МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программирование на Java и объектно-ориентированное программирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная_информатика_Профили-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 21,5 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Лабораторные 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рабочая программа дисциплины
Программирование на Java и объектно-ориентированное программирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Н.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Н.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование комплексного представления об объектно-ориентированном подходе в программировании на языке Java, особенностях разработки иерархий классов и использования контейнерных классов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен выполнять работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.1 Знает модели жизненного цикла и методологии созданию информационных систем
ПК-2.2 Умеет выполнять базовые работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-2.3 Владеет технологиями создания, внедрения, сопровождения и модификации информационных систем в прикладных областях
ПК-3Способен разрабатывать и применять программное обеспечение для процессов ETL, построения баз данных, хранилищ данных и аналитических решений на основе машинного обучения и искусственного интеллекта
ПК-3.1 Знает концепции баз данных, хранилищ данных, ETL, базовые технологии машинного обучения и искусственного интеллекта; готовые решения для ETL и анализа данных, интеллектуальные информационные системы
ПК-3.2 Умеет разрабатывать базы данных, хранилища данных, приложения ETL; применять готовые решения для ETL, анализа данных, машинного обучения и искусственного интеллекта
ПК-3.3 Владеет технологиями создания аналитических решений на основе машинного обучения и искусственного интеллекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает модели жизненного цикла и методологии созданию информационных систем.
Знает концепции баз данных, хранилищ данных, ETL, базовые технологии машинного обучения и искусственного интеллекта; готовые решения для ETL и анализа данных, интеллектуальные информационные системы.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет выполнять базовые работы по созданию, внедрению, сопровождению и модификации информационных систем в прикладных областях.
Умеет разрабатывать базы данных, хранилища данных, приложения ETL; применять готовые решения для ETL, анализа данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет технологиями создания, внедрения, сопровождения и модификации информационных систем в прикладных областях.
Владеет технологиями создания аналитических решений на основе машинного обучения и искусственного интеллекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в технологию разработки программ на языке Java
1.1. Настройка среды разработки. Синтаксис языка. Основные типы данных и операций языка Java. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.2. Настройка среды разработки. Синтаксис языка. Основные типы данных и операций языка Java. Лабораторные 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.3. Настройка среды разработки. Синтаксис языка. Основные типы данных и операций языка Java. Сам. работа 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Основы программирования на языке Java
2.1. Ввод, вывод, ветвления, циклы. Массивы. Обработка исключений. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.2. Ввод, вывод, ветвления, циклы. Массивы. Обработка исключений. Лабораторные 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.3. Ввод, вывод, ветвления, циклы. Массивы. Обработка исключений. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.4. Методы. Передача параметров, возврат значений. Рекурсия. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.5. Методы. Передача параметров, возврат значений. Рекурсия. Лабораторные 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.6. Методы. Передача параметров, возврат значений. Рекурсия. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.7. Работа со строками. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.8. Работа со строками. Лабораторные 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.9. Работа со строками. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.10. Работа с файлами и файловой системой. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.11. Работа с файлами и файловой системой. Лабораторные 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.12. Работа с файлами и файловой системой. Сам. работа 2 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 3. Объектно-ориентированное программирование
3.1. Представление объектов и классов. Реализация отношений между объектами и классами. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.2. Представление объектов и классов. Реализация отношений между объектами и классами. Лабораторные 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.3. Представление объектов и классов. Реализация отношений между объектами и классами. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.4. Наследование, полиморфизм. Виртуальные методы. Абстрактные классы. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.5. Наследование, полиморфизм. Виртуальные методы. Абстрактные классы. Лабораторные 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.6. Наследование, полиморфизм. Виртуальные методы. Абстрактные классы. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.7. Обобщённые типы и коллекции значений. Интерфейсы. Лямбда-выражения. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.8. Обобщённые типы и коллекции значений. Лабораторные 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.9. Обобщённые типы и коллекции значений. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.10. Интерфейсы. Лямбда-выражения. Лабораторные 2 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.11. Лямбда-выражения. Сам. работа 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.12. Интерфейсы. Сам. работа 2 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.13. Зачет Лабораторные 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 4. Разработка приложений баз данных в Java
4.1. Интерфейс JDBC. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.2. Интерфейс JDBC. Лабораторные 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.3. Интерфейс JDBC. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 5. Создание кроссплатформенных графических приложений на платформе Java
5.1. Инструментарий для создания кроссплатформенных графических приложений JavaFX. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.2. Инструментарий для создания кроссплатформенных графических приложений JavaFX. Лабораторные 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.3. Инструментарий для создания кроссплатформенных графических приложений JavaFX. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 6. Введение в Java EE
6.1. История развития.Установка IDE. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.2. История развития.Установка IDE. Лабораторные 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.3. История развития.Установка IDE. Сам. работа 3 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.4. Сервлеты. Java Server Pages. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.5. Сервлеты. Лабораторные 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.6. Сервлеты. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.7. Java Server Pages. Лабораторные 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.8. Java Server Pages. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 7. Интерфейс в FXML
7.1. Основы интерфейса в FXML. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.2. Основы интерфейса в FXML. Лабораторные 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.3. Основы интерфейса в FXML. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.4. Контроллеры и взаимодействие с пользователем. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.5. Контроллеры и взаимодействие с пользователем. Лабораторные 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.6. Контроллеры и взаимодействие с пользователем. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.7. Скрипты в FXML. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.8. Скрипты в FXML. Лабораторные 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.9. Скрипты в FXML. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.10. Панели компоновки.Элементы управления. Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.11. Панели компоновки. Лабораторные 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.12. Панели компоновки. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.13. Элементы управления. Лабораторные 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.14. Элементы управления. Сам. работа 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном
портале «Цифровой Университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=197, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1399



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств,
в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Набор отношений, связанных между собой, что обеспечивает возможность поиска одних кортежей по значению других, называется
A) Реляционной базой данных
B) Дореляционной БД
C) Постреляционной БД
D) Все перечисленные типы БД
E) Нет правильного варианта
Ответ: A
2. Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени каждому элементу (кортежу) отношения А соответствует 0 или 1 кортеж отношения В
A) Связь отсутствует
B) Связь один к одному
C) Связь один ко многим
D) Связь многие к одному
E) Связь многие ко многим
Ответ: B
3. Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени множеству кортежей отношения А соответствует один кортеж отношения В
A) Связь отсутствует
B) Связь один к одному
C) Связь один ко многим
D) Связь многие к одному
E) Связь многие ко многим
Ответ: D
4. Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени единственному кортежу отношения А соответствует несколько кортежей отношения В
A) Связь отсутствует
B) Связь один к одному
C) Связь один ко многим
D) Связь многие к одному
E) Связь многие ко многим
Ответ: C
5. Выберите соответствующий вид связи, если в каждый момент времени множеству кортежей отношения А соответствует множество кортежей отношения В
A) Связь отсутствует
B) Связь один к одному
C) Связь один ко многим
D) Связь многие к одному
E) Связь многие ко многим
Ответ: E
6. Какая из перечисленных видов связи в реляционных СУБД непосредственно не поддерживается?
A) Связь отсутствует
B) Связь один к одному
C) Связь один ко многим
D) Связь многие к одному
E) Связь многие ко многим
Ответ: E
7. Выберите из предложенных примеров тот, который иллюстрирует между указанными отношениями связь 1:1
A) Дом : Жильцы
B) Студент : Стипендия
C) Студенты : Группа
D) Студенты : Преподаватели
E) Нет подходящего варианта
Ответ: B
8. Выберите из предложенных примеров тот, который между указанными отношениями иллюстрирует связь 1:М
A) Дом : Жильцы
B) Студент : Стипендия
C) Студенты : Группа
D) Студенты : Преподаватели
E) Нет подходящего варианта
Ответ: A
9. Выберите из предложенных примеров тот, который между указанными отношениями иллюстрирует связь М:1
A) Дом : Жильцы
B) Студент : Стипендия
C) Студенты : Группа
D) Студенты : Преподаватели
E) Нет подходящего варианта
Ответ: C
10. Выберите из предложенных примеров тот, который иллюстрирует связь М:М
A) Дом : Жильцы
B) Студент : Стипендия
C) Студенты : Группа
D) Студенты : Преподаватели
E) Нет подходящего варианта
Ответ: D
11. Столбец или группа столбцов таблицы, значения которых совпадают со значениями первичного ключа другой таблицы называют
A) Первичный ключ
B) Внешний ключ
C) Индекс
D) Степень отношения
E) Нет правильного варианта
Ответ: B
12. Сколько внешних ключей может содержать таблица?
A) Один или несколько внешних ключей
B) Один и только один внешний ключ
C) Внешний ключ быть не может единственным
D) Количество внешних ключей определяется количеством полей в таблице
E) Нет правильного варианта
Ответ: A
13. Определите порядок действий при проектировании логической структуры БД:а) формирование исходного отношения;б) определение всех объектов, сведения о которых будут включены в базу;в) определение атрибутов;г) установка связей между атрибутами;д) определение характера информации, которую заказчик будет получать в процессе эксплуатации;е) устранение избыточного дублирования данных, являющегося причиной аномалий.
A) б, д, в, г, а, е
B) а, б, в, г, д, е
C) б, д, в, а, г, е
D) а, е, б, д, в, г
E) б, д, а, е, в, г
Ответ: A
14. Назовите оператор команды Select, который обеспечивает возможность устранения избыточных значений
A) Order by
B) Distinct
C) Where
D) Having
E) Create
Ответ: B
15. Назовите предложение команды Select, которая позволяет производить выборку данных, в зависимости от истинности поставленного условия
A) Order by
B) Distinct
C) Where
D) Having
E) Create
Ответ: C
16. Назовите команду, которая определяет группу значений в поле в терминах другого поля и применяет к ней агрегатную функцию
A) Order by
B) Distinct
C) Where
D) Having
E) Group by
Ответ: E
17. Назовите предложение команды Select, которое позволяет устанавливать условия для агрегатных функций
A) Order by
B) Distinct
C) Where
D) Having
E) Group by
Ответ: D
18. Назовите предложение команды Select, которое используется для сортировки результата запроса
A) Order by
B) Distinct
C) Where
D) Having
E) Group by
Ответ: A
19. Операторы =, <>, <=, >=, <, > относятся к
A) Реляционным операторам
B) Логическим операторам
C) Специальным операторам
D) Агрегатным функциям
E) Нет правильного варианта
Ответ: A
20. Операторы AND, OR, NOT относятся к
A) Реляционным операторам
B) Логическим операторам
C) Специальным операторам
D) Агрегатным функциям
E) Нет правильного варианта
Ответ: B
21. Операторы IN, BETWEEN, LIKE относятся к
A) Реляционным операторам
B) Логическим операторам
C) Специальным операторам
D) Агрегатным функциям
E) Нет правильного варианта
Ответ: C
22. Отношением называют
A) Файл
B) Список
C) Таблицу
D) Связь между таблицами
E) Нет правильного варианта
Ответ: C
23. Выберите вариант, который является названием типа данных
A) Символьный
B) Числовой
C) Дата-время
D) Строковый
E) Все варианты верные
Ответ: E
24. К какому типу данных относятся константы даты и времени?
A) Числовому
B) Денежному
C) Число с плавающей точкой
D) Строковому
E) Нет правильного варианта
Ответ: D
25. Среди предложенных названий выберите то, которое является названием агрегатной функции
A) COUNT
B) SUM
C) AVG
D) MAX
E) MIN
F) Все варианты верные
Ответ: F
26. Какие из агрегатных функций используют только числовые поля?
A) SUM, AVG
B) COUNT, SUM
C) MAX, MIN
D) AVG, MAX, MIN
E) Все варианты
Ответ: A
27. Запрос к базе данных с полями Автор, Наименование, Серия, Год_издания для получения списка книг автора X в серии "Сказки", изданных не ранее 1996 года, содержит выражение?
A) Автор = (Серия = "Сказки" или Год_издания < 1995);
B) Серия = "Сказки" и Год_издания >1995 и Автор = X;
C) Серия = "Сказки" и Год_издания >=1995 или Автор = X;
D) Серия = "Сказки" или Год_издания >1995 и Автор = X.
Ответ: B
28. Запрос к базе данных с полями Фамилия, Год_рождения, Класс, Оценка для вывода списка учеников 10 классов, 1992 года рождения, имеющих оценки 4 или 5, содержит выражение?
A) Класс > 10 и Оценка = 4 и Год_рождения = 1992;
B) Класс = 10 или Оценка > 4 или Год_рождения = 1992;
C) Оценка >= 4 и Год_рождения = 1992 и Класс = 10;
D) Класс = 10 и Оценка > 4 или Год_рождения = 1992.
Ответ: C
29. В какой из перечисленных пар данные относятся к одному типу?
A) '12.04.98' и 123
B) '123' и 189
C) 'Иванов' и '1313'
D) 'ДА' и ИСТИНА
E) 45<999 и 54
Ответ: C
30. Какое поле можно считать уникальным?
A) поле, значения в котором не могут повторяться
B) поле, которое носит уникальное имя
C) поле, значения которого имеют свойство наращивания
Ответ: A
31. В чем состоит особенность поля типа «Мемо» (VFP, MS’Access)?
A) служит для ввода числовых данных
B) служит для ввода действительных чисел
C) данные хранятся не в поле, а в другом месте, а в поле хранится только указатель на то, где расположен текст
D) имеет неограниченный размер
E) имеет свойство автоматической инкрементации
Ответ: C
32. В каком диалоговом окне создают связи между полями таблиц базы данных? (MS’Access)
A) таблица связей
B) схема связей
C) схема данных
D) таблица данных
Ответ: C
33. Атрибут отношения – это
A) Строка таблицы
B) Столбец таблицы
C) Таблица
D) Межтабличная связь
E) Нет правильного варианта
Ответ: B
34. Некоторая база данных описывается следующим перечнем записей:1 Иванова, 1967, 12400;2 Смоляков, 1976, 15300;3 Петров, 1969, 13600;4 Котов, 1981, 11200;Какие из записей поменяются местами при сортировке по возрастанию этой БД, если она будет осуществляться по первому полю:
A) 1 и 4
B) 1 и 3
C) 2 и 4
D) 2 и 3
Ответ: C
35. Степень отношения – это
A) Количество полей отношения
B) Количество записей в отношении
C) Количество возможных ключей отношения
D) Количество связанных с ним таблиц
E) Количество кортежей в отношении
Ответ: A
36. Кардинальное число - это
A) Количество полей отношения
B) Количество записей в отношении
C) Количество возможных ключей отношения
D) Количество связанных с ним таблиц
E) Количество атрибутов в отношении
Ответ: B
37. Один атрибут или минимальный набор из нескольких атрибутов, значения которых в одно и тоже время не бывают одинаковыми, то есть однозначно определяют запись таблицы - это
A) Первичный ключ
B) Внешний ключ
C) Индекс
D) Степень отношения
E) Нет правильного варианта
Ответ: A
38. Ключ называется сложным, если состоит
A) Из нескольких атрибутов
B) Из нескольких записей
C) Из одного атрибута
D) Из одного атрибута, длина значения которого больше заданного количества символов
E) Нет правильного варианта
Ответ: A
39. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK autoinc), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Как можно удалить записи из таблицы "Отчет", для которых значение поля "регион" является "Краснодарский край"?
A) DELETE регион='Краснодарский край' FROM Отчет
B) DELETE FROM Отчет WHERE регион = 'Краснодарский край'
C) DELETE ROW регион='Краснодарский край' FROM Отчет
D) DELETE ROW FROM Отчет WHERE регион= 'Краснодарский край'
Ответ: B
40. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Какой командой можно вставить новую запись в таблицу "Отчет"?
A) INSERT (код, регион) VALUES (22,'Алтайский край') INTO Отчет
B) INSERT INTO Отчет (22,'Алтайский край') VALUES (код, регион)
C) INSERT VALUES (код, регион) INTO Отчет (22,'Алтайский край')
D) INSERT INTO отчет (код, регион) VALUES (22,'Алтайский край')
Ответ: D
41. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK autoinc), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Как вставить запись со значением "Хакасия" в поле "регион" в таблице "Отчет"?
A) INSERT INTO Отчет (регион) VALUES ('Хакасия')
B) INSERT INTO Отчет (код, регион) VALUES (код,'Хакасия')
C) INSERT INTO Отчет (код,'Хакасия') INTO регион,код
D) INSERT (регион,'Хакасия') INTO Отчет (код,регион)
Ответ: A
42. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK autoinc), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Как можно заменить в поле "регион" "Бурятия" на "Тыва" в таблице "Отчет"?
A) UPDATE Отчет SET регион='Тыва' WHERE регион='Бурятия'
B) MODIFY Отчет SET регион='Тыва' WHERE регион='Бурятия'
C) UPDATE Отчет SET регион='Бурятия' INTO регион='Тыва'
D) MODIFY Отчет SET регион='Бурятия' INTO регион='Тыва'
Ответ: A
43. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK autoinc), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Как можно удалить записи из таблицы "Отчет", для которых значение поля "регион" является "Краснодарский край"?
A) DELETE регион='Краснодарский край' FROM Отчет
B) DELETE FROM Отчет WHERE регион = 'Краснодарский край'
C) DELETE ROW регион='Краснодарский край' FROM Отчет
D) DELETE ROW FROM Отчет WHERE регион= 'Краснодарский край'
Ответ: B
44. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Какой командой можно вставить новую запись в таблицу "Отчет"?
A) INSERT (код, регион) VALUES (22,'Алтайский край') INTO Отчет
B) INSERT INTO Отчет (22,'Алтайский край') VALUES (код, регион)
C) INSERT VALUES (код, регион) INTO Отчет (22,'Алтайский край')
D) INSERT INTO отчет (код, регион) VALUES (22,'Алтайский край')
Ответ: D
45. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK autoinc), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Как вставить запись со значением "Хакасия" в поле "регион" в таблице "Отчет"?
A) INSERT INTO Отчет (регион) VALUES ('Хакасия')
B) INSERT INTO Отчет (код, регион) VALUES (код,'Хакасия')
C) INSERT INTO Отчет (код,'Хакасия') INTO регион,код
D) INSERT (регион,'Хакасия') INTO Отчет (код,регион)
Ответ: A
46. Имеется таблица "Отчет" с полями: код (bigint PK autoinc), регион (char(50) null), население (bigint null), индсрзп (float null), дата (datetime null). Как можно заменить в поле "регион" "Бурятия" на "Тыва" в таблице "Отчет"?
A) UPDATE Отчет SET регион='Тыва' WHERE регион='Бурятия'
B) MODIFY Отчет SET регион='Тыва' WHERE регион='Бурятия'
C) UPDATE Отчет SET регион='Бурятия' INTO регион='Тыва'
D) MODIFY Отчет SET регион='Бурятия' INTO регион='Тыва'
Ответ: A

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Тестовые задания со свободным выбором вариантов ответа

1. Вставьте недостающий оператор, чтобы получить все столбцы из таблицы Customers.

________________ * FROM Customers;

Ответ: select

2. Вставьте недостающее слово в SQL оператор для того, чтобы он выбирал только такие
записи из таблицы Customers, в которых не повторяются значения из поля «Country»

SELECT _________ Country FROM Customers;

Ответ: distinct

3. Вставьте недостающее слово в SQL оператор для того, чтобы он вывел количество
различных стран из таблицы Customers

SELECT COUNT(________ Country) FROM Customers;

Ответ: distinct

4. Вставьте недостающее слово в SQL оператор для того, чтобы он вывел количество
различных стран из таблицы Customers

SELECT Count(*) AS DistinctCountries
FROM (SELECT _________ Country FROM Customers);

Ответ: distinct

5. Вставьте недостающее слово в SQL оператор для того, чтобы он вывел всех клиентов
со значением поля Country равным «Россия» из таблицы Customers:

SELECT * FROM Customers __________ Country='Россия';

Ответ: WHERE

6. Вставьте недостающее слово в SQL оператор для того, чтобы он вывел клиента
с кодом 15 из таблицы Customers:

SELECT * FROM Customers WHERE CustomerID=_______;

Ответ: 15

7. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вывел
все записи, в которых столбец City имеет значение "Барнаул".

select * from Customers ________ __________ = _____________;
Ответы: where, City, 'Барнаул'

8. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вывел
все записи, в которых записи упорядочены по полю Country:

SELECT * FROM Customers ______ BY Country;
Ответ: Order

9. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вывел
все записи, в которых записи упорядочены по полю Country в обратном
алфавитном порядке:

SELECT * FROM Customers ______ BY Country _______ ;
Ответы: Order, DESC

10. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вывел
три самых дорогих товара из таблицы Products (Цена - Price):

SELECT _______ 3 * FROM Products ______ BY Price _______ ;

Ответы: Top, Order, DESC

11. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вывел
три самых дешевых товара из таблицы Products (Цена - Price):

SELECT _______ 3 * FROM Products ______ BY Price _______ ;

Ответы: Top, Order, ASC

12. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он
выбрал всех клиентов из Испании, имя которых начинается на букву «G»:
SELECT * FROM Customers WHERE Country = 'Spain' ______ CustomerName LIKE 'G%';

Ответ: and

13. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он
выбрал всех клиентов из страны "Россия", города "Барнаул" с категорией больше 3

SELECT * FROM Customers
WHERE Country = _________ ______ City = ________ ______ Category > ____;

Ответы: 'Россия', AND, 'Барнаул', 3

14. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он
выбрал всех клиентов из страны "Россия", города "Барнаул" с именами,
начинающимися на "А" или "Б"

SELECT * FROM Customers WHERE Country = 'Россия' _______ (CustomerName ______ 'А%' ______ CustomerName _______ 'Б%');

Ответы: AND, LIKE, OR, LIKE

15. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он
вставил новую запись в таблицу «Customers»:

INSERT _________ Customers (CustomerName, ContactName, Address, City, PostalCode, Country)
_______ ('ООО Привет', 'Иванов Петр Васильевич', 'Димитрова, 45', 'Барнаул', '656000', 'Россия')

Ответы: INTO, VALUES

16. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он
для первого клиента (CustomerID = 1) установил новое контактное лицо и новый город.

________ Customers _______ ContactName = 'Смирнов О.Т.', City= 'Новосибирск'
________ CustomerID = 1;

Ответы: UPDATE, SET, WHERE

17. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он удалил клиента
«ООО Привет» из таблицы «Customers»:

________ FROM Customers _______ CustomerName='ООО Привет';

Ответы: DELETE, WHERE

18. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он удалил все строки
из таблицы «Клиенты», не удаляя саму таблицу:

DELETE _______ Customers;
Ответ: FROM

19. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он удалил полностью
всю таблицу Customers

_______ TABLE Customers;

Ответ: DROP

20. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вернул всех клиентов
из "Барнаула", "Бийска", "Томска".

SELECT * FROM Customers _______ Country ___ ('Барнаул', 'Бийск', 'Томск');

Ответы: WHERE, IN

21. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вернул все товары с
ценами между 70 и 140:

SELECT * FROM Products WHERE Price _______ 70 AND 140;

Ответ: BETWEEN

22. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вернул код (OrderID)
и дату заказа (OrderDate) из таблицы Orders и наименование клиента (CustomerName) из
таблицы Customers для этого заказа

SELECT Orders.OrderID, Customers.CustomerName, Orders.OrderDate
FROM Orders
INNER ______ Customers ______ Orders.CustomerID=Customers.CustomerID;

Ответы: JOIN, ON

23. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вернул
список из стран и количества клиентом из данной страны:

SELECT _______(CustomerID), Country FROM Customers GROUP BY ________;

Ответы: COUNT, Country

24. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он вернул
список из стран и количества клиентом из данной страны, упорядоченный по убыванию
количества клиентов:

SELECT COUNT(CustomerID), Country FROM Customers GROUP BY _______
________ BY COUNT(CustomerID) _______;

Ответы: Country, ORDER, DESC

25. Вставьте недостающие слова в SQL оператор для того, чтобы он скопировал
записи из таблицы состав заказа (Order Details) с номером заказа 12034 в
заказ с номером 12035:

insert into [Order Details] (OrderID, ProductID, Count, Price)
select __________, ProductID, Count, Price from [Order Details] where OrderID= _______

Ответы: 12035, 12034

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой Университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=197, https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1399

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Работа с SQL Server при помощи утилит командной строки.
2. Основы языка SQL. Манипулирование данными: Select, Insert, Update, Delete...
3. Запросы, фильтрование данных, многотабличные запросы, параметрические запросы.
4. Основы языка SQL. Подмножество определения данных: Create, Drop, Alter...
5. Основы языка TSQL. Хранимые процедуры и функции.
6. Хранимые функции TSQL возвращающие табличные значения.
7. Хранимые функции TSQL возвращающие скалярные значения.
8. Объектная модель для работы с данными ADO. Объекты Connection, Recordset...
9. Работа с данными в VBA, объектная модель DAO.
10. Объектные модели администрирования баз данных SQLDMO, ADOX.
11. Основы разработки баз данных в MS'Access.
12. Основы разработки приложений баз данных в MS’Office.
13. Основы разработки баз данных в MS SQL Server.
14. Использование HTA-файлов для построения интерфейса клиентской части.
15. Использование скриптовых технологий для создания клиентских частей баз данных.
16. Использование CASE - средств для проектирования баз данных (MS'Visio).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Работа с SQL Server при помощи утилит командной строки.
2. Основы языка SQL. Манипулирование данными: Select, Insert, Update, Delete...
3. Запросы, фильтрование данных, многотабличные запросы, параметрические запросы.
4. Основы языка SQL. Подмножество определения данных: Create, Drop, Alter...
5. Основы языка TSQL. Хранимые процедуры и функции.
6. Хранимые функции TSQL возвращающие табличные значения.
7. Хранимые функции TSQL возвращающие скалярные значения.
8. Объектная модель для работы с данными ADO. Объекты Connection, Recordset...
9. Работа с данными в VBA, объектная модель DAO.
10. Объектные модели администрирования баз данных SQLDMO, ADOX.
11. Основы разработки баз данных в MS'Access.
12. Основы разработки приложений баз данных в MS’Office.
13. Основы разработки баз данных в MS SQL Server.
14. Использование HTA-файлов для построения интерфейса клиентской части.
15. Использование скриптовых технологий для создания клиентских частей баз данных.
16. Использование CASE - средств для проектирования баз данных (MS'Visio).
17. Использование объектной модели ADO.NET для чтения данных из базы данных SQL-сервера
18. Конфигурационный файл приложения. Параметры в объектной модели ADO.NET
19. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки, обновления и удаления данных из базы данных SQL-сервера
20. Использование объектной модели ADO.NET (SqlConnection, SqlCommand) для вставки данных в базу данных SQL-сервера при помощи визуальных средств
21. Использование объектной модели ADO.NET (SqlDataAdapter, DataSet) для работы с клиентскими курсорами из SQL-сервера
22. Основы работы с нетипизированными и типизированными наборами данных
23. Сложные агрегированные запросы
24. Адаптеры данных, основанные на процедурах
25. Агрегатные запросы
26. Основы использования XML в SQL Server

Темы индивидуальных заданий для проведения текущего контроля
1. Система продажи билетов междугородных автобусов.
2. Расписание практических занятий для студенческих групп в дисплейных классах.
3. Отдел кадров.
4. Биржа труда.
5. Учебная нагрузка преподавателей.
6. Журнал учета движения денежных средств по кассе предприятия.
7. Учет прихода на склад и отпуска (со склада) товаров для одного поставщика и одного получателя.
8. Учет движения компьютеров в сборе (сложного товара или комплектов).
9. Учет отпуска блюд и количества продуктов на складе (сложный товар, комплект).
10. Создать базу данных для учета расчетов с клиентами.
11. Создать базу данных туристического агентства. Имеется определенное количество маршрутов, описание маршрута. Турагентство обеспечивает клиентов путевками, общая стоимость которых формируется из совокупности предоставляемых услуг: проезд (билеты , проживание в гостиницах, экскурсионное обслуживание и т.д.). Создать справочник предлагаемых услуг с расценками, а на основе выбранных услуг формировать путёвку. Вести учет реализованных путевок.
12. Создать базу данных для фирмы, занимающейся сдачей в аренду торговых помещений. Имеется справочник торговых площадей, справочник клиентов. Вести учет сданных площадей и поступления денежных средств по оплате арендуемых объектов.
13. Создать базу данных косметического салона.
Имеется справочник сотрудников, предоставляемых услуг, клиентов. Вести учет реализованных услуг, поступающих денежных средств
14. Создать базу данных для учета начисления процентов по кредитам. Имеется справочник клиентов, видов кредитов. Вести журнал выданных кредитов, предусмотреть возможность (в том числе) получения сводной информации о поступлениях (и задолженностях) от выплат по процентам за каждый месяц.
15. Создать базу данных для учета сдельной заработной платы работников предприятия.
16. Создать базу данных для хранения информации о поставщиках природного топлива. Имеется список поставщиков с полями: наименование топлива, единица измерения, добывается в год, год, страна, месторождение, транспортные расходы на тыс. км, удаленность от базовой точки, тыс. км., срок поставки. Справочник видов природного топлива. Справочник поставщиков. Предусмотреть возможность подбора наилучшего поставщика по указанным критериям.
17. Создать базу данных для учета имеющихся в продаже автомобилей. Имеется справочник видов автомобилей с характеристиками. Вести учет поступления автомобилей на склад (поступления партиями) и учет продаж. Предусмотреть формирование сводных аналитических отчетов.
18. Создать базу данных для учета услуг предоставляемых ветеринарной клиникой. Имеются справочники сотрудников, клиентов, видов услуг, препаратов, журнал проведенных работ. Предусмотреть учет труда и расходов препаратов.
19. База данных информационной системы продажи железнодорожных билетов.
Имеется список маршрутов, список поездов, справочник закрепления поездов за маршрутом. Система должна позволять регистрировать продажу билетов и позволять выполнять стандартные запросы: сколько свободных мест есть на указанный маршрут (№ маршрута и время) и т.д.
20. Создать базу данных для хранения информации об абитуриентах. Имеется список абитуриентов с полями: ФИО абитуриента, дата рождения, дата окончания школы, номер паспорта, социальная категория (сирота, инвалид, служба в армии и т.д. с расставленными приоритетами при поступлении), вид набора (бюджетный, целевой, дополнительный), результат окончания школы - количество набранных баллов по единому государственному экзамену по предметам: русский язык, математика (алгебра), обществознание. Имеется список специальностей с планом набора на них (справочник). Предусмотреть возможность вывода зачисленных студентов, вычисление проходного балла, вычисление конкурса (человек на место).
21. Создать базу данных для хранения информации о воспитанниках детского сада. Имеется список воспитанников с полями: ФИО воспитанника, дата рождения воспитанника, ФИО родителей, место работы родителей, адрес, группа здоровья, номер группы, дата оплаты, оплачено, сумма к оплате, социальная категория, посещаемые доп. занятия. Справочник: группа здоровья. Справочник: льготные категории. Справочник: дополнительные занятия (кружки). Предусмотреть возможность вычисления долга, возможность посещения ребенком кружков (в зависимости от группы здоровья)
22. Создать базу данных для учета выполненных работ сотрудников организации, поддерживающей какую либо базу данных нормативных документов (Консультант+, Гарант и др.).
Имеется список клиентов с полями: название организации (ФИО физ. лица), адрес, номер договора, дата последнего обновления, оплаченный период обслуживания, исполнитель. Справочник: исполнители. Предусмотреть возможность вывода не обслуженных клиентов за период.
23. Создать базу данных для хранения информации о клиентах библиотеки. Имеется список книг с полями: автор, название, издательство, код, год издания, категория (обычная книга, редкая, только чит. зал), место хранения (№ стеллажа/полки). Имеется список клиентов с полями: ФИО, адрес, номер паспорта, номер читательского билета, лишен/не лишен правом пользования библиотекой. Справочник: список книг. Справочник: список клиентов. Справочник: категории книг (категория, на какой срок выдается). Справочник: штраф за не возврат книги в установленный срок, пеня за день просрочки. Журнал: название книги (идентификатор), дата выдачи книги, ФИО клиента, номер читательского билета. Предусмотреть возможность вывода всех должников (тех, кто не вернул книгу вовремя), суммы начисленного штрафа и пени. Лишение права пользования библиотекой до тех пор, пока не будет выплачена сумма штрафа и пени.
24. Создать базу данных для хранения информации об успеваемости студентов.
Имеется список студентов с полями: ФИО, группа, количество сданных работ, сумма баллов. Имеется список групп с полями: название группы Справочник: список студентов Справочник: список групп Журнал с полями: идентификатор студента, идентификатор группы, оценка за 1 работу, оценка за 2 работу, оценка за 3 работу. Предусмотреть возможность вывода студентов не допущенных к сдаче экзамена, критерий: сумма баллов за сданные работы меньше контрольной суммы, вывод успеваемости группы, конкретного студента.
25. Создать базу данных для учета розничных продаж в супермаркете. Продажи ведутся через несколько касс. Есть справочник кассиров. Предусмотреть возможность исчисления выручки для каждой кассы, по каждому товару и суммы в целом для всех товаров, для каждого кассира.
26. Создать базу данных для учета правонарушений автомобилистами. Предусмотреть возможность вывода количества всех нарушений по видам за период, сумм штрафа и т.п..
27. Создать базу данных для учета начислений и выплаты зарплаты на предприятии с бригадной формой оплаты труда. Работники формируются в бригады для выполнения конкретного заказа, оплата каждому сотруднику начисляется в зависимости от коэффициента трудового участия. Предусмотреть ведение учета начислений, выплат и формирование сводной информации.
28. Создать базу данных для учета оплаты по коммунальным платежам. Имеется справочник коммунальных платежей с расценками (за 1 человека или 1 м2), а на основе площади квартиры и количества проживающих формируется общая стоимость коммунальных платежей по квартире.
29. Создать базу данных телефонный справочник города. У организаций и некоторых физических лиц может быть несколько телефонов. Создать таблицу списка улиц города на основе которой пользователь мог бы вносить новые номера в главную таблицу. Предусмотреть возможность выполнения типичных запросов: поиск номера телефона по фамилии, улице, номеру дому и квартире; поиск человека по номеру телефона.
30. Создать базу данных для учета клиентов дома отдыха. Создать таблицы: справочник список клиентов, служебные таблицы, таблицу журнал - учитывающую приезды и убытие клиентов. Предусмотреть возможность выполнения запросов для получения информации о клиентах на данный момент времени и т.д.
31. Создать базу данных для учета прибыли организации. Создать таблицы: расходы организации (№, вид расхода, сумма расхода, дата расхода и т. д.), валовая выручка организации (№, вид прибыли, сумма выручки, дата выручки и т. д.), служебные таблицы. Предусмотреть возможность выполнения типичных запросов: прибыль организации на данный момент, прибыль организации на определённое число, сумма расхода по определенному виду, сумма прибыли по определенному виду.
32. Создать базу данных для фирмы по оказанию фотоуслуг. В базе должны быть технические таблицы вид бумаги - её стоимость и размер бумаги - её стоимость. Когда в фирму приходит клиент, мы должны заполнять главную таблицу на основе технических таблиц и вносить его ФИО и количество заказанных им фотографий, а на основе этих данных должна рассчитываться сумма к уплате. Примечание: сумма к уплате зависит от количества заказанных фотографий, вида бумаги, размера бумаги.
33. Создать базу данных для хранения информации о результатах доврачебного обследования. Имеется список пациентов с полями: ФИО пациента, адрес, номер страхового полиса, дата рождения, пол, температура, артериальное давление, рост, вес, дата осмотра, диагноз, участок. Имеется список врачей с полями: ФИО врача, участок за который отвечает врач. Предусмотреть возможность поиска пациентов: по дате, имени, году рождения, фамилии врача, диагнозу.
34. Создать базу данных для учета оплаты за потребление электроэнергии. Имеется список потребителей с полями: ФИО, адрес, израсходовано в кВт, оплачено, дата оплаты, оплачено всего, льгота, лицевой счет потребителя. Справочник: категории льгот. Предусмотреть возможность вывода должников (ФИО, адрес, лицевой счет, сумма долга)
35. База данных учета услуг транспортной фирмы. Доставка ж/д, авиа-, авто-, транспортом.
Имеются данные: заказчик, адрес клиента, лицевой счет, дата оплаты, сумма к оплате, оплачено, вес груза, расстояние, вид транспорта, направление перевозок. Справочник видов доставки (вид транспорта, ст. 1 км/тонны). Справочник направлений перевозок. Предусмотреть возможность вывода нагрузок по направлениям на определенную дату, количества необходимого транспорта, по исполненным заказам возможность вывода должников.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце второго семестра зачета, в конце третьего семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация (зачет)» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=499641
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 25.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коузен К. Современный Java: рецепты программирования: "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Руководство по языку программирования Java metanit.com
Э2 Java Documentation docs.oracle.com
Э3 Курс в Moodle "Программирование на Java и объектно-ориентированное программирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами, методами решения задач. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям, зачету и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.