МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление ИТ проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Патудин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Управление ИТ проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шазовалов Н.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шазовалов Н.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у студентов системы знаний об информационном менеджменте как о важнейшей составляющей системы управления организацией и мощном инструменте преобразования деятельности организации в соответствии с требованиями процессного подхода к управлению;
• подготовка студентов к организационно-управленческой, аналитической и иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и руководителей проектов;
• формирование теоретических знаний, умений и практических навыков решения проблем, возникающих при управлении ИТ-проектами;
• выработка умений и практических навыков эффективного управления ИТ-проектами, обеспечивающих достижение определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Задачи учебной дисциплины:
• изучение основ управления проектами;
• изучить современные стандарты и методики управления проектами;
• изучение особенностей управления ИТ-проектами;
• изучить состав и содержание структуры ИТ-проектов;
• изучить состав и содержание процессов управления ИТ-проектами;
• изучить и освоить функциональность информационных систем управления проектами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем;
ОПК-5.1 Знает современное программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем
ОПК-5.2 Умеет разрабатывать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем для решения профессиональных задач
ОПК-5.3 Способен модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем
ОПК-7Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
ОПК-7.1 Знает методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами
ОПК-7.2 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования информационных систем
ОПК-8Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
ОПК-8.1 Знает принципы эффективного управления разработкой программных средств и проектов
ОПК-8.2 Умеет выбирать методологию и технологию управления разработкой программных средств и проектов
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• понятийный аппарат управления проектами;
• принципы стандартизации в области управления проектами, состав международных и национальных стандартов управления проектами;
• лучшие мировые и национальные практики, вошедшие в свод знаний PMI PMBOK;
• методологии управления проектами (методы критического пути, PERT-анализа, стоимостного анализа, прогнозирования значений технико-экономических показателей проекта, оценка рисков);
• архитектуру и функциональность информационных систем управления ИТ-проектами;
• структуру и типовое содержание ИТ-проекта;
• принципы гибких методологий управления проектами;
• основные подходы к классификации проектов;
• основные характеристики различных видов проектов;
• основные положения системного подхода к управлению проектами;
• особенности постановки целей проектов;
• требования к проекту;
• основные характеристики проекта: окружение и участники проекта, жизненный цикл и фазы проекта;
• особенности организационной структуры проекта;
• основные принципы договорного регулирования проектной деятельности;
• основные задачи планирования проекта;
• основные функции управления проектом;
• особенности проектного финансирования;
• управление персоналом проекта: организационное планирование, кадровое обеспечение проекта, создание команды проекта;
• понятие качества и его планирование и контроль;
• различные виды программных пакетов для управления проектами и их особенности;
• основные этапы использования программных пакетов для управления проектами.
3.2.Уметь:
3.2.1.• анализировать и оптимизировать план работ и стоимость проекта;
• оформлять проектную документацию;
• применять информационные системы для решения практических задач управления проектами;
• ставить цели и задачи на каждом этапе реализации проекта;
• оценивать результаты реализации проектов и фаз управления ими;
• формировать шаблоны документов, необходимых для управления проектом на разных фазах;
• составлять различные организационные структуры в соответствии с шаблоном;
• решать основные задачи управления персоналом проекта (на примере создания команды проекта);
• выделять основные задачи планирования проекта;
• осуществлять контроль качества проекта;
• осуществлять подбор программных продуктов для управления проектом в соответствии с конкретными требованиями;
• разрабатывать базовый и альтернативный варианты проекта с помощью конкретного программного средства;
• осуществлять анализ проектов с использованием инструментов конкретного программного средства;
• составлять отчетные формы по отдельному варианту проекта;
• подготавливать и строить графики по результатам проекта;
• определять критерии целесообразности реализации проекта и осуществлять выбор варианта проекта на основе критериев.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками планирования проекта;
• навыками сетевого анализа, календарного планирования, контроля хода реализации проекта;
• построения сетевого графика;
• расчета критического пути;
• распределения и планирования ресурсов;
• расчета показателей освоенного объема;
• проведения анализа проектных рисков и определения мер реагирования на них;
• подготовки и проведения презентации проекта;
• работы в команде, использующей agile методологию;
• методами оценки эффективности проекта;
• основными подходами к разрешению конфликтов при управлении проектами и методами эффективных коммуникаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты управления проектом
1.1. Проект и проектная деятельность Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Управление проектами как вид управленческой деятельности Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Жизненный цикл проекта Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Формирование проектной документации. Лабораторные 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Основные процессы управления проектами
2.1. Процесс инициации проекта Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Начало проекта. Разработка Устава и паспорта проекта. Лабораторные 3 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Процессы планирования Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Решение основных задач планирования Лабораторные 3 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Процессы мониторинга и контроля Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 7 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.9. Анализ хода выполнения проекта Лабораторные 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.10. Процессы завершения проекта Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Выполнение процедур завершения проекта Лабораторные 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Методологии и программные средства управления проектами
3.1. Гибкие методологии управления проектами Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Написание реферата. Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Применение гибких методов в управлении проектами. Лабораторные 3 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Программные средства управления проектами Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.5. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Подготовка доклада. Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.6. Разработка модели проекта. Лабораторные 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.7. Подготовка к зачету. Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Цель работы: Написать коммерческое предложение, следуя приведённым рекомендациям.
Коммерческое предложением должно содержать следующие элементы:
Шапка Коммерческое предложение должно быть напечатано на фирменном бланке компании, и содержать «шапку» — т. е. расположенный вверху каждого листа (в колонтитуле) логотип компании и контактную информацию (адрес, телефоны, факс, сайт). В идеальном варианте «шапка» должна быть полноцветной (высокого качества). Для этого используют цветной лазерный принтер или заказывают бланки в типографии.
Регистрационный номер и дата регистрации предложения. В компаниях принято регистрировать все входящие и исходящие документы, в т. ч. коммерческие предложения. Эти две строки размещаются обычно на первой странице справа вверху. На первой строке предложение регистрируется делопроизводителем вашей компании, на второй — делопроизводителем клиента.
Куда (наименование организации, полный почтовый адрес, электронный адрес, телефоны/факсы). Эта информация также размещается на первой странице в верхнем правом углу.
Для удобства последующей работы с предложением, все контактные данные следует писать полностью, даже если это не первое предложение и даже если вы помните их наизусть — это упростит работу с данным предложением вашим коллегам во время вашего отпуска или отсутствия по другой причине.
Кому (должность, ФИО). Должность и фамилия, имя, отчество (полностью) человека, которому адресовано предложение.
Так как в коммерческих предложениях не принято (как в устной беседе) несколько раз обращаться к человеку по имени-отчеству, то здесь они должны быть полностью, а не в виде инициалов. Будьте аккуратны с должностью — не напутайте в написании сложных имен, а также — с должностью!
Обращение Подразумевается, что в обсуждении предложения может участвовать несколько человек, в т. ч. — более вышестоящие сотрудники компании, чем тот к которому Вы обращаетесь. Поэтому если предложение адресовано не генеральному директору и не владельцу компании, то как правило, используется стандартное общепринятое обращение «Уважаемые господа». Оно применяется даже тогда, когда предложение адресовано одному человеку. Как правило, эта строка выделяется более крупным шрифтом.Выражение своего уважения Сразу после обращения должен располагаться очень краткий словесный реверанс. Следите за тем, чтобы эти фразы вежливости не повторялись из письма в письмо, если Ваша переписка достаточно длительна.
Повод написания Первая строка самого сообщения должна напоминать, в какой связи предложение направлено. Например, если была встреча, на которой вы договорились с клиентом, что пришлёте ему предложение — то так и должно быть написано. С самого начала чтения предложения клиент должен понимать: он получил его потому, что сам Вас попросил об этом!
Описание положения клиента Затем следует вкратце пересказать, какие основные задачи клиента, о которых он вам рассказал, закрывает данное предложение. Описание этих задач позволит клиенту сразу определить — насколько точную информацию он вам предоставил и насколько правильно и полно вы ее поняли. Соответственно, если на предшествующей написанию данного предложения встрече о чем-то важном не было сказано, то по прочтении этой части клиент может дополнить условие поставленной перед вами задачи. Данная часть должна занимать от 1/4 до 2/3 страницы.
Описание предложения Сама коммерческая часть должна вкратце описывать суть предложения, причём без технических подробностей (если они необходимы, то должны содержаться в приложении, на которые в тексте предложения имеются ссылки). Если решений предлагается несколько, то вкратце объясняется их принципиальное отличие друг от друга.
Приложения Все особые сведения, к которым можно отнести технические подробности, расчёты и прочее, должны быть вынесены в приложения, каждое из которых в верхнем правом углу имеет надпись «Приложение» (и номер, если их несколько). Приложения располагаются после самого предложения. В принципе, приложений может быть сколь угодно много. Однако, следует соблюдать в этом вопросе определённую умеренность: необходимо быть уверенным, что прилагаемые вами сведения клиенту действительно интересны и понятны.
Сумма инвестиций Ценовая часть: перед, и после цены должны быть описания выгод и преимуществ клиента при выборе именно этого решения. Если решений несколько, то ценовая разница вкратце комментируется.
Срок действия предложения Условия поставки, цена, сроки и прочее могут измениться. Клиент должен понимать, что выставленное Вами предложение, — не бессрочное, поэтому обязательно следует определить, в течение какого периода вы гарантируете неизменность заявленных условий.
Ваша фирма, как деловой партнер (история, гарантии и пр.). Кратко должны быть описаны конкурентные преимущества сотрудничества именно с вашей фирмой — буквально один абзац, несколько фраз.
Дата следующего контакта Обозначьте, когда Вы планируете связаться с клиентом в следующий раз, и каким будет этот контакт (телефонным, личным, «электронным»). Желательно напоминать о себе самому, не оставляйте следующий контакт на инициативу клиента.
Дата Обязательно датируйте каждое ваше предложение — это поможет избежать недоразумений, когда, например, вы неоднократно высылаете какие-либо поправки и уточнения в дополнение к основному предложению, и клиент уже запутался — какое из них последнее.
Подпись В конце предложения, после обязательных словесных реверансов, не забудьте указать свои должность, имя и фамилию. Если предложение отвозится клиенту на бумажном носителе или отправляется по факсу, то весьма желательным атрибутом будет Ваш автограф.
Нумерация страниц Если в вашем предложении несколько страниц, то они должны быть обязательно пронумерованы, рекомендуется использовать формат «стр. №... из (всего)». Такой стиль уменьшит риск того, что клиент не дочитает предложение до конца, растеряв половину страниц.
Оформление Каждый абзац следует начинать с красной строки. Можно сделать увеличенный интервал между абзацами. Текст смотрится привлекательнее, если использовано выравнивание «по ширине».
Не стоит использовать вычурные шрифты и сложное форматирование, — в оформлении коммерческого предложения желательна умеренность. Лучше, если шрифт будет не очень мелким (12 или 14 пт). Используйте для основного текста шрифт с засечками (например, Times New Roman), шрифт без засечек (как Arial) хорошо использовать для заголовков. Не злоупотребляйте курсивом и жирным начертаниями, используйте их только для выделения каких-то моментов (в незначительных количествах).
Само коммерческое предложение обычно занимает не более двух страниц. Обратите внимание, чтобы текст был равномерно распределён по поверхности этих двух страниц: нежелательны ситуации, когда второй лист заполнен не более чем на четверть. Будет неплохо, если оформление предложения будет содержать элементы корпоративного стиля, и будет перекликаться с оформлением корпоративного сайта, буклетов, рекламных материалов или проспектов, и пр.
Брошюровка Если предложение будет передаваться клиенту курьером, почтой или лично, — то позаботьтесь о том, чтобы оно было аккуратно сшито. Это может быть скоросшиватель с прозрачной обложкой, или если общее количество страниц предложения вместе с приложениями достаточно велико, то можно воспользоваться современными средствами брошюровки.
Составленное коммерческое предложение отправьте по почте своему преподавателю. Не забудьте указать тему письма («Коммерческое предложение»). Обязательно напишите в теле письма приветствие, обращение и прощание (по правилам этикета делового общения).

Выполнение домашнего задания в форме презентации проекта по любой выбранной студентом тематике предусматривает:
1. Формулирование цели и задач проекта.
2. Определение целей, на достижение которых направлен данный проект.
3. Технико-экономическое обоснование ИТ-проекта.
4. Разработка устава проекта.
5. Формирование календарного плана проекта в Microsoft Project.
6. Определение потребности в ресурсах.
7. Описание ресурсов и назначение их на задачи проекта в Microsoft Project.
8. Формирование бюджета проекта.
9. Определение рисков проекта и создание плана реагирования на них.
10. Описание ожидаемых результатов проекта.
Тематика домашнего задания связана с разработкой фрагмента плана управления проектом, используя материалы одного из кейсов (или предложить свою тему):
1. Разработка проектного решения по внедрению современных технологий /Торговая сеть
2. Разработка проектного решения по созданию информационной системы сети придорожного сервиса
3. Разработка проектного решения для автоматизации бизнес-процесса в компании Экспресс-доставка.
Цель работы: составить календарный план проектных работ в индивидуальной (настольной) системе планирования и в системе коллективной разработки (управления проектами).
Каждому участнику проектной группы следует составить календарный план работ (в соответствии со своими ролями), согласовать его с руководителем группы.
В качестве примера можно рассмотреть работу в Planner или MS Project (в индивидуальном режиме). Аналогично делается работа и в других системах (например, GanttProject или ProjectLibre).
Запустите Planner или аналогичную программу.
Создайте проект. Задайте сведения о проекте (по согласованию с руководителем проекта). Перейдите к задачам. Настройте календарь рабочего времени. Создайте необходимые задачи, подзадачи. Установите связи для взаимосвязанных задач.
После планирования задач перейдите в область ресурсов для создания группы сотрудников (трудовой ресурс), работающих над проектом, и назначения ресурсов задачам. В группу Вы должны добавить, все роли, которые передают Вам свои продукты и которым Вы передаёте свои продукты, а также руководителя проекта и аудитора.
В эту группу также включается и необходимое оборудование (компьютеры, ПО).
Материальные ресурсы — это расходные сырье и материалы, используемые для выполнения задач проекта.
Затратные ресурсы — это финансовые обязательства проекта.
В качестве таких ресурсов могут быть указаны расходы на дорогу, ГСМ, затраты на распечатку или другие фиксированные затраты задачи.
Затратные ресурсы могут объединяться с материальными ресурсами.
Отметьте выполнение задачи составление плана проекта.
Посмотрите диаграммы Ганта, сетевой график и другие графические возможности представления проекта.
Включите в отчёт сетевой график, диаграмму Ганта (обычную).
Рекомендации к выполнению домашнего задания.
Подготовить презентацию продолжительностью 12-15 минут , содержащую:
1. Обоснование выбора стратегии управления проектом.
2. Обоснование цели, задачи, ожидаемый результат проекта.
3. Обоснование выбора методологии (или методики).
4. Определение модель (текстовая или графическая) процесса разработки плана управления проектом.
5. Обоснование структуру плана управления проектом.
6. Привести пример одного из планов:
• Управления содержанием;
• Управление сроками;
• Управление стоимостью;
• Управление рисками;
• Управление конфигурацией.
7. Обосновать критические факторы успеха проекта.
8. Определить критерии приемки проекта.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Варианты заданий.
1. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности судоходной компании.
2. Разработать проект информационной системы для учреждения юстиции.
3. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности малого научно-внедренческого предприятия.
4. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности компании, занимающейся видеопрокатом.
5. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности предприятия автосервиса.
6. Разработать проект информационной системы для торгово-закупочной фирмы.
7. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела гарантийного ремонта товаров торговой фирмы.
8. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета домовладений Бюро технической инвентаризации.
9. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета квартир Бюро технической инвентаризации.
10. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета нежилых помещений Бюро технической инвентаризации.
11. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета налогообложения физических лиц городской налоговой инспекции.
12. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности телеателье.
13. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности Государственной автомобильной инспекции по безопасности дорожного движения города.
14. Разработать проект информационной системы для ведения реестра имущества университетского городка.
15. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности туристической компании.
16. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности регистратуры ведомственной поликлиники.
17. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности рекламного агентства.
18. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности центра оценки и продажи недвижимости.
19. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела вневедомственной охраны квартир.
20 .Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела приватизации жилья администрации города.
21. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности Бюро технической инвентаризации по изготовлению и выдаче технических паспортов на объекты недвижимости.
22. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности телефонной компании.
23. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности мелкооптового книжного магазина.
24. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности автовокзала.

Оценочные средства для оценки качества освоения дисциплины в ходе текущего контроля (выполнение практических заданий
1. Конструирование и анализ сетевого графика. Проект выполняется в условиях ограниченности ресурсов. В проекте используются однотипные ресурсы.
- Провести прямой анализ сетевого графика: найти ранние сроки начала и окончания операций, ранний срок окончания проекта.
- Провести обратный анализ сетевого графика: найти поздние сроки начала и окончания операций, поздний срок окончания проекта.
- Найти критический путь.
- Выровнять загрузку ресурсов. В проекте используется один тип ресурса. Каждый день может быть использовано не более n единиц ресурса.
2. Презентация IT-проекта по любой выбранной студентом тематике предусматривает:
- формулирование цели и задач IT-проекта;
- определение бизнес-проблем, на решение которых направлен данный проект;
- определение рисков IT-проекта и создание плана реагирования на них;
- формирование календарного плана проекта в Microsoft Project 2010;
- определение потребности в ресурсах;
- описание ресурсов и назначение их на задачи проекта в Microsoft Project 2010;
- формирование бюджета проекта;
- описание результатов IT-проекта и получаемых бизнес-выгод от его реализации.
3. С помощью системы управления проектами MS Project - 2010
- создать календарь проекта, указав рабочее и нерабочее время, дату корпоративного праздника (нерабочий день), закрепить календарь за проектом
- создать скелетный план проекта
- провести детализацию скелетного плана
- установить длительности задач и связи между задачами
- создать Лист ресурсов
- описать ресурсные риски, используя настраиваемые поля
- провести назначение ресурсов задачам • выяснить бюджет проекта, распределение средств по фазам проекта
- предусмотреть поступление спонсорской помощи (денежные средства)
- выяснить, какие задачи находятся на критическом пути
- выяснить, есть ли ресурсы с превышением доступности
- устранить превышение доступности ресурсов
- смоделировать выполнение проекта
- по методу освоенного объема определить состояние проекта: отставание от расписания, соответствие запланированному бюджету, тенденции реализации проекта (по срокам, по стоимости)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы реферата
1. Критические факторы успеха и причины неудач на проектах внедрения информационных систем.
2. Виды резервов проектных ресурсов: назначение, оптимальные стратегии выделения и расходования.
3. Математические методы в управлении проектами.
4. Организация и проведение аттестации ключевых и конечных пользователей по итогам обучения на проектах внедрения корпоративных информационных систем.
5. Принципы бухгалтерского учета проектных затрат и принятия на баланс результатов проектов внедрения корпоративных информационных систем.
6. Формирование проектной команды с учетом стратегии развития персонала компании.
7. Модели зрелости проектного управления на примере CMMI.
8. Проектная документация: ключевые документы, управление, предотвращение избыточной документации.
9. Сравнительный анализ проектного и программного управления в разрезе целей, задач, организации работ и области применения.
10. Сравнительный анализ проектного и программного управления: цели, характер решаемых задач, типовая структура, соотнесение с деятельностью организации.
11. Технико-экономическое обоснование на проектах внедрения корпоративных информационных систем: методы, подходы, стоимость работ.
12. Управление требованиями заказчика на проектах внедрения корпоративных информационных систем.
13. Управление организационными изменениями на проектах внедрения корпоративных информационных систем: цели и задачи применения, адресуемые риски, методы, потоки работ.
14. Проектный офис и офис проекта: цели, принципы организации и управления, примеры.
15. Российская специфика эффективного управления проектом внедрения информационных систем.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов, выносимых на экзамен:
1. Каковы отличительные признаки проекта?
2. Что понимается под управлением проектами?
3. Что такое «треугольник управления проектами»?
4. Какова структура процессов управления проектами согласно РМВОК?
5. Перечислите области знания в управлении проектами в соответствии с PMBOK.
6. Какова взаимосвязь между группами процессов управления проектами?
7. Какие процессы входят в группу процессов планирования проекта?
8. Каковы составляющие методологии управления проектами?
9. Как можно классифицировать профессиональные стандарты управления проектами?
10. Кто относится к субъектам управления проектом?
11. Что является объектом управления в системе управления проектом?
12. Назовите и охарактеризуйте фазы жизненный цикл проекта.
13. Назовите факторы, влияющие на успех проекта.
14. Каковы основные направления автоматизации управления проектами?
15. Какие возможности должна обеспечить система управления проектом в части календарно-ресурсного планирования?
16. Какие возможности должна обеспечить система управления проектом в части финансового планирования?
17. Какие функциональные компоненты включаются в систему управления проектами?
18. Сравните различные подходы к автоматизации процессов управления проектами: на основе специализированного ПО, на основе специализированных модулей ERP систем, на основе PM систем.
19. В чем состоит отличие понятий «проект», «программа», «портфель проектов»?
20. Как формируется бюджет портфеля проектов?
21. Опишите и сравните функциональную, матричную и проектную организационные структуры.
22. Как власть и полномочия руководителя проекта зависят от организационной структуры?
23. Опишите и сравните слабую, сбалансированную и сильную матричные организационные структуры.
24. Что такое Офис управления проектами? В чем заключаются его функции и цель создания?
25. Охарактеризуйте структуру и назовите примерный состав корпоративного стандарта управления проектами.
26. Как различаются подходы к управлению проектами в различных областях деятельности?
27. Каковы основные этапы управления содержанием проекта?
28. Какие принципы используются при разработке иерархической структуры работ проекта?
29. Как происходит подтверждение содержания проекта?
30. Что входит в словарь иерархической структуры работ проекта?
31. Какие методы применяются при разработке ИСР?
32. Что такое расписание проекта и какую роль оно играет в управлении проектом на всех стадиях его жизненного цикла?
33. Что такое сетевая модель проекта и какие бывают типы взаимосвязей?
34. Перечислите известные вам сетевые диаграммы, а также опишите правила их построения.
35. Что такое ресурс?
36. Перечислите методы оценки продолжительности работ проекта, а также их достоинства и недостатки.
37. Назовите и охарактеризуйте основные типы ресурсов, используемых в проектной деятельности.
38. Какие ограничения связаны с использованием ресурсов в проекте?
39. Как связаны календарное планирование ресурсов и приоритет проекта?
40. Какие операции задерживаются при выравнивании использования ресурсов?
41. Каким образом календарное планирование ресурсов снижает гибкость в управлении проектом?
42. Опишите общий алгоритм метода критического пути.
43. Что такое критический путь и сколько их может быть в проекте?
44. Метод PERT. Его преимущества, недостатки и область применения.
45. Как применяется метод Монте-Карло в управления проектами?
46. Метод критической цепи. Область применения, достоинства и недостатки.
47. Опишите проблему формирования расписания с ограниченными ресурсами.
48. Чем отличается иерархическая структура работ от сетевого графика проекта?
49. Опишите зависимость продолжительности проекта от его стоимости. Ответ обоснуйте и приведите примеры.
50. Что такое бюджет? Чем он отличается от сметы?
51. Как формируется бюджет проекта?
52. Что представляет собой управление стоимостью проекта как процесс?
53. Процесс управления закупками проекта.
54. Срок окупаемости проекта.
55. Охарактеризуйте и представьте графически характер распределения затрат проекта во времени в соответствии с фазами жизненного цикла проекта.
56. Дайте определение понятиям «риск» и «неопределенность».
57. Перечислите основные цели и задачи управления рисками проекта.
58. С помощью каких показателей можно оценить риск?
59. Существуют ли риски, оказывающие положительное влияние на проект?
60. Что входит в план управления рисками проекта?
61. Перечислите основные подходы и инструменты идентификации рисков.
62. В чем заключается цель качественной оценки рисков проекта?
63. Какие методы могут быть использованы для количественной оценки рисков проекта?
64. В чем заключаются основные преимущества и недостатки различных методов количественной оценки рисков проекта?
65. Перечислите основные стратегии и инструменты управления рисками проектами.
66. Можно или нельзя устранить проектные риски, если проект тщательно спланирован?
67. В чем состоит различие между факторами и триггерами риска?
68. Кто такой «владелец риска»?
69. Приведите известные вам классификации рисков.
70. В чем состоит отличие между остаточным и вторичным риском?
71. Назовите типичные риски ИТ-проектов.
72. Назовите четыре вида мер реагирования на негативные риски. Проиллюстрируйте ответ примерами реагирования на негативные риски ИТ-проектов.
73. Назовите четыре вида мер реагирования на возможности. Проиллюстрируйте ответ примерами реагирования на возможности в ИТ-проектах.
74. Как можно классифицировать проекты по степени определенности целей и ресурсов? К какой группе относятся ИТ проекты?
75. Что является причиной неуспеха традиционных методов управления проектами при создании и внедрении информационных систем?
76. Перечислите основные тезисы Agile Maniftsto.
77. Опишите метод Scrum.
78. Опишите подход Devops.
79. Дайте характеристику гибких методологий управления проектами.
80. Опишите функционал MS Project, используемый для календарного планирования.
81. Назовите и охарактеризуйте основные виды задач, используемые в MS Project
82. Опишите функционал MS Project, используемый для создания ресурсов в проекте.
83. Опишите функционал MS Project, используемый для назначения ресурсов на задачи проекта.
84. Опишите функционал MS Project, используемый для выравнивания ресурсов.
85. Опишите функционал MS Project, используемый для расчета бюджета проекта.
86. Какие показатели используются для оценки степени завершенности проекта в MS Project?
87. Опишите три возможных подхода для указания информации о фактическом выполнении работ в MS Project. Проведите сравнительный анализ их достоинств и недостатков.
88. Опишите функционал MS Project, используемый для контроля проекта по методу освоенного объема.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева Управление ИТ-проектами: учебное пособие Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Долженко, А.И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428801
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Бунова, А. Н. Шурыгин Применение свободно распространяемого программного обеспечения для управления ИТ-проектами в госсекторе: , 2015 https://e.lanbook.com/journal/issue/298073
Л2.2 Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
Л2.3 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление ИТ-проектами portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
Э5 Система управления проектами Адванта / Блог www.advanta-group.ru
Э6 Московское отделение Project Management Institute www.pmi.ru
Э7 Сообщество энтузиастов гибкой разработки agilemanifesto.org
Э8 Портал MicrosoftProject.ru www.microsoftproject.ru
Э9 Сайт компании PM Expert www.pmexpert.ru
Э10 Портал «Профессионал управления проектами» www.pmprofy.ru
Э11 Курс на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Software Architect Designer, IBM Rational Method Composer, IBM Rational Data Architect, IBM WebSphere Business Modeler Advanced
Браузеры Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla FireFox.
MS Word, MS Excel, Microsoft Office Project / Planner, Microsoft Office Visio, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

СПС КонсультантПлюс: инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru
Электронно-библиотечная система «E-library»: http://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
002С кабинет криминалистики (криминалистический полигон) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест, оборудованный макетами, наглядными пособиями, стендами, схемами, образцами предметов и орудий убийства; проектор; манекен; шкафы для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования в количестве 7 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции и практические занятия в виде лабораторного практикума. По практикуму предусмотрено использование индивидуального подхода обучения, каждый студент выбирает тематику своего проекта.
Для закрепления промежуточных теоретических знаний предусмотрен коллоквиум.
В конце изучения дисциплины по теории предусмотрен тест. Дисциплина заканчивается зачетом.
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы.
В ходе лекций студентам рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению;
- задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из рекомендованной литературы, дополняющей материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа (изучение теоретического курса)
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими бакалаврами по данной дисциплине.
Лабораторные работы - это активная форма учебного процесса. При подготовке к лабораторным работам студенту необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Лабораторные работы предполагают выполнение заданий и решение задач на ПК.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В индивидуальной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Задание на практическую работу включает содержательную постановку задачи в некоторой предметной области. Индивидуальное задание каждый студент получает у преподавателя, который осуществляет руководство в соответствии с перечнем тематик работ.
Подготовка индивидуального задания является одной из форм обучения обучающегося. Данная форма обучения направлена на:
- организацию и повышение уровня самостоятельной работы;
- усиления контроля за результатами самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельных работ акцент делается на формирование навыков работы студентов с научно-технической литературой; работы с сетью Internet; на систематизацию материала для решения поставленных задач; на формирование навыков оформления результатов выполненных работ (пояснительной записки, ссылок на литературные источники, выводе по работе). Защита работы проводится индивидуально каждым студентом.
Оформление отчетов и других материалов должно приводиться в соответствии с действующими стандартами. В процессе защиты работы студент должен быть готов ответить на вопросы преподавателя, касающиеся темы самостоятельной работы.
Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы, конспектов лекции, участие в проводимых контрольных опросах, тестирование по модулям и темам, выполнение письменной работы на коллоквиуме, проводимом после завершения лекционной части курса.
Самостоятельная работа студентов включает текущую и творческую проблемно-ориентированную самостоятельную работу (ТСР).
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений и включает следующие виды работ:
• работа с лекционным материалом;
• подготовка к лабораторным работам; опережающая самостоятельная работа;
• изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
• подготовка к контрольным работам и промежуточной аттестации.
Творческая СРС включает:
• поиск, анализ, структурирование и презентация информации по теме раздела дисциплины, применительно к индивидуальному заданию;
• исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
• анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.
Цель доклада - развитие навыков аналитической работы с научной литературой, анализа дискуссионных научных позиций, аргументации собственных взглядов. Подготовка научных докладов развивает творческий потенциал обучающихся. Научный доклад готовится под руководством преподавателя, который ведет практические занятия. Перед началом работы по написанию научного доклада студент согласовывает с преподавателем тему, структуру, литературу, обсуждает ключевые вопросы доклада.
Реферат может быть написан на одну из предлагаемых преподавателем тем. Реферат должен быть четко структурирован: введение, основная часть (делится на ряд параграфов), заключение. Введение содержит постановку проблемы, во введении следует объяснить, чем был обоснован выбор темы, охарактеризовать актуальность и значимость темы. Особое внимание следует обратить на изученность темы, проанализировать использованные источники и литературу. В основной части работы должна непосредственно раскрываться объявленная тема. Выводы должны содержать авторскую оценку решения проблемы.