МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормативно-правовое обеспечение дизайн-проектирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Нормативно-правовое обеспечение дизайн-проектирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель состоит в освоении и понимании правовых и нормативных аспектов, регулирующих процессы дизайн-проектирования в различных сферах, а также в развитии навыков применения этого знания для обеспечения эффективного и законного дизайн-процесса. Данная дисциплина направлена на формирование у студентов понимания основных правовых норм, стандартов и этических норм, которые должны соблюдаться в процессе создания информационных ресурсов, веб-сайтов, мультимедийных приложений и других дизайн-проектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения
ПК-2.1 Знает методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений, типовые решения, используемые при их разработке
ПК-2.2 Умеет использовать типовые решения и шаблоны, применять методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений
ПК-2.3 Владеет навыком построения архитектуры информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Знает методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений, типовые решения, используемые при их разработке
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать типовые решения и шаблоны, применять методы и средства проектирования информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыком построения архитектуры информационных ресурсов, WEB и мультимедийных приложений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дизайнерская деятельность как объект правового регулирования
1.1. Гражданское, административное, информационное право в деятельности дизайнера Лекции 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Гражданское, административное, информационное право в деятельности дизайнера Практические 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Роль права в регулировании дизайнерской деятельности Сам. работа 7 18 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовой статус дизайнера
2.1. Интеллектуальные права в деятельности дизайнера. Право интеллектуальной собственности. Юридическая ответственность в деятельности дизайнера Лекции 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности Практические 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.3. Договорное право Сам. работа 7 24 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.4. Договорное право Практические 7 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.5. Юридическая ответственность в деятельности дизайнера Сам. работа 7 18 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.6. Итоговая работа Сам. работа 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10353

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен проектировать информационные ресурсы, web и мультимедийные приложения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие основные этапы включает в себя процесс разработки веб-приложения?
a) Только программирование и тестирование.
b) Анализ, проектирование, разработка, тестирование и развертывание.
c) Дизайн и маркетинг.
d) Только верстка.
Ответ: b) Анализ, проектирование, разработка, тестирование и развертывание.

2. Что такое информационная архитектура в контексте проектирования информационных ресурсов?
a) Это организация и структурирование информации на сайте или в приложении.
b) Это выбор цветовой палитры для сайта.
c) Это создание логотипа.
d) Это оценка бюджета проекта.
Ответ: a) Это организация и структурирование информации на сайте или в приложении.

3. Что такое SEO (Search Engine Optimization)?
a) Это система шифрования данных на веб-сайте.
b) Это оптимизация веб-ресурса для поисковых систем, чтобы увеличить его видимость в поисковых результатах.
c) Это процесс создания анимированных элементов на веб-сайте.
d) Это изучение конкурентов.
Ответ: b) Это оптимизация веб-ресурса для поисковых систем, чтобы увеличить его видимость в поисковых результатах.

4. Какие навыки важны для успешного проектирования информационных ресурсов и веб-приложений?
a) Только знание языков программирования.
b) Навыки дизайна, опыт в UX/UI, знание HTML, CSS, JavaScript и умение работать с графическими инструментами.
c) Умение писать статьи и опыт в рекламной сфере.
d) Только навыки работы в графических редакторах.
Ответ: b) Навыки дизайна, опыт в UX/UI, знание HTML, CSS, JavaScript и умение работать с графическими инструментами.

5. Какие из следующих законов важны для учета при проектировании веб-сайтов и мультимедийных приложений с точки зрения нормативно-правового обеспечения?
a) Законы физики.
b) Законодательство в области защиты персональных данных и авторского права.
c) Законодательство в сфере налогов и финансов.
d) Математические закономерности.
Ответ: b) Законодательство в области защиты персональных данных и авторского права.

6. Какие действия следует предпринять, чтобы соблюсти авторские права при использовании контента на веб-сайте или в мультимедийных приложениях?
a) Всегда использовать контент без указания авторства.
b) Получить разрешение от правообладателя и/или использовать контент с соблюдением лицензий.
c) Игнорировать авторские права.
d) Не использовать контент на веб-сайте и в мультимедийных приложениях.
Ответ:b) Получить разрешение от правообладателя и/или использовать контент с соблюдением лицензий.

7. Что представляют собой лицензии Creative Commons?
a) Они являются лицензиями для использования только в коммерческих целях.
b) Они предоставляют авторам право на полное владение своими произведениями.
c) Они предоставляют авторам гибкую систему прав, позволяющую указывать условия использования своих произведений.
d) Это закрытая коммерческая лицензия.
Ответ: c) Они предоставляют авторам гибкую систему прав, позволяющую указывать условия использования своих произведений.

8. Какие права предоставляет GNU General Public License (GPL) пользователям программного обеспечения, выпущенного под этой лицензией?
a) Полный запрет на использование программы.
b) Право на свободное распространение, модификацию и использование программы, а также обязанность сохранить свободу этого программного обеспечения для других пользователей.
с) Только право на коммерческое использование программы.
Ответ: b) Право на свободное распространение, модификацию и использование программы, а также обязанность сохранить свободу этого программного обеспечения для других пользователей.

9. Какие типы произведений можно лицензировать с использованием Creative Commons?
a) Только текстовые произведения.
b) Любые виды произведений, включая тексты, изображения, музыку и видео.
c) Только программное обеспечение.
d) Только сайты.
Ответ: b) Любые виды произведений, включая тексты, изображения, музыку и видео.

10.Что такое ГОСТ в контексте российского нормативно-правового обеспечения дизайн-проектирования?
a) ГОСТ - это набор тестов для оптимизации продуктов.
b) ГОСТ - это государственные стандарты, регламентирующие требования к продукции, услугам и процессам.
c) ГОСТ - это орган, управляющий образованием в сфере дизайна.
d) ГОСТ - это заседания комиссии по качеству дизайн-продукции.
Ответ: b) ГОСТ - это государственные стандарты, регламентирующие требования к продукции, услугам и процессам.

11. Авторское право распространяется на:
а) научные идеи
b) открытия
c) концепции
d) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности
Ответ: d) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности

12. К произведениям, не являющимся объектами авторского права, относятся:
а) Фотографические произведения.
b) Государственные символы, произведения народного творчества.
c) Произведения декоративно-прикладного искусства.
d) Кинофильмы.
Ответ: b) Государственные символы, произведения народного творчества.

13. Какие аспекты веб-разработки могут включать профессиональные стандарты?
a) Только дизайн и внешний вид сайта.
b) Аспекты проектирования, разработки, тестирования, безопасности и доступности сайта.
c) Только выбор подходящей доменной зоны для сайта.
d) Использование логотипа.
Ответ: b) Аспекты проектирования, разработки, тестирования, безопасности и доступности сайта.

14. Какие принципы доступности могут включать профессиональные стандарты?
a) Отказ от поддержки всех браузеров и устройств.
b) Обеспечение доступности сайта для всех пользователей, включая людей с ограниченными возможностями.
c) Привлечение как можно большего количества рекламы на сайте.
d) Отказ от использования рекламы.
Ответ: b) Обеспечение доступности сайта для всех пользователей, включая людей с ограниченными возможностями..

15. Что представляют собой профессиональные стандарты в разработке сайтов?
a) Обязательные нормы и правила для создания веб-сайтов.
b) Личные предпочтения и стиль веб-дизайнера.
c) Рекомендации по выбору цветовой палитры.
d) Алгоритмы анализа конкурентов.
Ответ: a) Обязательные нормы и правила для создания веб-сайтов..

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Какие условия может включать договор с заказчиком информационного ресурса?
Ответ: Договор может включать в себя различные условия, такие как сроки выполнения работы, вознаграждение, права и обязанности сторон

2. Какие преимущества может предоставить соблюдение профессиональных стандартов веб-разработки для клиентов и заказчиков?
Ответ: Соблюдение профессиональных стандартов может обеспечить клиентам и заказчикам высокое качество и надежность сайта, улучшенную безопасность, удобство использования для пользователей и соответствие современным требованиям

3. Что включает в себя проектирование информационных ресурсов?
Ответ: Проектирование информационных ресурсов включает в себя определение структуры, навигации, дизайна и функциональности веб-сайтов, приложений и других информационных систем.

4. Какие факторы следует учитывать при проектировании информационных ресурсов для обеспечения удобства использования? Укажите не менее двух.
Ответ: Необходимо учитывать потребности пользователей, создавать интуитивно понятный интерфейс, обеспечивать адаптивность для разных устройств и браузеров, а также оптимизировать скорость загрузки страниц.

5. Каким образом учет особенностей мобильных устройств и адаптивный дизайн могут улучшить проект информационного ресурса?
Ответ: Учет мобильных устройств и адаптивный дизайн позволяют обеспечить оптимальное отображение информационного ресурса на различных экранах и устройствах, что улучшает пользовательский опыт и увеличивает доступность.

6. Почему важно осуществлять коммуникации с заинтересованными сторонами в процессе разработки проекта?
Ответ: Коммуникация с заинтересованными сторонами помогает уточнить требования, учесть изменения и обеспечить соответствие решения ожиданиям клиентов, что повышает успешность проекта.

7. Какие навыки важны при взаимодействии с заинтересованными сторонами?
Ответ: Важными навыками являются навыки коммуникации, умение слушать, адаптироваться и умение решать конфликты.

8. Как можно оценить эффективность коммуникации с заинтересованными сторонами?
Ответ: Эффективность можно оценить через обратную связь, оценку достижения целей проекта

9. Описание того, как информационный ресурс должен функционировать и с какими данными он должен работать, — это:
Ответ: Требования к информационному ресурсу.

10. Укажите пропущенное слово: "Проведение пользовательских опросов и интервью — это возможность выявить ________________ потребности пользователей".
Ответ: информационные.

11. Метод сравнения двух или более версий веб-страницы или элементов на ней, чтобы определить, какой вариант более эффективен в достижении целей, таких как повышение конверсии, — это:
Ответ: A/B—тестирование.

12. Что такое информационные потребности пользователей?
Ответ: Информационные потребности пользователей – это конкретные знания, данные или информация, которые пользователь ищет для решения своих задач или удовлетворения своих потребностей.

13: Назовите не менее трех методик, которые можно использовать для выявления информационных потребностей пользователей?
Ответ: Методики включают интервью, опросы, наблюдение, анализ веб-аналитики, фокус-группы.

14: Какие специфические аспекты следует учитывать при проектировании мобильных приложений по сравнению с веб-приложениями?
Ответ: При проектировании мобильных приложений необходимо учитывать ограниченный экран, мобильный контекст использования, жесты и взаимодействие с сенсорным экраном, а также адаптивность к разным мобильным устройствам.

15: Какие роли и специализации могут существовать в команде, занимающейся проектированием информационных ресурсов и приложений?
Ответ: Команда может включать в себя веб-дизайнеров, разработчиков, UX-дизайнеров, тестировщиков, аналитиков, продукт-менеджеров и других специалистов, в зависимости от сложности проекта.

16: Что такое наблюдение как методика выявления информационных потребностей?
Ответ: Наблюдение подразумевает непосредственное наблюдение за поведением пользователей при взаимодействии с информацией или продуктом.

17: Каким образом анализ веб-аналитики помогает понять информационные потребности пользователей?
Ответ: Анализ веб-аналитики позволяет изучить паттерны поведения пользователей на веб-сайтах, выявить популярные страницы, поисковые запросы и другие индикаторы интересов.

18: В чем заключается методика фокус-групп при выявлении информационных потребностей?
Ответ: Фокус-группы представляют собой маленькие группы пользователей, которые обсуждают свои потребности, взаимодействуя друг с другом под руководством модератора.

19: Какие преимущества имеет метод непрямого наблюдения при выявлении информационных потребностей?
Ответ: Метод непрямого наблюдения позволяет избежать искажений, которые могут возникнуть из-за осознанного изменения поведения пользователей в условиях наблюдения.

20. Почему важно выявлять информационные потребности пользователей?
Ответ: Выявление информационных потребностей позволяет создавать более релевантные и ценные продукты, услуги и контент, которые удовлетворяют потребности пользователей и способствуют их удовлетворенности.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Морозов С.Ю., Боровинская Н.А. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности: учеб. -метод. комплекс Ульяновск: [УлГУ], 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьев И.В., Афанасьева И.В. Правовые основы профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов ЭБС "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/search?query, 2020
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Электронная библиотека. Право России» www.google.com
Э2 Вестник гражданского общества www.google.com
Э3 Каталог Право России www.google.com
Э4 Юридический информационный портал www.google.com
Э5 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10353 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочная - информационная система "Консультант Плюс" - http://www.consultant.ru
Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru
Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).
Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.