МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Овчарова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
История и методология биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о теоретических основах и методических подходах истории и методологии биологии и использование полученных знаний и навыков для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен использовать и применять фундаментальные биологические представления и современные методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает теоретические основы фундаментальных биологических дисциплин и современные методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Умеет выбирать и описывать современные методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности Умеет формулировать новые методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками применения современных методологических подходов для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности
ОПК-7Способен в сфере своей профессиональной деятельности самостоятельно определять стратегию и проблематику исследований, принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов, обеспечивать меры производственной безопасности при решении конкретной задачи;
ОПК-7.1 Имеет представление об основных источниках и методах получения профессиональной информации; основные направления научных исследований в сфере профессиональной деятельности
ОПК-7.2 Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных
ОПК-7.3 Умеет самостоятельно формулировать стратегию и проблематику научного исследований, алгоритмы решения научно-исследовательских задач, в том числе инновационных
ОПК-7.4 Владеет навыками оценки результатов проведенных экспериментов и наблюдений при решении конкретной задачи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место биологии в общей системе естественных наук; основные этапы развития биологических знаний; основные исторические и современные методы изучения биологических объектов; методологические подходы отдельных биологических наук; основные понятия биологической науки как системы знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать исторические и современные социально-значимые биологические проблемы и процессы; оценивать историческую роль выдающихся ученых в развитии биологической науки; обосновывать и выражать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; объяснять сущность методологических подходов и методов, практикуемых в современной биологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать связь современного состояния биологических наук с историей их развития; способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к постоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде; быть способным соотносить полученные представления о методах в биологии применительно к теме своей исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение в предмет. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
1.1. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Практические 2 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Классификация методов научного познания. Сам. работа 2 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Естественно-научные знания в древности и в средневековье.
2.1. Представление о сущности живого в первобытном обществе. Биологические воззрения философов Древнего мира. Основные черты мировоззрения эпохи Средневековья. Лекции 2 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Особенности древнегреческой натурфилософии и ее влиние на развитие естественно-научных знаний и современного мировозрения. Практические 2 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. Сам. работа 2 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Учение Аристотеля Сам. работа 2 6 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Характерные черты и темпы развития науки. Лекции 2 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.6. Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем Востоке Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Зарождение опытного естествознания в эпоху Возрождения.
3.1. Эпоха Возрождения – метафизический этап в развитии естествознания.Принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века. Лекции 2 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Механистическая картина мира в трудах и взглядов философов и ученых эпохи возрождения. Практические 2 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница Сам. работа 2 7 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Расширение и систематизация биологических знаний в XVI-XVIII веке.
4.1. Заложение основ биологических наук в трудах ученых и философов XVI-XVIII века. Развитие естествознания в России. Лекции 2 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Развитие естествознания в России. Великие открытия и путешествия. Практические 2 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов-материалистов 18 века Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Философская мысль, характерные черты и основные тенденции естествознания в первой половине XIX века.
5.1. Влияние немецкой натурфилософии на развитие естествознания. Основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. Предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 2 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Обсуждение эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 2 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Анализ трудов Чарльза Дарвина Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Развитие основных направлений биологии в XX веке.
6.1. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками. Лекции 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Проблема возникновения жизни на Земле. Обсуждение гипотез, теорий и современных представлений. Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни Сам. работа 2 5 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Основные обобщения теоретической биологии. Современная естественнонаучная картина мира.
7.1. Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. Сам. работа 2 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Современные методы биологических исследований. Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Современная естественнонаучная картина мира. Лекции 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Ведущие современные разделы биологических знаний. Сам. работа 2 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-7.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-1: Способен использовать и применять фундаментальные биологические представления и современные методологические подходы для постановки и решения новых нестандартных задач в сфере профессиональной деятельности


Вопросы закрытого типа

1. Какие животные были одомашнены в Индии?
А. Гуси, бараны;
Б. Кошки, слоны;
В. Курицы, слоны. - правильный ответ
2. В какой стране человек начал возделывать хлопчатник?
А. Индия;
Б. Китай;
В. Месопотамия;
Г. Египет.
3. К движущим силам эволюции Ч. Дарвина не относиться:
А. Искусственный отбор;
Б. Изменчивость;
В. Наследственность;
Г. Естественный отбор.
4. Кто из ученных считал, что в процессе эволюции важную роль играют именно неопределенные изменения, которые могут быть или полезными или безразличными, или вредными:
А. Жан Батист Ламарк;
Б. Жоффруа Сент- Илер;
В. Ч. Дарвин;
Г. К. Линней.
5. Основным трудом Ч. Дарвина является:
А. "Усоногие раки";
Б. "Теория эволюции";
В. "Происхождение видов";
Г. "Бигль".
6. В каком году Ч. Дарвин написал книгу «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль"»:
А. 1336;
Б. 1431;
В. 1839;
Г. 1672.
7. В декабре 1831 г. Ч. Дарвин на корабле "Бигль" отправился в кругосветное путешествие. Сколько длилось это путешествие:
А. Почти 45 лет;
Б. Почти год;
В. Почти 2 года;
Г. Почти 5 лет.
8. Этот египетский документ содержит в себе описание лекарственных растений, а также представления о живой природе:
А. Кодекс Хамураппи;
Б. Папирус Эберса;
В. Книга Вед;
Г. Клинописные таблички.
9. В Древнем Китае в IV в. до н. э. появляется «Парк духа». Это - …:
А) первая в мире библиотека;
Б) первый в мире парк отдыха;
В) первый в мире зоопарк;
Г) кладбище.
10. Согласно древнеиндийской медицине, пол эмбриона человека зависел от следующего фактора:
А) от рациона питания отца;
Б) от соотношения мужского («семени») и женского («крови») начал;
В) от роста и веса матери;
Г) от возраста родителей.

Задания открытого типа
1. … - растение, которое использовалось в Египте для изготовления субстрата для письма? (Папирус)
2. Чжоу Ли дал классификацию растений и животных, где каждое царство делится на _____ групп. (5)
3. «Вible» и … - в нашем современном понимании, изготовленная из целлюлозной пульпы по технологии, близкой к китайской. Греки называли папирус— растение словом «byblos», а папирус — материал для письма — «biblion». Отсюда пошли слова «библия», «папироса». (бумага).
4. Каменные таблички, содержащие древнейшие (IV тысячелетие до н. э.) сведения о биологических объектах в Месопотамии (списки животных и растений) назывались …. (клинописные таблички)
5. Назовите ученого, достигшего успехов в генетике с 1857 г., скрещивая де¬коративный горошек разных цветов (Мендель).
6. Энзимология наука о… (Ферментах).
7. Как назывался корабль, на котором Ч. Дарвин совершил кругосветное путешестви. «Бигль».
8. Основоположник медицины - … (Гиппократ).
9. Александр Иванович Опарин создатель теории …. (Первая научная теория происхождения жизни).
10. На этом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием естественного отбора… (Популяционно-видовой).
11. На этом уровне возникает жизнь, потому что это – минимальная единица, обладающая всеми свойствами живого…(клеточный).
12. Первым биологом, пытавшимся создать теорию эволюции животного мира был… (Ж.Б. Ламарк).
13. Основоположником микробиологии является … (Р. Кох).
14. Основоположником учения о биосфере является … (В.А. Вернадский).
15. Явление гомологии у животных открыл… (Леонардо да Винчи).


ОПК-7: Способен в сфере своей профессиональной деятельности самостоятельно определять стратегию и проблематику исследований, принимать решения, в том числе инновационные, выбирать и модифицировать методы, отвечать за качество работ и внедрение их результатов, обеспечивать меры производственной безопасности при решении конкретной задачи;

1. Становление и развитие методологических установок биологического познания охватывают период:
А) XVIII в. – до настоящего времени;
Б) XVIII в. – XIX в.;
В) XVIII в. – XX в.;
Г) XIV в. н.э. – XVI в. н.

2. В основе синтетической теории эволюции лежит представление о том, что элементарной единицей эволюции является:
А) организм;
Б) вид;
В) популяция;
Г) все выше перечисленное.

3. Создателем синтетической теории эволюции считается:
А) Ф. Добржанский;
Б) Дж. Хаксли;
В) С.С.Четвериков;
Г) все выше перечисленные и многие другие.
4. Законы Менделя переоткрыл:
А) Г. де Фриз в Голландии;
Б) К. Корренс в Германии;
В) Э.Чермак в Австрии;
Г) переоткрыли все выше перечисленные независимо друг от друга.
5. Вклад в развитие хромосомной теории внесли:
А) А.Вейсман и У.Бэтсон;
Б) Т.Морган, А.Стертевант, Г.Дж.Меллер и др.;
В) А.Н.Белозерский и Н.К.Кольцов;
Г) все выше перечисленные.
6. Предпосылками зарождения теории естественного отбора являются:
А) идеи трасформизма;
Б) учение Ламарка;
В) идеи катастрафистов и униформистов;
Г) все выше перечисленное.
7. XVIII век занимает особое место в истории биологии т.к.:
А) открыт микроскоп;
Б) сформировались предпосылки теории естественно отбора;
В) сформировались предпосылки для развития генетики и молекулярной биологии;
Г) все выше перечисленное.
8. Его называют «отцом физиологии растений», первый высказал мысль о том, что большая часть растительных веществ происходит из воздуха, автор «Статики растений»:
А) А.Левенгук;
Б) С.Гейлс;
В) А.Лавуазье;
Г) Дж. Борелли.
9. Впервые описал и зарисовал простейших, плесневые грибы, части тела насекомых, ему также принадлежит открытие сперматозоидов:
А) Р. Гук;
Б) Н. Грю;
В) М.Мальпиги;
Г) А. Левенгук.
10. Французский естествоиспытатель, автор 36-томного труда «Естественная история»:
А) Р.Реомюр;
Б) Ж. Бюффон;
В) А. Трамбле;
Г) К. Линней.


Задания открытого типа
1. Папирус - растение, которое использовалось в … для изготовления субстрата для письма? (Египте)
2. В …. применяли каменные таблички (клинописные таблички), содержащие древнейшие (IV тысячелетие до н. э.) сведения о биологических объектах (списки животных и растений) (Месопотамии).
3. Мендель достиг успехов в генетике с 1857 г., скрещивая ….. разных цветов (горох).
4. Наука о ферментах – это … (энзимология).
5. Этот учёный совершил кругосветное путешествие на коробле «Бигль» (Ч. Дарвин).
6. Гиппократ являлся основоположником науки – … (медицины).
7. Первая научная теория происхождения жизни принадлежит создателю и учёному … (Александр Иванович Опарин).
8. На популяционно-видовом уровне происходит эволюция, т.е. изменение организмов, связанное с приспособлением их к среде обитания под действием … (естественного отбора).
9. Ж.Б. Ламарк был первым биологом, пытавшимся создать теорию … (эволюции животного мира).
10. Р. Кох является основоположником науки - … (микробиологии).
11. В.А. Вернадский - основоположник учения … (о биосфере является).
12. Леонардо да Винчи открыл явление … у животных (гомологии).
13. Египетский документ, содержащий в себе описание лекарственных растений, а также представления о живой природе называется … (Папирус Эберса).
14. Этот ученый считал, что в процессе эволюции важную роль играют именно неопределенные изменения, которые могут быть или полезными или безразличными, или вредными (В.Ч. Дарвин).
15. О. Ковалевский и И.И. Мечников являются основоположниками … (эволюционной эмбриологии).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Возникновение генетики. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.
2. Развитие генетики в России в 20-30 – годы ХХ века.
3. Возникновение и развитие молекулярной биологии и молекулярной генетики в ХХ веке. Основные направления и достижения молекулярной биологии.
4. Развитие генетической инженерии.
5. Возникновение экологии как науки в начале ХХ века.
6. Возникновение и развитие аутэкологии.
7. Возникновение и развитие синэкологии.
8. Возникновение и развитие демэкологии.
9. Основные направления исследований общей экологии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Характеристика всеобщих методов научного познания.
2. Классификация и характеристика методов научного познания, применяемых на
эмпирическом уровне.
3. Классификация и характеристика методов научного познания, применяемых на теоретическом уровне.
4. Критерии естественнонаучного познания (причинность, истинность, относительность).
5. Характерные черты и темпы развития науки.
6. Роль методологии в развитии биологии.
7. Знания о живой природе в государствах Азии и Средиземноморья в XIII – VII вв. до нашей эры.
8. Этапы развития древнегреческой натурфилософии (Ионийский, Афинский, Эллинистский).
9. Биологические воззрения древнеримских философов.
10. Основные черты мировоззрения в эпоху Средневековья.
11. Основные черты мировоззрения в эпоху Возрождения.
12. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника. Учение о множественности миров Д.Бруно.
13. Принципы естественнонаучного познания природы в трудах Ф.Бэкона, Р. Декарта.
14. Принципы естественнонаучного познания природы в трудах Б.Спинозы, Г.Лейбница.
15. Создание классической механики. Механистическая картина мира. Труды И.Ньютона.
16. Борьба эпигенеза и преформизма во второй половине XVII в. Работы У.Гарвея, Ш. Бонне, К. Вольфа.
17. Роль работ Ж. Л. Бюффона для развития естествознания в XVII в.
18. Раскрытие вопросов развития природы в трудах французских философов-материалистов XVII в.: П. Гольбаха, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж. Робине.
19. Совершенствование принципов биологической систематики в XVII в. Труды К. Линнея.
20. Вклад М. В. Ломоносова и П.С.Палласа в развитие естествознания в России.
21. Основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, его философские взгляды. Критический анализ учения Ж. Б. Ламарка.
22. Влияние немецкой натурфилософии на биологические воззрения первой половины XIX в. Труды И. Канта, В. Шеллинга, Г. Гегеля.
23. Влияние позитивизма на научное мышление в первой половине XIX в.
24. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
25. Теория катастроф Ж. Кювье, натурфилософские взгляды Сент-Илера, их дискуссия.
26. Клеточная теория и открытия, предшествующие ее созданию.
27. Развитие идеи эволюции в России. Работы Н. А. Рулье, Н. А.Северцова, П. Ф. Горянинова и др.
28. Теория эволюции Ч. Дарвина. Предпосылки ее создания. Идеалогическая борьба вокруг эволюционной теории.
29. Развитие основных направлений биологии под влиянием дарвинизма.
30. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии в XX в.
31. Основные открытия XX века в области ботаники и зоологии.
32. Основные направления и тенденции развития физиологии человека и животных.
33. Теории возникновения жизни на Земле. Доказательства и опровержения.
34. Основные обобщения теоретической биологии.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. А. Терехина, Н. В. Овчарова История естествознания и биологии в лицах: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н.В. Овчарова, Т.А. Терехина История и методология биологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. Л. Я. Бляхер История биологии с начала ХХ века до наших дней. Т.2: М. : Наука, 1975 10
Л2.2 В. В. Лункевич От Гераклита до Дарвина: очерки по истории биологии. В 2 т.: М. : Учпедгиз, 1960 3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт доктора биологических наук, известного популяризатора А. Маркова. Доклады, обзоры, посвященные проблемам теории эволюции www.evolbiol.ru
Э2 Научно популярный портал «Элементы большой науки» www.elementy.ru/biology
Э3 Курс в Moodle "История и методология биологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus»: www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: elibrary.asu.ru
Научная электронная библиотека elibrary: elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, магистрант должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «История и методология биологии».
Дисциплина «История и методология биологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций магистрант получает систематизированные научные знания о предмете «История и методология биологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, магистрант должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию магистранту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация магистрантов. Текущий контроль осуществляется на каждом семинарском занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации магистранта с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.