Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.01. Информатика и вычислительная техника |
Профиль | Инженерия искусственного интеллекта |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_01_Информатика и вычислительная техника_ИИИ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Козлов Д.Ю.
1.1. | Цель - овладеть основными принципами программирования на высокоуровневом языке Python и прикладыми аспектами его применения. Изучение дисциплины направлено на: - развитие у обучающихся алгоритмического мышления, - формирование навыков реализации различных алгоритмов на высокоуровневом языке программирования, - применение знаний к решению прикладных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1 |
ОПК-2 | Способен разрабатывать оригинальные алгоритмы и программные средства, в том числе с использованием современных интеллектуальных технологий, для решения профессиональных задач; |
ОПК-6 | Способен разрабатывать компоненты программно-аппаратных комплексов обработки информации и автоматизированного проектирования; |
ОПК-9 | Способен разрабатывать алгоритмы и программные средства для решения задач в области создания и применения искусственного интеллекта |
ПК-4 | Способен руководить проектами по созданию комплексных систем искусственного интеллекта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Парадигмы, архитектурные черты, семантику и синтаксис языка программирования Python - Назначение, устройство и свойства основных структур данных и конструкций языка Python - Модули и пакеты для решения различных прикладных и научных задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Разрабатывать математические методы и алгоритмы решения различных задач - Использовать для разработки и отладки программ интегрированные среды разработки |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Навыками чтения, написания, отладки и тестирования программ на высокоуровневом языке программирования в интегрированной среде разработки |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия Python. Введение в программирование. | ||||||
1.1. | Философия Python. Введение в программирование. Интерпретируемые языки программирования. Интерпретатор. IDE Переменные, основные типы данных | Лекции | 1 | 2 | Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
1.2. | Переменные. Операторы. | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
1.3. | Основы структур данных | Лекции | 1 | 4 | Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
1.4. | Основы структур данных | Практические | 1 | 2 | Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
1.5. | Основы структур данных | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
Раздел 2. Репозитории и библиотеки | ||||||
2.1. | Библиотеки Репозитории Инструменты разработчика Code review. Стили программирования | Лекции | 1 | 2 | Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.2. | Библиотеки Репозитории Инструменты разработчика Code review. Стили программирования | Практические | 1 | 2 | Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.3. | Библиотеки Репозитории Инструменты разработчика Code review. Стили программирования | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.1, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.4. | Модули и пакеты модулей. | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.1, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.5. | Работа с файлами. Модули для работы с файлами. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
Раздел 3. Объектно-ориентированное программирование (ООП) | ||||||
3.1. | Объектно-ориентированное программирование. Основы программирования классов. Создание экземпляров класса. Конструктор и деструктор класса. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.4 | |
3.2. | Объектно-ориентированное программирование. Основы программирования классов. Создание экземпляров класса. Конструктор и деструктор класса. | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.4 | |
3.3. | Объектно-ориентированное программирование. Основы программирования классов. Перегрузка операторов. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.4 | |
3.4. | Объектно-ориентированное программирование. Основы программирования классов. Создание экземпляров класса. Конструктор и деструктор класса. Перегрузка операторов. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.4 | |
3.5. | Объектно-ориентированное программирование. Наследование. Композиция. Дополнительные возможности классов: абстрактные методы, декораторы классов. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.2, Л2.5, Л1.3, Л1.4 | |
3.6. | Объектно-ориентированное программирование. Наследование. Композиция. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.5, Л1.4 | |
3.7. | Объектно-ориентированное программирование. Наследование. Композиция.Абстрактные методы классов. Декораторы классов. | Сам. работа | 1 | 5 | Л2.2, Л2.5, Л1.4 | |
Раздел 4. Взаимодействие с другими программами. Построение информационных систем Источники данных Библиотеки для анализа данных в Python. Обзор Интеграция с базами данных. Обзор Веб-программирование на Python. Обзор | ||||||
4.1. | Библиотеки для анализа данных в Python. | Лекции | 1 | 2 | ||
4.2. | Библиотеки для анализа данных в Python. | Практические | 1 | 2 | ||
4.3. | Основы web-программирования. Фреймворки для разработки web-приложений: Flask, Django. | Лекции | 1 | 4 | Л1.1, Л1.4, Л2.4 | |
4.4. | Web-фреймворк Flask. Разработка web-приложения. | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л1.4, Л2.4 | |
4.5. | Основы SQLite. Доступ к базам данных SQLite из Python. Выполнение запросов, обработка результатов. Управление транзакциями. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.3, Л1.4 | |
4.6. | Доступ к базам данных MySQL. Библиотека MySQLClient. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.3, Л1.4 | |
4.7. | Доступ к базам данных SQLite из Python. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.3, Л1.4 | |
4.8. | Доступ к базам данных MySQl из Python. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.3, Л1.4 | |
4.9. | Web-фреймворк Flask. Разработка web-приложения. | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.1, Л1.4, Л2.4 | |
Раздел 5. |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Основы_Python.pdf
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гринберг М. | Разработка веб-приложений с использованием Flask на языке Python: | Издательство "ДМК Пресс", 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Северенс Ч. | Введение в программирование на Python: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Федоров Д.Ю. | ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ PYTHON. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Златопольский Д.М. | Основы программирования на языке Python: Учебники | Издательство "ДМК Пресс", 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хахаев И. А. | Практикум по алгоритмизации и программированию на Python: курс | М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016//ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru |
Л2.2 | Тузовский А.Ф. | Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие для прикладного бакалавриата | М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | urait.ru |
Л2.3 | Шелдон Р., Мойе Дж. | MySQL. Базовый курс. Пер. с англ.: | М.: Вильямс, 2007 | |
Л2.4 | Митчелл Р. | Скрапинг веб-сайтов с помощю Python: Самоучители и руководства | Издательство "ДМК Пресс", 2016 | e.lanbook.com |
Л2.5 | Л. Рамальо | Python. К вершинам мастерства: | ДМК Пресс, 2016//ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Программирования на языке Python | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
IDE среда для написания программ на Python Дистрибутив Anaconda AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Academic Search Ultimate EBSCO publishing – http://search.ebscohost.com 2. eBook Collections Springer Nature – https://link.springer.com/ 3. Гугл Академия – https://scholar.google.ru/ 4. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). 5. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 6. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 7. Электронный научный архив УрФУ – https://elar.urfu.ru/ 8. Зональная научная библиотека (УрФУ) – http://lib2.urfu.ru/ 9. Портал информационно-образовательных ресурсов УрФУ – study.urfu.ru 10. Электронно-библиотечная система «Лань» – e.lanbook.com 11. Университетская библиотека ONLINE – biblioclub.ru 12. Электронно-библиотечная система "Библиокомплектатор" (IPRbooks) – bibliocomplectator.ru/available 13. Электронные информационные ресурсы Российской государственной библиотеки – www.rsl.ru 14. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru/ 15. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» – https://cyberleninka.ru/ 16. Web of Science Core Collection – http://apps.webofknowledge.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения дисциплины студент должен посещать лекции и лабораторные занятия, вовремя выполнять все задания и тесты, пользоваться основной и дополнительной литературой, рекомендованной настоящей программой. Во время лекции рекомендуется вести краткий конспект. Навыки программирования на языке Python студент приобретает на лабораторных занятиях. Для выполнения лабораторных заданий каждому студенту необходимо: - получить вариант задания у преподавателя; - скачать документ с описанием задания с образовательного портала (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3237); - внимательно прочитать задание. Вопросы, возникающие в процессе выполнения лабораторных работ, необходимо грамотно сформулировать и обратиться за помощью к преподавателю на консультации или ближайшем занятии; - разработать, отладить и оттестировать программы, решающие поставленные задачи. Для каждого лабораторного задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими заданий. Тестовые задания на образовательном портале предназначены для контроля усвоения теоретического материала, а также умения читать и понимать программный код. Тесты выполняются только в присутствии преподавателя на практическом занятии или на консультации. Количество попыток ограничено тремя. Готовясь к тестированию, студент должен изучить конспекты лекций и учебно-методические материалы, рекомендуемые преподавателем. При подготовке к экзамену в дополнение к изучению конспектов лекций и учебной литературы, рекомендуется посещать консультации и пользоваться свободными Интернет-ресурсами. |