека humbio.ru
Э19 Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России www.binran.ru
Э20 Информационный портал «Этология» ethology.ru
Э21 Практическая молекулярная биология molbiol.edu.ru
Э22 Тематический сайт по биоэтике bioethics.imbp.ru
Э23 Научно популярный портал «Элементы большой науки» elementy.ru
Э24 Биометрика для медиков и биологов www.biometrica.tomsk.ru
Э25 Курс "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

База данных GenBank «EBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ebi.ac.uk/

База данных GenBank «NCBI» – данные генома, гена и последовательности транскриптов, литература по молекулярной биологии (статьи); основа для биологических исследований и учебного процесса: https://www.ncbi.nlm.nih.gov

Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html

Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия. Доступ к большинству позиций свободный. Имеются ссылки на большинство журналов по биологии.. http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de&notation=W

База мировых данных по видам вирусов, грибов, бактерий, растений и животных. Для выполнения курсовых и дипломных работ, а также как вспомогательный материал по спецкурсам: http://www.catalogueoflife.org/

Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/

Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi

Онлайн-библиотека биологической литературы. Доступ свободный. http://www.biolib.de/

BioOne Complete база данных полнотекстовых статей более чем 200 журналов по биологии, экологии и др.: http://www.bioone.org/

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 26 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе: https://elibrary.ru/defaultx.asp

База данных по статьям, журналам, книгам издательства JSTOR: https://www.jstor.org/

База данных издательства Springer по статьям, журналам, книгам, учебникам по всем разделам биологии: https://link.springer.com/

Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы): http://www.consultant.ru/

Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек. В поисковике отобраны лучшие библиотеки, в большинстве которых можно скачать материалы в полном объеме без регистрации. В список включены библиотеки иностранных университетов и научных организаций: http://tusearch.blogspot.com

Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой http://www.nature.web.ru/

Сетевое информационное издание о современной биологии. Сайт, посвящённый молекулярным основам современной биологии и практическим применениям научных достижений в медицине и биотехнологии. На «биомолекуле» еженедельно выходит дайджест научных журналов Nature и Science, публикуются новости, обзоры актуальных тем и вдумчивые эссе, рассказывается о достижениях и судьбах нобелевских лауреатов и других знаменитостей в области наук о жизни. https://biomolecula.ru/

Новые публикации, а также переводы наиболее значимых исследований и открытий по естественным наукам, видеолекции наиболее выдающихся исследователей, особенно много материалов по молекулярной биологии, теории эволюции, генетике, биологическому разнообразию http://elementy.ru/

Крупнейший российский научно-просветительский портал, посвященный эволюции человека: http://antropogenez.ru/

Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции. Видеозаписи выступлений. Научно-популярная, научная, учебная литература по эволюционной биологии (большая коллекция русско- и англоязычных источников): http://www.evolbiol.ru/

Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки. Является крупнейшим легальным научно-образовательным ресурсом российского сегмента сети Интернет: http://cyberleninka.ru/

Научная и научно-популярная литература по всем отраслям биологии: http://scilib-biology.narod.ru/

Красная книга Алтайского края. Растения и грибы
http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/

Красная книга Алтайского края. Животные http://ssbg.asu.ru/trudi/red_book_alt.kr_animals.pdf

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения учебной дисциплины "Методология научного исследования" студенты получают знания об особенностях организации и управлении научными исследованиями, знания по основным историческим аспектам, теоретическим положениям, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований на базе современных достижений отечественных и зарубежных ученых и овладевают навыками выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, экспериментирования, обработки данных, получения обоснованных эффективных решений с использованием информационных технологий.
В процессе изучения курса "Методология научного исследования" студенты должны ознакомиться с содержанием ее рабочей программы. Дисциплина "Методология научного исследования" включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа. Лабораторные занятия проводятся с целью получения, углубления и закрепления знаний. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятий. При самостоятельном изучении теоретической темы студент используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме защиты курсовой работы.