МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная_информатика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Экономический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование аналитического мышления путем изучения методологических основ анализа;
- овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками по применению приемов и способов экономического анализа при оценке эффективности деятельности предприятия,
- выявление влияния факторов и причинно-следственных связей, поиск неиспользованных резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
ОПК-6.1 Знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
ОПК-6.2 Умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
ОПК-6.3 Владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1основные понятия и категории ЭА
2 функции ЭА и его роль в принятии управленческих решений
3 основные приемы и методы ЭА
3.2.Уметь:
3.2.1.1формировать систему показателей для проведения ЭА
2 проводить факторный анализ деятельности организации и выявлять резервы улучшения ХД
3 применять методы ЭА с целью принятия управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1 современными приемами и способами анализа экономического потенциала организации
2 современными приемами расчета и оценки экономических показателей, используемых в ЭА
3 методикой финансового и управленческого анализа деятельности организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы экономического анализа
1.1. Роль, функции и содержание ЭА Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Роль, функции и содержание ЭА Практические 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Роль, функции и содержание ЭА Сам. работа 2 10 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Методология ЭА
2.1. Методы ЭА Лекции 2 1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Методы ЭА Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Методы ЭА Сам. работа 2 10 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Технология финансового анализа
3.1. Роль, функции направления анализа ФХД организации Лекции 2 12 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Роль, функции направления анализа ФХД организации Практические 2 13 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Роль, функции направления анализа ФХД организации Сам. работа 2 20 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Технология управленческого анализа
4.1. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Лекции 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Практические 2 10 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Задачи и содержание управленческого анализа деятельности организации Сам. работа 2 26 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на
образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3399
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Проверяемая компетенция
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования.
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Информационной базой внешнего финансового анализа является
А) бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия
Б) данные об организационно-техническом уровне производства
В) внутренняя финансовая отчетность предприятия.

2. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как
А) отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к величине краткосрочных обязательств
Б) отношение краткосрочных финансовых вложений к величине краткосрочных обязательств
В) отношение денежных средств к величине краткосрочных обязательств.

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рассчитывается как
А) отношение собственных оборотных средств к стоимости оборотных активов организации
Б) отношение разности между заемными источниками средств и стоимостью внеоборотных активов к стоимости оборотных
средств организации
В) отношение разности между общей величиной источников средств и стоимостью внеоборотных активов к стоимости
оборотных средств организации

4. При каком значении коэффициента соотношения заемных и собственных средств предприятие может приобрести
финансовую независимость от кредиторов
А) менее 1
Б) более 1
В) более 2

5. Укажите вариант, в котором перечисленные активы расположены в порядке убывания ликвидности:
А) незавершенное производство, готовая продукция, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства
Б) краткосрочные финансовые вложения, готовая продукция, денежные средства, незавершенное производство
В) денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, готовая продукция, незавершенное производство
Г) денежные средства, готовая продукция, краткосрочные финансовые вложения, незавершенное производство

6. Факторная модель для анализа рентабельности активов выглядит следующим образом
А) произведение рентабельности отдельного вида изделия и оборачиваемости (ресурсоотдачи) оборотных активов
Б) произведение рентабельности продаж и оборачиваемости (ресурсоотдачи) активов
В) отношение рентабельности продаж к рентабельности активов

7. Если трехмерный показатель S=(0,1,1), то
А) предприятие обладает абсолютной финансовой устойчивостью
Б) предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью
В) предприятие финансово неустойчиво

8. Коэффициент оборачиваемости запасов организации рассчитывается как
А) отношение себестоимости проданной продукции к средней величине запасов
Б) произведение коэффициента оборачиваемости оборотных активов и удельного веса запасов в составе оборотных активов
В) отношение выручки от продаж к периоду оборота запасов

9. Какие финансовые источники экономически правомерно использовать для формирования основных средств
А) собственный капитал и долгосрочные кредиты и займы
Б) собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы
В) долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность

10. Выберите формулу, при помощи которой определяется продолжительность оборота оборотных средств организации,
учитывая, что ОА - оборотные активы, Д - длительность анализируемого периода, В - выручка, ВА - внеоборотные активы.
А) Д / ОА
Б) Д х ОА / В
В) В/ ОА

11. Ликвидные средства представляют собой
А)активы, которые быстро и без потерь стоимости превращаются в денежные средства
Б) активы предприятия, которые подлежат немедленной реализации
В) собственные средства предприятия
Г) собственные оборотные средства

12. Коэффициент автономии показывает:
А) отношение собственных средств к долгосрочным заемным средствам
Б) отношение заемных средств к уставному капиталу.
В) удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а
2. а
3. а
4. а
5. в
6. б
7. б
8. а
9. а
10. б
11. а
12. в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и
изучении их во всем многообразии связей и зависимостей – это_____________.
Ответ: анализ.
2. Научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные
части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей – это____________________________________.
Ответ: экономический анализ.
3. Процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования, основное
назначение которого состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и
выявлении резервов повышения его устойчивости – это_______________________________________.
Ответ: финансовый анализ.
4. Проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования,
контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой
политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства –
это_______________________.
Ответ: управленческий анализ.
5. Метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной
взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные–
это_____________________________.
Ответ: маржинальный анализ.
6. Признак, по которому различают внутренний и внешний анализ– это ______________________.
Ответ: субъекты (пользователи анализа).
7. Проценты, коэффициенты, индексы – это_____________________.
Ответ: относительные показатели.
8. Научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными,
изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними – это______________________.
Ответ: сравнение.
9. Один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта
исследования. Сущность его заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в
форме конкретного математического уравнения. Это ___________________________.
Ответ: моделирование.
10. Укажите тип детерминированной модели, которая описывает связь между результативным показателем выручки от
продаж и влияющими на нее факторами численности работников и выработкой на одного работника.
Ответ: мультипликативная.

11. Среднегодовая численность рабочих по плану 1000 чел., плановый объем продаж 160 000 тыс. руб. Фактическая
численность составила 1200 чел., а фактический объем продаж 240 000 тыс.руб. Влияние изменения численности рабочих
на отклонение фактической выручки от плановой, согласно методу абсолютных разниц, равно в тыс. руб. (записать
цифрой )– ______________.
Ответ: + 32 000 тыс. руб.

12. Определить показатели использования оборудования по времени, по производительности и интегральный, если дано:
фактически оборудование работало 4900 м/ч; должно работать по плану 5400 м/ч; выпуск продукции по плану должен
составлять 420 шт.; фактически выпущено 440 шт. (записать цифрами)________________.

Ответ: 0,91; 1,05; 0,96.
13. Рассчитать снижение объема производства из-за недопоставки материальных ресурсов, если план поставки – 1800 тыс.
руб., фактически поступило материалов на сумму 1600 тыс. руб., норма расхода материала на 1 рубль продукции – 0,59 руб.
(записать цифрой)__________.
Ответ: 118 тыс.руб.
14. Объем выпуска продукции 19204 тыс. руб., материальные затраты 6128 тыс. руб. Рассчитайте материалоемкость
продукции (записать цифрой)___________.
Ответ: 0,32 руб.
15. Остаток готовой продукции на начало года 2000 тыс.руб. Выпуск товарной продукции 96 000 тыс.руб. Остаток готовой
продукции на конец года 2200 тыс.руб. Отгрузка продукции за год составит (записать цифрой) ____________.
Ответ: 95 800 тыс.руб.
16. Рассчитать коэффициент ритмичности производства продукции по следующим данным: выпуск продукции в первую
декаду месяца по плану – 3060 тыс. руб., фактически – 2032 тыс. руб.; выпуск продукции во вторую декаду месяца по
плану – 3474 тыс. руб., фактически – 2894 тыс. руб.; выпуск продукции в третью декаду месяца по плану – 3366 тыс. руб.,
фактически – 5974 тыс. руб. (записать цифрой)___________.
Ответ: 0,84.
17. Рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым фондом,
скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции – это____________________________.
Ответ: относительное отклонение.

18. Денежные средства и иные неденежные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в
денежные средства и/или проданы, и/или потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он
превышает 12 месяцев – это_______________.
Ответ: оборотные активы.
19. Показатель доли собственного капитала в составе всех источников финансирования –
это_____________________________.
Ответ: коэффициент автономии.
20. Способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в
случае необходимости за счет собственных источников – это________________________.
Ответ: коэффициент маневренности.
21. Коэффициент_________________ характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых
для его финансовой устойчивости.
Ответ: обеспеченности собственными средствами.
22. Изучение основных показателей, коэффициентов, дающих объективную оценку текущего финансового состояния
организаций с целью принятия управленческих решений – это__________________.
Ответ: финансовый анализ.
23. Финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к
краткосрочным обязательствам (текущим пассивам) – это______________________.
Ответ: коэффициент абсолютной ликвидности.
24. Финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам
(текущим пассивам) – это___________________.
Ответ: коэффициент текущей ликвидности.
25. Финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам
(текущим пассивам) – это____________________________.
Ответ: коэффициент быстрой ликвидности.
26. Способность организации рассчитываться по всем своим обязательствам (долгосрочным и краткосрочным) –
это_______________________.
Ответ: платежеспособность.
27. Общее время, в течение которого денежные средства вложены в запасы и дебиторскую задолженность –
это_____________________.
Ответ: операционный цикл.
28. Время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота – это___________________.
Ответ: финансовый цикл.
29. Показатель, характеризующий эффективность деятельности и соизмеряющий величину прибыли с общей суммой
затраченных и используемых ресурсов – это________________.
Ответ: рентабельность.
30. Отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости капитала – это___________________.
Ответ: оборачиваемость.
31. Рассчитайте коэффициент оборачиваемости капитала, если выручка (нетто) от продаж 75 000 тыс. руб; средняя сумма
совокупного капитала 40 000 тыс. руб. (записать цифрой).
Ответ: 1,9.
32. По данным отчетности организации выручка от продаж составляет 4500тыс. руб. Принимая валовую прибыль
организации (900 тыс.руб.) за сложившуюся в отчетном году маржинальную прибыль, а коммерческие и управленческие
расходы (157 тыс.руб. и 318 тыс.руб.) за условно-постоянные, рассчитайте запас финансовой прочности (тыс.руб.)
(записать цифрой).
Ответ: 2125 тыс.руб.
33. В процессе анализа бухгалтерского баланса получены следующие результаты: на начало года коэффициент текущей
ликвидности – 2,2, коэффициент обеспеченности собственными средствами – 0,148; на конец года – 2,1 и 0,146
соответственно. Определите коэффициент возможной утраты платежеспособности (записать цифрой).
Ответ: 1, 03
34. Предприятие имеет внеоборотные активы на сумму 6000 тыс. руб., долгосрочные обязательства - 3000 тыс. руб.,
текущие (оборотные) активы - 8000 тыс. руб., краткосрочные обязательства - 4000 тыс. руб., собственный капитал - 7000
тыс. руб. Собственный оборотный капитал составит (записать цифрой)___________________.
Ответ: 4000 тыс.руб.
35. Определить коэффициент текущей ликвидности, если денежные средства – 270 тыс.руб., запасы – 920 тыс.руб.,
дебиторская задолженность – 490 тыс.руб., долгосрочные обязательства – 1500 тыс.руб., краткосрочные обязательства –
1000 тыс.руб. (записать цифрой)_____________________.
Ответ: 1,7.

36. Себестоимость продукции предыдущего года 10,7 млн. руб., отчетного - 11,7 млн. руб. Товарная продукция
предыдущего года 12,9 млн. руб., отчетного года 13,3 млн. руб. Относительная экономия (перерасход) по себестоимости
продукции составит (записать цифрой)_____________.
Ответ: 0,68 млн.руб.

37. Рассчитать валовую прибыль, если выручка от продажи составляет 2000 тыс.руб., себестоимость продажи продукции –
1200 тыс. руб., сальдо операционных доходов и расходов +100 тыс. руб. (записать цифрой)__________________.
Ответ: 800 тыс.руб.

38. Рассчитать рентабельность продаж, если выручка от продаж составляет 2200 тыс.руб., прибыль от продаж – 600
тыс.руб. (записать целым числом в %)_________________.
Ответ: 27%.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент
превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент
хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным
материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь
отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета.
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию
складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к зачету.
1. Сущность и факторы финансового состояния.
2. Общая оценка структуры имущества организации и его источников по данным баланса.
3. Оценка и анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости.
4. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости.
5. Понятие ликвидности. Анализ абсолютных показателей ликвидности.
6. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности.
7. Анализ платежеспособности организации. Прогнозирование банкротства.
8. Оборотные средства предприятий, их состав и структура.
9. Расчет собственных оборотных средств и оценка достаточности их объема.
10. Источники формирования и методика расчета потребности в оборотном капитале.
11. Анализ показателей оборачиваемости оборотных средств.
12. Расчет и анализ продолжительности операционного и финансового циклов.
13. Оценка эффективности использования оборотных средств.
14. Анализ временной и количественной структуры дебиторской и кредиторской задолженности.
15. Анализ движения денежных средств.
16. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов.
17. Основные средства организаций: структура, износ, амортизация.
18. Анализ эффективности использования основных средств.
19. Сущность прибыли. Факторы, влияющие на прибыль.
20. Анализ показателей прибыли по данным отчетности.
21. Факторный анализ прибыли от продаж.

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на
поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на
поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный
ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и
орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ
отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный
вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает
дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по
проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания,
приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных
учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное
владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в
ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой
дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории,
слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные
ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и
последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей,
обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы,
незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать
аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности.
Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы
даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   38.03.01_Э-2 ЭА ФОС.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Е.А. Сергодеева, М.Т. Асланова, Е.В. Сапрыкина Коммуникативные технологии в информационном обществе:: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Косолапова, В.А. Свободин Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: ЭБС «Университетская библиотека on-line» М.: Дашков и Ко, 2020 biblioclub.ru
Л2.2 Глубокова, Людмила Геннадьевна Экономический анализ: Экономический анализ АлтГУ. - Барнаул , 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, , 2024 https://urait.ru/bcode/544760
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась Экономический анализ: учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ,, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/catalog/427/
Э2 http://garant.park.ru/ — сайт компании «Гарант»
Э3 Экономический анализ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-
en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы.
На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
На следующем этапе необходимо обозначить практическую значимость данной темы. Для чего изучить статистические данные, конкретные примеры из региональной практики. Рекомендуется обращаться к официальной, оперативной информации.
В результате получения информации, освоения знаний студент должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается написать письменные реферат.

В процессе изучения дисциплины подготовка студентов к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа студентов предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины).
Студентам рекомендуется использовать курс в в Moodle "Экономический анализ"
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3399